Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты социального контракта в социальной работе многодетными семьями 6
1.1. История формирования социального контракта как формы социальной
помощи многодетным семьям 6
1.2. Характеристика социального контракта с многодетными семьями 15
Глава 2. Опыт практической деятельности по организации социальной помощи многодетным семьям на основании социального контракта в Оренбургской области 23
2.1. Содержание деятельности Министерства социального развития
Оренбургской области по организации социальной помощи многодетным семьям на основании социального контракта 23
2.2. Исследование проблем реализации социальной помощи многодетным
семьям на основании социального контракта 33
Заключение 42
Список источников и литературы 44
Приложения
Существующие проблемы многодетных семей обуславливают необходимость оказания им социальной помощи со стороны государства. Во многих российских регионах для достаточно большого количества семей с детьми социальные пособия являются одним из основных источников дохода. Однако, как правило, размер этих социальных пособий не позволяет выйти из трудной жизненной ситуации и преодолеть бедность.
В рамках подпрограммы «Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан» Государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», предусматривается создание условий для самостоятельного выхода из бедности трудоспособных слоев населения, в том числе с помощью инновационных социальных технологий. Одной из таких технологий является социальный контракт, реализация которого призвана повысить уровень и качество жизни малоимущих многодетных семей, способствовать сокращению бедности и преодолению ее негативных социальных последствий .
Актуальность темы исследования продиктована широким применением в России с начала 2013 года технологии социального контракта как одного из потенциально эффективных инструментов социальной политики с применением обусловленных видов поддержки нуждающимся многодетным семьям. Социальный контракт направлен на расширение масштабов адресной социальной поддержки, что, в свою очередь, создает основу для снижения бедности, сокращения неравенства, улучшения социального климата в обществе и, в то же время, для более эффективного использования средств бюджетной системы Российской Федерации. Государственная власть развивает механизм предоставления такой социальной поддержки и уделяет этой технологии большое внимание, в том числе в рамках «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» .
Теоретическая значимость данной работы заключается в проведении анализа истории формирования социального контракта как социальной помощи. Кроме того, была дана общая характеристика социального контракта для многодетных семей, выявлены особенности заключения данного вида социальной помощи.
Практическая значимость заключается в изучении содержания организации социального контракта с многодетными семьями на территории Оренбургской области, а также разработка рекомендаций по совершенствованию технологии заключения социального контракта с многодетными семьями.
Научные исследования Холостовой Е.И., Климантовой Г.И., Кудиновой К.В., Малофеева И.В., Гришиной Я.С. посвящены рассмотрению социального контракта как формы социальной помощи. Среди зарубежных авторов следует отметить Ролза Дж., Бьюкенена Дж.
Сравнительные исследования международного и отечественного опыта применения социального контракта изучали такие ученые как: Овчарова Л.Н., Прокофьева Л.М., Корчагина И.И., Малева Т.М. Перечисленные авторы рассматривают различные теоретические аспекты социального контракта.
Анализ ведущих научных работ и публикаций позволил установить, что в них представлена недостаточно полная репрезентативная информация по внедрению социального контракта в российских регионах. Это не позволяет авторам оценивать должным образом эффективность социального контракта, которая сильно разнится по регионам, отличающимся друг от друга. В многочисленных научных трудах подтверждаются существенные региональные различия географического, климатического, демографического, экономического, нормативно-правового и иного плана.
Объектом исследования является социальная помощь многодетным семьям на основании социального контракта.
Предмет исследования - технология оказания социальной помощи многодетным семьям на основании социального контракта.
Цель исследования - выявить проблемы реализации социального контракта с многодетными семьями.
В соответствии с поставленной целью выпускной квалификационной работы решались следующие задачи:
1. Изучить историю формирования социального контракта как формы социальной помощи многодетным семьям;
2. Дать характеристику социального контракта с многодетными семьями;
3. Описать содержание деятельности Министерства социального развития Оренбургской области по организации социальной помощи многодетным семьям на основании социального контракта;
4. Проанализировать результаты эмпирического исследования по выявлению проблем реализации социального контракта с многодетными семьями.
База исследования: Министерство социального развития Оренбургской области.
Теоретические методы: анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, синтез.
Практические методы: анализ документов, анкетирование, экспертный опрос.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы и двух приложений.
Социальный контракт - договор между уполномоченным органом и малоимущей многодетной семьей, в соответствии с которым уполномоченный орган обязуется оказать семье адресную социальную помощь, а семья обязуется выполнить мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации. Социальный контракт как одна из форм социальной помощи многодетным семьям действует на всей территории Российской Федерации с начала 2013 года.
Технология социального контракта в настоящее время затрагивает разные аспекты социально-экономической политики: преодоления бедности, планирования и воспроизводства трудовых ресурсов, решения проблем занятости, выход из тяжелой жизненной ситуации. Одним из основных условий получения данной помощи является наличие активных действий со стороны многодетной семьи по преодолению бедности и нахождению постоянного источника дохода.
Денежная выплата, полученная многодетной семьей, заключившей социальный контракт, может быть использована исключительно на мероприятия, связанные с выполнением обязанностей по социальному контракту:
1. на развитие личного подсобного или крестьянского (фермерского) хозяйства (покупка домашнего скота, птицы и др.);
2. организацию индивидуальной предпринимательской деятельности;
3. покупку учебников и других школьных принадлежностей;
4. расходы на ремонт жилища, хозяйственных построек;
5. лечение;
6. иные мероприятия, предусмотренные социальным контрактом.
На основе проведенного анализа опыта реализации социального контракта в Оренбургской области, можно сделать вывод о том, что применение социального контракта является результативной формой социальной поддержки многодетной семьи. Семьи самостоятельно прилагают усилия для изменения ситуации: устраиваются на работу, развивают личное подсобное хозяйство, стараются обеспечить свою семью.
Основываясь на результаты проведенного исследования, можно сделать вывод, что благодаря внедрению технологии социального контракта:
1. происходит сокращение бедности при помощи реализация трудового потенциала получателей государственной социальной помощи;
2. повышается уровень и качество жизни за счет постоянных самостоятельных источников дохода в различных формах;
3. осуществляется социальная реабилитация членов малоимущих семей;
4. повышается социальная ответственность многодетных семей.
Несмотря на наличие положительных качеств социального контракта, присутствуют и отрицательные. Главной проблемой реализации социального контракта, по мнению респондентов и экспертов, является недостаточное финансирование данной формы социальной помощи. Многодетной семье для реализации своего потенциала в полной мере не всегда хватает выделенных средств.
Еще одной не менее значимой проблемой является отсутствие понимания ответственности со стороны многодетной семьи за выполнение условий, предусмотренных социальным контрактом.
С целью повышения эффективности реализации технологии социального контракта, необходимо осуществить ряд мер, которые позволят преодолеть трудности заключения и реализации социального контракта. В их числе меры, предлагаемые как на региональном уровне, так и на федеральном.
1. Антипова Е.И., Технология социального контракта как инновация в социальной работе // Вестник БГУ. 2016. № 4. С. 251-256.
2. Антохина С.В., Социальная защита и социальное обслуживание населения республики Карелия в современных условиях // Социальное обслуживание. 2012. № 10. С. 23-26.
3. Бобков В.Н., Джандосова Ф.С., Бучкова Я.Ю.Эффективность государственной социальной помощи на основании социального контракта // Уровень жизни населения регионов России. 2015. № 3. С. 75-108.
4. Бьюкенен Дж., Границы свободы. М.: Таурус Альфа,1997. 556 с.
5. Ветчинина Е.В.,К вопросу об оценке эффективности государственной социальной помощи на основании социального контракта // Направления и формы гуманитаризации высшего образования: межвузовский сборник научных трудов. № 5. 2016. С. 245-251.
6. Гришина Я.С., Правовая природа социального контракта (договора социальной адаптации) как правового средства обеспечения достойного уровня жизни // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. 2015. Т. 2. № 62. С. 68-76.
7. Доклад министра труда, занятости и социальной защиты Пермского края Е.В. Ханжина «Подведение итогов 2012 года и перспективы развития отрасли в 2013 году» // Режим доступа:http://www.garant.ru,свободный. Загл. с экрана.
8. Дубенко О.С., Социальный контракт как новая форма оказания адресной социальной помощи // Труды Института государства и права РАН. 2016. № 3. С. 197-204.
9. Еремина О.А., Палибина А.С., Социальный контракт как новый вид адресной социальной помощи // IX Международная научно-практическая конференция «Научные исследования и разработки». 2016. № 1. С. 350-353.
10. Закон Оренбургской области от 06 ноября 2012 года № 1126/329VO3. «Об оказании адресной социальной помощи на условиях закл ючениясоциального контракта о взаимных обязательствах» // Режим доступа:https://base.garant.ru/27695051/,свободный. Загл. с экрана.
11. Келлер П.А., Социальный контракт как форма государственной социальной помощи малообеспеченным категориям населения // Теории и проблемы политических исследований. 2018 .Том 7. № 2А. С. 122-129.
12. Климантова Г.И., Социальный контракт как инновационная технология: метод, рекомендации. М.: ИПК ДСЗН, 2013. 123 с.
13. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (в ред. от 28.09.2018) // Режим доступа:http://www.consuttant.ru/document/cons doc LAW,свободный. Загл. с экрана.
14. Кудинова К.В., Социальный контракт - инновационная модель социальной помощи // Журнал «Глобальный научный потенциал». 2012. №18. С. 94-96.
15. Малофеев И.В., Социальный контракт как форма социальной поддержки населения // Вестник Красноярского государственногопедагогического университета им. В.П. Астафьева. 2016. № 11. С. 26-29.
16. Материалы Департамента социальной защиты Республики Карелия за 2012 год «Итоги года. Работа отросли в области социальной защиты населения» //Режим доступа: http: //old. gov. karelia.ru/Power/Office/Job,свободный. Загл. с экрана.
17. Овчарова Л.Н., Научно-методическое обеспечение
государственной политики оказания адресной помощи нуждающимся категориям граждан и домохозяйств, в том числе на основании социального контракта // Приоритетные направления развития: государственное и муниципальное управление РФ. 2013. № 12. С. 55-59.
18. Овчарова Л.Н., Прокофьева Л.М. Система социальной поддержки, направленной на активизацию выхода из бедности, в регионах Российской Федерации // Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры. 2014. № 19. С. 87-102.
19. Отчет Департамента социального развития Калининградской
области за 2012 г. «Итоги за 2010-2012 годы» // Режим
доступа:https://social.gov39.ru,свободный. Загл. с экрана.
20. Официальный сайт Министерства социального развития Оренбургской области // Режим доступа:https://www.msr.orb.ru,свободный. Загл. с экрана.
21. Подпрограмма «Развитие мер социальной поддержки отдельных
категорий граждан» от 15.04.2014 № 296 // Режим
доступа:https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70544062,свободный. Загл. с экрана.
22. Постановление Правительства Калининградской области от 16 апреля 2011 г. № 201. «Об оказании помощи малоимущим гражданам в форме «социального пакета» // Режим доступа:http://www.consultant.ru,свободный. Загл. с экрана.
23. Постановление от 6 февраля 2013 года N 100-п «О порядке реализации Закона Оренбургской области от 6 ноября 2012 года № 1126/329-У-ОЗ «Об оказании адресной социальной помощи на условиях заключения социального контракта о взаимных обязательствах» // Режим доступа:http://docs.cntd.ru/document/499200223,свободный. Загл. с экрана.
24. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 мая 2010 г. № 400 «О Плане мероприятий Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по выполнению Плана по реализации основных направлений антикризисных действий и политики модернизации российской экономики Правительства Российской Федерации на 2010 год, утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным 2 марта 2010 г. № 972п- П13» // Режим доступа:https://base.garant.ru/4190419/, свободный. Загл. с экрана.
25. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.05.2010 № 399 «О проведении в ряде субъектов Российской Федерации эксперимента по оказанию государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основе социального контракта» // Режим доступа:http://www. consultant.ru/cons,свободный. Загл.с экрана.
26. Ролз Дж., Теория справедливости. Новосибирск.: Изд. НГУ, 1995. 532 с.
27. Социальный контракт: от заключения до исполнения: Учебно-методическое пособие / Е. И. Холостова, Г. И. Климантова. М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. 244 с.
28. Тедеева Д.Т., Социальный контракт как форма социальной поддержки населения // Журнал «Аллея науки». 2017. Том4. №15. С. 601-610.
29. Указ Губернатора Пермской области от 27 мая 2005 г. № 83 «Об установлении в 2005 году форм социальной поддержки отдельных категорий малоимущих семей по технологиям «самообеспечение» и «от пособия к зарплате» // Режим доступа:http://www.garant.ru , свободный. Загл. с экрана.
30. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178 ФЗ. «О
государственной социальной помощи» // Режим доступа: http: //www. consultant.ru/document/cons doc LAW 23735/,