ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ
СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА
ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА 7
1.1. Понятие и сущность педагогического мониторинга 7
1.2. Система мониторинга сформированности предметных компетенций
обучающихся 14
1.3. Педагогические условия внедрения системы мониторинга как фактора управления процессом формирования предметных компетенций
обучающихся 31
Вывод по 1 главе 40
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВНЕДРЕНИЮ
СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА 42
2.1. Технология построения системы мониторинга сформированности предметных компетенций обучающихся 42 2.2 Диагностический инструментарий для определения уровня и оценки динамики сформированности компонентов предметных компетенций
обучающихся 47
2.3. Анализ полученных результатов и разработка рекомендаций 54
Вывод по 2 главе 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 81
Актуальность темы данного исследования состоит в том, что новая роль личности в условиях демократизации, гуманизации общества, профессионализации жизни, внедрения новейших технологий производства, роста конкуренции ставит перед коллективами учебных заведений новые требования к оценке знаний будущих специалистов. Качество высшего образования - это совокупность качеств лица с высшим образованием, отражающее ее профессиональную компетентность, ценностную ориентацию, социальную направленность и предопределяет способность удовлетворять как личные духовные и материальные потребности, так и потребности общества.
К первоочередным задачам, которые должно решить государство в сфере высшего образования, вошли те, которые провозглашают необходимость внедрения новых управленческих механизмов развития образования и мониторинга качества образования, основанного на научном подходе к анализу проблем и оперировании достоверной статистической информацией.
Анализ педагогической, психологической и философской научной литературы свидетельствует о том, что исследуемая проблема рассматривается учеными из разных аспектов.
Мониторинг как средство совершенствования системы информационного обеспечения управления образованием рассматривают Абакумова Н.Н., Гирба Е. Ю., Золотарева А.В., Ильина Т.В., Коротаева Е.В., Крылова Н.Н., Рафф С.Е., Чунин В.Н., Миронычева О.А., Тягунова, Ю.В., Крикунов, К. Н. и другие.
Сейчас конкретизирован понятийно-критериальный аппарат педагогического мониторинга, разработаны его отдельные теоретические положения: мониторинг процесса обучения в учебных заведениях, решен вопрос организации, технологии и механизма проведения мониторинга.
В то же время наблюдается тенденция, когда практический опыт педагогического мониторинга обобщается без фундаментальных исследований мониторинга.
Анализ научной литературы и опыта преподавательской деятельности свидетельствует о том, что наибольшие трудности в осуществлении мониторинга в учебных заведениях возникают из-за: недооценки роли мониторинга в управлении учебным процессом; неразличении терминов «мониторинг», «диагностика», «исследования», «контроль» и «оценки»; отсутствие экспериментально проверенных учебно-методических разработок по внедрению мониторинга в практическую деятельность учебных заведений.
В общем обзоре литературных источников не обнаружено специальных работ, посвященных исследованию мониторинга общепрофессиональных и специальных компетенций в системе дополнительного образования.
Цель исследования заключается в выявлении уровня сформированности компетенций обучаемых с помощью системы мониторинга.
Объект исследования - профессиональный педагогический мониторинг.
Предмет исследования - методика исследования уровня формирования общепрофессиональных и специальных компетенций с помощью системы мониторинга.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие и сущность педагогического мониторинга.
2. Проанализировать систему мониторинга сформированности
профессиональных компетенций обучающихся.
3. Определить педагогические условия внедрения системы мониторинга как фактора управления процессом формирования профессиональных компетенций обучающихся.
4. Провести экспериментальную работу по внедрению системы мониторинга.
Для решения поставленных задач в этой работе использовались методы анализа, обобщения, наблюдения, классификации, метод мониторинга и методы математической статистики.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе обобщены и расширены теоретические представления о педагогическом мониторинге....
Цель исследования заключается в выявлении уровня сформированности компетенций обучаемых с помощью системы мониторинга. Исследование позволяет сделать следующие выводы.
Педагогический мониторинг - долговременное наблюдение за состоянием обучения и воспитания, и управление этими процессами «путем своевременного информирования участников о возможности неблагополучных, критических или недопустимых случаев».
На наш взгляд, педагогический мониторинг проводится для оценки качества обучения в школе и преподавания в учебных заведениях, поэтому результаты должны быть такими, которые отобразят реальное состояние учащихся, обучаемых. Позже, по результатам данного наблюдения нужно выявить причины определенных негативных моментов, если они присутствуют, и устранить их в дальнейшей работе учителя или преподавателя. Это позволяет совершенствовать работу и учителю, и выявить трудности освоения материала, если такие существуют.
В зависимости от объекта наблюдения разделяют на:
• административный
• педагогический (исследуется профессионализм педагога);
• психологический (климат в коллективе, адаптация обучаемых к обучению);
• ученический (анализ учебной деятельности обучаемых по определенному предмету, уровень воспитанности, эмоционального состояния школьника)
Во второй части работы было проведено экспериментальное исследование, направленное на мониторинг учебных достижений обучаемых в группах английского языка, обучающихся в АНО ДО «Образовательный центр «Ес»» по разработанной нами методике.
В экспериментальном исследовании участвовало 60 обучающихся. Выбор экспериментальных групп осуществлялся на основе дифференциации обучающихся - детских и подростковых групп, а также групп, в которых обучаются взрослые.
На подготовительном этапе проводилось изучение практики организации мониторинга, различных теоретических источников по проблеме. Разрабатывалась программа, план проведения эксперимента, выделялись этапы, и определялась цель их осуществления. Изучалась и описывалась существующая ситуация состояния мониторинга качества знаний обучаемых в учебном заведении негосударственной формы собственности, АНО ДО «Образовательный центр «Ес»», обосновывалась и уточнялась гипотеза опытно-экспериментальной работы, разрабатывался и апробировался необходимый инструментарий, уточнялись критерии, определялись участники экспериментальной работы.
Следующий этап исследования был направлен на осуществление формирующего эксперимента. Главным его содержанием стала проверка эффективности мониторинга. Полученные результаты постоянно анализировались, обобщались и сравнивались на основе разработанных критериев, что позволило уточнить педагогические условия мониторинга качества знаний обучаемых в современных условиях. Одновременно вносились коррективы в методику исследования, формировались предварительные выводы и рекомендации, некоторые из них внедрялись в учебно-воспитательный процесс АНО ДО «Образовательный центр «Ес»».
На заключительном этапе осуществлялась всесторонняя проверка, обработка и обобщение полученных результатов. Итоги эксперимента обсуждались на заседаниях, в индивидуальных беседах с преподавателями и обучаемыми. Формулировались окончательные выводы и практические рекомендации по внедрению мониторинга качества знаний обучаемых.
В результате проведенного мониторинга было установлено, что на начальном этапе исследования в двух группах уровень учебных достижений в целом низкий, о чем свидетельствует большое количество обучаемых с низкими показателями развития речи и малый процент учащихся, имеющих высокий уровень развития коммуникативных навыков. В то же время во взрослой группе уровень сформированности коммуникативных навыков у обучаемых немного выше в экспериментальном классе, хотя при этом можно говорить о приблизительном равенстве развития этих умений у учащихся обоих классов. Повторный мониторинг был проведен через месяц после первого этапа работы. Повторный мониторинг показал, что в подростковых и детских группах имеют место положительные изменения, в то время как во взрослой группе таких изменений почти не произошло, что свидетельствует о большей эффективности работы педагога в группах с детьми и подростками. Нами была раскрыта динамика учебных достижений в двух группах: в группе детей и подростков она составила 126, 0 %, В группе взрослых: 1 19, 0 %.....
1. Абакумова Н. Н. Принципы организации педагогического мониторинга инноваций. 2013 / Вестник Томского государственного педагогического университета
2. Алиева Л.В. Диагностика и мониторинг в сфере воспитания: (По итогам научно - практической конференции) // Внешкольник. - 2006. - № 11.
3. Астраханцева С.В. Комплексный мониторинг качества обучения народному художественному творчеству в системе ДОД // Дополнительное образование и воспитание. - 2007. - № 3.
4. Астраханцева С.В. Педагогический мониторинг в УДОД как управленческая проблема // Дополнительное образование и воспитание. -
2007. - № 2 (88).
5. Будникова В.С., Паршуков Ю.Н. Программа развития системы педагогического мониторинга качества предпрофильной подготовки и профильного обучения 2008 / Муниципальное образование: инновации и эксперимент
6. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Методика определения результативности образовательной деятельности детей // Дополнительное образование. - 2004. - № 12.
7. Гирба, Е. Ю. Организационно-педагогические условия мониторинга образовательного процесса в современной школе: дисс. канд. пед. наук. М.,
2008. - 190 с.
8. Гущина Т.Н. Технология педагогической оценки в системе мониторинга дополнительного образования детей // Внешкольник. - 2003. - № 1. 1
9. Диагностика конфликтологической компетентности обучаемых в структуре психолого-педагогического мониторинга / Яковлева И. П., Романов Д. А., Романова М. Л.// Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2015
10. Ефремова, Н. Ф. Формирование и оценивание компетенций в образовании [Текст]/ Н. Ф. Ефремова. -Рна/Д, Аркол. 2010. 386 с.
11. Журавская Н.Т. Педагогический мониторинг и диагностика
образовательных инноваций в вузе. 2009 / Вестник Томского
государственного педагогического университета
12. Золотарева А.В. Проблема оценивания и отслеживания результата деятельности учреждения дополнительного образования детей // Материалы научно-практической конференции. Ярославль, 1997.
13. Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей: (научно-методический аспект). - Ярославль: Б.и., 2000.
14. Коваленко И. В. Педагогический мониторинг как средство управления качеством образования / Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2012
15. Кольней В.А., Шишлов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель-обучаемый»: Методическое пособие для учителя. - М.: Б.и., 1999....33