ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГУБЕРНАТОР И ЕГО РОЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 8
1.1. Институт губернаторства 8
1.2. Нормативно-правовой подход к анализу политики губернатора 19
1.3. Модель современного губернатора России 30
ГЛАВА 2. ПУБЛИЧНОСТЬ В ПОЛИТИКЕ ГУБЕРНАТОРА 43
2.1. Теоретический подход к анализу «публичности» в политике 43
2.2. Значение публичности в деятельности современного губернатора 58
2.3. Эффективность публичной политики губернатора в современной России 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 92
ПРИЛОЖЕНИЯ 98
Актуальность данной темы обусловлена ключевой ролью губернаторов в системе регионального управления Российской Федерации. Изменения в политической структуре страны, экономические трансформации и социальные процессы последних десятилетий значительно повысили степень ответственности и влияния данного института на развитие регионов. В контексте федерализма и децентрализации власти особое внимание уделяется адаптации губернаторской практики к современным вызовам, что актуализирует необходимость глубокого исследования данного института. Вследствие этого, детальное изучение механизмов функционирования, правовых основ деятельности губернаторов, а также анализ их роли в реализации публичной политики представляют собой актуальные направления современного политологического дискурса.
Целью данной работы является комплексный анализ публичной политики современного российского губернатора.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты института губернаторства;
2. Провести анализ нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность губернатора;
3. Представить модель современного российского губернатора;
4. Провести комплексный анализ понятия «публичности» в контексте политологического дискурса;
5. Оценить значимость публичной политики в деятельности губернатора;
6. Определить показатели критерии эффективности публичной политики губернатора в современной России.
Объектом исследования является деятельность современного российского губернатора.
Предметом исследования является публичность в деятельности современного российского губернатора.
Степень научной разработанности. В рамках данной работы осуществлен обзор научных трудов, посвященных изучению публичной политики и роли губернатора в современной России. Теоретические аспекты понятий «публичная сфера» и «публичная политика» находят свое отражение в работах таких знаменитых ученых, как Ю. Хабермас, Х. Арендт, Д. Марш , М. Смит, Д. Аллен , и Дж. Дьюи , Н.Т. Товмасян .
Вопросы губернаторской власти и публичной политики в контексте российской модели государственного управления подробно разрабатываются в научных работах Г. Алмонда , Л.В. Сморгунова , Н.Ю. Беляевой , Т.А. Алексеевой и Е.С. Бабосовой . Эти исследования позволяют глубже понять механизмы функционирования губернаторской власти и специфику реализации публичных политик на региональном уровне.
Также значительный вклад в концептуализацию публичной политики внесли Н.Ю. Беляева и С.А. Гадышев , чьи работы позволяют рассматривать публичную политику через призму взаимодействия государственной власти и гражданского общества.
...
В рамках данной научной работы было проведено всестороннее исследование роли губернатора в современной России, а также анализировалось значение публичности в его политической деятельности. Работа структурирована на две главы, каждая из которых включает в себя ряд параграфов, освещающих различные аспекты тематики. Научный анализ, представленный в работе, опирается на теоретические подходы, нормативно-правовые акты, а также современные практики управления на региональном уровне.
В первой главе «Губернатор и его роль в современной России» были рассмотрены основные аспекты института губернаторства, включая его историческое развитие, нормативно-правовую базу и модель современного губернатора России.
В рамках параграфа 1.1 «Институт губернаторства» проведен обзор эволюции института губернаторства, подчеркнув его значимость в системе государственного управления РФ.
В параграфе 1.2 «Нормативно-правовой подход к анализу политики губернатора» проанализировано историческое развитие и нормативно-правовая база института губернаторства, что позволило выявить ключевые аспекты правового регулирования и функционирования губернаторов в России.
В параграфе 1.3 «Модель современного губернатора России» были исследованы ключевые характеристики и компетенции, которыми должен обладать современный губернатор для эффективного управления регионом.
Вторая глава «Публичность в политике губернатора» сфокусирована на анализе роли публичности в деятельности губернаторов.
Параграф 2.1 «Теоретический подход к анализу публичности в политике» представил обзор теоретических аспектов публичности, подчеркнув ее значение в политическом процессе и управлении.
В параграфе 2.2 «Значение публичности в деятельности современного губернатора» было показано, как публичность влияет на формирование имиджа губернатора и доверие к нему со стороны общественности.
Параграф 2.3 «Эффективность публичной политики губернатора в современной России» осветил вопросы оценки эффективности публичной политики через призму народного рейтинга губернаторов, выявляя ключевые факторы успеха и предлагая пути улучшения публичной политики.
Исследование продемонстрировало, что успешная деятельность губернатора в современной России требует не только глубокого понимания правовых основ своей работы и стратегического мышления, но и активного использования публичности как средства формирования положительного имиджа, повышения доверия и обеспечения обратной связи с населением. Эффективность публичной политики губернатора напрямую влияет на его репутацию, возможности для переизбрания и, в конечном итоге, на социально-экономическое развитие региона.
Анализ народного рейтинга губернаторов выявил важность таких факторов, как работоспособность, информационная открытость, уровень доверия к главе, качество жизни населения, что в совокупности определяют общественное восприятие и эффективность управления на региональном уровне.
В рамках исследования были проведены экспертные интервью с государственными служащими из трех регионов — Москвы, Санкт-Петербурга и Татарстана. Эти интервью позволили глубже понять и оценить роль публичности в деятельности губернаторов и выявить, как именно открытость и доступность губернаторов влияют на их восприятие со стороны населения и эффективность управления.
Ответы экспертов подтвердили, что губернаторы, активно участвующие в публичных мероприятиях, регулярно выступающие в медиа и использующие социальные сети для коммуникации, значительно повышают уровень доверия и поддержки среди граждан. Это подтверждает теорию о том, что публичная доступность и прозрачность действий губернаторов являются критически важными для успешной реализации региональной политики.
Эксперты из Татарстана особенно выделяли важность публичной политики в контексте национальных проектов и региональных инициатив, указывая на то, как публичные выступления их губернатора способствовали успешному привлечению инвестиций и социальному одобрению. В Москве и Санкт-Петербурге эксперты акцентировали внимание на способности губернаторов использовать публичные мероприятия для улучшения образовательной, экологической и транспортной инфраструктуры.
Исследование продемонстрировало, что успешная деятельность губернатора в современной России требует активного использования публичности как средства формирования положительного имиджа, повышения доверия и обеспечения обратной связи с населением. Эффективность публичной политики губернатора напрямую влияет на его репутацию, возможности для переизбрания и, в конечном итоге, на социально-экономическое развитие региона.
Исследование показало, что губернаторы, демонстрирующие высокую степень информационной открытости и готовность к общению с жителями своих регионов, чаще получают высокие оценки в народных и экспертных рейтингах.
Работа подтверждает, что в эпоху глобализации и информационных технологий публичность становится неотъемлемым аспектом политической жизни регионов, требуя от губернаторов не только традиционных управленческих навыков, но и умения эффективно коммуницировать с общественностью через различные платформы и медиа.
Подтверждено, что публичность является критически важным элементом в управленческой деятельности губернаторов, способствующим повышению их эффективности и поддержки со стороны населения.
1. Федеральный закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" от 21.12.2021 N 414-ФЗ // URL : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_404070/ (Дата обращения : 05.11.2023).
2. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: понятийно-тер-минол. слов. - М.: Мысль. - 1983. - 290 с.
3. Алексеева Т. «Публичное» и «частное»: где границы «политического»? // Проблемы и суждения: голоса российской политологии: Сб. тр. М.: КДУ, 2004.
4. Арендт Х. Vita Activa, или о деятельной жизни. – СПб.: Алетейя, 2000. – 75 c.
5. Аристотель. Политика. Афинская полития. М.: Мысль, 1997.
6. Баранова Т. В. Публичная политика: подходы к определению и основные составляющие российской публичной политики //Огарёв-Online. – 2021. – №. 7 (160). – С. 1.
7. Бараш Р. Э. Социальные медиа как фактор формирования общественно-политических установок, российский контекст //Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2022. – №. 2 (168). – С. 430-453.
8. Бурдье П. Социология политики. М.: Socio-Logos, 1993.
9. Вебер М. Политика как призвание и профессия. – Рипол Классик, 1990.
10. Володенков С. В. Особенности виртуализации современной публичной политики в России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Политология. – 2011. – № 4. – С.68-74.
11. Гарипов Р. Ф. Политическая ответственность главы региона в современной России //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. – 2013. – Т. 13. – №. 2. – С. 50-53.
12. Гаркуша П. И. Историко-правовые аспекты института губернаторства в России //Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2009. – №. 1. – С. 92-94.
13. Гончаренко О. В. Трансформация института губернаторства //Власть. – 2009. – №. 4. – С. 38-41.
14. Дахин А. Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? //Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004. – №. 2. – С. 42-47.
15. Деева Д. М. Институт губернаторства в стратегиях российской власти //Власть. – 2013. – №. 4. – С. 156-159.
...
61 источник