Введение………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАТЕГОРИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВРЕМЕНИ……………………………………………13
1.1. Время как философская категория………………………………………13
1.2. Литературоведческий аспект категории времени………………………17
1.3. Постмодернизм как литературно-художественное явление…………...32
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1…………………………………………………………40
ГЛАВА 2. СВОЕОБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВРЕМЕНИ В РОМАНЕ «ВОЛХВ» ДЖОНА ФАУЛЗА…………………………………………………..42
2.1. Организация художественного времени в романе «Волхв»…………..42
2.2. Постмодернистские маркеры времени в романе «Волхв»…………….49
ВЫВОДЫ ПОГЛАВЕ 2…………………………………………………………55
ГЛАВА 3. СВОЕОБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВРЕМЕНИ В ПОВЕСТИ «БАШНЯ ИЗ ЧЁРНОГО ДЕРЕВА» ДЖОНА ФАУЛЗА……………………….57
3.1. Организация художественного времени в повести «Башня из чёрного дерева» …………………………………………………………………….57
3.2. Постмодернистские маркеры времени в повести «Башня из чёрного дерева» …………………………………………………………………….62
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3…………………………………………………………66
Заключение ………………………………………………………………………67
Список литературы………………………………………………………………71
Джон Роберт Фаулз (31.03.1926 – 05.11.2005) признаётся важной фигурой в британской литературе XX века, оказавшим значительное влияние на её эволюцию.
Британский писатель Джон Фаулз, чей вклад в мировую литературную науку немаловажен, известен как автор романов, среди которых особо выделяются «Коллекционер» («Thecollector», 1963 г.), «Волхв» («TheMagus», 1965 г.) и «Женщина французского лейтенанта» («TheFrenchLieutenant’sWoman», 1969 г.). Помимо романов, Фаулз написал несколько повестей и коротких рассказов, включая «Башню из чёрного дерева», опубликованную в 1974 году(«TheEbonyTower», 1974 г.). Его литературное наследие также включает в себя стихи и эссе, такие как «Аристос» («TheAristos», 1964 г.), «Кораблекрушение» (1975) («Shipwreck», 1975 г.), «Острова» («Islands», 1978 г.), «Дерево» («TheTree», 1979 г.), и сборник эссе «Кротовые норы» («Wormholes — EssaysandOccasionalWritings», 1998 г.)
В творчестве и мировоззрении Джона Фаулза центральное место занимают гуманистические убеждения. Он видит свою главную миссию в духовном возрождении и развитии личности. В одном из интервью Фаулз подчеркнул: «Гуманистом номер один я себя считаю, хотя гуманизм не достиг философских высот»[14, 179].
Фаулз, поддерживая постмодернизм, выступает против закреплённых социальных и моральных норм. В его произведениях происходит демистификация идеи абсолютной истины и единственного господства. Он предлагает оценку изменённой реальности по новым, нетрадиционным критериям.
Анализ произведений литературных критиков, как отечественных, так и зарубежных, позволил присвоить писателю статус «классика» постмодернизма. В его творчестве специалисты выделили ключевые характеристики: многоуровневость в восприятии смысла, ироничный стиль, коммуникативную тактику представления текста, интертекстуальные связи, а также изменения в ролях, отводимых автору и читателю.
Для глубокого раскрытия темы необходимо обратить внимание на ключевые научные работы, посвящённые литературному наследию Джона Фаулза. В число важных исследований входят: анализ коммуникативного подхода к творчеству Дж. Фаулза, Барта, Кортасара и Буна в работе Д'Хаена «Текст и читатель» [61]; исследование Х. У. Фокнера, озаглавленное «Временные рамки текста Дж. Фаулза», посвящённое анализу временных параметров в текстах Фаулза [62]; работа М. Салами, изучающая «Художественную литературу Джона Фаулза и поэтику постмодернизма» [72]; научное исследование Поллхайде Дж., 2003 года, названное «Постмодернистские нарративные стратегии в романах Джона Фаулза» [69].
В аналитическом труде Д«Хаена «Текст и читатель: коммуникативный подход к тексту Дж. Фаулза, Барта, Кортасара и Буна» (1983 г.) рассматриваются вопросы критической методологии. Эта методология выявляет связь между формой романов и их социокультурным контекстом. Автор предполагает наличие у читателя устоявшихся ожиданий от романа, которые могут быть нарушены в процессе чтения, влияя на восприятие литературного произведения [61, 140].
В анализе труда Х. У. Фокнера «Временные рамки текста Дж. Фаулза» (1984), основное внимание уделяется сложности и неочевидности вымысла в творчестве Дж. Фаулза.
...
В рамках нашего исследования особое внимание было уделено изучению особенностей организации художественного времени в произведениях Джона Фаулза. Исследование было проведено на основе романа «Волхв» и повести «Башня из черного дерева».
Исследование состоит из трех основных разделов. Теоретические аспекты понимания художественного времени анализируются в первом разделе. В следующей части проводится глубокий анализ структуры художественного времени в произведении «Волхв». Заключительная часть, третья глава, посвящена исследованию временных параметров в повести «Башня из черного дерева».
В представленном исследовании осуществляется анализ художественного времени, принимаемого за философскую и литературную категории одновременно. Результаты анализа позволяют утверждать о значении времени как философской категории, которая приобретает своё значение через человеческое восприятие. Воспринимаемое и переживаемое время, обрабатывается мыслительно и фиксируется в устных и письменных формах коммуникативной деятельности, что подчёркивает его значимость за пределами человеческого контекста.
Литературоведческий аспект категории времени был представлен работами зарубежных исследователей, таких как Поль Рикер, Брайан Ричардсон и др., а также работами отечественных исследователей таких как М. М. Бахтин, Д. С. Лихачев и др. Также были рассмотрены диссертации современных исследователей, таких как О. О. Кандрашкина, С. Ю. Двинина, Л. В. Гришкова и др. Проанализировав работы зарубежных и отечественных исследователей следует сделать вывод, что отечественные исследователи в большей степени создают классификацию по определенным признакам, например, М. М. Бахтин пишет про «авантюрное» время, которое состоит их ряда отрезков, схожих с отдельными авантюрами. А также М. М. Бахтин упоминает «биографическое» время, которое характеризуется присутствием автора в произведении. Зарубежные же исследователи в основном анализируют художественное время ориентируясь на нарратив, как, например, Поль Рикер, которые представил три стадии художественного времени в контексте нарратива: префигуративная, конфигуративная, рефегуративная. А также зарубежные исследователи больше связывают художественное время и темпоральность, как, например, Брайан Ричардсон, который выделяет 6 видов стратегий, временных конструкций, которые нарушают временную темпоральность: круговая, дифференциальная, антиномичная, противоречивая и объединенная.
В рамках нашего исследования был проанализирован аспект, связанный с изучением постмодернизма как литературно-художественного явления. Нами были представлены основные характерные особенности постмодернизма, проанализированы труды таких зарубежных исследователей как Льюс Барри, Е. Л. Смит и др., а также труды отечественных исследователей, таких как И. П. Ильин, О. В. Богданова, Т. В. Федосова и др. Нами были представлены особенности постмодернистской парадигмы следует отметить характерно нарочитое разрушение традиционных представлений о целостности, стройности, законченности эстетических систем, размывание всех стабильных эстетических категорий, отказ от табу и границ.
...
1. Fowles J. The Ebony Tower. N.Y.: The New American library, 1975. 293 p.
2. Fowles J. The Magus. L.: Pan books, 1988. 656 p.7. ' Fowles J. Mantissa. L.: Cape, 1982. 192 p.1. ' i i8. ' Fowles J. Wormholes. L.: Cape, 1998. 867 p.
3. Fowles J. Mantissa. L.: Cape, 1982. 192 p.
4. Fowles J. Wormholes. L.: Cape, 1998. 867 p.
5. Фаулз Дж. Башня из черного дерева: повести / [пер. с англ. И. Бессмертной и И. Гуровой]. - Москва : Изд-во АСТ, 2008. – 444 с.
6. Фаулз Дж. Волхв [пер. с англ. Б. Н. Кузьминского]. - М.: Изд-во АСТ, 2005 (ГУП Чехов. полигр. комб.). - 734 с.
7. Фаулз Дж. Кротовые норы [Пер. с англ. И. Бессмертной, И. Тогоевой]. - Москва : Махаон, 2002 (ГУП ИПК Ульян. Дом печати). – 632 с.
8. Аристотель. Физика. Сочинения Т. 3. – М., 1981. – 223 с.
9. Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. – М.: Художественная литература, 1986. – 541 с.
10. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. – М.: Художественная литература, 1975. – С. 234–408
11. Богданова О.В. Постмодернизм и современный литературный процесс: дис. д-ра филол. наук: 10.01.01: в 2 т. / О. В. Богданова; С.-Петербургский гос. ун-т. - СПб., 2003. Т. 2. - СПб., 2003. - 304 л.
12. Безруков А. Н. Философская эстетика постмодернизма: деконструкция стиля и языка // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 11- 3 (65). С. 14—16.
13. Бердяев Н. А. Смысл истории / Н. Бердяев. – М.: Мысль, 1990. – 173 с.
14. Бушманова Н. Дерево и чайки в открытом окне. Беседа с Джоном Фаулзом / Н. Бушманова // Вопросы литературы – 1994 - №1 – М.: с. 178-183
15. Время и пространство в литературе / Введение в литературоведение: Учебник Для филол. спец. ун-тов / Поспелов Г. Н., Николаев П. А., Волков И. Ф., Хализев В. Е. и др. Под ред. Г. Н. Поспелова. – 2-е изд., доп. – М.: Высш., шк., 1983 – 327 с.
...
74 источника