Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Специфика экономического поведения молодежи в метавселенных (на примере российской и китайской аудиторий)

Работа №145907

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы121
Год сдачи2024
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социологического анализа экономического поведения в социологии 8
1.1 Экономическое поведение: теоретический анализ 8
1.2 Цифровое общество и виртуализация социальных институтов 14
1.3 Развитие метавселенных в современном обществе 22
Глава 2. Эмпирическое исследование экономического поведения российской и китайской молодежи в метавселенных 37
2.1 Методы сравнительного эмпирического исследования экономического поведения молодежи в метавселенных 37
2.2 Экономическое поведение молодых граждан России и Китая в метавселенной как социокультурное, социокоммуникативное и социально-психологическое явление 41
2.3 Возможности метавселенных в экономической самореализации молодежи России и Китая 60
Заключение 62
Список использованной литературы 65
Приложения 74



Мы живем в исторический период, когда технологии развиваются с невероятной скоростью. Лишь за последнее столетие человечество создало компьютер (первая ЭВМ, основанная на ламповых усилителях, под названием «Эниак» была создана в США в 1946 году), интернет (29 октября 1969 произошла первая передача данных между двумя компьютерами), смартфоны, социальные сети. Эти открытия уже настолько прочно обосновались в нашей повседневности, что мы даже не можем представить жизнь без них. Однако перестройка нашего восприятия, нашей повседневности изучены далеко не полностью.
Одной из сфер, которая претерпела сильные изменения, сталаэкономика. Экономическое поведение человека после появления, сначала термина «метавселенные» (в 1992 году), а затем и технологий (с появлением программы VRChat для «живого» общения в виртуальном мире при помощи аватаров)все более разительно меняется: теперь удовлетворяются другие категории потребностей, люди руководствуются новыми ценностями, реализуют новые практики и, как следствие, меняются в своем восприятии границ социального пространства. Также из-за новых технологий у человека появилось новое поле для экономической активности, поэтому необходимо понять, как эта новая область отличается и есть ли перспективы для ее развития. Изучение существующей реальности позволит понимать ипрогнозировать будущее технологий и поведение человека уже в новых условиях.
Наиболее активными пользователями метавселенных являются представители молодежи: согласно исследованиям, больше всего осведомленности о метавселенных есть у поколения Z и миллениалов: 45% от аудитории в возрасте от 18 до 24 и 47% аудитории в возрасте от 25 до 34 знают о ней в той или иной степени , а у одной из самых больших метавселенных, Roblox, 55% активных пользователей младше 13 лет . Это объясняется тем, что молодежь с самого детства существует еще и в виртуальном пространстве и, соответственно, лучше адаптирована к нему.Акцент в работе сделан на анализе экономического поведения молодежи в России и Китае, потому что экономики этих стран развиваются уникальным образом, развитие которой в метавселенных будет крайне интересным. Также ученые активно изучают данную технологию, а компании развивают новые технологии.Стоит отметить, что исследования, направленные на изучение именно потребительского поведения в метавселенных, встречаются крайне редко, что делает данное исследование крайне актуальным.
Степень изученности
Проблематика экономического поведения изучалась еще классиками социологии, а именно М.Вебером, К.Поланьи, В.Зомбартом. Современная социология продолжает рассматривать влияние различных социальных институтов, а также социокультурных факторов на экономическое поведение, что можно найти в работах зарубежных авторовП.Бергера, П. Бурдье, Т.Веблена, Т.Парсонса, Н.Дж.Смельсера, а также российских - В.И.Ильина, Т.И.Заславской, В.В. Радаева, Соколовой Г.Н.
Начиная с конца ХХ века социологи и философы анализировали влияние информационных технологий на индивида и его экономическое поведение. Соответствующим вопросами задавались Ж.Бодрийяр, Л.Ю.Бронзино, Дж.Гэлбрейт, Ю.Джун, С. Займан, В. Ледонвирт, Г.Маркузе, Н.Срничек, С.Д.Павловски, E.C. Hirschman, M.B. Holbrook.
Особое значение приобретает изучение влияния цифровизации на общество и нашу повседневность. Новые технологии и инструменты практически полностью перенесли нас в виртуальный мир, в котором мы коммуницируем, развлекаемся и потребляем. Иванов Д.В., Евсеев Е., Коротков А. В., Карякина К.А., Кастельс М., Курмелева Е.М., Мальцева А., Поздняков В. Савченко А.В., Сегал А.П., Шилкина. Н., Baker E. W., Hubona, G. S.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования были охарактеризованы теоретические основания социологического анализа экономического поведения в метавселенной. Экономическое поведение – система социальных действий, которые, во-первых, связаны с использованием различных по функциям и по назначению ограниченных экономических ценностей (ресурсов), и, во-вторых, ориентированы на получение пользы (выгоды, вознаграждения, прибыли) от их обращения. Начиная с классического этапа развития социологии, ученые задавались вопросом, что влияет на принятие решения аудиторией. Согласно институциональному подходу человек не может абсолютно рационально действовать, так как различные социальные институты влияют на его представления и действия. С развитием капитализма сформировалось общество потребление, в котором люди потребляют уже не товары, а символы, с помощью которых уже формируется личность. Также на были изучены процессы информатизации и цифровизации общества. Благодаря возможности быстрой передачи аудио и видео информации люди погрузились в виртуальную реальность. Согласно Ж. Бодрийяру, современный человек перешел от потребления товаров к потреблению символов, симулякров – знаков или образов, отрывающихся по смыслу от конкретных объектов, явлений, событий, к которым они изначально относились, и тем самым выступающие как подделки, не соответствующие оригиналу. Все эти образы замещают реальные объекты и действия, запуская процесс виртуализации, в результате которого человеку приходится искать новые модели поведения и формировать идентичность новыми методами.По результатам исследования можно сделать вывод, что китайской и российской аудитории свойственно рационализированное экономическое поведение: вследствие нестабильной ситуации в мире потребители в большей степени оценивают соотношение цены и качества покупок. Также российской и китайской аудитории свойственно демонстративное потребление – при выборе товара важны ценности бренда, его имидж. Для китайской аудитории особенно важно поделиться опытом потребления в социальных сетях.
В результате проведения исследования был описан феномен метавселенной как новой среды функционирования человека. Метавселенная - предлагаемая сеть иммерсивных онлайн-миров, в которых пользователи будут взаимодействовать друг с другом и приобретать товары и услуги, некоторые из которых будут существовать только в онлайн-мире. На данный момент, полноценной метавселенной еще не существует, однако появились платформы, наиболее приближенные к этой концепции: Roblox, Decentraland, Fortnite, BaiduXirang. Наиболее частой сферой применения являются игры, общение, обучение, реклама. Крупные бренды видят высокий потенциал метавселенных, возможности для иммерсивного взаимодействия с потребителями, новые виртуальные рынки и эффективный канал коммуникации. У общества в целом еще не сложилось единое представление о метавселенных. Для одной части общества метавселенные представляются отражением будущего, технологией, которая открывает широкие возможности практически для любой сферы деятельности человека, от развлечений до медицины. Однако для другой части общества метавселенные не являются актуальной и уникальной технологией, поскольку похожие платформы уже существовали ранее, но не показали значительного роста.
В ходе исследования были проанализированы социальные институты, существующие в метавселенных наравне с реальным миром. Было выявлено, что ряд социальных институтов, такие как институт обмена, собственности, конкуренции были перенесены из реального мира и адоптированы под виртуальную реальность. Однако низкий уровень развития технологий, из-за которых на данный момент невозможно полное погружение в метавселенные, препятствует становлению социальных институтов. Также в виртуальном пространстве медленно формируются правовые институты, что делает деятельность более рискованной и отталкивает многих пользователей от реализации поведения в метавселенных.
По результатам исследования были выявлены факторы, влияющие на экономическое поведение человека в метавселенной. В целом все практики экономического поведения можно поделить на две группы: стандартное и нестандартное поведение. К первому относится покупка виртуальной атрибутики, главным фактором которой является конструирование своей виртуальной идентичности. Ко второму можно отнести инвестирование и предпринимательскую деятельность в виртуальной реальности, что отражает готовность пользователя идти на риски с целью получить прибыль. Главными факторами, препятствующими началу экономической деятельности, являются сложность понимания самой технологии и больший приоритет реальной жизни.
В ходе исследования было изучено экономическое поведение молодых граждан России и Китая в метавселенной в качестве социокультурного, социокоммуникативного и социально-психологического явления. У российской и китайской аудитории не сформировалось отношения к метавселенным как к площадкам для полноценных экономических практик, в большей степени платформы воспринимаются именно в качестве игр. Для молодой аудитории в большей степени свойственно использовать метавселенные для игр и покупки виртуальной валюты. Для молодежи ценность имеет реальная жизнь и деятельность в ней, соответственно экономическое поведение в метавселенных скорее оценивается как нерациональное, свойственное детям. Отличием китайских пользователей от российских является большая заинтересованность в собственной платформе, разработанной именно китайскими специалистами.
В результате исследования были разработаны рекомендации для компаний, желающих использовать метавселенные для взаимодействия с аудиторией.




1. Указ Президента Российской Федерации "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы " от 09.05.2017 № 203 // Официальный интернет-портал правовой информации.
2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999.
3. Бодрийяр Ж. Система вещей. – М., 1995. – С.164.
4. Бодрийяр, Ж., Общество потребления: его мифы и структуры / Жан Бодрийяр; [пер. с фр., послесл. и примеч. Е. А. Самарской]. - Москва: Республика : Культурная революция, 2006. - 268, [1] с.
5. Бочаров В. Ю., Гаврилюк Т. В. Модели экономического поведения рабочей молодежи //Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. – 2019. – Т. 12. – №. 2. – С. 134-152.
6. Бронзино Л.Ю. Герберт Маркузе И Жан Бодрийяр: Теоретико- Методологический Анализ Концепта Общества Потребления // Russian Journal Of Education And Psychology. – 2011
7. Бронзино Л.Ю. Концепция симулякра Жана Бодрийяра: методология «алеаторного мышления» и трансформация субъекта в обществе потребления // Вестник РУДН. Серия «Социология». – 2011. – No1. – С.11-23.
8. Ваторопин А. С. и др. Метавселенная: перспективы создания и социальные последствия //Теория и практика общественного развития. – 2022. – №. 4 (170). – С. 19-25.
9. Веблен Т. Теория праздного класса. – Litres, 2021.
10. Верховин В.И. Экономическое поведение: учебное пособие: в 2 частях. – Москва: РКДН., 2015 – 91 с.
11. Врач рассказал о вреде здоровью из-за Apple Vision Pro // Лента.ру URL: https://lenta.ru/news/2024/02/21/visionpro/?ysclid=lvuqfblmsx771147276 (дата обращения: 21.02.2024).
12. Гэлбрейт Дж. Экономические теории и цели общества. М.: Проресс, 1976
13. Делез Ж. Переговоры. СПб.: Наука, 2004.
14. Жичкина А. Е., Белинская Е. П. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков - пользователей Интернета / / Образование и информационная культура. Социологические аспекты: труды по социологии образования. Т. V. Вып. VII / под ред. В. С. Соб-кина. Москва: Центр социологии образования РАО, 2000. С. 431-460.
15. Зудилина Н. В. Мотивы использования анонимности в киберпространстве Интернета как фактор формирования идентичности человека // Известия ВолгГТУ. 2013. Т. 13, № 9 (112). С. 63-68.
...
86 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ