Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка стратегии развития Кологривского муниципального округа Костромской области как природоориентированной дестинации

Работа №145902

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

туризм

Объем работы66
Год сдачи2024
Стоимость4500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретические основы стратегического планирования на муниципальном уровне 6
1.1 Особенности разработки документов стратегического планирования на муниципальном уровне 6
1.2 Методические подходы к выбору сценариев развития территорий. 19
1.3 Использование сбалансированной системы показателей для разработки документов стратегического планирования муниципальных образований 24
1.4 Специфика развития муниципальных образований как туристских дестицаций 28
Глава 2. Стратегия социально-экономического развития Кологривского муниципального округа 33
2.1 Анализ действующих документов стратегического планирования Кологривского муниципального округа и Костромской области 33
2.2 Анализ актуальных муниципальных программ Кологривского муниципального округа 37
Глава 3. Разработка стратегии развития Кологривского муниципального округа 40
3.1 Обоснование выбора природоориентированного туризма как приоритетного направления при разработке стратегии развития Кологривского муниципального округа 40
3.2 Основные задачи, решения (проекты), инструменты и ключевые показатели реализации 43
3.3 Расчет показателей эффективности стратегии 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59




Актуальность темы связана с одной стороны с перспективностью развития экологического, природоориентированного туризма, с другой стороны – с необходимостью разработки документов стратегического планирования для эффективного развития муниципальных образований. Это подтверждают не только общемировые тенденции, но и российское законодательство: к примеру, в рамках реализации федерального проекта «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма» национального проекта «Экология», к 2024 году количество посетителей особо охраняемых природных территорий (ООПТ) федерального значения должно достигнуть 10,3 млн человек. В 2019 году численность посетителей национальных парков и заповедников России превысила предполагаемый промежуточный показатель федерального проекта – 6,7 млн человек и составила более 8 млн человек. Более частный, в данном случае региональный пример, подтверждающий актуальность темы - Стратегия развития туризма в Костромской области на период до 2035 года, одним из принципов которой является «развитие туризма с учетом минимизации негативного воздействия на окружающую среду, экологических и социокультурных рисков, необходимости обеспечения безопасности при планировании развития туризма». В настоящее время, с ростом экологического просвещения населения и увеличения экологической сознательности и ответственности граждан экологический туризм наиболее актуален.
На данный момент экологический туризм в Костромской области, в частности в Кологривском районе, развит в недостаточной мере. Значительную часть района занимает государственный природный заповедник «Кологривский лес», по территории которого проложены экотропы и проводятся экскурсии. Однако Кологривский муниципальный округ, несомненно, обладает гораздо большим потенциалом для развития экологического туризма. Например, орнитолог центра кольцевания птиц Института проблем экологии и эволюции имени А. Н. Северцова РАН Константин Литвин считает Кологривский район перспективным с точки зрения бёрдвотчинга. Он, наряду с другими специалистами в данной области, высоко оценил условия для наблюдения за дикими перелётными гусями, каждую весну останавливающимися в государственном природном заказнике «Кологривская пойма».
Предмет исследования – система стратегического планирования на муниципальном уровне.
Объект исследования – направления совершенствования системы стратегического планирования в Кологривском муниципальном округе Костромской области.
Цельработы –разработка документа, теоретическая часть которого может быть использована как методическое пособие по стратегическому планированию на муниципальном уровне для работников администраций муниципалитетов, а практическая часть – как готовый к рассмотрению с потенциальным последующим утверждением документ стратегического планирования для Кологривского муниципального округа.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
1. изучение научной и справочной литературы, а также анализ взглядов отечественных учёных по стратегическому планированию на муниципальном уровне;
2. исследование инструментов и методов, повышающих эффективность стратегического планирования на муниципальном уровне;
3. исследованиеинструментов и методов, используемых для развития муниципальных образований как туристских дестинаций;
4. анализ действующих документов стратегического планирования, определяющих актуальное направление развития Костромской области и Кологривского муниципального округа;
5. изучениеэкологических и историко-культурных ресурсов Кологривского муниципального округа, которые могут быть использованы в туристских целях;
6. определение комплекса мер по развитию и продвижению Кологривского муниципального округа как туристской дестинации;
7. разработка документа стратегического планирования для развития Кологривского муниципального округа как природоориентированной туристской дестинации;
8. анализ эффективности и конкурентоспособности разработанного документа.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности и целесообразности использования результатов, полученных в ходе исследования в качестве комплекса мер, направленных на совершенствование системы стратегического планирования Кологривского муниципального округа.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основе проведенного в данной работе исследования сделаны следующие выводы и заключения:
1. В ходе рассмотрения специфики разработки муниципальных документов стратегического планирования и анализа методических подходов к выбору сценариев развития территории были выявлены характерные особенности стратегического планирования на местном уровне. Был сделан вывод о том, что в основу стратегического планирования на муниципальном уровне в большинстве муниципалитетов ложится стратегия социально-экономического развития региона, в состав которого входит муниципалитет. Кроме того, в рамках рассмотрения использования сбалансированной системы показателей для управления и развития муниципалитета были выявлены особенности внедрения данной методологии при разработке документов стратегического планирования на муниципальном уровне. Также в рамках перехода от общего социально-экономического стратегирования к отраслевому была рассмотрена специфика развития муниципалитетов как туристских дестинаций.
2. Для понимания социально-экономического состояния рассматриваемой территории были проанализированы действующие документы стратегического планирования. В связи с фактическим отсутствием у Кологривского муниципального округа стратегии социально-экономического развития были детально рассмотрены действующие и актуальные муниципальные программы, которые в той или иной степени могут способствовать развитию туризма на территории муниципалитета. В ходе анализа рассматриваемых программ был сделан вывод о том, что основными проблемами при их разработке и реализации является ограниченность местного бюджета и отсутствие заинтересованности к участию в развитии территории у местного населения. На решение данных проблем направлено предложенное в работе внедрение сбалансированной системы показателей при разработке документов стратегического планирования Кологривского муниципального округа.
3. В ходе разработки стратегии развития Кологривского муниципального округа как туристской дестинации были сделаны выводы о целесообразности выбора природоориентированного туризма как приоритетного развития территории. В пользу данного выбора говорит не только необходимость поиска альтернативных отраслей экономики, способных обеспечить выживание и дальнейшее развитие муниципалитета, но и наличие определенных предпосылок к развитию туризма на рассматриваемой территории. К данным предпосылкам можно отнести, во-первых, наличие туристских и природных ресурсов, во-вторых – конкретные реализованные мероприятия по вовлечению данных ресурсов в развитие туризма.
4. Разработанная на основе сбалансированной системы показателей и с учетом специфических особенностей муниципального образования стратегия развития Кологривского муниципального округа как природоориентировнной туристской дестинации может быть использована как готовый к рассмотрению документ стратегического планирования, включающий в себя набор структурированных и ранжированных по принципу приоритетности задач, направленных на реализацию стратегической цели муниципального образования, а также набор ключевых показателей с конкретными целевыми значениями.




1. Федеральный закон 172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2024
2. ГОСТ Р 56642-2015 Туристские услуги. Экологический туризм. Общие требования. Дата введения 2016-07-0.
3. ГОСТ Р 50690-2000 Туристские услуги. Общие требования. Дата введения 2016-01-01.
4. Алексеева Е. В. и др. Экологический туризм: проблемы и перспективы //Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. – 2015. – №. 8. – С. 99-112.
5. Анимица Е.Г. Стратегическое планирование развития территории: сущность, основные принципы, проблемы // Известия Уральского государственного экономического университета. 2005. № 12. С. 87–95.
6. Аргунова, Л. Г. Стратегическое управление развитием муниципального образования: учеб. пособие / Л. Г. Аргунова, В. И. Катаева, М. С. Козырев. — М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. — 376 с.
7. Афонин, А.В. Экологические тропы России / А.В. Афонин. – М. : ПК Литфонда России, 1993.
8. Балахина А.А., Лапыгин Ю. Н., Тулинова Д.В. Категории, определяющие будущее // Региональная экономика: опыт и проблемы. Материалы Х Международной научно-практической конференции. Владимир : ВФ РАНХиГС, 2017.
9. Балашова С. П., Сиротенко М.В. Согласование стратегических приоритетов и проектов в рамках реализации стратегии // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2015. № 11 (133). С. 140–144.
10. Бергаль Е.В., Таков Р. М., Коваленко В. С. Методические подходы разработки муниципальной стратегии 2030 // Экономика и предпринимательство. 2016. № 11–4 (76–4). С. 923–929.
11. Богатырева Д. С. Экологический туризм: компаративный анализ определений //Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2015. – №. 9-10 (104). – С. 78-83.
12. Борейко, В.Е. Дорога к заповеднику / В.Е. Борейко. – М., 1996.
13. Бухвальд, Е. М. Стратегическое планирование и новые ориентиры политики регионального развития в Российской Федерации / Е. М. Бухвальд, О. Н. Валентик // Экономика: вчера, сегодня, завтра. — 2015. — № 3—4. — С. 21—41.
14. Васильева В.Б. Порядок формирования и разработка стратегии развития муниципального образования // Стратегия устойчивого развития регионов России. 2013. № 17. С. 216– 218.
15. Ведяева, Е. С. Государственное и муниципальное управление : учеб. пособие / Е. С. Ведяева, А. А. Гребенникова. — Саратов : Вузов. образование, 2019. — 166 c. — URL: http://www.iprbookshop. ru/82669.html (дата обращения: 11.04.2019).
...
60 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ