СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА В СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты социально-педагогической работы с
несовершеннолетними детьми группы риска 6
1.1. Общая характеристика несовершеннолетних детей группы риска 6
2.2. Содержание социально-педагогической работы с несовершеннолетними
детьми группы риска 15
Глава 2. Анализ опыта реализации социально-педагогической работы с несовершеннолетними детьми группы риска в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Гармония» г. Оренбурга 26
2.1. Основные направления социально-педагогической работы с
несовершеннолетними детьми группы риска в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Гармония» г. Оренбурга 26
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования по выявлению проблем реализации методики социально-педагогической работы в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Гармония» в г.Оренбурге 37
Заключение 44
Список источников и литературы 46
Приложение 49
В России количество несовершеннолетних детей группы риска, находящихся в условиях реабилитационных центров, с каждым годом увеличивается. Большинство воспитанников центра - это дети из неблагополучных семей, безнадзорные, оставшиеся без попечения родителей. Это дети, которые не получают должного внимания со стороны родителей, не обладают навыками коммуникации с внешним миром и элементарными знаниями и умениями, у них отсутствует навыки социального опыта, нуждаются в помощи со стороны. В реабилитационном центре необходимая помощь оказывается каждому ребенку.
Актуальность исследовательской работы состоит в том, что количество несовершеннолетних детей, оказавшихся в социально-реабилитационном центре, с каждым годом увеличивается. У большинства детей группы риска, в силу определенных обстоятельств, отсутствует социальный опыт. Организация социально-педагогической работы помогает ребенку его усвоить, так как ее целью является оказание помощи ребенку: в социализации, в развитии умений контролировать свои негативные чувства и эмоции, в обучении анализировать любую социальную ситуацию, делать правильный осознанный выбор, принимая на себя ответственность за принятое решение, умение делать вывод из своих ошибок.
Большое внимание изучению категории дети группы риска уделяли такие ученые как Дементьева И.Ф., Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., которые занимались изучением социально-педагогической поддержки детей группы риска. Казакова Е.И. и Летунова В.Е. в своих работах, при изучении детей категории риска, выделили классификации факторов риска. Мигунова Ю.В. и Моисеева Т.П. посвятили свои статьи изучению признаков и причин детской безнадзорности. Сухоленцева Е.Н. выделила особенности детей группы риска.
Исследования Шакуровой М.В., Овсянниковой Г.В. позволили определить методику и технологию работы с несовершеннолетними детьми группы риска. Исследованием моделей основных направлений социально-педагогической помощи и поддержки в работе с детьми группы риска, занималась Горянова В.А.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что была дана общая характеристика несовершеннолетних детей, относящихся к группе риска; раскрыты основные составляющие содержания социально-педагогической работы с данной категорией детей.
Практическая значимость заключается в изучении опыта реализации социально-педагогической работы с детьми группы риска в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, выявлению на основе эмпирического исследования направлений, требующих доработки, а также разработка рекомендаций по совершенствованию методики социально-педагогической деятельности в центре.
Объект исследования социально-педагогическая работа с несовершеннолетними детьми группы риска.
Предметом исследования является содержание и методика социально-педагогической работы с несовершеннолетними детьми группы риска.
Цель исследования - проанализировать опыт реализации социально-педагогической работы с несовершеннолетними детьми группы риска в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.
Для достижения цели выпускной квалификационной работы необходимо решить ряд задач:
1. Дать общую характеристику несовершеннолетних детей группы риска;
2. Описать содержание социально-педагогической работы с несовершеннолетними детьми группы риска
3. Выделить основные направления социально-педагогической работы с детьми группы риска в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Гармония» в г. Оренбурге.
4. Проанализировать результаты эмпирического исследования по выявлению проблем реализации методики социально-педагогической работы в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Гармония» в г.Оренбурге.
База исследования: ГБУСОН «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Гармония» в г. Оренбурге.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ педагогической, социально-психологической, научно-методической литературы и нормативно-правовых документов по проблеме исследования, обобщение, синтез.
2. Практические: анализ документов, экспертный опрос, интервью.
Выпускная квалификационная работа состоит введения, двух глав, четырех подпунктов, заключения, списка литературы и источников, приложения.
Социально-педагогическая работа - это разновидность педагогической деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации и на создание условий для его самореализации в обществе. Особенностью социально-педагогической работы является процесс социализации ребенка, или другими словами передача ребенку необходимых знаний и предшествующего опыта для того чтобы он стал полноценным членом общества.
Дети группы риска - это обобщающее понятие, которое включает в себя категорию несовершеннолетних до 18 лет, которые находятся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития.
Несовершеннолетние дети группы риска, являясь объектом социальной работы, имеют свои особенности и проблемы, исходя из которых, строиться реабилитационная работа. Для того чтобы решить проблемы, ребенку необходимо оказать помощь, которую, как правило, оказывают в реабилитационных учреждениях.
Ситуации социально-педагогической деятельности выступают необходимым звеном целостного реабилитационного процесса, поскольку обеспечивают включение ребенка в социализирующие процессы: деятельность, общение, отношения. Специфика социально-педагогической работы с детьми группы риска в условиях социально-реабилитационного центра, заключается в необходимости:
- учитывать потребность детей, находящихся в социально-реабилитационных центрах, в поддержке и помощи, ориентация на ожидание получить ее со стороны специалистов;
- учитывать недостаток семейного взаимодействия, характер личностной идентичности, интеграцию процессов социализации, сопровождения, воспитания детей, в условиях социально-реабилитационного центра.
Социально-педагогическая работа результативна при условии, если она ориентирована на повышение уровня жизненных целей, ценностей ребенка, а также на привлечение к процессу сопровождения значимых людей из социального окружения, осуществляющих необходимую поддержку. Деятельность специалистов, обеспечивает преодоление негативных характеристик общения и нацелена на восстановление полноценных процессов социализации несовершеннолетнего в системе значимых отношений.
В выпускной квалификационной работе был проведен анализ социально-педагогической работы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Полученные результаты позволяют говорить о том, что работа специалистов в реабилитации несовершеннолетних осуществляется комплексно. Содержание социально-педагогической работы с детьми зависит от проблем, индивидуальных особенностей и потребностей ребенка. При разработке индивидуальной реабилитационной программы, предусматриваются все направления социально-педагогической работы, реализуемые в центре. Специалисты, в рамках своей компетенции, применяют как индивидуальные, так групповые методики социально-педагогической деятельности, в том числе разрабатывают авторские.
На основе выявленных проблем при анализе эмпирического исследования социально-педагогической работы с несовершеннолетними детьми группы риска, были предложены практические рекомендации по совершенствованию методики организации социально-педагогической деятельности, в том числе было предложено внедрить в социально-реабилитационном центре новое направление работы - трудовое, которое позволит сделать реабилитационный процесс наиболее результативным.
1. Альперович В.Д., Трудные дети семей «риска» // Журнал практического психолога. 2017. № 8-9. С. 106-109.
2. Антонова Л.Н., Дети группы риска как социально¬
педагогический феномен // Педагогика. 2010. № 9. С.28-33.
3. Буркова З.В., Из опыта психокоррекционной работы психолога в социальном приюте для детей и подростков // Первые итоги из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально- дезадаптированных детей и подростков. 2009. № 7. С. 66-70.
4. Валеева Н.Ш., Фаттахова Г.З. Дети группы риска актуальная проблема современного общества // Журнал «Вестник Казанского Технологического Университета». 2017. № 5. С. 195-198.
5. Верцинская Н. Н., Трудный ребенок. - Минск: Народная Асвета, 1999. 128 с.
6. Гаврилов В.И., Безнадзорность и беспризорность несовершенноле тних // Журнал «Студент. Аспирант. Исследователь». 2018. № 10. С. 188-192.
7. Галагузова М.А., Мардахаева Л.В. Методика и технологии социального педагога. - М: Издательский центр «Академия», 2014. 192 с.
8. Голоухова Г.Н., Методика и технология социального педагога ГОС ВПО. Учебное пособие. - Архангельск «ПГУ», 2014. 152 с.
9. Горянова В.А., Модель основных направлений социально-педагогической помощи и поддержки // Режим доступа:https://videouroki.net/razrabotki/modiel-osnovnykh,свободный. Загл. с экрана.
10. Джумагазиева Ф.Г., Социальный педагогическое воздействие в работе с детьми из «группы риска» // Режим доступа:https: //infourok.ru/statya-socialnopeda,свободный. Загл. с экрана.
11. Дулинова Л.Т., Детская безнадзорность: состояние и пути преодоления / Л.Т. Дулинова А.Л., Маршак, Е.И. Холостова // Социально¬технологический институт МГУС. 2010. № 2. С. 12-15.
12. Дюркгейм Э., Норма и патология. - М.: Прогресс, 2008. 234 с.
13. Лукина А.К., Работа с педагогически запущенными детьми: методические рекомендации.- Красноярск: РИО КрасГУ, 2003. 46 с.
14. Мартынова М. С., Социальная работа с детьми группы риска - М.: Социальный проект, 2004. 406 с.
15. Моисеева Т.П., Мигунова Ю.В. Признаки и причины детской безнадзорности как детерминирующие факторы позитивной динамики трансформации Российского общества // Журнал «Известия Уфимского научного центра РАН». 2014. № 1. С. 107-114.
16. Мураткина Д.Е., Характеристика категории «дети группы риска» в психолого-педагогической науке // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Том 20. 2014. № 4 С. 169-172.
17. Овсянникова Г.В., Социально-педагогические технологии работы социального педагога с детьми «группы риска» // Современная образовательная среда: теория и практика. 2018. № 1. С. 113-117.
18. Олиференко Л.Я., Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. 256 с.
19. Официальный сайт ГБУСОН «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Гармония» г. Оренбурга // Режим доступа:https://isrc.msr.orb.ru,свободный. Загл. с экрана.
20. Павленок П.Д., Технологии социальной работы с различными группами населения: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2014. 272 с.
21. Рожков М.И., Ковальчук М.А., Профилактика детской безнадзорности: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Издательство ЯГПУ, 2003. 86 с.
22. Свиридов А.Н., Модели взаимодействия с детьми группы риска: опыт работы социального педагога. - Волгоград: Учитель, 2010. 184 с.
23. Селиванова О.А., Социально-педагогические технологии профилактической работы с несовершеннолетними группы риска: учебное пособие. 3-е изд. - Тюмень: Типография «Печатник», 2014. 148 с.
24. Созыкина О.Ю., Работа с детьми группы риска // Режим
доступа: https://infourok. ru/rabota-s-detmi- gruppi-riska-2197793. html,
свободный. Загл. с экрана.
25. Социальная педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. завед ений / Под ред. В. А. Никитина. - M.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 272 с.
26. Сухоленцева Е.Н., К проблеме воспитания детей группы риска // Журнал «Вестник ВГТУ», 2014. № 3-2. С. 225-230.
27. Тагирова Г.С., Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. - М.: Педагогическое общество России, 2015. 234с.
28. Федеральный Закон № 124-ФЗ от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Режим доступа:http://www.consultant.ru/doc,свободный. Загл. с экрана.
29. Фурманов И.А., Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства. Книга для психологов. - Минск.: Тесей, 2013. 224 с.
30. Шакурова М.В., Методика и технология работы социального педагога. Лабораторный практикум. - Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2002. 145 с.
31. Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х. Методика работы с детьми группы риска. - М.: УРАО, 2001. 123 с.