Введение 3
Глава 1.Теоретические основы организации образовательного процесса для детей с ОВЗ в условиях инклюзивной среды 6
1.1. Понятие и основные характеристики инклюзивного образования 6
1.2. Категории детей с ОВЗ и их особенности 15
Глава 2. Анализ деятельности МБДОУ «Детский сад №7 Солнышко» Кувандыкского городского округа Оренбургской области» по организации образовательного процесса для детей с ОВЗ 26
2.1. Особенности организации образовательного процесса для детей
дошкольного возраста с ОВЗ в МБДОУ «Детский сад №7 Солнышко» 26
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования проблем организации
образовательного процесса детей дошкольного возраста с ОВЗ 34
Заключение 43
Список источников и литературы 45
Приложения
Основными целями современного образования являются обеспечение его общедоступности, расширение вариативности и повышение качества образовательных услуг. Образование детей - один из наиболее важных вопросов, стоящих перед каждой семьей и перед государством. Образование ребенка с ограниченными возможностями здоровья - огромная проблема для семьи, даже несмотря на то, что российское законодательство гарантирует право на образование всем гражданам без какой-либо дискриминации.
По данным ЮНЕСКО, два миллиона российских детей имеют особенности в физическом и психологическом развитии. При этом согласно статистике Министерства просвещения РФ, каждый год в России число детей с ограниченными возможностями здоровья растёт на пять процентов. В 2017 году в России насчитывалось 4,5% детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов - 580 тысяч, детей с ОВЗ - 751 тысяча). Абсолютно здоровыми можно считать не более 10% детей дошкольного возраста, 4% детей подросткового возраста. В законе «Об образовании в РФ» четко определены нормативно-правовые аспекты образования детей со статусом ОВЗ (детей-инвалидов), определены формы обучения.
Мировая практика инклюзии давно доказала, что обучение детей с ОВЗ в группах со здоровыми детьми дает положительные результаты как для самих детей с ОВЗ, так и для сверстников. Это способствует успешной социализации личности, которая осуществляется на протяжении всей жизни человека. Но основы успешной социализации и адаптации к постоянно меняющимся социальным условиям закладываются в детский период. Так, в дошкольном возрасте ребенок, в силу своего уровня, осваивает первоначальные нормы поведения. В этом же возрасте ребенок активно овладевает механизмами социализации. Именно поэтому важно уделять особое внимание детям дошкольного возраста при формировании инклюзивных программ. Ведь если ребенок не социализируется в раннем возрасте, то у него снижаются шансы к полноценной жизни, когда он станет взрослым. Поскольку с каждым годом количество детей с особыми образовательными потребностями увеличивается, а общество выдвигает новые гуманные запросы, необходимо развивать культуру инклюзивного образования, реализовывать инклюзивную практику через создание специальных условий.
Вопросы по предоставлению помощи детям с ограниченными возможностями здоровья представлены в работах О.И.Акимовой, С.В. Алехиной, В.Г. Боровик, Н.П. Вайзман, Е.А. Екжановой и др.
Особенности организации образовательного процесса в инклюзивной среде рассматривают такие зарубежные авторы как А.Р. Маллер, Д. Митчелл, Б. Евтич, Г. Банч и др.
Теоретическая значимость данной работы заключается в комплексном описании организации образовательного процесса для детей с ОВЗ в условиях инклюзивной среды. В работе рассматриваются категории детей с ОВЗ, и особенности их развития, связанные с основным диагнозом и социализацией. А также факторы, влияющие на создание условий для организации инклюзивного образования в дошкольном учреждении.
Практическая значимость данной работы заключается в изучении образовательного процесса для детей с ОВЗ в дошкольном учреждении не только с позиции стороннего наблюдателя, но и как специалиста, непосредственно взаимодействующего с детьми, родителями и педагогами. Это позволит глубже рассмотреть вопрос необходимости инклюзивного образования, узнать какие преимущества дает совместное обучение и воспитание обычных и особых детей, и выявить сложности, с которыми сталкиваются все участники данного процесса.
Объектом исследования является образовательный процесс для детей с ОВЗ.
Предмет исследования - особенности организации образовательного процесса для детей с ОВЗ в условиях инклюзивный среды дошкольного учреждения.
Цель исследования - проанализировать особенности организации образовательного процесса для детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
В соответствии с поставленной целью в выпускной квалификационной работе решались следующие задачи:
1. Изучить понятие и основные характеристики инклюзивного образования.
2. Рассмотреть категории детей ОВЗ и их особенности.
3. Выделить особенности организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста с ОВЗ в МБДОУ «Детский сад №7 «Солнышко» Кувандыкского городского округа.
4. Проанализировать результаты эмпирического исследования по выявлению проблем организации образовательного процесса детей дошкольного возраста с ОВЗ.
База исследования: МБДОУ «Детский сад №7 «Солнышко» Кувандыкского городского округа.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ научно-методической, нормативно-правовой литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение.
2. Эмпирические методы: анкетирование, интервью с экспертами.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников, двенадцати приложений.
Образование является важнейшим аспектом существования в современном мире. Чем раньше ребенок начнет получать образование, тем адаптивнее и успешнее он будет. Следовательно, образование детей - одна из важнейших задач, стоящих как перед государством, так и перед каждой семьей.
Концепция любого цивилизованного общества - равные возможности для всех, поэтому сегодня одной из основных идей образования является инклюзия, совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей. Государство активно внедряет различные обучающие программы, в том числе по инклюзивному образованию.
Дети с ограниченными возможностями - дети с физическими или психическими ограничениями, обусловленными врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм. Состояние их здоровья препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Инклюзивное образование представляет собой совместную программу воспитания и обучения детей с ограничениями в здоровье и тех, кто не имеет таких проблем.
Первые экспериментальные школы, принимавшие на обучение детей с ОВЗ и инвалидов, в нашей стране возникли в 1990-х годах. Однако законодательная база, дающая права на получение образования независимо от состояния здоровья, появилась только после 2012 года, благодаря изменениям в законе «Об образовании». Закон регламентирует права учащихся с ОВЗ на социализацию и возможность обучаться в общеобразовательных школах вместе с обычными детьми. После чего инклюзия в России становится повсеместной.
Возраст от 3 до 7 лет является важнейшим в становлении личности ребенка, в данный период начинается его активная социализация. Он познает различные виды деятельности, учится общаться со сверстниками и взрослыми. Поэтому важно уделять особое внимание инклюзивному образованию именно в дошкольном возрасте.
В рамках выпускной квалификационной работы было проведено исследование в МБДОУ «Детский сад №7 Солнышко», особенностью организации которого является инклюзивное воспитание детей с ОВЗ среди сверстников в обычной группе.
В ходе исследования было определено, что включение детей с ОВЗ в обычную группу обеспечивает безболезненный переход ребенка на следующую ступень образования - в школу. Они осваивают адаптированную образовательную программу на достаточном уровне, становятся более общительными.
Тем не менее, организация и внедрение инклюзивного образования в рассматриваемом учреждении имеет ряд недостатков. К ним относится недостаточная квалификация специалистов, поскольку работа с детьми с ОВЗ требует дополнительных навыков. Материально-техническое оснащение не отвечает в полном объеме требованиям создания доступной среды.
Для повышения качества инклюзивного образования важно, на наш взгляд, развивать взаимодействие специалистов разного профиля, родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей здоровых детей и общества в целом, а также разрабатывать и внедрять новые образовательные подходы, ежегодно обновлять индивидуальные программы, с учетом персональных возможностей и особенностей развития каждого ребенка, обмениваться опытом с другими организациями.
1. Абрамова И.В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, поиски, решения // Педагогическое образование и наука. 2012. №11. С. 98-102.
2. Адаптированная образовательная программа на 2017-2020 учебный год // Официальный сайт МБДОУ «Детский сад №7 «Солнышко». Режим доступа:http://solnsad7.ucoz.ru/,свободный. Загл. с экрана.
3. Акимова О.И. Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья // Инклюзивное образование: проблемы, опыт, перспективы: Материалы Всероссийской виртуальной научно-практической конференции. Мурманск: Изд-во МГГУ, 2012. 5 с.
4. Алехина €.В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. 2013.324 с.
5. Бабкина Н.В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в общеобразовательной школе // Дефектология. 2011. №4. 12 с.
6. Банч Г. Включающее образование. Как добиться успеха? Основные стратегические подходы к работе в интегративном классе / Гэри Банч. М.: Прометей, 2011.
7. Битова А.Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи, проблемы интеграции и социализации /Анна Львовна. М., 2010. 98 с.
8. Боровик В. Г. Об организации инклюзивного образования в условиях совершенствования образовательного законодательства / Владимир Григорьевич // Администратор образования. 2013. № 7. С. 55-61.
9. Вайзман Н. П. Психомоторика умственно отсталых детей / Николай Петрович. М.: Аграф, 2014. 128 с.
10. Виноградова Н.А. Управление качеством образовательного процесса ДОУ: методич. пособие / Наталья Александровна. М.: Айрис-пресс, 2007. С. 97-99.
11. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие. СПб.: Детство-Пресс, 2014. 138 с.
12. Воронкова В. В. Реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование / Валентина Васильевна // Коррекционная педагогика. 2016. № 3. С. 9-11.
13. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Лев Семенович. М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2010. С. 540-671.
14. Годовникова Л. В. Условия интегрированного образования детей с нарушениями развития / Лариса Владимировна // Педагогика. 2011. № 8. С. 36-43.
15. Григорьева Л. П. Развитие восприятия у ребенка: пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. М.: Школьная пресса, 2011. 72 с.
16. Дементьева Н. Ф. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями / Наталья Федоровна. М.: Академкнига, 2005. 247 с.
17. Евтич Б. Инклюзивное образование в Сербии / Бисера Евтич // Педагогика. 2014. № 7. С. 123-126.
18. Егоров П.Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями // Теория и практика общественного развития. 2016. №3. С. 35-39.
19. Егорова Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Татьяна Владимировна. Балашов: Николаев, 2002. 80 с.
20. Ержакова Е.А. «Основы интегрированного обучения» / Елена Александровна. М., 2011. С. 111-115.
21. Жданова О. В. Инклюзивное образование умственно отсталых детей в зеркале педагогического мнения // Вестник университета РАО. 2013. № 1. С. 24-28.
22. Зарецкий В.К. Десять конференций по проблемам развития особенных детей - десять шагов от инновации к норме // Психологическая наука и образование. 2011. №1. С. 83-95.
23. Иванова Н. Н. Концептуальные основы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья // Инновации в образовании. 2013. № 7. С. 61-67.
24. Инклюзивное образование в России. М.: ЮНИСЕФ, 2011. 127 с.
25. Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. М.: МГППУ, 2015. 528 с.
26. Казакова Л.А. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Красноярск, 2013. 83 с.
27. Ковалев Е.В. Образовательная интеграция (инклюзия) как закономерный этап развития системы образования // Инклюзивное образование. Выпуск 1. 2013. С. 198-272.
28. Левченко И.Ю. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / Ирина Юрьевна. М.: Издательство «Книголюб», 2007. 152 с.
29. Маллер А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью / Александр Рувимович. М.: Академия, 2015. 208 с.
30. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования / Дэвид Митчелл. М.: Перспектива, 2011.
31. Михальченко К.А. Инклюзивное образование-проблемы и пути решения // Теория и практика образования в современном мире: Материалы Международной заочной научной конференции. СПб.: Реноме, 2012. С. 131-144.
32. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб.для студ. пед. вузов / Анатолий Викторович. 3-еизд. доп. и испр. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 200 с.
33. Назарова Н.М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения // Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика». 2014. №4. С. 15-26.
34. Образовательная программа дошкольного образования // Официальный сайт МБДОУ «Детский сад №7 «Солнышко». Режим доступа:http://solnsad7.ucoz.ru/,свободный. Загл. с экрана.
35. Олешкевич В.И. Сопровождение и социализации школьников с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения / Валерий Иванович// Дефектология. 2016. №5. С. 16-25.
36. Ратнер Ф.Л. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Фаина Лазаревна. М.: гуманитр. изд. центр ВЛАДОС, 2006. С. 112-151.
37. Ростовых Е. И. Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья / Елена Ивановна // V Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум», 2013. С. 154-157.
38. Сапегин К.В. Образовательная технология / Константин Васильевич // Директор сельской школы. 2010. №3. С. 40-59.
39. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб.пособие. М.: Народное образование, 2014. 256 с.
40. Сластенин В.А. Педагогика / Виталий Александрович. М.: Академия, 2012.
41. Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2013. С. 71-95.
42. Солодянкина О. В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье / Ольга Владимировна. М.: АРКТИ, 2014. 80 с.
43. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации: принят Гос Думой 12 декабря 2012 года // КонсультантПлюс. Режим доступа:http://www.consultant.ru/.Загл. с экрана.
44. Хотылева Т.Ю. Технологии психолого-педагогической помощи детям с СДВГ в Норвегии / Татьяна Юрьевна // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». 2014. №5. С. 1-12.
45. Ярская-Смирнова Е.Р. Инклюзивное образование детей инвалидов / Елена Ростиславовна // Социологические исследования. 2015. С. 33-36.