ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1 ОБЗОР ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ О
ТЕХНОЛОГИЯХ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖЕЙ 8
1.1 Технологии, активизирующие и интенсифицирующие
познавательную деятельность обучаемых 8
1.2 Дидактические принципы и требования к конструированию листов
рабочей тетради 20
1.3Изучение структуры ФГОС СПО и компетенций выпускника по специальности 22.02.02 «Металлургия цветных металлов и сплавов», входящей в состав укрупненной группы специальностей 22.00.00 «Технология материалов» 27
1.4Изучение рабочей программы ЕН.04 Основы промышленной экологии 31
Таблица 2 - Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 33
ГЛАВА 2 ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ 39
2.1 Адаптированность содержания рабочей тетради для студентов с
особыми возможностями здоровья 39
2.2 Разработка заданий и методических указаний для самостоятельных
работ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Задание на ВКР 53
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 54
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Акт внедрения ВКР 101
СПИСОК ОСНОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ
Образовательный процесс всегда включал немалую долю самостоятельной работы, а в настоящие дни она значительно возросла. Это, несомненно, связано с теми качествами, которыми должны обладать выпускники средних и высших учебных заведений. Если раньше было достаточно обладать профессиональным знаниями и навыками, то сейчас наравне с этими компетенциями рассматривают и способность к саморазвитию, самостоятельность, активность в деятельности творческой и познавательной.
В сложившихся современных условиях цивилизации оной из стратегически важных задач системы образования стало формирование личности с высоким уровнем интеллектуальной культуры, то есть интеллигентности, личности, ориентированной на непрерывное саморазвитие, прогресс общества в целом, приоритет общественных ценностей, личности, способной своей деятельностью обеспечивать устойчивое развитие человечества в будущем. В данной ситуации совершенно необходимо разрабатывать и использовать новые концептуальные подходы к процессу обучения, новые методологические, теоретические и психолого-педагогические основания для его конструирования.
Формирование всех выше изложенных компетенций тесно связано с опытом организации самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов, накопленным обучаемым за время учебы. Ведь если обучаемый за годы учебы не приобретет этих важных и актуальных компетенций: будь то навыки самостоятельного приобретения знаний, навыки повседневного самообразования или творческий подход в достижении целей, будучи выпускником, он окажется в затруднительном положении полной беспомощности.
Опыт педагогов - практиков убеждает, что не существует готового рецепта успеха: такой модели воспитания и обучения, которая сможет сделать учащегося творческим, самостоятельным, стремящимся к саморазвитию. Ведь подобное стремится к подобному, то есть творчество учащегося - есть результат творчества педагога. Воспитать творческую самостоятельно мыслящую личность может лишь творческая личность.
Есть много компетентных педагогов, что называется, «старой школы», которые не могут работать спонтанно - творчески, но способны изучить и реализовать на практике передовой опыт и на основе его опробовать ведущие к поставленной задаче условия и формы учебной работы.
Активизация и интенсификация деятельности обучающегося - вот принцип дидактики, на который в современном образовательном процессе необходимо делать упор. Под активизацией и интенсификацией подразумевается такое качество деятельности учащегося, при котором мотивация находится на высоком уровне, учащийся осознает потребность в качественном усвоении знаний и умений, осознанно идет к повышению результативности.
Актуальность данной выпускной квалификационной работы связана с тем, что для достижения поставленных целей, для достижения требуемых современным обществом компетенций необходима технология, которая обеспечит качественный подход, активизирующий и интенсифицирующий самостоятельную работу студентов и внесет в нее творческий подход.
В рамках данной ВКР была поставлена цель решения проблемы недостатка учебных пособий с заданиями для самостоятельной работы студентов, помогающий усваивать изучаемый предмет на высоком уровне. А именно рабочей тетради для студентов III курса по специальности СПО 22.02.02 «Металлургия цветных метало и сплавов» (базовая подготовка) по ЕН.4 Основы промышленной экологии для нужд ГБПОУ СО «УГК им. И. И. Ползунова».
Таким образом цель выпускной квалификационной работы заключается в разработке рабочей тетради для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов по МДК Основы промышленной экологии....
Самостоятельная работа студентов является одной из важнейших составляющих учебного процесса, в ходе которого происходит формирование навыков, умений и знаний, использованные
технологии интенсификации и активизации познавательной деятельности студентов обеспечивают стабильный рост мотивации,
осознанный подход к обучению и творческий подход к решению
научных и практических задач.
В ходе проектирования данной ВКР были выполнены следующие задачи:
• Рассмотрены технологии, активизирующие и интенсифицирующие познавательную деятельность обучаемых;
• Изучены дидактические принципы и требования к конструированию листов рабочей тетради;
• Изучены структура ФГОС СПО и компетенции выпускника по
специальности 22.02.02 «Металлургия цветных металлов и сплавов», входящей в состав укрупненной группы специальностей 22.00.00 «Технология материалов»;
• Изучена рабочая программа ЕН.04 Основы промышленной экологии;
• Рассмотрены способы реализации адаптированности содержания
рабочей тетради для студентов с ОВЗ;
• Разработаны задания и методические указания для самостоятельного выполнения по ЕН.04 Основы промышленной экологии.
В результате чего, была спроектирована рабочая тетрадь, являющаяся
методическим материалом на основе технологии интенсификации и активизации обучения для аудиторных и внеаудиторных самостоятельных практи-
48
ческих работ студентов по ЕН.04 Основы промышленной экологии специальности 22.02.02 «Металлургия цветных металлов и сплавов».
Данную выпускную квалификационную работу можно считать выполненной, все задачи решены, а цель достигнута.
Разработанная рабочая тетрадь рекомендована к внедрению в учебный
процесс ГБПОУ СО «УГК им. И. И. Ползунова» о чем свидетельствует Акт о
внедрении результатов ВКР – приложение В.
1. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст]:
Учебно – методическое пособие / Г. К. Селевко. - В 2-х т. Т. 1. – М. Народное
образование, 2005. – 957 с.
2. Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается [Текст]: Пособие для педагогов/ В. Ф. Шаталов. – М. Педагогика, 1989. – 336с.: ил.
3.Дьяконова О.О. Из истории дидактики: эдьютейнмент в образовании
взрослых и интерактивные технологии обучения в современной школе
[Текст]: EuropeanSocialScienceJournal/ О. О. Дьяконова, В. М. Букатов—
2014. № 11-1 (50).— С. 279-288.
4.Омарова А. А. Своременная технология проблемного обучения
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https: // www.top-technologies.
ru/ru/article /view?id=26632 (дата обращения: 05. 06. 2018).
5.Мильчин А. Э. Слвари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]. – Интернет: https : // publishing_dictionary. academic. ru/
418/%D0%A0%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%B0%D1%8F_%D
1%82%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1%8C (дата обращения 06.06.18).
6.Малышев Б. В., Воронцов А. А. Рабочая тетрадь как дидактическое
средство обучения [Электронный ресурс]. – Интернет: https: // www.
scienceforum.ru /2016/1387/17792 (дата обращения 06.06.18).
7. Крибс Ми. Шпаргалки [Электронный ресурс]. –
нет: https://cribs.me/pedagogika/printsipy-obucheniya_ (дата обращения
05.06.2018).
8. StudFiles [Электронный ресурс]. – Интернет: https: //studfiles.
net/preview /1845450/ (дата обращения 05.06.2018).
9. Хлюстина Н. Ш. Открытый урок.рф – Н. Ш. Хлюстина. [Электронный ресурс]. – Интернет: http : // xn - - i1abbnckbmcl9fb .xn --p1ai /%D1
50
%81%D1 % 82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/640401/ (дата обращения
06.06.2018).
10. ГБПОУ СО «УГК им. И. И. Ползунова» - [Электронный ресурс].
Интернет: http://www.ugkp.ru/ (дата обращения: 29.05.18).
11. Приказ Минобрнауки России от 21 апреля 2014 г. №356 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 22.02.02. Металлургия
цветных металлов» [Электронный ресурс].
нет: https://demo.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&base=RZR&n=179868&rn
d=0.8648633422838674#08554850470003721(дата обращения 09.06.18).
12. Рабочая программа учебной дисциплины «Основы промышленной
экологии» разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта 22.02.02 «Металлургия цветных металлов»
(базовая подготовка) по специальности среднего профессионального
образования (далее - СПО), (далее – ФГОС) и профессионального стандарта
№ 33132 от 17 июля 2014 года. Организация – разработчик: ГБПОУ СО
«Уральский государственный колледж им И.И.Ползунова» (г. Екатеринбург).
Разработчик: Щепетов Е.А., преподаватель специальных дисциплин.
13. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ (ред. От 07.03.2018)
«Об образовании в Российской Федерации». Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
[Электронный ресурс].
нет: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/708566b2fd52d
51c70e2f0c8e02abb2d81a6c22e/ (дата обращения 13.06.18)
14. Мастюкова Е.М. Дети с церебральным параличом [Текст]: Специальная психология / Е. М Мастюкова. Под ред. В.И. Лубовского. - М., 2003. –
170с.
15. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ (ред. От 07.03.2018)
«Об образовании в Российской Федерации». Статья 5. Право на образование.
Государственные гарантии реализации права на образование в Российской
Федерации. [Электронный ресурс].
нет: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/e185d59b595b6
bf58b8716c9d5129a3dd5b7630a/ (дата обращения 13.06.18)....30