Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ, ИМЕЮЩЕЙ НА ПОПЕЧЕНИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Работа №145857

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы57
Год сдачи2019
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
30
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы с семьей, имеющей на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 6
1.1. Содержание социальной работы с семьей, имеющей на попечении детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 6
1.2. Нормативно-правовые основы социальной работы с семьей, имеющей на
попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 15
Глава 2. Исследование опыта социальной работы с семьей, имеющей на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Органе опеки и попечительства УОА Сорочинского ГО 24
2.1. Характеристика основных направлений деятельности Органа опеки и
попечительства УОА Сорочинского ГО по организации социальной работы с семьей, имеющей на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 24
2.2. Анализ проблем реализации технологий социальной работы с семьей, имеющей на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 30
Заключение 47
Список источников и литературы 49
Приложения 53

Ситуация, которая сложилась в России на современном этапе, вызвана сложными изменениями практически во всех сферах жизни и в большей степени отражается на институте семьи, приводит к ее неустойчивому положению, увеличению числа разводов, нестабильности детско-родительских отношений. Вследствие нарастания социальной, экономической и политической нестабильности, гражданских конфликтов институт семьи претерпевает значительные изменения: снижается уровень жизни большинства российских семей, искажается в сознании людей понятие семьи, семейных ценностей, утрачиваются основополагающие функции семьи, увеличивается число родителей, ведущих асоциальный образ жизни, в семьях все чаще встречаются факты жестокого обращения с детьми.
Данные факторы приводят к такому явлению, как нарушение развивающей среды в биологической семье и отказу от воспитания собственного ребенка. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, одна из самых незащищенных, нуждающихся и уязвимых категорий населения, не способная без определенной помощи и поддержки государственных органов, социальных институтов, адаптироваться в современном обществе.
Для полноценного воспитания ребенка наиболее благоприятной средой является родная, биологическая семья. И главная задача государства, общества, системы защиты материнства, отцовства и детства - это сохранение такой семьи для ребенка. В случае отсутствия возможности сохранить для ребенка кровную семью, необходима система замещающих семей, в которых дети, оставшиеся без попечения родителей, смогут приобрести все ее культурные ценности, перенять семейные традиции, чтобы, став взрослыми, создать собственные семьи по образу и подобию своей замещающей семьи.
Положительный результат функционирования системы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зависит от профессионально грамотного сопровождения всех замещающих семей.
Анализ опыта реализации социальной помощи детям, оставшимся без попечения родителей, отраженного в работах Г.А.Гурко, Л.Б. Морозовой, В.Н. Ослон, свидетельствует о том, что в замещающих семьях процесс воспитания осуществляется более эффективно.
Вопросы, касающиеся становления и развития института замещающих семей, отражены в современных работах В.И. Жукова, И.Н. Курбацкого, Н.П.Иванова, И.И.Осиповой, Г.В.Левина, А.Г. Свириденко, В.А.Цветковой, О.В. Заводилкина, И.Н. Шатиловой. Изучению различных форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, посвящены исследования О.В. Бессчетновой, И.В. Матвиенко, А.Г. Свириденко, И.П. Терновой, Н.А. Хрустальковой и др.
Теоретическая значимость состоит в том, что была дана общая характеристика семьи, имеющей на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; рассмотрены основные направления и технологии социальной работы с семьей, имеющей на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; выявлены проблемы реализации технологий социальной работы с семьей, имеющей на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов при разработке практических рекомендаций по совершенствованию социальной работы с семьей, имеющей на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Объект исследования: социальная работа с семьей, имеющей на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Предмет исследования: направления и технологии социальной работы с семьей, имеющей на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Цель исследования: анализ реализации основных направлений и технологий социальной работы с семьей, имеющей на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в органе опеки и попечительства УОА Сорочинского городского округа.
В соответствии с поставленной целью в выпускной квалификационной работе решались следующие задачи:
1. Изучить содержание социальной работы с семьей, имеющей на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2. Проанализировать нормативно-правовые основы социальной работы с семьей, имеющей на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
3. Охарактеризовать основные направления деятельности органа опеки и попечительства УОА Сорочинского городского округа по организации социальной работы с семьей, имеющей на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4. Выявить проблемы реализации технологий социальной работы с семьей, имеющей на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
База исследования: орган опеки и попечительства в Управлении образования администрации Сорочинского городского округа
Методы исследования:
1. Теоретические методы: синтез, обобщение, анализ литературы по проблеме исследования и нормативно-правовых источников;
2. Эмпирические методы: анкетирование, экспертное интервью, кейс- стади.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Одними из самых незащищенных и уязвимых категорий населения являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, которые не способны без определенной помощи и поддержки адаптироваться в современном обществе. Альтернативной формой воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является замещающая семья.
Замещающая семья - это семья, которая взяла на воспитание ребенка из государственного учреждения, вне зависимости от формы устройства: усыновление, опека/попечительство, приемная или патронатная семья.
Социальная работа с замещающей семьей направлена на решение повседневных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных ресурсов в социальном, психологическом и педагогическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала.
Социальная работа с замещающей семьей ведется по следующим направлениям: диагностическое, координационное, социально-психолого-педагогическое и предполагает использование различных технологий, таких как социальная диагностика, социальная профилактика, социальная адаптация, социальная реабилитация, социальное сопровождение. Все они ориентируются на решение различных проблем, как ребенка, родителей, так и семьи в целом и предполагают оказание соответствующей поддержки и помощи.
Анализ законодательных актов позволяет сделать вывод о том, что правовую основу социальной защиты замещающих семей составляют следующие основные законы - Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, а также ряд федеральных законов - «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1996); «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (2001); и «Об опеке и попечительстве» (2008). Содержание указанных нормативно-правовых актов направлено на формирование благоприятных условий жизнедеятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Одними из важнейших направлений деятельности отдела опеки и попечительства в УОА Сорочинского ГО являются сопровождение замещающих семей, «Школа приемных родителей» и «Клуб поддержки замещающих родителей».
В рамках выпускной квалификационной работы было проведено исследование в УОА Сорочинского городского округа в органе опеки и попечительства по проблемам реализации технологий социальной работы с семьей, имеющей на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании полученных результатов, можно сделать вывод, что основными проблемами реализации технологий социальной работы с замещающими семьями, являются: отсутствие экстренной социальной помощи и телефона доверия; недостаточное количество профилактических мероприятий среди населения, направленных на формирование позитивного отношения к приемных семей; недостаточное количество сотрудников отдела, что затрудняет использование личностного и дифференцированного подхода при социальной работе с приемными семьями; невозможность осуществлять диагностику замещающей семьи в полной мере, при проведении диагностики в первую очередь учитываются формальные характеристики, а индивидуально-психологические качества кандидатов и детей диагностируются в исключительных случаях.
С целью усовершенствования социальной работы с замещающей семьей в органе опеки и попечительства, нами были разработаны рекомендации, которые позволят повысить эффективность организации данного вида деятельности.



1. Бессонов В.А. Патронатное воспитание как форма семейного устройства детей // Экономика. Право. Образование: региональный аспект: сборник научных статей. Нижний Новгород: О. В. Гладкова, 2014. № 3. С. 152-156.
2. Бобкин А.Е. Приемная семья: психологическая диагностика кандидатов родители // Семья в России. 2016. № 3-4. С. 97-111.
3. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН от 10.12.1948
4. Гайсина Г. И. Семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Российский и зарубежный опыт: учебное пособие. Уфа: Изд-во «Астарта», 2014. 16 с.
5. Гайсина Г. И. Сопровождение замещающей семьи как новый вид профессиональной деятельности: учебное пособие для бакалавров и специалистов социальной работы. Екатеринбург: Изд-во РГПУ, 2013.199 с.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019). Режим доступа:http: //www. consultant. ru/. Свободный. Загл. с экрана
7. Декларация прав ребенка (Принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) из информационного банка «Международное право» // Режим доступа: http://www.consultant.ru/.Свободный. Загл. с экрана
8. Зайнышев И. Г. Технология социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Г. Зайнышев. М.: Гуманит. Изд-во: ВЛАДОС, 2015. 240 с.
9. Захарова Ж. А. Замещающая семья/ Ж. А. Захарова, И. И. Осипова /Под ред. Э. А. Манукян. М.: Полиграф сервис, 2015. 112 с.
10. Захарова Ж.А. Социально-педагогическое сопровождение воспитания приемного ребенка в замещающей семье. Кострома: изд-во Авантитул, 2014. 101 с.
11. Иванова М.В. Социально-педагогическая реабилитация детей-сирот в условиях приемной семьи: Автореф. дис. канд. пед. наук. / СПб., 2015. 19 с.
12. Киселева Н.А. Проблема адаптации приемных детей и родителей в замещающих семьях / Н.А. Киселева // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки, 2014. № 4. С. 134-138
13. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Режим доступа: http://www.consultant.ru/.Свободный. Загл. с экрана
14. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (в ред. от 05.02.2014)
15. Михеева, Л.Ю. Опека и попечительство: правовое регулирование. Учебно-практическое пособие, М.: Палеотип, 2014. 247 с.
16. Неверова Т. А. Организация сопровождения семей, принявших ребенка на воспитание. Достижения и проблемы // Приемная семья, 2010. №4. 51 с.
17. Осипова И.И. Развитие института замещающей семьи в России / И.И. Осипова // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Вопросы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Кострома, 2015. С. 21-30
18. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. М.: Генезис, 2016. 368 с.
19. Ослон В.Н. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России / В.Н. Ослон // Журнал вопросы психологии. 2011. № 3. С. 79-90.
20. Основы социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. Н. Ф. Басова. 3-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 288 с.
21. Официальный сайт Управления образования администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области/ Режим доступа: http://56ouo10.ru/index/organ opeki i popechitelstva/0-464.Свободный. Загл. с экрана
22. Официальный сайт Кирсановского детского дома/ Режим доступа: http://kdd56.ru/shkola-priyomnyx-roditelej/.Свободный. Загл. с экрана
23. Павленок П. Д. Основы социальной работы: учебник/ Отв. ред. Павленок П. Д. М.: ИНФРА-М, 2015. 3-е изд. 560 с.
24. Приказ Министерства образования и науки от 17.02.2015 № 101 «Об утверждении порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей»
25. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 18.03.2019) // Собрание законодательства РФ. 1996.
26. Семья Г. Л. Семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей //Социальная педагогика. 2014. № 1. С. 42
27. Соломатина, Г.Н. Приемные дети. Как справиться с проблемами адаптации и воспитания в замещающей семье/ Г. Н. Соломатина. М.: Владос, 2017. 197 с.
28. Социальная работа: Учебное пособие / Под ред. Н.Ф. Басова. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. 364 с.
29. Технология и методика социальной работы: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.Ф.Нестерова, И.В. Астэр. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 208 с.
30. Федеральный закон от 16 апреля 2001г. № 44 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 08.03. 2015 г.) // Режим доступа:https://base.garant.ru/. Свободный. Загл. с экрана
31. Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 28.11.2015) Режим доступа: https://base.garant.ru/.Свободный. Загл. с экрана
32. Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (в ред. от 29.05.2019) // Режим доступа:https: //base. garant. ru/.Свободный. Загл. с экрана
33. Фирсов М. В., Студенова Е. Г.Теория социальной работы: Учебное пособие, М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. 432 с.
34. Холостова Е. И. Технологии социальной работы. М.: ИНФРА-М, 2001. 400 с.
35. Чанилова Н.Г. Программа работы с замещающей семьей: методические рекомендации / Н.Г. Чанилова и др. Саратов: Изд-во: ИЦ «Наука», 2012. 52 с.
36. Юрова К. И. Правовые аспекты совершенствования института опеки и попечительства в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Режим доступа:http://e-koncept.ru/2016/96444.htm. Свободный. Загл. с экрана


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ