ВВЕДЕНИЕ……………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
1.1. Современные подходы воспитания патриотизма на уроках истории….6
1.2. Характеристика методов воспитания патриотизма на уроках истории…13
2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ)
2.1. Роль патриотического движения во время Великой Отечественной войны …21
2.2. Анализ применения методов патриотического воспитания в УМК по истории России в урочной и внеурочной работе……………………………………………...26
2.3. Практика воспитания патриотизма на уроках истории в 10 классе…32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…38
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………...43
Актуальность темы исследования. В современном обществе патриотическое воспитание детей и молодежи занимает особое место среди приоритетных задач специалистов. Результаты множественных исследований неутешительны и свидетельствуют о дефиците гражданского самосознания, отсутствии ясной политической позиции и обескураживающем незнании истории собственной страны среди старшеклассников [35].
Современное российское общество пришло к полному осознанию актуальности данной проблемы. Такую ситуацию необходимо изменить, так как воспитание граждан России находится в числе основных задач образовательной системы, которые притом являются важными для государства. Президент Владимир Путин подчеркнул, что патриотизм представляет собой важнейшую значимость для нашего населения [5].
Только то общество, которое нацелено на нравственные ценности, рассуждает с восхищением к истории России, сумеют выстроить демократическое и гражданское общество.
Предоставление духовно-нравственного роста и формирования личности граждан России, обеспечивает фундаментальную задачу современной государственной политики Российской Федерации. Выполнение законов, установление правопорядка, упрочнение доверия, улучшение экономики и социальной сферы, надежность трудовой деятельности и общественных взаимоотношений, все эти моменты напрямую зависят от признания гражданами России общенациональных ценностей и последовательного соблюдения им как в личной, так и в социальной жизни.
С вопросами формирования патриотизма, можно ознакомится в большом количестве исследований. Эту проблему, рассматривают, такие педагоги, как М.А. Григорьева [9], В.И. Гринев [10], М.Г. Домбровская [11], Ю.В. Исаева [13], Г.Н. Крайнов [18], Н.И. Смахтина [29].
В настоящее время патриотическое воспитание представляет значительную роль. Прежде всего, с повышением уровня информированности подростков, возникают некоторые затруднения в понимании патриотизма. Молодое поколение не владеет таким же опытом патриотического воспитания, как у старшего поколения.
Именно поэтому становится необходимым проведение патриотического воспитания на современном уровне, который помогал бы правильному пониманию патриотизма и формированию собственной позиции у подрастающего поколения.
С учетом вышеизложенного, следует активно и систематично укреплять патриотизм в сознании граждан, включая патриотическое воспитание в старших классах школы [8].
Степень изученности проблемы. Проблему патриотизма в своих работах широко анализируют: «А.Н. Малинкин, С.М. Науменков, О.А Зайцева» в своих трудах говорят о действии патриотизма, о развитии патриотических чувств у современного поколения, об отношении молодого людей к стране, политике, формах выражения патриотизма. Великий русский писатель “Л.Н. Толстой в своей книге «Патриотизм и правительство» говорит о патриотизме, как о неестественном чувстве”. М.В. Антонова и С.А. Ломохова в своей статье исследуют проблему современного патриотического воспитания в России и за рубежом. “С.Т. Алиева и З.И. Магомедова в публикации «Патриотическое воспитание молодежи в современных условиях» исследуют задачи, принципы, тенденции и проблемы патриотического воспитания молодого поколения на современном этапе развития российского общества”. “Е.В. Литвинова, Д.А. Шведов, В.Г. Дробчак в работе «Место патриотизма в жизни современной молодежи» изучают проблемы патриотизма с точки зрения проблем эмиграции молодого поколения, а также патриотического воспитания молодежи”. Также зарубежные авторы рассматривали проблемы патриотизма: английский писатель К.С. Льюис писал в 1960 году об «амбивалентности патриотизма» и выделял 4 его разновидности., американский исследователь Адам Пьоре в своей работе «Почему мы патриоты» писал о патриотизме, о его психологических особенностях. Объект исследования – процесс патриотического воспитания в старших классах.
Предмет исследования – преподавательские условия патриотического воспитания в старших классах на уроках истории возможностями УМК по истории России.
Цель работы – обнаружить перспективность воспитания патриотизма в старших классах возможностями УМК, нацеленных на патриотическое воспитание.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и историческую литературу по выбранной теме.
2. Выявить теоретические основы и методологическую базу патриотического воспитания старших школьников.
3. Выявить возможности УМК по истории России для патриотического воспитания подростков.
4. Проанализировать результаты опытно-поисковой работы по патриотическому воспитанию старших школьников средствами УМК и сделать вывод о его эффективности.
Хронологические рамки исследования. Сам термин «Патриотизм» прочно входит в словарь европейских стран в 18 века. Хотя доминантой понятия «Патриотизм» по-прежнему оставалась идея защиты родной страны, на Западе с конца 18 века.
В России с возникновением империи понятие «Патриотизм» становится стержнем государственной идеологии. Оно трактуется как высшая нравственная. добродетель (Екатерина II, Н. М. Карамзин и др.). После Отечественной войны 1812 Патриотизм. стал характерной чертой как идеологии «западников» (Т. Н. Грановского, В. Г. Белинского и др.) и «славянофилов» (А. С. Хомякова, И. В. Киреевского и П. В. Киреевского и др.), так и «официальной народности» теории.
Географические рамки исследования. Элементы патриотических чувств начали закладываться в древности, особенно это стало проявляться с возникновением государств. В эпоху феодализма, во время борьбы народов с вторжениями начали формироваться общенациональные патриотические традиции. У славянских народов и венгров это проходило в условиях борьбы с нашествиями Османской Империи и попытками немцев завоевать территории западных славян. Патриотизм русского народа складывался в освободительной борьбе против монголо-татарского нашествия, наступления немецкого ордена, позднее складывание патриотизма протекало в период борьбы с польской и шведской интервенцией и далее с французской армией Наполеона (1812). Патриотические движения в эпоху феодализма могли принимать форму религиозной борьбы (Гуситское движение, Реформация).
Характеристика источников.
А.Н. Вырщиков, в своей работе «Служение Отечеству как смысл российского», понимал “служение отечеству как главный смысл своего творчества”. Своими произведениями он воспевал историю и культуру России, передавая наследие предков и восхищаясь красотой и могуществом своей родины. Его творения были проникнуты глубоким патриотизмом и любовью к родной земле, вдохновляя читателей на гордость за свою родину и стремление к высшим ценностям.
З.Т Гасанов, «Патриотическое воспитание граждан» исследует влияние патриотического воспитания на формирование личности граждан и их отношение к родине. Автор анализирует различные методики и подходы к патриотическому воспитанию, обращает внимание на значимость данной работы для общества в целом. В результате исследования затрагиваются важные аспекты формирования патриотического сознания у населения и его влияние на социокультурные процессы.
М.А. Григорьева, «Патриотическое воспитание детей и молодежи» рассматривает важность формирования чувства любви и преданности к Родине среди молодого поколения. Автор обращает внимание на необходимость воспитания гражданской ответственности, патриотизма и уважения к истории и культуре своей страны. В ее мнении, патриотическое воспитание способствует формированию ценностей, помогает укрепить национальную идентичность и развивает духовные основы общества. Григорьева подчеркивает важность роли образовательных учреждений, семьи, средств массовой информации и государственных программ в этом процессе.
Методологическая основа исследования.
В ходе исследовательской деятельности были задействованы разнообразные подходы, включая методы анализа, дедукции, индукции, а также моделирования. Метод анализа был применен для детального изучения научных и методических источников. Дедуктивный метод помог в осмыслении патриотического воспитания на уроках истории. Индукция привела к выводу о результативности патриотического воспитания, с помощью иллюстраций, карт, презентаций. Метод моделирования предоставил шанс на создание конспекта к уроку на тему «Итоги и уроки Великой Отечественной войны».
Теоретическая и практическая значимость исследования. Важность данного исследования заключается в том, что его результаты могут быть непосредственно применены учителями истории в образовательной практике для улучшения своих навыков в подготовке и проведении уроков. Эти результаты также могут стать основой для разработки методических рекомендаций, направленных на оптимизацию применения наглядных материалов в процессе обучения. В ходе исследования были изучены главные аспекты использования различных методов наглядности, что делает его ценным для образовательного общества.
Положения выносимые на защиту:
1. Патриотическое воспитание на уроках истории играет важную роль в формировании гражданской идентичности учащихся. Данный аспект образования занимает особое место в контексте современного общества, где сохранение и уважение культурного наследия и истории своей страны являются неотъемлемой частью гражданской ответственности каждого человека.
2. Главной задачей патриотического воспитания на уроках истории служит возникновение у учеников чувства гордости за свою родину, уважения к истории своего народа и готовности отстаивать её интересы. Через изучение истории, учащиеся могут понять значимость событий прошлого для современности, а также научиться видеть свою роль в формировании будущего своей страны.
3. На уроках истории можно использовать различные методики и приемы для повышения патриотического воспитания учащихся. Это могут быть дискуссии, презентации, игры, экскурсии и другие формы работы, направленные на формирование у учащихся любви к своей стране и понимание ответственности каждого за её судьбу.
Структура ВКР: введение, две главы, заключение, список используемых источников, приложение.
Формирование образовательной теории современной школы занимало значительное количество времени. На сегодняшний день мы можем сформулировать достигнутый консенсус власти и общества как приоритетное развитие образования и воспитания школьников. Они должны быть способны к самоидентификации, основанной на осмыслении исторического опыта своей страны и человечества в целом. Эти навыки должны активно применяться как в учебной, так и в социальной деятельности. Нормативно-правовые документы в настоящее время сосредотачиваются на итогах образования, которые строятся в рамках деятельностного подхода. Основные принципы этого подхода направлены на решение реальных проблем жизнедеятельности школьников, стимулирование их самостоятельности и развитие практического опыта успешности. Важно достичь всестороннего развития ребенка, который способен критически оценивать поступающую к нему информацию и формировать собственное мнение.
С учетом этих принципов, задача учителя на уроке должна измениться и преобразиться. Преподаватель должен создавать условия, которые стимулируют ученика к самостоятельной творческой деятельности. Синтез знаний и учебных действий создает наиболее благоприятные условия для успешной реализации образовательного стандарта.
Целью обучения является формирование личности, способной познавать и осваивать окружающий мир и отвечать потребностям современного общества. Приоритеты и ценности этой личности становятся критически важными. Патриотизм, как умение поставить высшие цели над личным эгоизмом и служить своей стране, должен занимать центральное место в системе обучения.
На уроках истории учащиеся должны развивать понимание места своей страны в истории мирового сообщества. Привлечение новых фактов, создание особых условий, использование "вживания в образ", полевая и поисковая деятельность помогают ученикам ощутить атмосферу прошлого. Дидактические игры, логические задания и дискуссии активизируют мышление и воображение учеников, способствуя более глубокому усвоению исторических событий, развитию исторического сознания и формированию патриотизма. Ученики также развивают навыки самостоятельной работы, умение анализировать и оценивать информацию, рассуждать о значимости прошлых и текущих событий.
Современные учебно-методические комплексы для 10 класса по истории России ориентированы на развитие патриотизма в урочной и внеурочной деятельности. Последующий анализ учебников и уроков показал, что они действительно обладают возможностями для достижения поставленной цели.
В результате работы были выведены следующие рекомендации для формирования патриотизма на уроках истории в 10 классе:
1. Использовать учебно-методические комплексы В.А. Никонова, С.В. Девятова для сильных классов и А.В. Торкунова для классов различного уровня подготовки.
2. Активно организовывать разнообразные формы внеурочной и урочной деятельности, такие как экскурсии, посещения музеев, библиотек и архивов.
3. Создавать образовательную среду на уроках и внеурочных мероприятиях, используя фотографии, репродукции, аудио- и видеозаписи, чтобы погрузить учащихся в атмосферу прошлого.
4. Работать с историческими документами и художественными произведениями.
5. Проводить дискуссии и обсуждать исторические вопросы.
6. Предлагать ученикам логические и дидактические задания, развивающие игры.
7. Организовывать поисковую и полевую работу, мотивировать учащихся на проведение собственных исследований.
8. Давать творческие задания, такие как написание эссе и сочинений, и организовывать театральные представления.
1. Ажигулова, А. И. Патриотическое воспитание на уроках истории. URL: https://ospu.ru/userfiles/ufiles/E_book/sov_urok1/aa2.pdf (дата обращения 21.02.2024).
2. Александрова, Е. В. Урок на тему «СССР на завершающем этапе Великой Отечественной войны». 10 класс URL:: https://rosuchebnik.ru/material/urok-na-temu-sssr-na-zavershayushchem-etape- velikoy-otechestvennoy-voy/ (дата обращения 21.03.2024).
3. Блокадные дневники. Страшная блокадная зима 1941–1942 годов в записях ленинградских школьников и взрослых / Соколовская Н., Бунтман Е. URL: https://arzamas.academy/materials/1464 (дата обращения 21.03.2024).
4. Брыксин, И. И. Добровольческое движение в годы Великой Отечественной войны (по материалам Ярославской области) / И. И. Брыксин
// Научный диалог. — 2015. — № 12 (48). — С. 241—249
5. Владимир Путин призвал воспитывать молодежь еще патриотичнее и продолжать борьбу с фальсификациями истории [текст]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2956353 (дата обращения 21.02.2024).
6. Вырщиков, А. Н. Служение Отечеству как смысл российского патриотизма / А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев. – Волгоград: НП ИПД
«Авторское перо», 2005. – 271 с.
7. Гасанов, З. Т. Патриотическое воспитание граждан // Народное образование – 2005. - №6. – С. 59.
8. Григорьева, М. А. Патриотическое воспитание детей и молодежи
// Выступления участников Всероссийской педагогической 65 конференции
«Патриотическое воспитание детей и молодежи». – 2012 - с. 43 – 45.
9. Гринев, В. И. Воспитание патриотизма на уроках истории / В. И. Гринев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5.6
(109.6). — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26985/ (дата обращения: 22.02.2024).
10. Домбровская, М.Г. Модель педагогического содействия становлению готовности учителя к воспитанию патриотизма подростков // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки, 2016. № 4.
11. «Идет война народная, Священная война» (к 70-летию начала Великой Отечественной войны): сборник материалов межрегиональной научнопрактической конференции [текст]. – Оренбург: ООО «НикОс», 2011.
– 356 с
12. Исаева, Ю. В. Историческая память о Великой Отечественной войне как духовно-нравственная основа патриотического воспитания молодёжи // Вестник государственного и муниципального управления, 2014.
№4 (15).
13. История России. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 3-х частях. Ч. 2. [М.М. Горинов, А.А. Данилов, М.Ю. Моруков и др.]; под ред. А.В. Торкунова. – М. Просвещение, 2016.
14. История. История России. 1914-нач. XXI века.: Учебник для 10 класса общеобразоват. организаций. Базовый и углубленный уровень: в 2-х частях. Ч. 1. 1914-1945 / В.А. Никонов., С.В. Девятов; под науч. ред. С.П. Карпова. – 2-е издание. – М.: «ООО Русское слово - учебник», 2019.
15. Кишея, Л. И. Проблема содержательного определения и операционализации понятия «патриотизм» в психологическом контексте // Научные труды республиканского института высшей школы, 2015. № 15-2.
Кондрашова, Н. И. Эволюция содержания понятия «патриотизм» в контексте внутренней политики России (от древности до наших дней). URL: http://irbis/nbuv.gov.ua/cgibin/irbis.nbuv/cgiirbis.64.exe?C24COM=2&I24DBN=UJRN&P24DBN=UJRN.pdf (дата обращения 22.02.2024).
16. Крайнов, Г. Н. Формы и методы патриотического воспитания студентов на занятиях истории // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 3.; URL: http://science- education.ru/ru/article/view?id=28876 (дата обращения: 22.02.2024).
17. Овчинникова, Н. П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики / Н.П. Овчинникова // Педагогика. - 2007. - № 1. - С. 93 - 101.
18. Одишвили, Г. Н. Потенциал содержания курсов отечественной истории в патриотическом воспитании обучающихся старшей школы // Научные труды Московского гуманитарного университета, 2018. № 4.
19. Ольшанских, И. В. Конспект урока «Начало Великой Отечественной Войны» (10 класс). URL: https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2014/12/02/konspekt-uroka-nachalo- velikoy-otechestvennoy-voyny-10-klass (дата обращения 22.03.2024).
20. Они ковали победу. Моркинский район: поименные списки тружеников тыла Великой Отечественной войны. – Йошкар-Ола: Стринг, 2010. 272 с.
21. Пальцева, С. В. Великая Отечественная война. 9–11 классы. Разработка урока. URL: https://rosuchebnik.ru/material/velikaya- otechestvennaya-voyna-9-11-klassy-razrabotka-uroka/ (дата обращения 22.03.2024).
22. Панкратьева, С. Г. Формы и методы гражданско- патриотического воспитания студентов в структуре изучения дисциплин естественно-научного цикла / Панкратьева С.Г., Пынько Л.Е., Резак Е.В // Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ» 2016, Том 7, № 4(2), С. 190 – 194.
23. Парменов, А. А. Некоторые аспекты нравственного воспитания школьников // Образование на пороге нового столетия: традиции и современность. Пенза: ИПКиПРО, 2000. Ч. 2. С. 54—62.
24. Подласый, И. П. Педагогика: учебник / И. П. Подласый. — 2-е изд., доп. — М.: Юрайт, 2011. — 574 с. — (Основы наук).
25. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по пед. специальностям и направлениям / под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. - Изд. 3-е, перераб. - М.: ЭГВЕС, 2009.
26. Рожков, М. И. Теория и методика воспитания / Рожков М. И., Байбородова Л. В. М.: Владос, 2004.
27. Смахтина, Н. И. Воспитание патриотизма на уроках истории и обществознания // Научный вестник Крыма, 2016. № 5.
28. Современные воспитательные технологии: теория и практика применения в образовательной деятельности (в контексте Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегии развития воспитания в Свердловской области на период до 2025 года)– материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции руководящих и педагогических работников РФ. 1-е. изд. Камышлов: ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2019. – 222 с.
29. Тетуев, А. И. Патриотическое воспитание учащихся на материалах истории Великой отечественной войны. URL: http://imk.shpl.ru/moodle/file.php/4/patriot/tetuev_patriatich_vospitanie.pdf (дата обращения 21.02.2024).
30. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические произведения / Акад. пед. наук РСФСР. М.: Просвещение, 1968. 557 с.
31. Ушинский, К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании. М., 1998.
32. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Собр. соч.: в 11 т. М.; Л.: Изд-во АПН, 1950. Т. 1.
33. Федеральный проект «Патриотическое воспитание» URL: https://kemschool74.kuz-edu.ru/index.php?id=22755 (дата обращения 21.02.2024)
34. Шакенова, Т.Ж. Гражданское воспитание школьников на основе нравственного развития личности / Т.Ж.Шакенова. – Режим доступа: https://articlekz.com/article/5745 (дата обращения 21.02.2021).
35. Эмирханов, И. А. Становление системы военно-патриотического воспитания молодежи в начальный период Великой Отечественной войны (на материалах Дагестана) // Историческая и социально-образовательная мысль, 2016. №4(2).