Отношение младших школьников к «особым детям» (Российский Государственный Педагогический Университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: ГБОУ СОШ № 485 с углубленным изучением французского языка Московского района г. Санкт-Петербурга.
Характеристика выборки: 33 ребенка (средний возраст которых составляет 7 лет).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОТНОШЕНИЯ К «ОСОБЫМ ДЕТЯМ» МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1 Современные исследования отношения к «особым детям» 8
1.2 Модель психического и её влияние на отношения младших школьников 13
1.3 Особенности детей младшего школьного возраста 22
Выводы по 1 главе 25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К «ОСОБЫМ ДЕТЯМ» 28
2.1 Описание цели, выборки и методик исследования 28
2.2 Результаты эмпирического исследования 30
Выводы по 2 главе 40
ГЛАВА 3.ПРОЕКТ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА43
Тематический план 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 54
База исследования: ГБОУ СОШ № 485 с углубленным изучением французского языка Московского района г. Санкт-Петербурга.
Характеристика выборки: 33 ребенка (средний возраст которых составляет 7 лет).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОТНОШЕНИЯ К «ОСОБЫМ ДЕТЯМ» МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1 Современные исследования отношения к «особым детям» 8
1.2 Модель психического и её влияние на отношения младших школьников 13
1.3 Особенности детей младшего школьного возраста 22
Выводы по 1 главе 25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К «ОСОБЫМ ДЕТЯМ» 28
2.1 Описание цели, выборки и методик исследования 28
2.2 Результаты эмпирического исследования 30
Выводы по 2 главе 40
ГЛАВА 3.ПРОЕКТ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА43
Тематический план 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 54
В современном обществе важной составляющей образования является развитие толерантности и уважения к различиям между людьми. Одним из важных направлений этой работы является формирование позитивного отношения у младших школьников к детям с особыми потребностями. Эти дети могут иметь различные ограничения в здоровье или особенности развития, такие как инвалидность, задержка развития, аутизм, нарушения зрения или слуха, психические или эмоциональные расстройства и другие особенности. [21].
В.Н. Мясищев в своих исследованиях выделяет значимые отношения, которые влияют на поведение человека. Он подчеркивает, что эти отношения являются целостной системой связи субъекта с различными аспектами объективной действительности и могут быть избирательными, активными, положительными или отрицательными. Эти отношения могут быть очень разнообразными и включать в себя взаимодействие с другими людьми, с окружающей средой, с культурой, социальными институтами и т.д. [47].
Отношения определяются как взаимодействие между людьми, основанное на взаимопонимании, доверии и эмпатии. Важным аспектом отношений является эмоциональная поддержка, принятие и понимание друг друга [51].
Отношение младших школьников к "особым детям" является важным аспектом социальной интеграции и развития детей. Понимание и эмпатия к таким детям способствуют созданию дружественной и поддерживающей атмосферы в школе, а также способствуют формированию у детей ценностей справедливости, равенства и уважения к индивидуальным различиям [27].
В последние годы в России были предприняты шаги к развитию инклюзивного образования и улучшению условий для детей с ограниченными возможностями здоровья [71]. Принятие нового Закона об образовании в 2012 году [14] было важным шагом в этом направлении, поскольку он закрепил принцип равного доступа к образованию для всех детей.
Однако, переход к полностью инклюзивной системе образования требует дальнейших усилий и изменений. Для успешной реализации инклюзивного образования необходимо создание специальных условий и ресурсов для каждого ребенка с учетом его индивидуальных потребностей [38; 6].
Некоторые препятствия на пути к инклюзивному образованию могут включать в себя недостаточное финансирование, нехватку квалифицированных специалистов, отсутствие адаптированных учебных материалов и технических средств [40; 11]. Поэтому важно продолжать работу по совершенствованию системы образования, чтобы каждый ребенок имел возможность получить качественное образование, соответствующее его потребностям [16].
С. В. Алехина, В. М. Бехтерев, Л. С. Выготский, Б. Н. Зейгарник, А. Р. Лурия, Г. Н. Пенин, С. И. Сабельникова, С. Н. Сорокоумова, П. Я. Семаго, А. С. Шевчук и многие другие внесли значительный вклад в понимание особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, их психологическое и физическое развитие, в вопросы инклюзивного образования, что помогло развивать специальные программы обучения, методики работы с такими детьми и повышать качество инклюзивного образования.
Например, Л.С. Выготский в своих работах выделял роль социальной среды и взаимодействия с окружающими для успешного развития каждого ребенка, включая детей с ОВЗ [30]. А. С. Шевчук акцентировал внимание на индивидуальном подходе к каждому ребенку и необходимости создания специальных условий для их обучения [41].
Но несмотря на большой шаг в развитии образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, все еще остается достаточно распространенной проблема непринятия таких детей окружающими [61].
Есть множество данных о том, что особых детей становится больше [3], все чаще такие дети попадают в школы в виде инклюзивного образования и зачастую к таким детям сверстники относятся негативно [20]. Подобное отношение связано с незнанием детей о людях с особенностями здоровья, а незнание вытекает из того, что родители избегают, либо же игнорируют и не рассказывают своим детям, что в мире есть не только позитивные и приятные вещи, но негативные и печальные [42]. А дети же, в свою очередь, обращают внимание только на то, на что указывает родитель. Детей предпочитают не знакомить с тем, что люди с ограниченными возможностями здоровья существуют и никто не объясняет, как взаимодействовать с ними [7; 19]. И соответственно дети не готовы видеть, помогать и как-либо взаимодействовать с людьми, имеющими особые потребности и зачастую бывает так, что дети младшего школьного возраста практически не знакомы с тем, какие люди бывают и что у них могут быть ограниченные возможности здоровья [27].
Многие исследования говорят о том, что большинство детей не знаю о людях с ограниченными возможностями здоровья и их особенностях, что общество не принимает этих детей. Однако работ, объясняющих причины такого отношения мало.
Основываясь на выше сказанном, предполагаем, что сформированность модели психического – понимание ребенком того, что у другого человека своя собственная картина мира [57], влияет на отношения младших школьников к «особым детям».
Предполагаем, что ребенок с более высоким уровнем интеллекта будет лучше взаимодействовать с «особыми детьми», так как по Ж. Пиаже интеллект – это способность адаптироваться [65], соответственно ребенок, который лучше адаптируется в окружающем мире, будет качественнее взаимодействовать в социуме.
Предполагаем, что высокий уровень тревожности будет являться причиной, по которой ребенок может не общается с незнакомым ему ребенком, так как различные психические состояния оказывают влияние на отношения в младшем школьном возрасте.
Для того, чтобы изменить данную ситуацию, подготовить детей, необходимо узнать реальное отношение к особым детям и разработать программу для того, чтобы помочь всем детям в том, чтобы они смогли эффективно взаимодействовать в школе.
Цель исследования: изучить особенности отношения к «особым детям» младших школьников
Объект исследования: дети младшего школьного возраста
Предмет исследования: отношение младших школьников к «особым детям»
Гипотеза: Дети младшего школьного возраста недостаточно информированы об особых детях, поэтому преимущественно отрицательно относятся к ним.
Задачи:
1. Описать теоретические подходы к изучению отношений младших школьников к особым детям
2. Выявить характер отношения детей младшего школьного возраста к особым детям
3. Изучить модель психического младших школьников
4. Сравнить отношение к «особым детям» младших школьников
5. Разработать проект формирующего эксперимента
Методы исследования:
Теоретические методы: теоретический анализ данных и контент-анализ интернет-ресурсов.
Эмпирические методы: тестирование, эксперимент, опросный метод, интерпретационные методы.
1. Опрос детей с куклами, имеющими различные особенности [72; 42].
2. Тест «Салли и Энн» Е. А. Сергиенко [58].
3. Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен в адаптациии А.М. Прихожан [13].
4. Цветные Прогрессивные Матрицы Дж. Равена [55].
Статистические методы: корреляционный анализ Спирмена.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты могут быть представлены в курсах бакалавриата по возрастной психологии и эти данные необходимо включить в курсы повышения квалификации педагогов.
База исследования: ГБОУ СОШ № 485 с углубленным изучением французского языка Московского района г. Санкт-Петербурга.
Структура работы: ВКР состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и приложения.
В.Н. Мясищев в своих исследованиях выделяет значимые отношения, которые влияют на поведение человека. Он подчеркивает, что эти отношения являются целостной системой связи субъекта с различными аспектами объективной действительности и могут быть избирательными, активными, положительными или отрицательными. Эти отношения могут быть очень разнообразными и включать в себя взаимодействие с другими людьми, с окружающей средой, с культурой, социальными институтами и т.д. [47].
Отношения определяются как взаимодействие между людьми, основанное на взаимопонимании, доверии и эмпатии. Важным аспектом отношений является эмоциональная поддержка, принятие и понимание друг друга [51].
Отношение младших школьников к "особым детям" является важным аспектом социальной интеграции и развития детей. Понимание и эмпатия к таким детям способствуют созданию дружественной и поддерживающей атмосферы в школе, а также способствуют формированию у детей ценностей справедливости, равенства и уважения к индивидуальным различиям [27].
В последние годы в России были предприняты шаги к развитию инклюзивного образования и улучшению условий для детей с ограниченными возможностями здоровья [71]. Принятие нового Закона об образовании в 2012 году [14] было важным шагом в этом направлении, поскольку он закрепил принцип равного доступа к образованию для всех детей.
Однако, переход к полностью инклюзивной системе образования требует дальнейших усилий и изменений. Для успешной реализации инклюзивного образования необходимо создание специальных условий и ресурсов для каждого ребенка с учетом его индивидуальных потребностей [38; 6].
Некоторые препятствия на пути к инклюзивному образованию могут включать в себя недостаточное финансирование, нехватку квалифицированных специалистов, отсутствие адаптированных учебных материалов и технических средств [40; 11]. Поэтому важно продолжать работу по совершенствованию системы образования, чтобы каждый ребенок имел возможность получить качественное образование, соответствующее его потребностям [16].
С. В. Алехина, В. М. Бехтерев, Л. С. Выготский, Б. Н. Зейгарник, А. Р. Лурия, Г. Н. Пенин, С. И. Сабельникова, С. Н. Сорокоумова, П. Я. Семаго, А. С. Шевчук и многие другие внесли значительный вклад в понимание особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, их психологическое и физическое развитие, в вопросы инклюзивного образования, что помогло развивать специальные программы обучения, методики работы с такими детьми и повышать качество инклюзивного образования.
Например, Л.С. Выготский в своих работах выделял роль социальной среды и взаимодействия с окружающими для успешного развития каждого ребенка, включая детей с ОВЗ [30]. А. С. Шевчук акцентировал внимание на индивидуальном подходе к каждому ребенку и необходимости создания специальных условий для их обучения [41].
Но несмотря на большой шаг в развитии образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, все еще остается достаточно распространенной проблема непринятия таких детей окружающими [61].
Есть множество данных о том, что особых детей становится больше [3], все чаще такие дети попадают в школы в виде инклюзивного образования и зачастую к таким детям сверстники относятся негативно [20]. Подобное отношение связано с незнанием детей о людях с особенностями здоровья, а незнание вытекает из того, что родители избегают, либо же игнорируют и не рассказывают своим детям, что в мире есть не только позитивные и приятные вещи, но негативные и печальные [42]. А дети же, в свою очередь, обращают внимание только на то, на что указывает родитель. Детей предпочитают не знакомить с тем, что люди с ограниченными возможностями здоровья существуют и никто не объясняет, как взаимодействовать с ними [7; 19]. И соответственно дети не готовы видеть, помогать и как-либо взаимодействовать с людьми, имеющими особые потребности и зачастую бывает так, что дети младшего школьного возраста практически не знакомы с тем, какие люди бывают и что у них могут быть ограниченные возможности здоровья [27].
Многие исследования говорят о том, что большинство детей не знаю о людях с ограниченными возможностями здоровья и их особенностях, что общество не принимает этих детей. Однако работ, объясняющих причины такого отношения мало.
Основываясь на выше сказанном, предполагаем, что сформированность модели психического – понимание ребенком того, что у другого человека своя собственная картина мира [57], влияет на отношения младших школьников к «особым детям».
Предполагаем, что ребенок с более высоким уровнем интеллекта будет лучше взаимодействовать с «особыми детьми», так как по Ж. Пиаже интеллект – это способность адаптироваться [65], соответственно ребенок, который лучше адаптируется в окружающем мире, будет качественнее взаимодействовать в социуме.
Предполагаем, что высокий уровень тревожности будет являться причиной, по которой ребенок может не общается с незнакомым ему ребенком, так как различные психические состояния оказывают влияние на отношения в младшем школьном возрасте.
Для того, чтобы изменить данную ситуацию, подготовить детей, необходимо узнать реальное отношение к особым детям и разработать программу для того, чтобы помочь всем детям в том, чтобы они смогли эффективно взаимодействовать в школе.
Цель исследования: изучить особенности отношения к «особым детям» младших школьников
Объект исследования: дети младшего школьного возраста
Предмет исследования: отношение младших школьников к «особым детям»
Гипотеза: Дети младшего школьного возраста недостаточно информированы об особых детях, поэтому преимущественно отрицательно относятся к ним.
Задачи:
1. Описать теоретические подходы к изучению отношений младших школьников к особым детям
2. Выявить характер отношения детей младшего школьного возраста к особым детям
3. Изучить модель психического младших школьников
4. Сравнить отношение к «особым детям» младших школьников
5. Разработать проект формирующего эксперимента
Методы исследования:
Теоретические методы: теоретический анализ данных и контент-анализ интернет-ресурсов.
Эмпирические методы: тестирование, эксперимент, опросный метод, интерпретационные методы.
1. Опрос детей с куклами, имеющими различные особенности [72; 42].
2. Тест «Салли и Энн» Е. А. Сергиенко [58].
3. Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен в адаптациии А.М. Прихожан [13].
4. Цветные Прогрессивные Матрицы Дж. Равена [55].
Статистические методы: корреляционный анализ Спирмена.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты могут быть представлены в курсах бакалавриата по возрастной психологии и эти данные необходимо включить в курсы повышения квалификации педагогов.
База исследования: ГБОУ СОШ № 485 с углубленным изучением французского языка Московского района г. Санкт-Петербурга.
Структура работы: ВКР состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и приложения.
Целью данной работы было изучить особенности отношения младших школьников к «особым детям».
Во время анализа литературы по данной тематике были раскрыты основные факторы, влияющие на формирование отношения в младшем школьном возрасте, а также особенности отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, сформированность модели психического является одним из важнейших факторов, имеющих связь с отношениями, так как понимание состояний других людей является ключевым аспектом успешной коммуникации и социальной адаптации, а умение оценивать ситуацию с разных сторон и видеть мир глазами других людей способствует более глубокому и продуктивному общению.
Так же уровень тревожности имеет связь с отношениями в младшем школьном возрасте, так как люди с высоким уровнем тревожности могут испытывать более сильные эмоциональные реакции на новые ситуации, что может препятствовать их стремлению к исследованию и взаимодействию с окружающим миром.
А также уровень общего интеллекта взаимосвязан с отношениями, так как дети с более высоким уровнем интеллекта могут иметь больший познавательный интерес к окружающему миру и как следствие активно взаимодействовать в социуме.
Младший школьный возраст так же является периодом формирования основных представлений о мире и отношениях с окружающими. В этом возрасте дети еще только начинают осознавать свои эмоции, развивать эмпатию и учиться контролировать свои реакции на различные ситуации. Из-за этого могут возникать негативные поведенческие реакции, такие как агрессия, недопонимание, драки. А в связи с тем, что дети этого возраста в первую очередь обращают внимание на внешние факторы, дети с ограниченными возможностями здоровья зачастую выпадают из круга общения сверстников и к ним относятся с пренебрежением.
А исследование нам показало, что дети младшего школьного возраста мало знакомы с проблемой детей с ограниченными возможностями здоровья. Большинство видели лишь людей в коляске и слепых, что является самым заметным нарушением из существующих, а о других особенностях знают очень мало, либо не знают совсем. Основываясь на этом нами, была разработана программа по просвещению о людях с ограниченными возможностями здоровья и проявлению толерантного отношения к ним.
Во время анализа литературы по данной тематике были раскрыты основные факторы, влияющие на формирование отношения в младшем школьном возрасте, а также особенности отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, сформированность модели психического является одним из важнейших факторов, имеющих связь с отношениями, так как понимание состояний других людей является ключевым аспектом успешной коммуникации и социальной адаптации, а умение оценивать ситуацию с разных сторон и видеть мир глазами других людей способствует более глубокому и продуктивному общению.
Так же уровень тревожности имеет связь с отношениями в младшем школьном возрасте, так как люди с высоким уровнем тревожности могут испытывать более сильные эмоциональные реакции на новые ситуации, что может препятствовать их стремлению к исследованию и взаимодействию с окружающим миром.
А также уровень общего интеллекта взаимосвязан с отношениями, так как дети с более высоким уровнем интеллекта могут иметь больший познавательный интерес к окружающему миру и как следствие активно взаимодействовать в социуме.
Младший школьный возраст так же является периодом формирования основных представлений о мире и отношениях с окружающими. В этом возрасте дети еще только начинают осознавать свои эмоции, развивать эмпатию и учиться контролировать свои реакции на различные ситуации. Из-за этого могут возникать негативные поведенческие реакции, такие как агрессия, недопонимание, драки. А в связи с тем, что дети этого возраста в первую очередь обращают внимание на внешние факторы, дети с ограниченными возможностями здоровья зачастую выпадают из круга общения сверстников и к ним относятся с пренебрежением.
А исследование нам показало, что дети младшего школьного возраста мало знакомы с проблемой детей с ограниченными возможностями здоровья. Большинство видели лишь людей в коляске и слепых, что является самым заметным нарушением из существующих, а о других особенностях знают очень мало, либо не знают совсем. Основываясь на этом нами, была разработана программа по просвещению о людях с ограниченными возможностями здоровья и проявлению толерантного отношения к ним.
Подобные работы
- КТД КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К МАТЕРИАЛЬНЫМ ЦЕННОСТЯМ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - Развития навыков сотрудничества у младших школьников посредством метода групповой работы (Зерноградский педагогический колледж)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2022 - Развитие математической речи у младших школьников на уроках математики (Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАЗНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕДАХ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогические условия ценностно-ориентационного единства как показателя сплоченности школьного коллектива младших школьников (Нижневартовский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2100 р. Год сдачи: 2020 - Усвоение и принятие младшими школьниками ценности «семья» в контексте светской и православной педагогической традиции
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2017 - Формирование ценностного отношения к прекрасному у младшего школьника во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - Развитие творческой познавательной активности детей младшего школьного возраста в учебной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2020



