ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Потребительская журналистика: история и современность…5
1.1. «Консьюмеризм»: причины возникновения и значение в современном обществе…5
1.2. К вопросу о понятии «потребительская журналистика»…8
1.3. Возникновение потребительской журналистики……………………9
1.4. История потребительской журналистики в России………………..10
1.5. Место потребительской журналистики в современном медиапространстве…12
1.6. Выводы………………………………………………………………..18
ГЛАВА 2. Жанровое своеобразие потребительских телевизионных проектов…20
2.1. Система жанровой подачи материала в потребительских СМИ….20
2.2. Жанровое своеобразие телевизионных потребительских проектов…21
2.3. Выводы………………………………………………………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………..27
Во второй половине ХХ столетия в нашей стране произошёл переход на рыночную экономику, в связи с чем в обществе стремительно возрос спрос на потребительские ценности. Поток товаров из-за рубежа, состояние дефицита, агрессивная реклама товаров спровоцировали рост интереса к материальным благам, бытовому комфорту, способствовали формированию философии консюмеризма. Данные тенденции нашли своё отражение в том числе и тематическом и жанровом контенте телевизионных проектов. Потребительское направление журналистики с культом «товара» стало одним из востребованных аудиторией. Именно данным фактором обусловлена актуальность представленного исследования.
Объект исследования – отечественные телевизионные потребительские проекты.
Предмет исследования – жанровое своеобразие потребительской журналистики.
Цель исследования – выявить жанровую специфику потребительских телевизионных проектов.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие исследовательские задачи:
- изучить историю и причины возникновения потребительского направления в мировой и отечественной журналистике,
- проанализировать исследовательские подходы к понятию «потребительская журналистика»,
- выявить жанровые особенности отечественных потребительских телевизионных проектов,
- определить влияние целевой аудитории на жанровое своеобразие,
- определить функциональное назначение потребительских телевизионных программ.
Эмпирический материал исследования – отечественные телевизионные потребительские проекты («Ревизорро», «Магаззино», «Москва: инструкция по применению», «Контрольная закупка», «Без обмана» и пр.).
Теоретическую основу работы составили труды Е.В. Волгиной, С.А. Михайлова, Т.Е. Новиковой, С.Д. Рябова.
В работе были использованы следующие методы исследования:
- общенаучные (наблюдения и описания),
- исторический метод,
- типологический,
- контент-анализ,
- методика жанрового анализа.
Практическая значимость исследования. Полученные результаты исследования можно использовать при разработке лекционных и практических занятий по дисциплине «Телевизионная журналистика».
Работа состоит из Введения, двух глав (теоретической и практической), Заключения, Библиографического списка.
Содержание работы изложено на 29 страницах.
Библиографический список включает в себя 32 наименования.
В данном исследовании мы обратились к истории и современности потребительской журналистики, рассмотрели её возникновение в рамках становления «общества потребления» и консьюмеристского дискурса.
Исследователи сходятся в определении «потребительской журналистики» в том, что в ней соединяются утилитарный и развлекательный компоненты.
В условиях рыночных отношений потребительская журналистика заняла особое место. Потребительские передачи на телевидении чаще всего включают в себя элементы, позволяющие им выполнять определённые социальные задачи:
- сравнение различных продуктов;
- тестирование в лабораториях на соответствие стандартам;
- разъяснение правил торговли и прав потребителей;
- репортажи о мошеннических схемах и обманах;
- демонстрация правильных и неправильных ролевых моделей покупателя и др.
У потребительских передач помимо формирования и поддержания информационного поля проявляется тренд в области внедрения их в процесс познавательской деятельности, они становятся источником практических знаний для своих зрителей, исполняя функцию экспертов.
В ходе исследования мы обозначили жанровые доминанты потребительских медиа. На телевидении безусловными лидерами являются: обзоры, реалити, расследования, аналитические репортажи.
На сегодняшний день потребительское направление активно внедряется и в интернет-среду. Онлайн-платформы и социальные сети предоставляют уникальную возможность взаимодействия с аудиторией. Множество телевизионных программ создали свои официальные интернет-сайты, страницы в социальных сетях и YouTube-каналы для публикации дополнительного контента, а также для обратной связи с зрителями. Это позволяет собирать отзывы, вопросы и предложения от потребителей, что в свою очередь способствует более точному и актуальному освещению потребительских вопросов. Эксперты, блогеры и обычные потребители делятся своими отзывами и рекомендациями о товарах и услугах, создавая множество точек зрения и информационных ресурсов для потребителей.
В настоящее время потребительская журналистика остается важной частью медиаэкосистемы, и ее роль в обществе лишь укрепляется. Она не только информирует и защищает интересы потребителей, но и способствует развитию ответственного бизнеса и поддержанию прозрачности в области товаров и услуг. Адаптируясь к новым вызовам современности, она продолжает содействовать развитию общества и защите прав потребителей в России.
1. Беляев И.К. Особенности национального телевидения. - Москва, 2000. – 32 с.
2. Березин В.М. Нравственные аспекты телевизионной коммуникации. - Москва, 2003. – 106 с.
3. Вакурова Н.В. Типология жанров современной экранной продукции: учебное пособие. – Москва, 1997. – 62 с.
4. Волгина Е.В. Потребительская журналистика на региональных информационных порталах // Известия Уральского федерального университета. - Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2013. - № 4 (119). - С. 52-56.
5. Гаспарян В.В. Тележурналистика: вчера, сегодня, завтра (1990-1995 гг.). - Москва, 1995. – 57 с.
6. Голядкин Н.А. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения. - М., 1996.- 65 с.
7. Громов О.Н. Особенности гедонистического дискурса российского телевидения // Омский Научный вестник. – 2010. - №1. – С. 213-217.
8. Дедов А.Н. Технологии телевизионной журналистики: учебное пособие. – Курган: Издательство Курганского государственного университета, 2017. – 200 с.
9. Дмитриев Л. Телевизионные жанры. - Москва, 1991. – 114 с.
10. Егоров, В.В. Телевидение между прошлым и будущим. – Москва, 1999. – 264 с.
11. Журналистики сферы досуга: учебное пособие / под общ. ред. Л.Р. Дускаевой, Н.С. Цветовой. – Санкт-Петербург: Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций, 2012. - 304 с.
12. Ильин В.И. Потребление как дискурс. – Санкт-Петербург: Интерсоцис, 2010. - 360 с.
13. Костров Я.О. Этический консьюмеризм // Реклама. Теория и практика. – 2012. - №5. – с.28-35.
14. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения: монография. – Санкт-Петербург: Издательство Михайлова В.А., 2001. – 320 с.
15. Ким М.Н. Жанры современной журналистики. – Санкт-Петербург: Издательство Михайлова В.А., 2004. – 355 с.
16. Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста: учебник для студентов высших учебных заведений. – Санкт-Петербург: Издательство Общество «Знание», 2000. – С.127–165.
17. Лавров В.В. Доминирующие форматы передач на отечественном телевидении // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2016.– № 1. – С. 134–137.
18. Лазутина Г.В. Жанр и формат в терминологии современной журналистики // Вестник Московского университета. - Серия 10. - Журналистика. – 2010. – С. 14–21.
19. Лазутина Г.В., Распопова С.С. Жанры журналистского творчества: учебное пособие. – Москва: Аспект Пресс, 2011. – 319 с.
20. Михайлов С.А. Журналистика Соединённых Штатов Америки. – Санкт-Петербург: Издательство А.В. Михайлова, 2004. – 447 с.
21. Москвитин Г.А. Гуманитарные проблемы общества потребления // Вопросы теории и практики журналистики. – 2012. - №1. - С. 76-79.
22. Мясникова М.А. Специфика жанров телевидения // Вестник Санкт-Петербургского университета. – Серия 9. – 2009. – Выпуск 1. – Часть 2. – С. 250-260.
23. Новикова А.А. Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия. – Санкт-Петербург: Издательство Алетейя, 2008. - 208 с.
24. Новикова А.А. Телевизионная реальность: экранная интерпретация действительности. - Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2013. - 236 с.
25. Новикова Т.Е. Потребительские программы на современном ТВ: от утилитарности к развлекательности // Молодой ученый. - 2016. - № 9 (113). - С. 1283-1285.
26. Овсепян Р.П. История отечественной журналистики: учебное пособие. – Москва: Издательство МГУ, 1999. – 304 с.
27. Руденко А.М. Воздействие средств массовой коммуникации на современное общество // Медиаобразование. - 2017. - № 3. – С.134-142.
28. Рябов С.Д. Контент медиа потребительского рынка в контексте эволюции медиавоздействия // Вестник Московского университета. – Серия 10. – Журналистика. – 2009. - №2. - С. 196-208.
29. Соколова Л.Н., Симиренко Д.А. Концепции потребительских телепрограмм на современном телевидении // Медиасреда. – 2020. - №2. – С. 67-71.
30. Хлыстун М.А. Потребительская журналистика // Реклама и связи с общественностью: традиции и инновации: Материалы Шестой Международной научно-практической конференции. – В 2 частях. – том 2. – Часть 2. - Москва, 2018. – С. 97-105.
31. Цвик В. Телевизионная журналистика: История, теория, практика. - Москва, 2004. – 382 с.
32. Яковлева Э.В. Потребительские» телешоу как инструмент общественного контроля // Молодой ученый. - 2016. - № 12. - С. 754-757.