ВВЕДЕНИЕ 3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕСТВЕННОЙ ОПАСНОСТИ
ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ЖИВОТНЫМИ 7
2. ЭЛЕМЕНТЫ ОСНОВНОГО СОСТАВА ЖЕСТОГО ОБРАЩЕНИЯ
С ЖИВОТНЫМИ 20
2.1. Объективные признаки жестокого обращения с животными ... 20
2.2. Субъективные признаки жестокого обращения с животными 28
3. КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СОСТАВЫ ЖЕСТОКОГО
ОБРАЩЕНИЯ С ЖИВОТНЫМИ 32
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 39
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
Актуальность темы «Уголовно-правовая характеристика жестокого обращения с животными» обусловлена следующими о бстоятель ств ами.
В наше время о современном обществе принято судить по тому, как оно относится к слабым - к инвалидам, пенсионерам, детям, и конечно к животным. Но, к сожалению, на сегодняшний день, мы имеем несправедливое и жестокое отношение к животным, которое проявляется все чаще, становится обыденностью для России; приобретает не просто систематический характер, а характер системного нарушения.
Жестокое отношение к животным является опасным по отношению к человеческой морали и нравственности. Только по новостям из социальных сетей, можно узнать, что за последний год от рук одних только несовершеннолетних живодеров, погибли, или серьезно покалечены в результате полученных тяжелых телесных повреждений многие сотни животных, а так же их хозяева, при попытках защитить своих питомцев.
Огромный общественный бунт подняли такие дела, как дела «Хабаровских живодерок» и «Приютов смерти», на общем фоне возросших дел, где в качестве живодеров выступали несовершеннолетние и даже малолетние дети. Статистические данные за последние двадцать лет свидетельствуют о том, что 40 процентов деяний, подпадающих под признаки ст. 245 УК РФ совершено лицами в возрасте от 14 до 17 лет 1.
Также опасным фактором является появление такого антиобщественного движения как «догхантеры», которые создают в сети «Интернет» сайты с потенциально опасным содержанием, чем бросают вызов
1 Статья за жестокое обращение с животными // URL: http://www.qarant.ru/news/617987/#ixzz5HoQoaqQJ
зоозащитникам и правоохранительным службам России. Их преступные действия направлены не только на животных, но и на их хозяев, а так же на пункты содержания животных.
Часто такие преступления выявлялись только благодаря роликам в сети «Интернет», но не все из них получили достаточную общественную огласку, и надлежащую юридическую оценку. Уровень преступности в рассматриваемой сфере прогрессирует, не встречая должного противодействия со стороны правоохранительных органов. Лишь небольшое количество уголовных дел возбуждается по факту жестокого обращения с животными и доходит до суда. Органы власти в целом не уделяют достаточного внимания проблеме гуманного обращения с животными, решение которой требует принятия комплекса не только правовых, но и организационных, экономических мер. В результате этого невнимания мы имеем неумение: некомпетентную деятельность чиновников на всех уровнях государственного аппарата по вопросам защиты животных и игнорирование фактов жестокого обращения с животными.
Существовавшая до недавнего времени редакция ст. 245 Уголовного кодекса РФ от 13 июня 1996. № 63-ФЗ (ред. от 18.02.2018) (далее по тексту УК РФ)1 нуждалась в усовершенствовании со стороны законодателя в части как диспозиции, так и санкции. Редакционные изменения, внесенные Федеральным законом от 20 декабря 2017 № 412-ФЗ «О внесении изменений в статьи 245 и 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и в статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (далее по тексту - ФЗ № 412-ФЗ)2отчасти решили существующие проблемы, отчасти поставили новые. По-прежнему необходима конкретизация терминов, получивших закрепление в статье, и единообразие в их толковании. Более того, необходимо разъяснение некоторых новых введенных законодателем признаков рассматриваемого состава. Появление новой редакции статьи, исследования....
По результатам дипломного исследования выявлены определенные проблемы в сфере уголовно-правового регулирования ответственности за жестокое обращение с животными и сделаны предложения по их разрешению.
1. В УК РСФСР уголовная ответственность за жестокое обращение с животными была обусловлена предшествующим привлечением к административной ответственности за указанные деяния. В РФ административная ответственность за жестокое обращение с животными без признаков состава ст. 245 УК РФ на федеральном уровне в КоАП РФ не предусмотрена. Такая ответственность предусмотрена лишь в некоторых актах субъектов РФ и очень по-разному. Так, например, в Кодексе г. Москвы об административных правонарушениях эти правонарушения
предусмотрены в отдельной главе, включающей пять статей, а в Законе Свердловской области об административных правонарушениях ответственность установлена только за нарушение правил выгула домашних животных. Законопроект о введении административной ответственности за жестокое обращение с животными еще в 2015 г. вносился в Думу, но так и не был принят.
Между тем, своевременное привлечение к административной ответственности за жестокое обращение с животными сыграло бы важную превентивную роль.
Надо отметить, что в уголовном законодательстве РФ в различных главах стали появляться новые статьи, где составы преступлений основаны на административной преюдиции. Целесообразно дополнить УК РФ статьей 245.1 «Жестокое обращение с животными без признаков преступления, лицом, подвергнутым административному наказанию». Соответственно необходимо дополнить КоАП РФ ст. 6.34 «Жестокое обращение с животными», где предусмотреть ответственность за жестокое обращение с животными, выразившееся в действиях (бездействиях), приводящих к утрате животным здоровья или гибели, если данное деяние не содержит признаков преступления. Это могут быть, например, такие правонарушения как содержание или транспортировка животного в условиях, приводящих к утрате его здоровья, а также не соответствующих его биологическим особенностям и потребностям; оставление животного без попечения; проведение на животном эксперимента лицами, не допущенными к экспериментальной работе с животными, или без обезболивания, или выведение животного из эксперимента причиняющими боль методами.
2. Учитывая, что огромный вред общественной нравственности наносит бесчеловечное отношение к бездомным животным, предлагается дополнить УК РФ статьей 245.2 «Нарушение порядка регулирования численности, отлова и содержания безнадзорных домашних животных лицом, подвергнутым административному наказанию».
Соответственно, КоАП РФ необходимо дополнить ст. 6.35, устанавливающей административную ответственность за указанные нарушения, а основные императивные правила регулирования численности, отлова и содержания домашних безнадзорных животных разработать на уровне федерального подзаконного акта, например, Постановления правительства РФ, обобщив положительный опыт регионального регулирования.
Эти меры будут способствовать и предупреждению корыстных преступлений, связанных с присвоением выделенных на решение проблем, связанных с безнадзорными животными, средств.
3. Дискуссионным является вопрос о предмете преступления. Предлагается в Примечании к ст. 245 УК закрепить сложившееся на практике положение: «Под животными в настоящей статье понимаются высшие позвоночные - звери и птицы, как домашние, так и дикие»....
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 (в ред. от 21 июля 2014 г.) // Российская газета. 1993 25 декабря.
2. Всемирная хартия природы. Принята резолюцией 37/7 Генеральной Ассамблеи от 28 октября 1982 года // Документ опубликован не был. [Электронный ресурс] // URL: http://base.garant.ru/12124036/.
3. Европейская конвенция о защите домашних животных (ETS № 125) (Заключена в г. Страсбурге 13.11.1987) // [Электронный ресурс]. - Документ опубликован не был. [Электронный ресурс] // URL: http://base.garant.ru/2107755/.
4. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 196-ФЗ (в ред. от 23. 04. 2018) // Российская газета. 2001. 31 декабря.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 № 63-ФЗ (в ред. от 23. 04. 2018) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ (в ред. от 23.05.2018) // Российская газета. 1994. 8 декабря.
7. Федеральный закон от 20 декабря 2017 № 412-ФЗ «О внесении изменений в статьи 245 и 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и в статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Российская газета. 2017. 22 дек.
8. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 № 52-ФЗ (в ред. от 18.04.2018) // Российская газета. 1999. 6 апреля.
9. Федеральный закон «О животном мире» от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ (в ред. от 03.06.16) // Российская газета. 1995. 5 мая.
10. Закон Российской Федерации «О ветеринарии» от 14 мая 1993 г. № 4979-1 (в ред. от 07.03.2016) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 24. Ст. 857.
11. Закон г. Москвы «Кодекс г. Москвы об административных правонарушениях» от 21 ноября 2007 года № 45 (в ред. от 24.01.2018) // Ведомости Московской городской Думы. 2008. 22 января.
12. Закон Свердловской области об административных правонарушениях от 14 июня 2005 г. № 52-ОЗ (в ред. от 03.11.2017) // Областная газета. 2005. 15 июня.
13. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 1 апреля 2016 г. № 199н «Об утверждении Правил надлежащей лабораторной практики»
14. [Электронный ресурс] // URL:
15. http://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/71366108/#ixzz5HAe3AAjx . 1995. № 17. Ст. 1462....76