ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УПРАВЛЕНИЯ
МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ 6
1.1. Понятие, цели и содержание деятельности по управлению
многоквартирными домами 6
1.2. Правоотношения, возникающие при управлении
многоквартирными домами 14
1.3. Общие требования к содержанию общего имущества и
стандарты к деятельности по управлению многоквартирными домами 19
2. СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ 25
2.1. Непосредственное управление многоквартирным домом
собственниками помещений 25
2.2. Управление товариществом собственников жилья, жилищным
кооперативом 30
2.3. Управление управляющей организацией 38
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 45
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
Вопрос эффективного управления многоквартирными домами является одним из важных и сложных, так как решение данной проблемы должно быть направлено на создание благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества, предоставление качественных жилищных услуг.
Для того чтобы наиболее эффективно обеспечить обслуживание дома и создать благоприятные условия для проживания собственников жилья, необходимо выбрать наиболее результативный способ управления многоквартирным домом, знать права и обязанности в сфере жилищного законодательства. Решение проблем, возникающих при управлении многоквартирными домами, возможно только при совместной деятельности государства, товариществ собственников жилья, управляющих компаний, потребительских кооперативов, непосредственно собственников, а также при совершенствовании жилищного законодательства Российской Федерации.
Большинство собственников многоквартирных домов на данном этапе развития общества сталкиваются с серьезными вопросами управления многоквартирными домами: качество предоставляемых коммунальных услуг, обеспечение жилищными услугами, добросовестное выполнение обязанностей управляющей компанией, погашение задолженностей по оплате обслуживания, определение условий передачи многоквартирных домов от представляющей управляющей компании к другой, и так далее.
Актуальность выбранной темы заключается в правовой значимости осмысления теоретических вопросов регулирования управления многоквартирными домами, решения споров, исследование проблем управления многоквартирными домами и разработка путей их решений.
Объектом исследования являются правоотношения, возникающие при управлении многоквартирными домами между собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, управляющими компаниями, жилищными кооперативами,-органами местного самоуправления.
Предмет исследования составили нормы права, определяющие основы и различные способы управления многоквартирными домами.
Цель данной работы заключается в исследовании особенностей деятельности по управлению многоквартирными домами, способов управления многоквартирными домами,
рассмотрение —правоприменительной практики по данным вопросам и разработка-предложений по правовому регулированию выявленных проблем в управлении многоквартирными домами.
Поставленная цель предопределила постановку следующих задач:
• раскрыть основные правовые положения управления многоквартирными домами;
• провести анализ способов управления многоквартирными домами непосредственно собственниками, товариществом собственников жилья, управляющей компанией;
• раскрыть правовые проблемы управления многоквартирными домами и разработать пути их решений.
Методологическая основа представляет с собой совокупность таких методов как анализ и синтез, обобщение.
Теоретическую основу исследования составляют труды таких ученых как: Г.А. Моргунова, К.Е. Сычева, В.А. Гассуль, Г.Г. Павлова, В.И. Коробко, Л.С. Цветлюк, П.В. Крашенинников, Г.Ф. Ручкина, В.А. Баранов, Е.Л. Венгеровский, А.Н. Чашин, Е.Ю. Бархатова....
На данном этапе развития общества и государства Жилищный кодекс претерпевает систематические изменения, в том числе и в области норм, касающихся управления многоквартирным домом, но количество коллизии в жилищном законодательстве не уменьшается.
Эффективное управление многоквартирными домами является одним из главных условий обеспечения безопасного и благоприятного проживания граждан.
Настоящее исследование было направлено на выявление правовых проблем управления многоквартирного дома.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
В деятельность по управлению многоквартирными домами входит своевременное, качественное и периодичное выполнение работ и оказание услуг, установленных Правительством РФ, субъектами правоотношений.
Надлежащее содержание имущества собственников жилья осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе - в соответствии с нормами санитарноэпидемиологическими, пожарной безопасности, технического регулирования, защиты прав потребителей.
Выполнение работ и оказание услуг осуществляется исходя из выбранного конкретного способа управления многоквартирным домом.
В научной литературе выделяют следующие способы управления: непосредственное управления многоквартирным домом, жилищными кооперативами и управляющей организацией.
Из анализа судебной практики следуют, что большинство споров возникают из - за некачественного или несвоевременного выполнения работ и оказания услуг по обслуживанию многоквартирного дома, невнесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Из вышесказанного делается целесообразно внести следующие изменения в жилищное законодательство:
1. В законодательстве РФ существуют существенные разногласия между нормами. Так, наблюдается расхождение статьи 57 ГК РФ и ст. 140 ЖК РФ
Согласно статье 57 ГК РФ реорганизация юридического лица происходит только по принятому решению его учредителей или уполномоченного на то органам юридического лица. В ст. 140 ЖК РФ содержится следующее, что ТСЖ по решению собственников помещений может быть преобразовано в жилищный или жилищно-строительный кооператив. Из вышесказанного следует, что решение о реорганизации ТСЖ по жилищному законодательству также возможно по решению третьих лиц, а не учредителей ТСЖ.
2. Ст. 291 ГК РФ содержит норму, которая содержит отсылку на ФЗ «о товариществах собственников жилья». Данный федеральный закон в настоящее время признан утратившим силу с 1 марта 2005 года. Положения о порядке создании и функционировании ТСЖ содержатся в ЖК РФ.
3. В ст. 111 ЖК РФ содержится следующая информация, что «Категории граждан, указанных в статье 49 настоящего Кодекса, имеют преимущественное право на вступление в жилищные кооперативы, организованные при содействии органов государственной власти Российской Федерации ...». Законодатель не пояснил, как следует понимать данную формулировку «при содействии», что влечет самовольное ее толкование. Данная норма не конкретизирует, какие действия органов государственной власти способствуют вступлению категориям граждан в кооперативы. Например, здесь может возникнуть абсурдный вопрос, допустимо ли считать таким содействием государственную регистрацию кооператива при его создании в качестве юридического лица? Следовательно, необходимо внести следующее изменение «Категории граждан, указанных в статье 49 настоящего Кодекса, имеют преимущественное право на вступление в жилищные кооперативы, организованные при осуществлении органами государственной власти Российской Федерации ... принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, внесение.. ».
4. Также в ч.1 ст. 111 ЖК РФ законодатель указывает на то, что «членом жилищного кооператива может быть гражданин, достигший возраста шестнадцати лет». Согласно гражданскому законодательству полная дееспособность лица наступает с 18 лет, а с 16 лет - в случаи эмансипации.....
1. Конституция Российской Федерации РФ от 12 декабря 1993 г. (в ред. от 21 июля 2014) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188- ФЗ (в ред. от 03.04.2018) // Российская газета. 2004. 12 января.
3. Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 ноября 2009 г. № 261- ФЗ (в ред. от 23.11.2009) // Российская газета. 2009. 23 ноября.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
5. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 № 2300-1-ФЗ 9 (в ред. от 18.04.2018) // Российская газета. 1992. 7 февраля.
6. Постановление Правительства Российской Федерации
7. «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» от 28 января 2006 г. № 47 (в ред. от 28.02.2018) // Российская газета. 2006. 10 февраля.
8. Постановление Правительства РФ «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» от 3 апреля 2013 г. № 290 (в ред. от 27.02.2017) // Российская газета. 2013. 3 апреля.
9. Постановление Правительства Российской Федерации
10. «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в
11. случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» от 13 августа 2006 г. № 491 (в ред. от 09.09.2017) // Российская газета. 2006. 22 августа.
12. Постановление Правительства РФ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» от 6 мая 2011 г. № 354 (в ред. от 27.03.2018) // Российская газета. 2011. 1 июня.
13. Постановление Правительства Российской Федерации г. Москва
14. «О государственном жилищном надзоре» от 11 июня 2013 г. № 493 (в ред. от 29.09.2017) // Российская газета. 2013. 24 июня.
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 416 г. Москва «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» (в ред. от 27.03.2018) // Российская газета. 2013. 20 мая.....69