Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ 3D-МОДЕЛИРОВАНИЯ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Работа №14581

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы74стр.
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1011
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические основы развития объемно¬пространственного мышления учащихся
1.1. Психолого-педагогические аспекты развития объемно-пространственного мышления учащихся
1.2. Использование современных технологий для развития
объемно-пространственного мышления учащихся на внеклассных занятиях изобразительным искусством
Глава 2. Разработка методики обучения объемно-пространственного мышления на внеклассных занятиях изобразительным искусством
2.1. Методические основы организации внеклассных занятий по
развитию объемно-пространственного мышления у учащихся на основе 3D моделирования
2.2. Экспериментальная работа по развитию объемно¬
пространственного мышления у учащихся на основе 3Dмоделирования на внеклассных
занятиях
Глава 3. Основные этапы работы над творческой частью дипломной работы
3.1. Обоснование выбора темы и определения содержания
творческой работы
3.2. Методика выполнения творческой части выпускной
квалификационной работы
Заключение
Библиографический список
Приложения


В данное время наше общество все больше и больше прогрессирует в технологическом смысле, создаются новые возможности для упрощения и улучшения жизни человека. Происходит модернизация производства, внедрение новых технологий и развитие электронной техники. Материально наш мир совершенствуется с огромной скоростью, но для гармоничного развития необходимо совершенствовать общество духовно. Обществу необходимо развиваться, а это значит искать новые, более эффективные методы и средства для этого. И конечно одним из главных факторов является развитие будущего поколения.
В наши дни пугающее количество детей, которые в процессе своего формирования упускаются обществом, что приводит к недоразвитию соответствующих личностных качеств. У таких детей отсутствует интерес к саморазвитию и самообразованию, что в дальнейшем приводит к полному отсутствию образовательного интереса. Определяющий фактор развития личности, по мнению гуманистической, психологии и педагогики это ее способность и потребность в саморазвитии и самосовершенствовании. То есть внутренняя активность личности. И конечно начинать развивать это лучше с раннего возраста. Последствия низкой активности личности, это неумение абстрактно и логически мыслить, проявлять свою фантазию, отсутствие интереса к культуре и искусству. В случае недостаточного уровня развития, мышления, воли, отсутствия эмоционально-чувственных
проявлений может наблюдаться процесс, обратный развитию,
формированию, - деградация личности [9, с.67].
Согласно урбанистическим исследованиям по вопросу стратегии развития личности и общества, одним из определяющих факторов является улучшение школьного образования. Улучшенная система образования позволит более эффективно развивать будущее поколение, как поколение с высокими профессиональными, моральными и личностными качествами.
Именно от того как будут воспитываться и развиваться дети, зависит будущее нашего общества.В данный момент государство активно работает над выполнением этой задачи. Согласно новым стандартам об образовании методической основой является системно-деятельностный подход, направленный на формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному самообразованию [35, с.1]. Но удовлетворить такие требования в условиях традиционных технологий весьма затруднительно. Поэтому процесс обучения должен включать в себя использование новых образовательных технологий, в том числе, на основе применения компьютерной техники и развития компьютерной грамотности.
Объединив эти задачи в одну, можно сказать, что эффективным может стать формирование способности и потребности к самообразованию и саморазвитию у школьников через применение компьютерных технологий. Подтверждением можно считать огромный интерес детей к виртуальной реальности. Как показывает практика детей гораздо больше можно заинтересовать и вовлечь в учебный процесс, если в работу на уроке будут добавлены компьютер, интерактивная доска и т.п.
Как известно искусство - явление эстетическое. Его сфера - создание творческим усилием человека произведения, предназначенного для эстетического восприятия, для восприятия прекрасного. Искусство имеет непосредственное отношение к созданию, накоплению, передаче ценностей, ценностей в первую очередь духовных.Учитывая снижающийся интерес школьников и общества в целом к искусству и культуре, актуальным может стать внедрение компьютерных технологий в процесс обучения изобразительным искусством. Это позволит улучшить и рационализировать обучение, а так же повысит интерес обучающихся к процессу изобразительной деятельностью.
Возникает вопрос, как реализовать данный замысел, объединить два несовместимых на первый взгляд понятия: «изобразительное искусство» и «компьютерные технологии»? Конечно, уже сейчас в процесс проведения данного урока активно используется интерактивная доска, проектор и компьютер, но все это в большей степени позволяет повысить теоретические навыки. Но изобразительное искусство это в первую очередь практика. Внедрение в учебный процесс на уроке изобразительного искусства технологий 3D моделирования и в частности 3D принтера, позволит более полноценно решить данную проблему. Ученики смогут, перед тем как приступить к рисованию какой либо композиции, увидеть ее 3D проекцию, рассмотреть с различных точек зрения и под разным углом освещения, все это будет способствовать формированию навыка геометрически анализировать натуру.
По мнению таких педагогов-архитекторов как С.В. Тихонова, В.Б. Подрезкова,В.Г. Демьянова и художников-педагогов П.Я. Павлинова и Ф.Н. Глущенко, геометрический анализ изображения это главный инструмент в формировании у школьников объемно-пространственного мышления. Такой подход позволяет обучить основам рисунка и сформировать умения комплексно мыслить, иначе говоря, сопоставлять перспективные виды натуры с ее ортогональной проекцией. Это дает объективное представление натуры. А если ребенок знает как правильно и точно изобразить натуру, то и с задачами практического характера он справится лучше. Такие навыки рисования могут стать всесторонне полезными. Ведь они являются фундаментом в освоении таких профессий как архитектор, дизайнер, проектировщик, а главное инженер. А подготовка с раннего возраста поможет стать конкурентоспособным будущим специалистом. Именно таких профессионально компетентных кадров не хватает современному обществу.
Для того чтобы внедрить технологию 3Dмоделирования и 3D печати необходимо оснастить школы надлежащим оборудованием и компьютерными программами, а так же обучать детей по соответствующей рабочей программе. И если первые две задачи государство уже начало решать, оснащая большинство школ 3D принтерами и закупая компьютерные программы для работы с ним, то с задачей касаемо обучения изобразительного искусства с их применением, пока не справляется. В современных рабочих программах по изобразительному искусству, таких авторов как Б.М. Неменский, Т.Я. Шпикалова, Н.Н. Ростовцев, В.С. Кузин, формирование объемно-пространственного мышления не подразумевает использование 3D-моgелирования и 3D печати. Принцип обучения основывается, либо на рисовании по представлению, которое дети зачастую не могут освоить должным образом, либо на декоративно-прикладном искусстве, которое не способствует формированию технических навыков.
Следовательно, в педагогической практике формирование объемно-пространственного мышления не подразумевает применение современных компьютерных технологий, а значит, практические навыки учащихся не способны в полной мере реализовываться в современном мире.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что необходимо внедрить в процесс обучения изобразительного искусства уроки по освоению 3Dмоделирования с применением 3Dпечати. Но помимо развития объемно-пространственного мышления урок изобразительного искусства выполняет и другие не менее важные функции в развитии ребенка. А так как образовательный стандарт обучения подразумевает лишь один час в неделю занятий изобразительным искусством, то дополнения уроков по освоению 3Dмоделирования, повлечет за собой вытеснение других не менее важных тем. Таким образом, самым эффективным решением данной проблемы может стать формирование объемно-пространственного мышления на основе 3Dмоделирования на внеклассных занятиях по изобразительному искусству. Ко всему прочему внеурочная деятельность позволяет приобретать полезные навыки, организовывает досуг ребенка, сплачивает классный коллектив, является бесплатным, а значит доступным для всех.
Проанализировав, методическую и специальную литературу, было выявлено, что в современной педагогической практике не разработаны соответствующие программы обучения школьников на внеклассных занятиях.
Таким образом, существует дисбаланс между необходимостью использования возможностей для развития объемно-пространственного мышления на основе в рамках внеклассных занятий и отсутствием
разработанной методики преподавания 3 Пмоделирования на внеклассных
занятиях.
Проблема исследования состоит в разработке методики развития объемно-пространственного мышления на основе 3Dмоделирования на внеклассных занятиях изобразительным искусством.
Цель исследования: решение данной проблемы.
Объект исследования: процессразвития объемно-пространственного мышления на основе 3Dмоделирования у учащихся на внеклассных занятиях.
Предмет исследования: методика развития объемно¬
пространственного мышления на основе 3D моделирования у учащихся на внеклассных занятиях.
Гипотеза исследования: Внеклассные занятия обучению
3Dмоделированию будут способствовать лучшему развитию объемно-пространственного мышления у школьников если:
• В учебный процесс будут внесены программы и технологии разработки 3D макетирования;
• Процесс 3D моделирования будет неразрывно связан с решением проблем в области изобразительного искусства и развития объемно-пространственного мышления;
• Будет найдена определенная последовательность выполнения заданий по освоению средств 3D моделирования.
Задачи исследования:
1. Выявить закономерности процесса развития объемно-пространственного мышления;
2. Выяснить особенности развития объемно-пространственного обучения на внеклассных занятиях по изобразительному искусству на основе 3Dмоgелирования.
3. Разработать систему внеклассных занятий по изобразительному искусству на основе 3D моделирования для развития объемно-пространственного мышления;
4. Апробировать данную систему внеклассных занятий по изобразительному искусству в школе и экспериментальным путем подтвердить справедливость выдвинутой гипотезы.
Методологическую базу исследования составляют:
- научные концепции о развивающем обучении
Л.С. Выготского,В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина;
- научные труды, посвященные развитию объемно - пространственного
мышленияС.В. Тихонова, В.Б. Подрезкова,
В.Г. Демьянова,П.Я. Павлинова,С.Б. Верченко, Б.Ф. Ломова;
- концепция художественного образования Б.М. Неменского;
- теоретические исследования методики преподавания рисунка Ф.Н. Глущенко, В.А. Могилевцева;
- теоретические исследования методики преподавания А.А. Паловой, Е.И. Корзиновой;
- теоретические исследования методики преподавания 3D моделирования Д.А.Горькова.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование учащихся; педагогический эксперимент, анализ и диагностика результатов экспериментальной работы.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что представленные в ней методические рекомендации и упражнения могут быть использованы для развития объемно - пространственного обучения на внеклассных занятиях изобразительного искусства на основе 3D моделирования.
Экспериментальной базой является 9 класс МБОУ «СОШ №49 углубленным изучением отдельных предметов» г. Белгорода.
Этапы проведения исследования:
Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе в 2016 г. была выбрана тема исследования, сформулирован научный аппарат исследования, проанализирована научная литература по проблеме исследования.
На втором этапе во время прохождении практики в 2016 г. был проведен констатирующий эксперимент. По его итогам была создана модель формирующего эксперимента, после которого в 2017 г. был проведен итоговый эксперимент.
На третьем этапе в течение 2016-17 годов материалы исследования были обобщены и оформлены в текстовом варианте, выполнялась практическая часть работы.
Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и творческой части, которая состоит из 3D модели выполненной в программе SkethUp готовой 3Dмодели, объемного рисунка 3Dмодели и развертки 3Dмодели.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках выполнения итоговой аттестационной работы были решены следующие задачи:
1. Выявлены закономерности процесса развития объемно-пространственного мышления;
2. Выявлены особенности развития объемно-пространственного обучения на внеклассных занятиях по изобразительному искусству на основе 3Dмоделирования.
3. Разработана система внеклассных занятий по изобразительному искусству на основе 3Dмоделирования;
4. Апробирована система внеклассных занятий по изобразительному искусству в школе
Констатирующий эксперимент показал, что преобладающая, что большая часть учащихся имеет средний или низкий уровень развития объемно-пространственного мышления.
После проведения формирующего эксперимента наблюдается значительное улучшение уровня развития объемно-пространственного мышления. Проанализировав конструкцию формы с точек зрения черчения, рисунка и 3D моделирования, учащиеся лучше стали понимать законы построения и изображения. Использование трех разныхподходов к изображению формы объектов, позволило более глубоко изучить их сущность, конструкция и форму. В процессе выполнения заданий у учащихся развивались пространственное воображение, пространственное восприятие и пространственное представление, т.е. структуры объемно-пространственного мышления.
В результате проведенного исследования нам удалось подтвердить справедливость выдвинутой гипотезы.



1. Алехин А.Н. Общие методы обучения в школе.- К.: Радянська школа,
1983. - 244с.
2. Ананьев Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей. - М.: Академия, 1964 - 104 с.
3. Анисимов О.С. Психология педагогической деятельности и мышления. - Самарканд: СПИ, 1986.- 206с.
4. Бандурка А.М. Основы психологии и педагогики: учеб.пособие / А. М. Бандурка В.А., Тюрина Е., И. Федоренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.¬250 с.
5. Беляев Т.Ф. Упражнения по развитию пространственногомышления у учащихся - М.: Просвещение, 2003.-159 с.
6. Верченко С.Б.ст. «Психологопедагогические аспекты развития объемно
- пространственного мышления» 2016. - 11 с.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский /Под.ред. В.В. Давыдова. - М.: 1991. - 480 с.
8. Гальперин П.Я. Психология мышления и учения в поэтапном формировании умственных действий. Исследование мышления советской психологии. - М.: Академия, 1966.-.149 с.
9. Глущенко Ф.Н. Рисунок по представлению. - М.: Архитектура 2016-209 с.
10. Горьков Д.А. ст. 3D-nечать в малом бизнесе, 2015.
11. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.- М.:Куб,2004 - 288 с.
12. Дубровина И.В. Психология / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.-176 с.
13. Дюрер А. Трактаты. - М.: Студия Артемия Лебедева, 2011. - 296 с. 14.Занков Л.В.Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1990. -
424с.
15. Корзинова Е.И. Черчение и графикам. - М.: Мнемозина, 2005. - 180 с.
16. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова.
- М.: Академия, 2009. - 654 с.
17. Ломов Б.Ф.Психология пространственного восприятия. - М.:
Академия,1990. - 210с.
18. Могилевцев В.А. Основы рисунка.- СПб.: Артиндекс, 2007.- 74 с.
19. Неменский Б.М.Изобразительное искусство. 5-8 классы. Рабочие программы к линии учебников - М.: Просвещение, 2016.- 118 с.
20. Павлинов П.Я. Для тех, кто рисует. - М.: Советский художник, 1965 - 184 с.
21. Палова А.А. Технология. Черчение и графика: 8-9-й классы: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2012. - 263 с.
22. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. - М.: 2006.-91с.
23. Разенков И.В. Влияние изобразительного искусства на развитие личности ребенка в системе дополнительного образования [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). - Чита.: Молодой ученый, 2014.-173с.
24. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе.- М.: Просвещение, 1980. - 143 с.
25. Рубинштейн С.Л. О природе мышления и его составе // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. - М.: 1981. - 279c.
26. Тихонов С.В.Рисунок. Учебное пособие для вузов.- М.: Педагогика, 1983-292 с.
27. Ушинский К.Д. Избранные педагогические труды. -
М.:Просвещение,1954.-361 с.
28. Ушинский К.Д. Воспитание человека. - М.: Академия, 2000.- 256 с.
29. Щербакова В.Ю. Формирование пространственного мышления
школьников на уроках черчения. Диссер. на соиск. ученой степени канд. пед. наук. - Курск, 2005.
30 . Эльконин Д.Б.Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. - М.: Просвещение, 1967 - 124 с.
31.Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников.- М.: Педагогика, 1980.-240 с.
32 . Моделирование как средство развития пространственного мышления.
URL:https://cyberleninka.ru (дата обращения:14.04.2017).
33. Всероссийскийсеминар «3D технологии на современном уроке». Электронный журнал Экстернат.РФ. 27.05.2015. URL:http://ext.spb.ru/w еЫпага(дата обращения: 09.03.2017).
34. Логинова Л.Г. Сущность результата дополнительного образования детей// Образование: исследовано в мире.междунар. науч. пед. Интернет¬
журнал. 21.10.03. URL:https://www.oim.ru/reader.asp?nomer=366(дата обращения:02.04.2017)

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ