Введение
Глава 1. Теоретические основы развития объемно¬пространственного мышления учащихся
1.1. Психолого-педагогические аспекты развития объемно-пространственного мышления учащихся
1.2. Использование современных технологий для развития
объемно-пространственного мышления учащихся на внеклассных занятиях изобразительным искусством
Глава 2. Разработка методики обучения объемно-пространственного мышления на внеклассных занятиях изобразительным искусством
2.1. Методические основы организации внеклассных занятий по
развитию объемно-пространственного мышления у учащихся на основе 3D моделирования
2.2. Экспериментальная работа по развитию объемно¬
пространственного мышления у учащихся на основе 3Dмоделирования на внеклассных
занятиях
Глава 3. Основные этапы работы над творческой частью дипломной работы
3.1. Обоснование выбора темы и определения содержания
творческой работы
3.2. Методика выполнения творческой части выпускной
квалификационной работы
Заключение
Библиографический список
Приложения
В данное время наше общество все больше и больше прогрессирует в технологическом смысле, создаются новые возможности для упрощения и улучшения жизни человека. Происходит модернизация производства, внедрение новых технологий и развитие электронной техники. Материально наш мир совершенствуется с огромной скоростью, но для гармоничного развития необходимо совершенствовать общество духовно. Обществу необходимо развиваться, а это значит искать новые, более эффективные методы и средства для этого. И конечно одним из главных факторов является развитие будущего поколения.
В наши дни пугающее количество детей, которые в процессе своего формирования упускаются обществом, что приводит к недоразвитию соответствующих личностных качеств. У таких детей отсутствует интерес к саморазвитию и самообразованию, что в дальнейшем приводит к полному отсутствию образовательного интереса. Определяющий фактор развития личности, по мнению гуманистической, психологии и педагогики это ее способность и потребность в саморазвитии и самосовершенствовании. То есть внутренняя активность личности. И конечно начинать развивать это лучше с раннего возраста. Последствия низкой активности личности, это неумение абстрактно и логически мыслить, проявлять свою фантазию, отсутствие интереса к культуре и искусству. В случае недостаточного уровня развития, мышления, воли, отсутствия эмоционально-чувственных
проявлений может наблюдаться процесс, обратный развитию,
формированию, - деградация личности [9, с.67].
Согласно урбанистическим исследованиям по вопросу стратегии развития личности и общества, одним из определяющих факторов является улучшение школьного образования. Улучшенная система образования позволит более эффективно развивать будущее поколение, как поколение с высокими профессиональными, моральными и личностными качествами.
Именно от того как будут воспитываться и развиваться дети, зависит будущее нашего общества.В данный момент государство активно работает над выполнением этой задачи. Согласно новым стандартам об образовании методической основой является системно-деятельностный подход, направленный на формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному самообразованию [35, с.1]. Но удовлетворить такие требования в условиях традиционных технологий весьма затруднительно. Поэтому процесс обучения должен включать в себя использование новых образовательных технологий, в том числе, на основе применения компьютерной техники и развития компьютерной грамотности.
Объединив эти задачи в одну, можно сказать, что эффективным может стать формирование способности и потребности к самообразованию и саморазвитию у школьников через применение компьютерных технологий. Подтверждением можно считать огромный интерес детей к виртуальной реальности. Как показывает практика детей гораздо больше можно заинтересовать и вовлечь в учебный процесс, если в работу на уроке будут добавлены компьютер, интерактивная доска и т.п.
Как известно искусство - явление эстетическое. Его сфера - создание творческим усилием человека произведения, предназначенного для эстетического восприятия, для восприятия прекрасного. Искусство имеет непосредственное отношение к созданию, накоплению, передаче ценностей, ценностей в первую очередь духовных.Учитывая снижающийся интерес школьников и общества в целом к искусству и культуре, актуальным может стать внедрение компьютерных технологий в процесс обучения изобразительным искусством. Это позволит улучшить и рационализировать обучение, а так же повысит интерес обучающихся к процессу изобразительной деятельностью.
Возникает вопрос, как реализовать данный замысел, объединить два несовместимых на первый взгляд понятия: «изобразительное искусство» и «компьютерные технологии»? Конечно, уже сейчас в процесс проведения данного урока активно используется интерактивная доска, проектор и компьютер, но все это в большей степени позволяет повысить теоретические навыки. Но изобразительное искусство это в первую очередь практика. Внедрение в учебный процесс на уроке изобразительного искусства технологий 3D моделирования и в частности 3D принтера, позволит более полноценно решить данную проблему. Ученики смогут, перед тем как приступить к рисованию какой либо композиции, увидеть ее 3D проекцию, рассмотреть с различных точек зрения и под разным углом освещения, все это будет способствовать формированию навыка геометрически анализировать натуру.
По мнению таких педагогов-архитекторов как С.В. Тихонова, В.Б. Подрезкова,В.Г. Демьянова и художников-педагогов П.Я. Павлинова и Ф.Н. Глущенко, геометрический анализ изображения это главный инструмент в формировании у школьников объемно-пространственного мышления. Такой подход позволяет обучить основам рисунка и сформировать умения комплексно мыслить, иначе говоря, сопоставлять перспективные виды натуры с ее ортогональной проекцией. Это дает объективное представление натуры. А если ребенок знает как правильно и точно изобразить натуру, то и с задачами практического характера он справится лучше. Такие навыки рисования могут стать всесторонне полезными. Ведь они являются фундаментом в освоении таких профессий как архитектор, дизайнер, проектировщик, а главное инженер. А подготовка с раннего возраста поможет стать конкурентоспособным будущим специалистом. Именно таких профессионально компетентных кадров не хватает современному обществу.
Для того чтобы внедрить технологию 3Dмоделирования и 3D печати необходимо оснастить школы надлежащим оборудованием и компьютерными программами, а так же обучать детей по соответствующей рабочей программе. И если первые две задачи государство уже начало решать, оснащая большинство школ 3D принтерами и закупая компьютерные программы для работы с ним, то с задачей касаемо обучения изобразительного искусства с их применением, пока не справляется. В современных рабочих программах по изобразительному искусству, таких авторов как Б.М. Неменский, Т.Я. Шпикалова, Н.Н. Ростовцев, В.С. Кузин, формирование объемно-пространственного мышления не подразумевает использование 3D-моgелирования и 3D печати. Принцип обучения основывается, либо на рисовании по представлению, которое дети зачастую не могут освоить должным образом, либо на декоративно-прикладном искусстве, которое не способствует формированию технических навыков.
Следовательно, в педагогической практике формирование объемно-пространственного мышления не подразумевает применение современных компьютерных технологий, а значит, практические навыки учащихся не способны в полной мере реализовываться в современном мире.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что необходимо внедрить в процесс обучения изобразительного искусства уроки по освоению 3Dмоделирования с применением 3Dпечати. Но помимо развития объемно-пространственного мышления урок изобразительного искусства выполняет и другие не менее важные функции в развитии ребенка. А так как образовательный стандарт обучения подразумевает лишь один час в неделю занятий изобразительным искусством, то дополнения уроков по освоению 3Dмоделирования, повлечет за собой вытеснение других не менее важных тем. Таким образом, самым эффективным решением данной проблемы может стать формирование объемно-пространственного мышления на основе 3Dмоделирования на внеклассных занятиях по изобразительному искусству. Ко всему прочему внеурочная деятельность позволяет приобретать полезные навыки, организовывает досуг ребенка, сплачивает классный коллектив, является бесплатным, а значит доступным для всех.
Проанализировав, методическую и специальную литературу, было выявлено, что в современной педагогической практике не разработаны соответствующие программы обучения школьников на внеклассных занятиях.
Таким образом, существует дисбаланс между необходимостью использования возможностей для развития объемно-пространственного мышления на основе в рамках внеклассных занятий и отсутствием
разработанной методики преподавания 3 Пмоделирования на внеклассных
занятиях.
Проблема исследования состоит в разработке методики развития объемно-пространственного мышления на основе 3Dмоделирования на внеклассных занятиях изобразительным искусством.
Цель исследования: решение данной проблемы.
Объект исследования: процессразвития объемно-пространственного мышления на основе 3Dмоделирования у учащихся на внеклассных занятиях.
Предмет исследования: методика развития объемно¬
пространственного мышления на основе 3D моделирования у учащихся на внеклассных занятиях.
Гипотеза исследования: Внеклассные занятия обучению
3Dмоделированию будут способствовать лучшему развитию объемно-пространственного мышления у школьников если:
• В учебный процесс будут внесены программы и технологии разработки 3D макетирования;
• Процесс 3D моделирования будет неразрывно связан с решением проблем в области изобразительного искусства и развития объемно-пространственного мышления;
• Будет найдена определенная последовательность выполнения заданий по освоению средств 3D моделирования.
Задачи исследования:
1. Выявить закономерности процесса развития объемно-пространственного мышления;
2. Выяснить особенности развития объемно-пространственного обучения на внеклассных занятиях по изобразительному искусству на основе 3Dмоgелирования.
3. Разработать систему внеклассных занятий по изобразительному искусству на основе 3D моделирования для развития объемно-пространственного мышления;
4. Апробировать данную систему внеклассных занятий по изобразительному искусству в школе и экспериментальным путем подтвердить справедливость выдвинутой гипотезы.
Методологическую базу исследования составляют:
- научные концепции о развивающем обучении
Л.С. Выготского,В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина;
- научные труды, посвященные развитию объемно - пространственного
мышленияС.В. Тихонова, В.Б. Подрезкова,
В.Г. Демьянова,П.Я. Павлинова,С.Б. Верченко, Б.Ф. Ломова;
- концепция художественного образования Б.М. Неменского;
- теоретические исследования методики преподавания рисунка Ф.Н. Глущенко, В.А. Могилевцева;
- теоретические исследования методики преподавания А.А. Паловой, Е.И. Корзиновой;
- теоретические исследования методики преподавания 3D моделирования Д.А.Горькова.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование учащихся; педагогический эксперимент, анализ и диагностика результатов экспериментальной работы.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что представленные в ней методические рекомендации и упражнения могут быть использованы для развития объемно - пространственного обучения на внеклассных занятиях изобразительного искусства на основе 3D моделирования.
Экспериментальной базой является 9 класс МБОУ «СОШ №49 углубленным изучением отдельных предметов» г. Белгорода.
Этапы проведения исследования:
Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе в 2016 г. была выбрана тема исследования, сформулирован научный аппарат исследования, проанализирована научная литература по проблеме исследования.
На втором этапе во время прохождении практики в 2016 г. был проведен констатирующий эксперимент. По его итогам была создана модель формирующего эксперимента, после которого в 2017 г. был проведен итоговый эксперимент.
На третьем этапе в течение 2016-17 годов материалы исследования были обобщены и оформлены в текстовом варианте, выполнялась практическая часть работы.
Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и творческой части, которая состоит из 3D модели выполненной в программе SkethUp готовой 3Dмодели, объемного рисунка 3Dмодели и развертки 3Dмодели.
В рамках выполнения итоговой аттестационной работы были решены следующие задачи:
1. Выявлены закономерности процесса развития объемно-пространственного мышления;
2. Выявлены особенности развития объемно-пространственного обучения на внеклассных занятиях по изобразительному искусству на основе 3Dмоделирования.
3. Разработана система внеклассных занятий по изобразительному искусству на основе 3Dмоделирования;
4. Апробирована система внеклассных занятий по изобразительному искусству в школе
Констатирующий эксперимент показал, что преобладающая, что большая часть учащихся имеет средний или низкий уровень развития объемно-пространственного мышления.
После проведения формирующего эксперимента наблюдается значительное улучшение уровня развития объемно-пространственного мышления. Проанализировав конструкцию формы с точек зрения черчения, рисунка и 3D моделирования, учащиеся лучше стали понимать законы построения и изображения. Использование трех разныхподходов к изображению формы объектов, позволило более глубоко изучить их сущность, конструкция и форму. В процессе выполнения заданий у учащихся развивались пространственное воображение, пространственное восприятие и пространственное представление, т.е. структуры объемно-пространственного мышления.
В результате проведенного исследования нам удалось подтвердить справедливость выдвинутой гипотезы.
1. Алехин А.Н. Общие методы обучения в школе.- К.: Радянська школа,
1983. - 244с.
2. Ананьев Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей. - М.: Академия, 1964 - 104 с.
3. Анисимов О.С. Психология педагогической деятельности и мышления. - Самарканд: СПИ, 1986.- 206с.
4. Бандурка А.М. Основы психологии и педагогики: учеб.пособие / А. М. Бандурка В.А., Тюрина Е., И. Федоренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.¬250 с.
5. Беляев Т.Ф. Упражнения по развитию пространственногомышления у учащихся - М.: Просвещение, 2003.-159 с.
6. Верченко С.Б.ст. «Психологопедагогические аспекты развития объемно
- пространственного мышления» 2016. - 11 с.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский /Под.ред. В.В. Давыдова. - М.: 1991. - 480 с.
8. Гальперин П.Я. Психология мышления и учения в поэтапном формировании умственных действий. Исследование мышления советской психологии. - М.: Академия, 1966.-.149 с.
9. Глущенко Ф.Н. Рисунок по представлению. - М.: Архитектура 2016-209 с.
10. Горьков Д.А. ст. 3D-nечать в малом бизнесе, 2015.
11. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.- М.:Куб,2004 - 288 с.
12. Дубровина И.В. Психология / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.-176 с.
13. Дюрер А. Трактаты. - М.: Студия Артемия Лебедева, 2011. - 296 с. 14.Занков Л.В.Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1990. -
424с.
15. Корзинова Е.И. Черчение и графикам. - М.: Мнемозина, 2005. - 180 с.
16. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова.
- М.: Академия, 2009. - 654 с.
17. Ломов Б.Ф.Психология пространственного восприятия. - М.:
Академия,1990. - 210с.
18. Могилевцев В.А. Основы рисунка.- СПб.: Артиндекс, 2007.- 74 с.
19. Неменский Б.М.Изобразительное искусство. 5-8 классы. Рабочие программы к линии учебников - М.: Просвещение, 2016.- 118 с.
20. Павлинов П.Я. Для тех, кто рисует. - М.: Советский художник, 1965 - 184 с.
21. Палова А.А. Технология. Черчение и графика: 8-9-й классы: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2012. - 263 с.
22. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. - М.: 2006.-91с.
23. Разенков И.В. Влияние изобразительного искусства на развитие личности ребенка в системе дополнительного образования [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). - Чита.: Молодой ученый, 2014.-173с.
24. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе.- М.: Просвещение, 1980. - 143 с.
25. Рубинштейн С.Л. О природе мышления и его составе // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. - М.: 1981. - 279c.
26. Тихонов С.В.Рисунок. Учебное пособие для вузов.- М.: Педагогика, 1983-292 с.
27. Ушинский К.Д. Избранные педагогические труды. -
М.:Просвещение,1954.-361 с.
28. Ушинский К.Д. Воспитание человека. - М.: Академия, 2000.- 256 с.
29. Щербакова В.Ю. Формирование пространственного мышления
школьников на уроках черчения. Диссер. на соиск. ученой степени канд. пед. наук. - Курск, 2005.
30 . Эльконин Д.Б.Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. - М.: Просвещение, 1967 - 124 с.
31.Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников.- М.: Педагогика, 1980.-240 с.
32 . Моделирование как средство развития пространственного мышления.
URL:https://cyberleninka.ru (дата обращения:14.04.2017).
33. Всероссийскийсеминар «3D технологии на современном уроке». Электронный журнал Экстернат.РФ. 27.05.2015. URL:http://ext.spb.ru/w еЫпага(дата обращения: 09.03.2017).
34. Логинова Л.Г. Сущность результата дополнительного образования детей// Образование: исследовано в мире.междунар. науч. пед. Интернет¬
журнал. 21.10.03. URL:https://www.oim.ru/reader.asp?nomer=366(дата обращения:02.04.2017)