ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА В РЕЗУЛЬТАТЕ ДТП .... 6
1.1. Понятие, основания и условия гражданско-правовой
ответственности 6
1.2. Основания, освобождающие от ответственности за причинение
вреда источником повышенной опасности 11
2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО В
РЕЗУЛЬТАТЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ 18
2.1. Понятие и виды вреда, причиненного источником повышенной
опасности 18
2.2. Субъектный состав правоотношений по возмещению вреда,
причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия 22
2.3. Особенности порядка и процедур возмещения вреда 28
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 35
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
Дорожно-транспортное происшествие (далее ДТП) - это происшествие, возникающие в процессе движения по дороге транспортного средства или с его участием, при котором пострадали или погибли люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинён материальный ущерб. В России ежегодно в ДТП погибают около 27 000 человек, ущерб от всех ДТП составляет около 2,5 % Валового национального продукта (ВНП) России, за 5 лет ущерб российской экономике составил 5,5 триллиона рублей, что можно сравнить с расходами на здравоохранение за тот же период.1
Всего в 2015 году в России произошло 184 000 ДТП - на 8% меньше, чем годом ранее, в них погибли 33 144, а так же пострадали в различной степени 231 197 человек. Несмотря на огромное число погибших, эта цифра является ниже той, что была годом ранее, количество происшествий с летальным исходом снизилось на 14%2.
Всего по территории России в 2016 году погибло 20 308 человек, из них 933 случая с летальным исходом среди детей. За период 12 прошедших в 2016 году месяцев отмечены статистические данные по Российской Федерации, которые составили следующую картину: количество ДТП 173 694, число раненых людей составляет 221 140 по всем регионам страны причём 16 000 среди них - дети3.
За 2017 год статистика выглядит следующим образом: всего ДТП по России - 169 432 случая, 19 068 погибших, 929 из них - дети, количество пострадавших в различной степени составило 215 374 человека4.
Количество произошедших, согласно статистике, ДТП, лишь подтверждает тот факт, что целесообразно внести в законодательство государства некоторые изменения касательно отношений, связанных с дорожным движением в целях защиты интересов граждан, путем принятия определенных мер, в число которых входят меры, носящие нормативноправовой характер. Гражданское право в своём большинстве призвано регулировать имущественные отношения, а относительно темы исследования - уменьшить негативный эффект от ДТП в имущественной сфере его участников.
Таким образом, актуальность обращения к теме исследования обусловлена накоплением новой информации, необходимостью научного подхода при рассмотрении собранного материала в нынешних условиях, с применением новых методов исследования.
Объектом исследования являются гражданские отношения, возникающие в связи с возникновением ответственности за причинение вреда в результате дорожно-транспортных происшествий.
Предмет исследования составляют нормы, регулирующие ответственность вследствие причинения вреда, в результате дорожнотранспортных происшествий.
Цель исследования состоит в комплексном анализе и разработке теоретических положений по вопросам возмещения вреда, причиненного дорожно-транспортными происшествиями в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели предпринята попытка решения следующих задач:
1. Проанализировать обязательства субъектов при причинении вреда жизни и здоровью транспортным средством;
2. Рассмотреть понятие вреда, причиненного жизни и здоровью в результате дорожно-транспортного происшествия;
3. Исследовать ответственность владельцев транспортных по возмещению вреда, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия;....
Вопрос ответственности за причинение вреда, причиненного в результате ДТП находится в неразрывной связи с проблемами его возмещения. После наступления неблагоприятных последствий ДТП, пострадавшее лицо имеет полное право в досудебной или судебной форме истребовать возмещение имущественного вреда. При наличии морального вреда лицо также вправе потребовать возмещение ущерба на законных основаниях. Тем не менее, для того, чтобы успешно отстоять свои законные права на практике, у пострадавшего нередко возникают трудности с урегулированием данных споров. Исследование данной дипломной работы проводилось именно для выявления подобного рода проблем, более того, целью исследования являлось выявление возможных путей их устранения посредством принятия некоторых изменений и дополнений касательно изучаемой темы в Федеральные законы и нормативно-правовые акты, регулирующие данную сферу.
В результате проведенного нами исследования можно сделать следующие выводы:
В соответствии с содержанием ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу и личным неимущественным благам гражданина подлежит обязательному возмещению в полном объеме тем лицом, которое причинило вред в той или иной степени.
Далее, в соответствии со ст. 1079 ГК РФ, владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью если докажет, что данный источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Следовательно, ответственность за причиненный ущерб в таком случае будет нести лицо, противоправно завладевшее источником.
Касательно внесения законодательных изменений мы предлагаем следующее: Страховщик обязан направить на медицинскую экспертизу и оплатить за счет страховой компании ее прохождение пострадавшим лицом 54
для того, чтобы определить степень утраты трудоспособности. Данный порядок будет предусмотрен для определения оценки размера причиненного имущественного, а так же неимущественного вреда. Т.к. жизнь и здоровье индивида являются ценными в более высшей степени, нежели его имущественное положение, целесообразно будет присвоить данным благам высшее положение - бесценность.
Продолжая тему о внесении изменений в законодательство, считаем целесообразным рассмотреть возможность более упрощенного порядка реализации права пострадавшего лица на получение страховой выплаты в случае причинения ему ущерба, т.к. данное положение, в силу ГК РФ, не может являться основанием для освобождения от ответственности владельца источника повышенной опасности за причиненный ущерб.
Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, в соответствии со ст. 1079 ГК РФ, не может являться основанием для освобождения от ответственности владельца источника повышенной опасности за причиненный ущерб.
В целях совершенствования правовых норм, регулирующих ответственность владельца источника повышенной опасности, предлагается расширить круг субъектов, ответственных за причинение вреда источником повышенной опасности при совершении ДТП. Например, при установлении факта заключения договора аренды транспортного средства ответственность за причинение вреда необходимо возлагать на работодателя-арендатора.
Целесообразнодополнитьст.1079 ГК РФ положением о том, что не является владельцем источника повышенной опасности работник, использующий личный автотранспорт в служебных целях на основе заключенного договора аренды транспортного средства с работодателем.
Следует дополнить п. 2 ст. 1079 ГК РФ следующим положением: «при заключении сделки, признанной недействительной, владельцем источника повышенной опасности является его приобретатель»......
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 № 11-ФКЗ (в ред. от 21.07.2014) // Российская газета. 1993. 23 декабря.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1,2) от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ (в ред. от 23.05.2018) // Российская газета. 2008. 24 марта.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 145- ФЗ (в ред. от 28.12.2017) // Российская газета. 1998. 12 августа.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 1995 № 196- ФЗ «О безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 50. Ст. 4873.
5. Федеральный закон от 7 февраля 2011 № 3-ФЗ «О полиции» (в ред. от 07.03.2018) // Российская газета. 2011. 8 февраля.
6. Федеральный закон Российской Федерации от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 18. ст. 1720.
7. Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 1995 № 196- ФЗ «О безопасности дорожного движения» (в ред. от 26.06.2017) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 50. Ст. 4873.
8. Положение № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в ред. от 16.04.2018) // URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70652926/ (дата обращения 23.05.2018)
9. Федеральный закон Российской Федерации «О правилах дорожного движения Российской Федерации» от 23 октября 1993 № 1090-ФЗ // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 47. Ст. 4531.
10. Устав городского округа город Липецк, Липецкой области РФ // URL: http://lipetskcity.ru/gorod/ustav_goroda
11.
12. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» // Российская газета. 2010. 5 февраля.
13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // Российская газета. 2015. 4 февраля.
14. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Российская газета. 1996. 13 авг.
15. Судебное решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 29.05.2018 по делу № 2-712/2018 // URL: https://prom--...60