СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЯВЛЕНИЙ АГРЕССИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ РАЗНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ,
ЗАНИМАЮЩИХСЯ РАЗНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА 7
1.1. Проблема агрессии и агрессивности в психологической науке 7
1.2. Возрастные особенности подросткового возраста в проявлении
агрессивности 12
1.3. Характеристика видов спорта по степени агрессивности 15
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ
АГРЕССИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИЕСЯ
РАЗНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА 20
2.1. Организация и методы исследования 20
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 23
2.3. Программа тренинга по снижению агрессивности у подростков
52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ,
ЗАНИМАЮЩИХСЯ РАЗНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА 7
1.1. Проблема агрессии и агрессивности в психологической науке 7
1.2. Возрастные особенности подросткового возраста в проявлении
агрессивности 12
1.3. Характеристика видов спорта по степени агрессивности 15
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ
АГРЕССИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИЕСЯ
РАЗНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА 20
2.1. Организация и методы исследования 20
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 23
2.3. Программа тренинга по снижению агрессивности у подростков
52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
Актуальность проблемы исследования. Рассматривается проблема влияние разных видов спорта на агрессивное поведение. В литературе спорт рассматривается как два способа проявления агрессии, во-первых, как социально желательный способ реализации агрессии, во-вторых, асоциальный способами проявлении агрессии в поведении. Результаты исследований настолько разнообразны, что невозможно сделать определенные заключения. В нашем исследовании предпринимается попытка изучения вопроса, о возможности проявления агрессивности у подростков, занимающихся разными видами спорта.
Интересующая нами проблема изучалась и изучается большим количеством ученых, таких как А. Бандура, Л. Берковиц, Г.Э. Бреслав, Р. Бэрон, П.А. Ковалев, Д. Коннор, К.С. Лебединская, Н.Д. Левитов, Ю.Б. Можгинский, А. Налчаджян, А. Петерсон, М.М. Райская, А.А. Реан, Д. Ричардсон, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов, О.И. Шляхтина и др.
Данная тема имеет большой интерес и практическое значение, т.к. многие тренеры и спортсмены считают агрессивность важным качеством для достижения успеха в спорте, при этом теоретически агрессивность чаще рассматривают как негативные аспекты её проявления. Современные психологи термином "агрессия" обозначают напористое, доминирующее, атакующее и вредоносное поведение и считают, что необходимо направлять его в нужное русло. Такое противоречие потребовало более внимательного рассмотрения этого явления.
Проблема исследования: какие виды агрессивности наблюдаются у подростков, занимающиеся разными видами спорта?
Цель исследования: изучить особенности в проявлении агрессивности у подростков, занимающихся разными видами спорта, а также выявить существуют ли различия между подростками-спортсменами, и подростками неспортсменами.
Объект исследования: агрессивность подростков.
Предмет исследования: личностные особенности подростков,
склонных к проявлению агрессивности.
Гипотеза: 1. имеются различия в проявлении агрессивности у
подростков, а именно для подростков, занимающихся спортом характерен высокий уровень по показателю косвенная агрессия, а для подростков неспортсменов характерен высокий уровень по показателям вербальная агрессия, спонтанная агрессивность.
2. имеются различия в проявлении агрессивности между группами подростков, занимающихся разными видами спорта, а именно для подростков, занимающихся гандболом свойственна вербальная агрессия; для подростков, занимающихся стрельбой из лука свойственна предметная агрессия; для подростков, занимающихся баскетболом свойственна спонтанная агрессивность; для подростков занимающихся тхэквондо характерна физическая агрессия.
Чтобы достичь поставленной цели, подтвердить гипотезу, необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать основные теоретические подходы к изучению проявления агрессивности подростков.
2. Рассмотреть виды агрессии подростков-спортсменов, и подростков, не занимающихся спортом, а также подростков спортсменов, разных видов спорта.
3. Выявить степень агрессивности и враждебности у подростков- спортсменов и подростков, не занимающихся спортом.
4. Сравнить проявление физической агрессии, косвенной агрессии и вербальной агрессии подростков, занимающихся спортом, и подростков неспортсменов, а также подростков спортсменов, занимающихся разными видами спорта.
5. Провести математико-статистический анализ полученных результатов.
Теоретическая основа исследования: являются, работы следующих авторов: А. Бандура, Л. Берковиц, Г.Э. Бреслав, Р. Бэрон, П.А. Ковалев, Д. Коннор, К.С. Лебединская, Н.Д. Левитов.
Выбор методов и конкретных методик исследования для получения необходимой информации осуществлялся в соответствии с целями и задачами настоящей работы.
Для достижения цели и поставленных задач, были использованы
следующие методы:
1. Организационные - сравнительный;
2. Методы сбора эмпирических данных - опросный метод, тестирование;
3. Методы обработки данных - количественный и качественный анализ данных (Были использованы непараметрический H-критерий Краскела- Уоллиса и U-критерий Манна-Уитни. Статистический критерий используется для оценки различий между двумя независимыми выборками, по какому- либо признаку);
4. интерпретации - структурный метод.
Методики исследования:
1. Тест-опросник агрессивности (Л.Г. Почебут). Методика направлена для диагностики агрессивного поведения, показывает поведение в стрессовых ситуациях и особенности адаптации подростка в новой социальной среде.
2. Фрейбургский личностный опросник - FPI (И. Фаренберг, Х. Зарг, Р. Гампел). Опросник предназначен для диагностики состояний и свойств личности, которые имеются первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения.
3. Диагностика агрессивности подростков (Опросник А. Басса-А. Дарки). Предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций.
База исследования. В исследовании принимали участие воспитанники спортивной школы олимпийского резерва МБОУ ДОД «СДЮСШОР №5» г. Белгорода, в количестве 58 человек в возрасте 12-16 лет, спортивное отделение: стрельба из лука (15 человек), баскетбол (18 человек), тхэквондо (25 человек); спортивная школа олимпийского резерва МАУДО СДЮСШОР «Спартак» города Белгорода, в количестве 20 человек в возрасте 13-16 лет, спортивное отделение: гандбол (20 человек); также в исследовании приняли участие подростки не занимающиеся спортом, МБОУ СОШ №29 им. Д.Б. Мурачева г. Белгорода, в количестве 42 человека. Общая выборка составила 120 испытуемых.
Анализ результатов исследования осуществлялся с использованием
средств математической статистики. Были использованы непараметрический
H-критерий Краскела-Уоллиса и U-критерий Манна-Уитни. Статистический критерий используется для оценки различий между двумя независимыми выборками, по какому-либо признаку.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, 37-ми источников и четырех приложений.
Интересующая нами проблема изучалась и изучается большим количеством ученых, таких как А. Бандура, Л. Берковиц, Г.Э. Бреслав, Р. Бэрон, П.А. Ковалев, Д. Коннор, К.С. Лебединская, Н.Д. Левитов, Ю.Б. Можгинский, А. Налчаджян, А. Петерсон, М.М. Райская, А.А. Реан, Д. Ричардсон, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов, О.И. Шляхтина и др.
Данная тема имеет большой интерес и практическое значение, т.к. многие тренеры и спортсмены считают агрессивность важным качеством для достижения успеха в спорте, при этом теоретически агрессивность чаще рассматривают как негативные аспекты её проявления. Современные психологи термином "агрессия" обозначают напористое, доминирующее, атакующее и вредоносное поведение и считают, что необходимо направлять его в нужное русло. Такое противоречие потребовало более внимательного рассмотрения этого явления.
Проблема исследования: какие виды агрессивности наблюдаются у подростков, занимающиеся разными видами спорта?
Цель исследования: изучить особенности в проявлении агрессивности у подростков, занимающихся разными видами спорта, а также выявить существуют ли различия между подростками-спортсменами, и подростками неспортсменами.
Объект исследования: агрессивность подростков.
Предмет исследования: личностные особенности подростков,
склонных к проявлению агрессивности.
Гипотеза: 1. имеются различия в проявлении агрессивности у
подростков, а именно для подростков, занимающихся спортом характерен высокий уровень по показателю косвенная агрессия, а для подростков неспортсменов характерен высокий уровень по показателям вербальная агрессия, спонтанная агрессивность.
2. имеются различия в проявлении агрессивности между группами подростков, занимающихся разными видами спорта, а именно для подростков, занимающихся гандболом свойственна вербальная агрессия; для подростков, занимающихся стрельбой из лука свойственна предметная агрессия; для подростков, занимающихся баскетболом свойственна спонтанная агрессивность; для подростков занимающихся тхэквондо характерна физическая агрессия.
Чтобы достичь поставленной цели, подтвердить гипотезу, необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать основные теоретические подходы к изучению проявления агрессивности подростков.
2. Рассмотреть виды агрессии подростков-спортсменов, и подростков, не занимающихся спортом, а также подростков спортсменов, разных видов спорта.
3. Выявить степень агрессивности и враждебности у подростков- спортсменов и подростков, не занимающихся спортом.
4. Сравнить проявление физической агрессии, косвенной агрессии и вербальной агрессии подростков, занимающихся спортом, и подростков неспортсменов, а также подростков спортсменов, занимающихся разными видами спорта.
5. Провести математико-статистический анализ полученных результатов.
Теоретическая основа исследования: являются, работы следующих авторов: А. Бандура, Л. Берковиц, Г.Э. Бреслав, Р. Бэрон, П.А. Ковалев, Д. Коннор, К.С. Лебединская, Н.Д. Левитов.
Выбор методов и конкретных методик исследования для получения необходимой информации осуществлялся в соответствии с целями и задачами настоящей работы.
Для достижения цели и поставленных задач, были использованы
следующие методы:
1. Организационные - сравнительный;
2. Методы сбора эмпирических данных - опросный метод, тестирование;
3. Методы обработки данных - количественный и качественный анализ данных (Были использованы непараметрический H-критерий Краскела- Уоллиса и U-критерий Манна-Уитни. Статистический критерий используется для оценки различий между двумя независимыми выборками, по какому- либо признаку);
4. интерпретации - структурный метод.
Методики исследования:
1. Тест-опросник агрессивности (Л.Г. Почебут). Методика направлена для диагностики агрессивного поведения, показывает поведение в стрессовых ситуациях и особенности адаптации подростка в новой социальной среде.
2. Фрейбургский личностный опросник - FPI (И. Фаренберг, Х. Зарг, Р. Гампел). Опросник предназначен для диагностики состояний и свойств личности, которые имеются первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения.
3. Диагностика агрессивности подростков (Опросник А. Басса-А. Дарки). Предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций.
База исследования. В исследовании принимали участие воспитанники спортивной школы олимпийского резерва МБОУ ДОД «СДЮСШОР №5» г. Белгорода, в количестве 58 человек в возрасте 12-16 лет, спортивное отделение: стрельба из лука (15 человек), баскетбол (18 человек), тхэквондо (25 человек); спортивная школа олимпийского резерва МАУДО СДЮСШОР «Спартак» города Белгорода, в количестве 20 человек в возрасте 13-16 лет, спортивное отделение: гандбол (20 человек); также в исследовании приняли участие подростки не занимающиеся спортом, МБОУ СОШ №29 им. Д.Б. Мурачева г. Белгорода, в количестве 42 человека. Общая выборка составила 120 испытуемых.
Анализ результатов исследования осуществлялся с использованием
средств математической статистики. Были использованы непараметрический
H-критерий Краскела-Уоллиса и U-критерий Манна-Уитни. Статистический критерий используется для оценки различий между двумя независимыми выборками, по какому-либо признаку.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, 37-ми источников и четырех приложений.
Проанализировав литературу мы пришли к следующему: за основу мы берем определение Мещерякова Б.Г., и Зинченко В.П. агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. За основу взяли три теории, которые считаем подходящими для нашей работы: теория фрустрации; теория социального научения. Отсюда делаем вывод, что агрессия и агрессивность не тождественные понятия. Агрессия - это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Агрессивность - это свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъект-субъектных отношений. Агрессивность относится к личностной черте индивида, а агрессия подразумевает поведенческий акт.
Для выявления различий между двумя группами мы использовали критерий U-критерий Манна-Уитни. Результаты корреляционного анализа представлены в приложении 1.
Таким образом, опираясь на результаты корреляционного анализа мы обнаружили, что между нашими показателями имеются различия: существуют различия между группами подростков-спортсменов, и подростков неспортсменов по показателю «Косвенная агрессия». Из нашей таблицы видно, что для подростков-спортсменов характерен высокий уровень косвенной агрессии. иэмп=1277, р<0,05; существуют различия по показателю вербальная агрессия подростков-спортсменов и подростков неспортсменов, а именно подростки, незанимающиеся спортом имеют высокий уровень вербальной агрессии иэмп=1025, р<0,01; существуют различия по показателю спонтанная агрессивность, которая характерна подросткам неспортсменам иэмп=1113, р<0,01.
По этим данным мы можем говорить, что наша гипотеза 1 подтвердилась, а именно: имеются различия в проявлении агрессивности у подростков, а именно для подростков, занимающихся спортом характерен высокий уровень по показателю косвенная агрессия, а для подростков неспортсменов характерен высокий уровень по показателям вербальная агрессия, спонтанная агрессивность.
Для выявления различий между группами подростков-спортсменов, занимающие разными видами спорта, мы использовали критерий H-критерий Краскела-Уоллиса.
В результате нами были получены статистически значимые различия по таким показателям, физическая агрессия у подростков-спортсменов, занимающихся тхэквондо Нэмп=19,5 при р<0,05, по показателю вербальная агрессия у подростков-спортсменов, занимающихся гандболом Нэмп=12,1 при р<0,01, по шкале спонтанная агрессивность у подростков, занимающихся баскетболом Нэмп=15,1 при р<0,01.
По этим данным мы можем говорить, что наша гипотеза 2 подтвердилась, а именно: имеются различия в проявлении агрессивности между группами подростков, занимающихся разными видами спорта, а именно для подростков, занимающихся гандболом свойственна вербальная агрессия; для подростков стрельба из лука свойственна предметная агрессия, для подростков, занимающихся баскетболом свойственна спонтанная агрессивность; для подростков занимающихся тхэквондо характерна физическая агрессия.
Для выявления различий между двумя группами мы использовали критерий U-критерий Манна-Уитни. Результаты корреляционного анализа представлены в приложении 1.
Таким образом, опираясь на результаты корреляционного анализа мы обнаружили, что между нашими показателями имеются различия: существуют различия между группами подростков-спортсменов, и подростков неспортсменов по показателю «Косвенная агрессия». Из нашей таблицы видно, что для подростков-спортсменов характерен высокий уровень косвенной агрессии. иэмп=1277, р<0,05; существуют различия по показателю вербальная агрессия подростков-спортсменов и подростков неспортсменов, а именно подростки, незанимающиеся спортом имеют высокий уровень вербальной агрессии иэмп=1025, р<0,01; существуют различия по показателю спонтанная агрессивность, которая характерна подросткам неспортсменам иэмп=1113, р<0,01.
По этим данным мы можем говорить, что наша гипотеза 1 подтвердилась, а именно: имеются различия в проявлении агрессивности у подростков, а именно для подростков, занимающихся спортом характерен высокий уровень по показателю косвенная агрессия, а для подростков неспортсменов характерен высокий уровень по показателям вербальная агрессия, спонтанная агрессивность.
Для выявления различий между группами подростков-спортсменов, занимающие разными видами спорта, мы использовали критерий H-критерий Краскела-Уоллиса.
В результате нами были получены статистически значимые различия по таким показателям, физическая агрессия у подростков-спортсменов, занимающихся тхэквондо Нэмп=19,5 при р<0,05, по показателю вербальная агрессия у подростков-спортсменов, занимающихся гандболом Нэмп=12,1 при р<0,01, по шкале спонтанная агрессивность у подростков, занимающихся баскетболом Нэмп=15,1 при р<0,01.
По этим данным мы можем говорить, что наша гипотеза 2 подтвердилась, а именно: имеются различия в проявлении агрессивности между группами подростков, занимающихся разными видами спорта, а именно для подростков, занимающихся гандболом свойственна вербальная агрессия; для подростков стрельба из лука свойственна предметная агрессия, для подростков, занимающихся баскетболом свойственна спонтанная агрессивность; для подростков занимающихся тхэквондо характерна физическая агрессия.
Подобные работы
- СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЯВЛЕНИЙ АГРЕССИВНОСТИ У
ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ РАЗНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2017 - ХАРАКТЕРИСТИКИ УБЕЖДЕНИЙ О ТАБАКОКУРЕНИИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К СЛУЖБЕ В ВООРУЖЁННЫХ
СИЛАХ РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИЗЫВНИКОВ-СРОЧНИКОВ И КУРСАНТОВ-КАДЕТОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2017 - ВЛИЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ НА
ИХ АДАПТАЦИЮ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - Психологическая коррекция школьной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020



