Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ЗАЯВЛЕННЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ТРАНСПОРТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СТУДЕНТОВ

Работа №145788

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

менеджмент

Объем работы67
Год сдачи2024
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Заявление о самостоятельном выполнении выпускной квалификационной работы 2
Введение 4
Глава 1. Обзор метода заявленных предпочтений 7
Сравнение SP и RP 8
Методы заявленных предпочтений 11
Проектирование и внедрение эксперимента дискретного выбора 16
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Описание Санкт-Петербургского контекста 23
Описание транспортной системы Санкт-Петербурга 23
Описание предлагаемого подхода SP для Санкт-Петербурга 26
Выводы по главе 2 28
Глава 3. Разработка и проведение эксперимента дискретного выбора 29
Формулировка исследовательского вопроса 29
Определение альтернатив, атрибутов и уровней атрибутов 30
Экспериментальный дизайн 32
Разработка и составление анкеты 34
Сбор данных 37
Анализ данных 38
Выводы и рекомендации 46
Заключение 49
Список использованной литературы 51
Приложение 55
Приложение 1. Анкета 55
Приложение 2. Заданные в интерфейсе настройки для создания дизайна эксперимента дискретного выбора 65



В современном мире принятие решений относительно транспортного поведения становится все более сложным и многоаспектным процессом. Многие ситуации выбора включают в себя более одного решения: например, выбор пункта назначения и вида транспорта, чтобы добраться туда. Для понимания того, как люди выбирают среди различных средств передвижения, необходимо анализировать не только сами решения, но и факторы, влияющие на принятие этих решений. Важно сформировать набор альтернатив, детально описать характеристики каждой альтернативы и определить предпочтения, которые могут изменяться в зависимости от социально-экономических характеристик индивида.
В рамках данного исследования ключевым инструментом анализа выступает метод заявленных предпочтений, который позволяет изучить, как различные аспекты и условия влияют на процесс выбора в транспортной сфере.
Метод заявленных предпочтений (Stated Preference, SP) — это опросный подход, который помогает количественно измерить предполагаемое поведение людей в новых условиях путем проведения «экспериментов». Эти опросы особенно полезны в области транспорта, где они помогают понять, как люди взвешивают факторы, такие как время, стоимость, надежность, частота и другие.
В контексте SP термин «эксперимент» относится к специально созданным сценариям или ситуациям, представляемым опрошенным в ходе анкетирования. Эти сценарии предлагают респондентам выбор между двумя или более альтернативами (например, автобус или пригородный поезд), каждая из которых описана одним или несколькими атрибутами (например, время в пути, стоимость проезда, комфорт). Атрибут представляет собой характеристику услуги или продукта (например, цена, бренд), описанную уровнями (например, 50₽, 100₽, 200₽ для атрибута «цена»). Исследователь подбирает атрибуты и значения уровней на основе знания того, какие наборы конкурирующих характеристик наиболее важны для принятия решений путешественниками и для достижения целей исследования.
Результаты этих опросов используются для построения моделей, которые математически описывают взаимосвязь атрибутов и уровней и их влияние на выбор. Данные модели предсказывают предпочтения, чувствительность к затратам и эластичность спроса .
Моделирование предпочтений с помощью метода SP широко применяется в транспортном секторе по всему миру, позволяя количественно оценивать и выражать предпочтения, выявлять ключевые факторы выбора транспорта и прогнозировать спрос на различные виды транспорта. В настоящее время отсутствие систематизированного подхода к оценке транспортного поведения на основе метода заявленных предпочтений в России снижает качество принимаемых решений по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга. Отсутствие эффективной коммуникации и обратной связи с населением, как показывает исследование McKinsey (2021) , охватывающее 25 городов мира, в том числе Санкт-Петербург, ведет к разрыву между реальной удовлетворенностью жителей и объективными показателями развития транспортной системы. Анализ программы «Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга» в нескольких редакциях выявил негативные тенденции, такие как несоответствие фактических показателей запланированным, что указывает на недостаточную эффективность программных мероприятий и отсутствие комплексного анализа причин и факторов, приведших к отклонению [Смирнов, 2021]. Всё это свидетельствует о необходимости интеграции методов заявленных предпочтений и усиления диалога с горожанами в процессе планирования и развития транспортной системы, что позволит повысить эффективность управленческих решений и обеспечить их соответствие реальным потребностям и ожиданиям населения.
Данное исследование является пилотным – апробация метода заявленных предпочтений на студенческой аудитории Санкт-Петербурга будет шагом в направлении расширения линейки методов оценки транспортного поведения петербуржцев. Теоретическая значимость работы заключается в сравнении метода заявленных предпочтений с методом заявленной важности, практическая – в описании теоретических и практических аспектов метода в области транспорта впервые на русском языке...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной выпускной квалификационной работе была исследована возможность применения метода заявленных предпочтений (SP) для анализа факторов, влияющих на транспортное поведение студентов Санкт-Петербурга. Основной целью исследования стала разработка рекомендаций по адаптации и применению данного подхода в транспортной системе города. Для достижения этой цели были последовательно решены несколько задач, включающих обзор литературы, разработку подхода к оценке транспортного поведения на основе метода SP и его апробацию, сбор и анализ данных, а также формулирование выводов и рекомендаций.
Метод заявленных предпочтений, широко используемый в транспортной сфере, позволяет моделировать выбор пользователей на основе гипотетических сценариев. В отличие от метода выявленных предпочтений, SP предоставляет возможность оценивать реакцию на новые или измененные транспортные условия, что делает его особенно полезным в планировании и управлении транспортными системами.
Транспортная система Санкт-Петербурга характеризуется высокой степенью загруженности и недостаточной скоростью развития инфраструктуры. Проведенный анализ выявил основные проблемы, с которыми сталкиваются жители города: низкие темпы развития метрополитена, перегруженность улично-дорожной сети и недостаточная эффективность программных мероприятий. Это подчеркивает необходимость внедрения новых подходов к оценке и улучшению транспортной системы.
В рамках исследования был разработан и проведен эксперимент дискретного выбора (DCE), направленный на выявление предпочтений студентов в отношении различных способов передвижения. Были определены ключевые атрибуты (время в пути, стоимость поездки, интервал движения, количество пересадок и уровень комфорта) и их уровни, которые были использованы для создания наборов выбора.
В эксперименте приняли студенты различных университетов Санкт-Петербурга. Собранные данные были проанализированы с использованием мультиномиальной логистической модели (MNL), что позволило выявить значимость различных атрибутов и их влияние на выбор студентов.
Данная работа показала, что метод заявленных предпочтений является эффективным инструментом для анализа и улучшения транспортного поведения студентов Санкт-Петербурга. Его использование позволяет получить ценную информацию о факторах, влияющих на выбор транспорта, и разработать рекомендации, направленные на повышение качества транспортных услуг и удовлетворенности жителей города. Настоящее исследование может служить основой для дальнейших исследований и разработок в области транспортного планирования и управления.
Настоящая работа несет, во-первых, теоретическую значимость благодаря проведенной количественной оценке отличий результатов метода заявленных предпочтений от метода заявленной важности. Данные о заявленной важности атрибутов для студентов Санкт-Петербурга, собранные с помощью опроса, были использованы для моделирования на их основе дискретных выборов для альтернатив, из которых был составлен эксперимент. В 30% случаев смоделированный на основе заявленной важности и фактический выбор респондента не совпадают. Во-вторых, она несет практическую важность: в данной работе впервые на русском языке представлены теоретические основы метода заявленных предпочтений и подробный пример его практического использования в области транспорта. Проведение исследования имело ряд ограничений, связанных с масштабом опроса населения: целевой аудиторией анкеты были выбраны студенты высших учебных заведений Санкт-Петербурга, был опрошен 251 респондент, ¬¬– эти данные не являются репрезентативными для составления выводов о транспортном поведении жителей города в целом. Будущие исследования, посвященные методу заявленных предпочтений, могут быть направлены на расширение репрезентативности, а исследователи смогут использовать количественные оценки коэффициентов мультиномиальной логистической регрессии для генерации более эффективного экспериментального дизайна.



1. Год с начала перехода Санкт-Петербурга на Новую модель транспортного обслуживания пассажиров // СПб ГКУ «Организатор перевозок». – URL: http://orgp.spb.ru/2023-091/ (дата обращения: 15.03.2024).
2. Мало метро и пробки до полвторого ночи. Как Смольный собирается менять транспортную систему за 2 триллиона // Фонтанка.ру. – URL: https://www.fontanka.ru/2024/02/14/73228424/ (дата обращения: 18.03.2024).
3. Материалы лекций по эконометрике, Гиленко Е. В. Тема 3.1. The Methodology of Econometrics. Pair-wise Linear Regression.
4. Материалы лекций по эконометрике, Гиленко Е. В. Тема 5. Multiple regression: specification problems and tests.
5. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30 июня 2014 года N 552 О государственной программе Санкт-Петербурга "Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга" // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. – URL: https://docs.cntd.ru/document/822403631 (дата обращения: 10.03.2024).
6. Смирнов А. Ю. 2021. Анализ развития транспортной системы Санкт-Петербурга. Мир новой экономики, 15(2), 89-96.
7. Создание эффективной транспортной системы: пять выводов из исследования McKinsey, охватывающего 25 городов мира // McKinsey. – URL: https://www.mckinsey.com/ru/our-insights/building-an-efficient-transportation-system-five-takeaways-from-a-mckinsey-study-covering-25-cities-around-the-world (дата обращения: 09.03.2024).
8. Старшов, Е. Д., Соколова, Е. В. 2021. Факторы формирования транспортного поведения горожан (на примере Санкт-Петербурга). ЭКОНОМИКА СЕВЕРО-ЗАПАДА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ, 2(65), 123–135.
9. Abiiro, G. A., Leppert, G., Mbera, G. B., Robyn, P. J., & De Allegri, M. 2014. Developing attributes and attribute-levels for a discrete choice experiment on micro health insurance in rural Malawi. BMC health services research, 14(1), 1-15.
10. Blamey, R. K., Bennett, J. W., & Morrison, M. D. 1999. Yea-saying in contingent valuation surveys. Land Economics, 75(1), 126-127.
11. Bliemer, M.C.J., Rose, J.M., and Beck, M.J. 2018. Generating partial choice set designs for stated choice experiments. Presented at the 15th International Conference on Travel Behavior Research, Santa Barbara CA, USA.
12. Boxall, P. C., Adamowicz, W. L., Swait, J., Williams, M., & Louviere, J. 1996. A comparison of stated preference methods for environmental valuation. Ecological economics, 18(3), 243-253.
13. Bradley, M., Correia, G. 2009. Stated-Preference Surveys. Travel Survey Manual’s Chapter 21.
14. Caussade, S., Ortúzar, J. de D., Rizzi, L.I., and Hensher, D.A. 2005. Assessing the influence of design dimensions on stated choice experiment estimates. Transportation Research B, 39, 621–640.
15. Coast, J., & Horrocks, S. 2007. Developing attributes and levels for discrete choice experiments using qualitative methods. Journal of health services research & policy, 12(1), 25-30...50


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ