СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬЕЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
|
Введение 3
Глава 1. Многодетная семья как объект социальной политики государства 6
1.1 Современная многодетная семья: понятие, динамика многодетности 6
1.2 Система социальной работы с многодетной семьей на региональном
уровне 16
Глава 2. Анализ социокультурной деятельности в системе социальной работы с многодетной семьей на региональном уровне 28
2.1 Особенности организации социокультурной деятельности с многодетной
семьей на региональном уровне в рамках первого этапа (2015-2018 годы) Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2015 года на территории Оренбургской области 28
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования по выявлению роли социокультурной деятельности в системе социальной работы с многодетной
семьей в Оренбургской области 35
Заключение 43
Список использованных источников 46
Приложения 50
Глава 1. Многодетная семья как объект социальной политики государства 6
1.1 Современная многодетная семья: понятие, динамика многодетности 6
1.2 Система социальной работы с многодетной семьей на региональном
уровне 16
Глава 2. Анализ социокультурной деятельности в системе социальной работы с многодетной семьей на региональном уровне 28
2.1 Особенности организации социокультурной деятельности с многодетной
семьей на региональном уровне в рамках первого этапа (2015-2018 годы) Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2015 года на территории Оренбургской области 28
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования по выявлению роли социокультурной деятельности в системе социальной работы с многодетной
семьей в Оренбургской области 35
Заключение 43
Список использованных источников 46
Приложения 50
Семья - одна из систем социального функционирования человека, важнейший социальный институт общества, который меняется под влиянием социально-экономических и внутренних процессов. Это малая социальная группа, связанная брачными или родственными взаимоотношениями, общностью быта (совместное проживание и ведение домашнего хозяйства), эмоциональной близостью, взаимными правами и обязанностями по отношению друг к другу1.
В современной России многодетной принято считать семью с тремя и более несовершеннолетними детьми (в том % числе усыновлёнными, а также пасынками и падчерицами) в возрасте до 16 лет, а этих также в возрасте до 18 лет, если они обучаются в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы.
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что на современном этапе государство придает большое значение социальной работе с многодетными семьями. Об общественно-государственном внимании к данному направлению в социальной деятельности свидетельствует ряд федеральных законов и постановлений, где представлена социокультурная деятельность в работе с многодетными семьями.
Теоретическую базу исследования составили труды российских и зарубежных ученых: Е.А. Тюгашева «Семьеведение», Л.М. Прокофьева «Анализ социально-демографического положения многодетных семей» доклад на II Всероссийской конференции «Многодетная семья в современной России», Е.И. Холостова «Социальная работа с семьей», Т.А. Куликова «Семейная педагогика и домашнее воспитание», Г. Д. Барнз «Социальная работа с семьями», а также российские нормативно-правовые акты, отражающие меры государственной политики в области семейной и социальной политики.
Социальная работа с многодетной семьей осуществляется в центрах социальной помощи семье и детям, в комплексных центрах социального обслуживания населения. В то же время существующая практика социальной работы показывает, что в программах работы отдельных учреждений не выделена социокультурной деятельность как обособленная и значимая форма работы с многодетными семьями.
Теоретическая значимость данной работы заключается в комплексной характеристике многодетной семьи и описании динамики многодетности в Российской Федерации, что позволит выделить приоритетные направления социальной работы.
Практическая значимость данной работы заключается в выявлении особенностей организации социокультурной деятельности в социальной работе с многодетной семьёй, а так же определении роли социокультурной деятельности в системе работы с многодетной семьей. Это позволит понять степень важности социокультурной деятельности и даст новый стимул для развития данного направления в работе с многодетной семьей.
Объект исследования - социальная работа с многодетной семьёй.
Предмет исследования - социокультурная деятельность в системе работы с многодетной семьёй.
Цель исследования - определить роль социокультурной деятельности в системе социальной работы с многодетной семьёй на региональном уровне.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Дать общую характеристику многодетной семьи;
2. Описать динамику многодетности в Российской Федерации;
3. Охарактеризовать систему социальной работы с многодетной семьёй на региональном уровне;
4. Выявить особенности организации социокультурной деятельности с многодетной семьей;
5. Проанализировать результаты эмпирического исследования по выявлению роли социокультурной деятельности в системе социальной работы с многодетной семьей.
База исследования: Управление семейной политики Министерства социального развития Оренбургской области.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ научно-методической, нормативно-правовой литературы по проблеме исследования, обобщение, анализ, сравнение, синтез.
2. Эмпирические методы: анализ документов, экспертный опрос, анкетирование.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников и двух приложений.
В современной России многодетной принято считать семью с тремя и более несовершеннолетними детьми (в том % числе усыновлёнными, а также пасынками и падчерицами) в возрасте до 16 лет, а этих также в возрасте до 18 лет, если они обучаются в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы.
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что на современном этапе государство придает большое значение социальной работе с многодетными семьями. Об общественно-государственном внимании к данному направлению в социальной деятельности свидетельствует ряд федеральных законов и постановлений, где представлена социокультурная деятельность в работе с многодетными семьями.
Теоретическую базу исследования составили труды российских и зарубежных ученых: Е.А. Тюгашева «Семьеведение», Л.М. Прокофьева «Анализ социально-демографического положения многодетных семей» доклад на II Всероссийской конференции «Многодетная семья в современной России», Е.И. Холостова «Социальная работа с семьей», Т.А. Куликова «Семейная педагогика и домашнее воспитание», Г. Д. Барнз «Социальная работа с семьями», а также российские нормативно-правовые акты, отражающие меры государственной политики в области семейной и социальной политики.
Социальная работа с многодетной семьей осуществляется в центрах социальной помощи семье и детям, в комплексных центрах социального обслуживания населения. В то же время существующая практика социальной работы показывает, что в программах работы отдельных учреждений не выделена социокультурной деятельность как обособленная и значимая форма работы с многодетными семьями.
Теоретическая значимость данной работы заключается в комплексной характеристике многодетной семьи и описании динамики многодетности в Российской Федерации, что позволит выделить приоритетные направления социальной работы.
Практическая значимость данной работы заключается в выявлении особенностей организации социокультурной деятельности в социальной работе с многодетной семьёй, а так же определении роли социокультурной деятельности в системе работы с многодетной семьей. Это позволит понять степень важности социокультурной деятельности и даст новый стимул для развития данного направления в работе с многодетной семьей.
Объект исследования - социальная работа с многодетной семьёй.
Предмет исследования - социокультурная деятельность в системе работы с многодетной семьёй.
Цель исследования - определить роль социокультурной деятельности в системе социальной работы с многодетной семьёй на региональном уровне.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Дать общую характеристику многодетной семьи;
2. Описать динамику многодетности в Российской Федерации;
3. Охарактеризовать систему социальной работы с многодетной семьёй на региональном уровне;
4. Выявить особенности организации социокультурной деятельности с многодетной семьей;
5. Проанализировать результаты эмпирического исследования по выявлению роли социокультурной деятельности в системе социальной работы с многодетной семьей.
База исследования: Управление семейной политики Министерства социального развития Оренбургской области.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ научно-методической, нормативно-правовой литературы по проблеме исследования, обобщение, анализ, сравнение, синтез.
2. Эмпирические методы: анализ документов, экспертный опрос, анкетирование.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников и двух приложений.
Многодетная семья в Российской Федерации - это семья, с тремя и более несовершеннолетними детьми (в том % числе усыновлёнными, а также пасынками и падчерицами) в возрасте до 16 лет, а этих также в возрасте до 18 лет, если они обучаются в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы.
Многодетные семьи далеко не однородны, их можно типологизировать по признаку социальной активности:
1. супруги, обладающие следующими характеристиками: молодые неопытные родители, социально не адаптированные, нервные, не имеющие поддержки со стороны своих родителей, либо, наоборот, избалованные, безответственные;
2. семьи работящие, имеющие крепкую материальную базу, спаянные, но избегающие внешних контактов. Проявляют общественную активность только в случае сильной материальной, деловой заинтересованности;
3. социально очень активные семьи, зачинщики социальных инициатив, являются ходатаями для многих семей в различных инстанциях, охотно делятся как социальным, так и педагогическим опытом.
Учитывая все особенности целевой группы, в настоящее время происходит модернизация семейной политики в Российской Федерации, это обусловлено тем, что именно многодетные семьи смогут обеспечить естественный прирост населения страны и сохранить ее самобытность и традиции.
Система социальной работы с многодетной семьей на региональном уровне представляет собой комплекс работ, проводимых различными министерствами для достижения общих целей, для помощи в развитии и социализации, а так же решений трудных жизненных ситуаций многодетных 43
семей. К ее основным элементам можно отнести сферы здравоохранения, образования, трудоустройства, просвещения и жилья.
Одним из приоритетных направлений социальной работы с многодетной семьёй является социокультурная деятельность, которая направлена на популяризацию и продвижение семейных ценностей в российском обществе, формирование у молодежи семейных ценностей, формирование у детей и подростков ответственного отношения к браку, родительству, старшему поколению и родному дому.
Так же, благодаря мероприятиям, проводимым в рамках социокультурной деятельности, представители многодетных семей имеют возможность представить свои таланты и способность в различных направлениях: творчество, спорт, профессиональные навыки.
В процессе подготовки к мероприятию представители семей отмечают улучшение эмоционального климата и сплоченности всех членов семьи, а во время самого мероприятия семьям нравится общаться и делиться впечатлениями, опытом.
В Оренбургской области проводятся мероприятия, в которых могут участвовать только многодетные семьи - Лучшая многодетная семья Оренбуржья, чествование супружеских пар в День семьи, любви и верности и областная премия «Женщина Оренбуржья» в номинации «Женщина-мать».
Данные мероприятия проводятся ежегодно на протяжении многих лет, постоянно совершенствуется формат проведения мероприятий и изменяется призовой фонд, к организации мероприятий людей с разным стажем работы и опытом, критерии выбора победителей находятся в свободном доступе и представляют собой: время совместного проживания в зарегистрированном браке, количество детей, количество поколений, объединяющих семью, наличие семейных реликвий, совместное участие членов семьи в организации и проведении общественных мероприятий и другое.
В выпускной квалификационной работе было проведено эмпирическое исследование по выявлению роли социокультурной деятельности в системе социальной работы с многодетной семьей в Оренбургской области и определены первоочередные меры по улучшению приводимых мероприятий.
Полученные результаты позволяют констатировать, что социокультурная деятельность решает важнейшие задачи: сплочение всех членов семьи, творческое и спортивное развитие, общение с представителями других многодетных семей и углублённое изучение истории своей семьи.
Многодетные семьи далеко не однородны, их можно типологизировать по признаку социальной активности:
1. супруги, обладающие следующими характеристиками: молодые неопытные родители, социально не адаптированные, нервные, не имеющие поддержки со стороны своих родителей, либо, наоборот, избалованные, безответственные;
2. семьи работящие, имеющие крепкую материальную базу, спаянные, но избегающие внешних контактов. Проявляют общественную активность только в случае сильной материальной, деловой заинтересованности;
3. социально очень активные семьи, зачинщики социальных инициатив, являются ходатаями для многих семей в различных инстанциях, охотно делятся как социальным, так и педагогическим опытом.
Учитывая все особенности целевой группы, в настоящее время происходит модернизация семейной политики в Российской Федерации, это обусловлено тем, что именно многодетные семьи смогут обеспечить естественный прирост населения страны и сохранить ее самобытность и традиции.
Система социальной работы с многодетной семьей на региональном уровне представляет собой комплекс работ, проводимых различными министерствами для достижения общих целей, для помощи в развитии и социализации, а так же решений трудных жизненных ситуаций многодетных 43
семей. К ее основным элементам можно отнести сферы здравоохранения, образования, трудоустройства, просвещения и жилья.
Одним из приоритетных направлений социальной работы с многодетной семьёй является социокультурная деятельность, которая направлена на популяризацию и продвижение семейных ценностей в российском обществе, формирование у молодежи семейных ценностей, формирование у детей и подростков ответственного отношения к браку, родительству, старшему поколению и родному дому.
Так же, благодаря мероприятиям, проводимым в рамках социокультурной деятельности, представители многодетных семей имеют возможность представить свои таланты и способность в различных направлениях: творчество, спорт, профессиональные навыки.
В процессе подготовки к мероприятию представители семей отмечают улучшение эмоционального климата и сплоченности всех членов семьи, а во время самого мероприятия семьям нравится общаться и делиться впечатлениями, опытом.
В Оренбургской области проводятся мероприятия, в которых могут участвовать только многодетные семьи - Лучшая многодетная семья Оренбуржья, чествование супружеских пар в День семьи, любви и верности и областная премия «Женщина Оренбуржья» в номинации «Женщина-мать».
Данные мероприятия проводятся ежегодно на протяжении многих лет, постоянно совершенствуется формат проведения мероприятий и изменяется призовой фонд, к организации мероприятий людей с разным стажем работы и опытом, критерии выбора победителей находятся в свободном доступе и представляют собой: время совместного проживания в зарегистрированном браке, количество детей, количество поколений, объединяющих семью, наличие семейных реликвий, совместное участие членов семьи в организации и проведении общественных мероприятий и другое.
В выпускной квалификационной работе было проведено эмпирическое исследование по выявлению роли социокультурной деятельности в системе социальной работы с многодетной семьей в Оренбургской области и определены первоочередные меры по улучшению приводимых мероприятий.
Полученные результаты позволяют констатировать, что социокультурная деятельность решает важнейшие задачи: сплочение всех членов семьи, творческое и спортивное развитие, общение с представителями других многодетных семей и углублённое изучение истории своей семьи.
Подобные работы
- ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬЕЙ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СОЦИОКУЛЬТУРЫ НА ПРАКТИКУ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
С МНОГОДЕТНЫМИ СЕМЬЯМИ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Особенности социально-правовой поддержки многодетных семей
в современном провинциальном городе (на примере г. Рубцовска)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - МУНИЦИПАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ
ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ-
КЛИЕНТОВ КОМПЛЕКСНОГО ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017 - Этнокультурная деятельность в практике социальной работы: опыт этнокультурного проектирования
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4400 р. Год сдачи: 2019 - Организация социальной работы с молодежью по формированию ответственного родительства в процессе социального проектирования
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Меры социальной поддержки семей, имеющих детей (на региональном уровне)
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2018 - Государственная поддержка многодетных семей в Российской Федерации
Бакалаврская работа, обществознание. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2021



