Заявление о самостоятельном выполнении выпускной квалификационной работы 0
Введение 3
Глава 1. Самолидерство, выгорание и их связь 5
1.1. Определение, сущность и структура самолидерства 5
1.1.1 Понятие и значение самолидерства в современном менеджменте 5
1.1.2 Навыки и стратегии самолидерства 11
1.2. Выгорание сотрудников и способы его предотвращения 18
1.2.1 Признаки выгорания сотрудников 18
1.2.2. Факторы и способы предотвращения выгорания сотрудников 24
1.3. Самолидерство и выгорание: взаимосвязь 31
1.3.1 Роль самолидерства в предотвращении выгорания сотрудников 31
1.3.2. Способы развития навыков самолидерства 34
Выводы 37
Глава 2. Эмпирическое исследование о взаимоисвязи самолидерства и выгорания 39
2.1. Описание и характеристики выбранной компании 39
2.1.1. Организационная характеристика ОАО «БКК» 39
2.1.2. Состав, структура и использование персонала в АО «БКК» 42
2.2. Анализ уровня самолидерства и выгорания у сотрудников АО «БКК» 49
2.2.1. Определение уровня развития навыков самолидерства у руководителей и специалистов ОАО «БКК» 49
2.2.2. Определение взаимосвязи между самолидерством и уровнем выгорания сотрудников АО «БКК» и их влияние на результаты работы 56
2.3. Разработка мероприятий по формированию навыков самолидерства у сотрудников АО «БКК» 64
2.3.1. Разработка программы обучения сотрудников АО «БКК» овладения навыками самолидерства 64
2.3.2. Оценка результатов проведения обучения 66
Заключение 72
Список Источников 74
Приложение 1 78
Приложение 2 79
Приложение 3 83
Приложение 7. 92
Актуальность работы определяется объективной потребностью современного общества в развитии личности, способной самостоятельно решать возникающие жизненные проблемы, готовой к творческой активности в ситуациях неопределенности, повышению продуктивности и самоэффективности благодаря сознательному выбору способов поведения в соответствии с личностными особенностями и требованиями трудной ситуации. В связи с этим актуальной является проблема изучения и развития таких качеств человека, которые инициируют направленную не только на мир, но и на самого себя «творческую преобразующую активность субъекта, его целеполагающие действия, прогнозирование возможных исходов, творческое порождение новых решений трудной (проблемной) ситуации» .
На взгляд автора, таким личностным качеством является самолидерство, определяющее способность субъекта целенаправленно влиять на самого себя с целью преодоления трудностей и повышения самоэффективности при достижении обоснованных жизненных целей.
В современной отечественной психологии единого понятия «самолидерство» отсутствует, также как отсутствует диагностический инструмент для измерения названного психологического явления. При этом практические психологи, занимающиеся развитием жизнестойкости, расширением ресурсов совладания, самоактуализационного потенциала личности, проявляют к названному феномену большой интерес, о чем свидетельствуют многочисленные интернет-форумы и сайты, где обсуждаются проблемы самолидерства, запросы к практикующим психологам по обучению навыкам самолидерства.
Имеющиеся научные разработки показывают практически прямую связь между самолидерством и способностью человека, обладающего навыками самолидерства, противостоять выгоранию. Выгорание – это бич современных организаций, поскольку сегодня из-за роста нагрузки на сотрудников выгоранию подвержены все большее количество категорий персонала.
Тема дипломной работы о самолидерстве и его влиянии на выгорание сотрудников имеет огромное значение для понимания и предотвращения проблемы выгорания в организациях, позволяя разработать рекомендации для улучшения условий труда и повышения производительности сотрудников.
Цель данной работы – разработать рекомендации по снижению уровня выгорания сотрудников за счет развития самолидерства.
Задачи, необходимые для достижения поставленной в ВКР цели, описаны ниже:
1. Проанализировать литературу по теме самолидерства и выгорания сотрудников, выявить основные теоретические подходы и исследования, связанные с обеими темами;
2. Провести анализ факторов, влияющих на выгорание сотрудников, включая выявление основных причин и особенностей этого процесса;
3. Изучить понятие самолидерства, выявить ключевые характеристики и принципы, а также его влияние на уровень эмоционального и профессионального благополучия;
4. Провести эмпирическое исследование, включающее анкетирование и интервью с сотрудниками компании для выявления связи между самолидерством и выражением признаков выгорания;
5. Проанализировать результаты исследования и сформулировать рекомендации по использованию инструментов самолидерства для предотвращения выгорания и повышения уровня удовлетворенности сотрудников.
Предметом исследования в данной работе является влияние самолидерства на проявление выгорания среди сотрудников АО «БКК». Объект исследования представляет собой самолидерство и его проявление в работе сотрудников АО «БКК».
Эмпирическое исследование данной работы состоит в том, чтобы определить, предотвращает ли выгорание наличие самолидерства у сотрудников.
В ходе написания ВКР были решены следующие задачи:
1. проанализирована литература по теме самолидерства и выгорания сотрудников, выявлены основные теоретические подходы и исследования, связанные с обеими темами;
2. изучено понятие самолидерства, выявлены ключевые характеристики и принципы, а также его влияние на уровень эмоционального и профессионального благополучия. Самолидерство – это системное личностное качество субъекта, включающее способность к самознанию, самопринятию и саморуководству, направляющее творческую активность субъекта на преодоление трудных ситуаций и повышение самоэффективности при достижении жизненных целей. Понятие самолидерства включает различные составляющие, но четко прослеживается одна тенденция, которая определяет самолидерство как способ повышения собственной эффективности и влияния на эффективность окружающих сотрудников;
3. проведен анализ факторов, влияющих на выгорание сотрудников, включая выявление основных причин и особенностей этого процесса. Выгорание – проблема как сотрудника, так и организации. И на ее проявление в большей степени влияют стресс и перенапряжение, отсутствие обратной связи и поддержки руководства, отсутствие карьерного роста и развития, а также рутина. Для сохранения баланса и гармонии в жизни стоит научиться вовремя замечать у себя признаки эмоционального выгорания и разбавлять напряжение новыми впечатлениями или знаниями. Необходимо заботиться о себе, относиться осознанно. А самолидерство в этом является одним из наиболее эффективных помощников. Поскольку именно навыки самолидерства помогают человеку быт мотивированным, объективно оценивать себя и реальность, не придавать слишком сильного значения неудачам, анализировать возможности, а не заниматься «самокопанием»;
4. проведено эмпирическое исследование, включающее анкетирование и интервью с сотрудниками компании для выявления влияния самолидерства на выражение признаков выгорания. Выявлено определенное влияние уровня выгорания и имеющихся навыков самолидерства сотрудников. Чем выше уровень самолидерства, тем ниже степень выгорания сотрудников;
5. проанализированы результаты исследования и сформулированы рекомендации по обучению навыкам самолидерства для предотвращения выгорания сотрудников. Для того, чтобы снизить уровень выгорания с помощью самолидерства, необходимо развивать его базовые механизмы. А для этого подойдёт обучение сотрудников. Результаты обучения проявят себя в повышении результативности работы сотрудников, которую можно рассчитать экономически.
Таким образом, все поставленные задачи решены, а цель работы достигнута.
1. 30 примеров мотивации персонала: от топа до разнорабочего [Электронный ресурс]: Журнал // Генеральный директор. – М. – 2016, май, № 5. – Режим доступа: https://e.gd.ru/703169 https://e.gd.ru/703169.
2. 8 способов справиться с профессиональным выгоранием. // Департамент труда и социальной защиты населения URL: https://dszn.ru/press-center/smi/1130
3. Bandura, A. Self–efficacy mechanism in human agency / A. Bandura // American Psychologist. – 1982. – Vol. 37.
4. Carver, C.S. (1981) Attention and Self-Regulation: A Control Theory Approach to Human Behavior / C.S. Carver, M.F. Scheier // New York, NY: Springer-Verlag.
5. Carver, C.S. (1998) On the Self-Regulation of Behavior / C.S. Carver, M.F. Scheier // Cambridge University Press, New York, NY.
6. Manz, C.C. (1986) Self-Leadership: Toward an Expanded Theory of Self-Influence Processes in Organizations / С.С. Manz // The Academy of Management Review. – Vol.1 (3).
7. Manz, C.C. (2012) Mastering Self-Leadership: Empowering Yourself for Personal Excellence / С.С. Manz, C.P. Neck // 6 ed. – NJ: Prentice-Hall. – 192 p.
8. McClelland, D.C. (1972) What is the Effect of achievement Motivation Training in the Schools / D/C. McClelland // Teachers College Record. – Vol. 74(2).
9. Neck, C.P. (1996) Thought Self-Leadership: The Impact of Mental Strategies Training on Employee Cognition, Behavior and Effect / C.P. Neck, C.C. Manz // Journal of Organizational Behavior. – Vol.17(5).
10. Williams, R.L. (1995) Relationship of Self-Management to Personality Types and Indices / R.L. Williams, J.S. Verble, D.E. Price, B.H. Layne // J Pers Assess. – Vol.64(3). – Pp. 494 – 506. 17. Barrick, M.R. (1993) Autonomy as a Moderator of the Relationships Between the Big Five Personality Dimensions and Job Performance / M.R. Barrick, M.K. Mount // Journal of applied psychology. – Vol.78.
11. https://web.archive.org/web/20220116010829id_/http://eastjournal.ru/wp-content/uploads/2020/68/683.pdf
12. https://vocabulary.ru/slovari/psihologija-liderstva-2009-g.html
13. Ахмедова Нубар Низами кызы Профилактика профессионального выгорания в процессе управления человеческими ресурсами // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 4(433)
14. Бакке Д. Работа в радость. Бизнес-модель будущего. – М.: МИФ. – 2017.
15. Более 13 миллионов работающих россиян находядтся в состоянии профессионального выгорания. // НАФИ. URL: https://nafi.ru/analytics/bolee-13-mln-rabotayushchikh-rossiyan-nakhodyatsya-v-sostoyanii-professionalnogo-vygoraniya/#:~:text=%D0%9F%D0%BE%20%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%BC%20%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9%2C%20%D0%B2,%D0%A0%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%20%D0%B8%D0%B7%D1%83%D1%87%D0%B8%D0%BB%D0%B8%20%D1%81%D0%B8%D1%82%D1%83%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8E%20%D0%B2%20%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8...35