Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты социально-психологической работы с детьми, испытывающими трудности в социальной адаптации 6
1.1. Сущность и содержание процесса социальной адаптации детей: основные
понятия, проблемы, категории 6
1.2. Сущность и содержание социально-психологической работы с детьми,
испытывающими трудности в социальной адаптации 16
Глава 2. Исследование опыта социально-психологической работы с детьми, испытывающими трудности в социальной адаптации в ГБУСОН Оренбургской области «СРЦН «Гармония» 28
2.1. Характеристика деятельности ГБУСОН Оренбургской области «СРЦН
«Гармония» по реализации социально-психологической работы с детьми, испытывающими трудности в социальной адаптации 28
2.2. Анализ проблем социально-психологической работы с детьми, испытывающими трудности в социальной адаптации на примере ГБУСОН Оренбургской области «СРЦН «Гармония» 36
Заключение 48
Список источников и литературы 50
Приложения 54
Дети - самая беззащитная и уязвимая категория населения, которая нуждается в особой поддержке и защите со стороны государства. Именно поэтому дети всегда рассматриваются как безусловный объект социальной работы. Как правило, социальная работа осуществляет защиту, поддержку и помощь в отношении детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, что позволяет помочь им справиться с возникшими трудностями и впоследствии создать благоприятную для них среду жизнедеятельности и развития. При этом, оказывая помощь и защиту детям, специалисты по социальной работе выполняют самые разнообразные функции, в том числе и психологическую. Исходя из этого, можно говорить о синтезе социального и психологического, на основе которого возникает психосоциальный подход в работе специалиста по социальной работе.
На сегодняшний день существует очень много неблагоприятных факторов (социальных, социально-экономических, медико-социальных), которые влияют на адаптацию ребенка, что, в результате, приводит к росту числа детей, испытывающих трудности в социальной адаптации. Именно этим обусловлена необходимость организации и проведения системы социально-психологических мероприятий, направленных на помощь в скорейшей адаптации детей и в профилактике социальной дезадаптации. Так, можно сказать, что потребность в социально-психологической помощи появляется в случае социальной дезадаптации ребенка, при возникновении у него психологического дискомфорта, что может быть вызвано причинами как внешнего, так и внутреннего характера либо их сложным сочетанием.
Самые распространенные формы социальной дезадаптации - девиантная и патологическая, связаны с нарушением принятых в обществе норм, ценностей и установок. Коррекция данных нарушений и является основной задачей социально-психологической работы с детьми, испытывающими трудности в социальной адаптации.
Проблему социально-психологической работы с детьми, испытывающими трудности в социальной адаптации, рассматривали в своих работах такие исследователи, как В.Г. Казанская, Г.В. Кумарина, А.А. Люблинская, А.Г. Маклаков, М.В. Максимова. Технологии, формы и методы социально-психологической работы с детьми изучали И.А. Кочетов, Н.Г. Лусканова, А.Ф Минуллина, А.А. Осипова, С.В. Фролова и многие другие.
Теоретическая значимость данной работы заключается в описании сущности социально-психологической работы с детьми, испытывающими трудности в социальной адаптации. Кроме того, в работе рассматриваются различные технологии, формы и методы социально-психологической работы с данной категорией, направленные на помощь в скорейшей адаптации детей.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования ее результатов при разработке практических рекомендаций по совершенствованию социально-психологической работы с детьми, испытывающими трудности в социальной адаптации.
Объектом исследования является социально-психологическая работа с детьми, испытывающими трудности в социальной адаптации.
Предмет исследования - содержание и методика социально-психологической работы с детьми, испытывающими трудности в социальной адаптации.
Цель исследования - анализ сущности и проблем социально-психологической работы с детьми, испытывающими трудности в социальной адаптации.
В соответствии с поставленной целью в выпускной квалификационной работе решались следующие задачи:
1. Изучить сущность и содержание процесса социальной адаптации детей, а именно основные понятия, проблемы, категории;
2. Рассмотреть сущность и содержание социально-психологической работы с детьми, испытывающими трудности в социальной адаптации;
3. Описать характеристику деятельности ГБУСОН Оренбургской области «СРЦН «Гармония»» по реализации социально-психологической работы с детьми, испытывающими трудности в социальной адаптации;
4. Проанализировать результаты эмпирического исследования по выявлению проблем социально-психологической работы с детьми, испытывающими трудности в социальной адаптации, на примере ГБУСОН Оренбургской области «СРЦН «Гармония»».
База исследования: Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Оренбургской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Гармония».
Методы исследования:
1. Теоретические методы: обобщение, синтез, анализ литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические методы: анкетирование, интервью с экспертами, анализ документов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников и приложений.
Наименее защищенной категорией населения являются, как правило, дети. На современном этапе существует много факторов, неблагоприятно влияющих на их адаптацию, что приводит к возникновению множества проблем, в том числе социально-психологических. Именно поэтому большое значение приобретает социально-психологическая работа с детьми, испытывающими трудности в социальной адаптации.
Социально-психологическая работа - это прикладное направление психологической науки, реализуемое в процессе социальной деятельности, целенаправленно воздействующее на сознание, поведение и деятельность ребенка как члена социума в процессе его социализации, адаптации в новых социальных условиях и в социально ориентированных видах деятельности.
Социально-психологическая работа с детьми, испытывающими трудности в социальной адаптации, предполагает использование различных технологий, таких как диагностика, профилактика, коррекция, консультирование и характерные для них методы работы. Все они ориентируются на внутренний мир ребёнка, имеющего трудности в социальной адаптации, и предполагают определённую коррекцию его системы ценностей и ориентаций, а также представлений и предпочтений, совершенствование его психологических возможностей и оказание соответствующей поддержки и помощи.
В рамках выпускной квалификационной работы было проведено исследование в ГБУСОН «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Гармония» по проблемам социально-психологической работы с детьми, испытывающими трудности в социальной адаптации. На основании полученных результатов, можно сделать вывод, что основными проблемами социально-психологической работы с детьми, испытывающими трудности в социальной адаптации, являются: невозможность осуществлять социально-психологическую диагностику в полной мере; недостаточность социально-психологических профилактических мероприятий, направленных на повышение адаптационного потенциала детей группы риска; недостаточное количество психокоррекционных мероприятий из-за отсутствия необходимых оборудованных площадок в Центре; отсутствие возможности проведения консультаций с родителями; занятость детей в школе и жесткий распорядок дня, что не позволяет специалистам полноценно заниматься с каждым из них.
С целью повышения эффективности социально-психологической работы в Центре, нами были разработаны рекомендации, направленные на совершенствование социально-психологической работы с детьми, испытывающими трудности в социальной адаптации, которая включает в себя выявление и устранение причин социальной дезадаптации, развитие социальных способностей, мотивов и потребностей, формирование социальных знаний, умений и навыков. Возможно, с помощью данных рекомендаций, удастся помочь детям с трудностями в социальной адаптации решить множество социально-психологических проблем, мешающих им полноценно жить и развиваться в обществе.
1. Александров И. А. Понятие адаптации с точки зрения психологии // Молодой ученый. - 2018 № 22 С. 283-285 // URL:https://elibrary.ru/.свободный. Загл. с экрана.
2. Алмазов Б.Н. Психологические основы педагогической реабилитации: Учебное пособие для вузов. Екатеринбург: Издательство УГППУ, 2000. 312 с.
3. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях:
переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. - 2014 № 1. С. 3-16. // URL:
http://dspace.onu.edu.ua/.свободный. Загл. с экрана.
4. Баженов В.Г. Воспитание педагогически запущенных детей: Учебное пособие. Киев, 2009. 285 с.
5. Безруких М.М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка): Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2013. 416 с.
6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Учебное пособие. М.: Просвещение, 2008.400 с.
7. Болдина М.А. Профилактика как ведущая технология социальной работы с подростками, склонными к девиантному поведению // Психолого-педагогический журнал ГАУДЕАМУС. - 2016 № 2. С. 99-103. // URL: https://cyberleninka.ru/. свободный. Загл. с экрана.
8. Вагапова А. Р. Адаптация личности в современном мире // Научная книга. - 2011 № 4. С. 318-320. // URL:https://www.sgu.ru/.свободный. Загл. с экрана.
9. Гимонова А.В. Социально-психологическая помощь
малообеспеченным семьям // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки. - 2016 № 5. С. 332-337. // URL:https://sibac.info/archive/guman/5(42).pdf.свободный. Загл. с экрана.
10. Гришина Н.В. Психология конфликта: 2-ое изд., перераб. и доп. СПб : Питер, 2008.533 с.
11. Демография. Федеральная служба государственной статистики // Режим доступа:http://www. gks.ru.свободный. Загл. с экрана.
12. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М.: ВЛАДОС, 2013.10 с.
13. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2017.455 с.
14. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Режим доступа: http://www.consultant.ru/.свободный. Загл. с экрана.
15. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.226 с.
16. Кочетов И.А. Педагогическая диагностика в школе. Минск: Народная асвета, 2013.240 с.
17. Кумарина Г.В. Педагогические условия предупреждения адаптационных нарушений школьников // Народное образование. - 2009 №7. С. 163-167. // URL:http://dspace.bsu.edu.ru/.свободный. Загл. с экрана.
18. Лисина М.И. Общение. Личность. Психика ребенка: Учебное пособие. М.: Институт практической психологии, 2017.383 с.
19. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. М.: Фолиум, 2013.30с.
20. Люблинская А.А. Детская психология: Учебное пособие для студентов. М.: Просвещение, 2013.337 с.
21. Максимова М.В. Психологические условия школьной адаптации: Учебное пособие. М.: 2014.262 с.
22. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб. : Питер, 2011. 592 с.
23. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование: 2-е изд. Стереотипное. М.: Смысл, 2000.109 с.
24. Минуллина А.Ф. Основы психологического консультирования: Методическое пособие. Казань: ТГГПУ, 2007.111 с. // Режим доступа: https://kpfu.ru/.свободный. Загл. с экрана.
25. Муровцева О. В. Адаптация как общенаучное понятие. Могилев, 2011. 256 с.
26. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: Наука, 2013.153 с.
27. Нестерова И.А. Профилактика социальной дезадаптации детей. Образовательная энциклопедия // Режим доступа:http://odiplom.ru/.свободный. Загл. с экрана.
28. Овчаренко Л.Ю. Проблемы успешности социально-психологической адаптации подростков в современной среде // Научно-практический журнал. - 2015 № 13. С. 13-20 // URL: http://www.systempsychology.ru/.свободный. Загл. с экрана.
29. Оганян К. М. Социальные технологии: Учебник и практикум для акад. Бакалавриата. М.: Юрайт, 2016. 249 с.
30. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие. М.: Сфера, 2012.512 с. // Режим доступа:http://pedlib.ru/.свободный. Загл. с экрана.
31. Пятунин В.А. Девиантное поведение несовершеннолетних: современные тенденции. М.: РОО «Центр содействия реформе уголовного правосудия», 2010. 256 с.
32. Сафонова Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы. М.: Академия, 2016. 224 с.
33. Сыманюк Э.Э. Психология профессионально-обусловленных кризисов. М.: НПО «МОДЭК», 2004.320 с.
34. Фирсов М.В. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: Учебное пособие для студ. высш. учеб, заведений. М.: Академия, 2016.192 с.
35. Фролова С.В. Консультативная психология: теория и практика:
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». Саратов : Изд-во Саратовского университета, 2010.154 с.
36. Фурманов И.А. Психология депривированного ребенка: учеб. пособие для психологов и педагогов. М.: Владос, 2009. 310 с.
37. Фурманов И. А. Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечения // Режим доступа:http://elib.bsu.by.Свободный. Загл. с экрана.
38. Холостова Е. И. Технологии социальной работы. М.: ИНФРА-М, 2001.400 с.
39. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведении. М.: Академия, 2001.208 с.
40. Шилова Т.А. Психодиагностика и коррекция детей с
отклонениями в поведении. М.: Айрис-пресс, 2014.176 с.