Введение 3
Глава 1. Содержание социальной политики в отношении многодетной семьи в РФ 7
1.1. Нормативно-правовые основы социальной политики в отношении
многодетной семьи в РФ 7
1.2. Органы государственной исполнительной власти, реализующие
социальную политику в отношении многодетной семьи в РФ 17
2. Анализ опыта реализации основных направлений социальной политики в отношении многодетной семьи в Оренбургской области 26
2.1. Формы, методы и условия реализации региональной социальной
политики в отношении многодетной семьи в Оренбургской области 26
2.2. Исследование проблем реализации социальной политики в отношении
многодетной семьи в Оренбургской области 30
Заключение 48
Список источников и литературы 51
Приложения 55
Семья является одним из старейших и важнейших социальных институтов общества, влияющих на формирование и развитие личности. Огромный диапазон и уникальность средств влияния семьи, делают ее мощным, незаменимым средством социализации и социального становления личности.
Многодетная семья самой своей сущностью способствует реализации личностных и общественных потребностей. В многодетных семьях создаются благоприятные условия воспитания, поскольку дети растут в тесных взаимоотношениях друг с другом в семейном коллективе и, как правило, с раннего возраста приучаются выполнять определенные обязанности и помогать друг другу. Однако в экономическом плане именно многодетная семья оказывается в наиболее сложном положении, поскольку мать, как правило, не работает, а один отец не имеет возможности обеспечить семье нормальные условия существования. Кроме того, отмечается негативное, и даже отрицательное отношение общества к многодетным семьям.
Существующие проблемы таких семей обуславливают необходимость оказания им помощи со стороны общества. Материальная и моральная поддержка многодетной семьи, создание нормальных условий жизни в ней родителей и детей помогут решению демографической проблемы в нашей стране, поэтому очень важно осмыслить как нынешнее положение многодетной семьи, так и пути улучшения их положения.
Для стабилизации и устойчивого развития многодетных семей государство предпринимает определенные меры, однако все еще нет четкой системы их социальной поддержки. Для успешного решения возникающих проблем необходимы совместные усилия специалистов в различных областях деятельности, в том числе, профессиональных социальных работников, владеющих различными технологиями решения социальных проблем. При этом, социальные работники должны выступать как посредники между семьей и обществом (группой, коллективом, государством), так и в качестве помощников в деле преодоления тех или иных социальных затруднений. Создание эффективной системы социальной защиты семьи является неотъемлемым условием развития нашего общества.
Положение многодетных семей, их проблемы в современных условиях изучали многие исследователи, в том числе проблемами оказания социальной помощи многодетным семьям занимались такие авторы, как Г.И. Осадчая, Н.Н. Зырянова - исследования психологических особенностей социализацией детей из многодетных семей; Е.Ф. Альчидеева, А.Б. Синельников, А.И. Антонов, Т.А. Бодрова - положением многодетных семей в обществе и занимающихся исследованием психологические особенности подростков из многодетных семей; Г.Н. Дмитриев, Е.А. Караева - разработкой форм и методов работы с многодетной семьей; А.И. Антонов и В. М Медков - исследованиями социальных проблем многодетной семьи; Л.Ф. Обухова, О.А. Масраева, Г. Шеляг - изучением образа жизни сельской семьи; Ф.Н. Навил - развитием личности ребенка в многодетной семье; А.М. Попов изучал работу специалистов по социальной работе с многодетной семьей; Т.А. Бодрова, Н.А. Рыбакова - социальную работу с многодетной семьей; Д. Турбалев, О. Павленко занимались изучением оказания социальной помощи со стороны государства семьям, имеющим детей; Н.В. Панкратьева исследовала экономическое положение многодетных семей. А также Е.В. Бреева, В.А. Борисов, Т.А. Гурко, С.В. Дармодехин, О.Н. Дудченко, В.В. Елизаров, В.И. Золотухина, О.Е. Лебедев, А.Н. Майоров, Г.А. Новокшонова и другие.
Теоретическая значимость дипломной работы заключается в выявлении новых сторон рассмотрения исследуемой проблемы, а также в систематизации учебно-методической, научной литературы по проблемам реализации социальной политики в отношении многодетной семьи в Оренбургской области.
Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в решении вопросов, касающихся реализации социальной политики в отношении многодетных семей.
Объектом исследования является социальная политика в отношении многодетной семьи.
Предметом исследования являются условия, формы и методы реализации основных направлений социальной политики в отношении многодетной семьи.
Цель исследования: проанализировать опыт реализации основных направлений социальной политики в отношении многодетной семьи
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
1. Выделить нормативно-правовые основы социальной политики в отношении многодетной семьи в РФ.
2. Описать деятельность органов государственной исполнительной власти, реализующие социальную политику в отношении многодетной семьи в РФ.
3. Описать формы, методы и условия реализации региональной социальной политики в отношении многодетной семьи в Оренбургской области.
4. Провести исследование и выявить особенности реализации социальной политики в отношении многодетной семьи в Оренбургской области.
База исследования: Министерство социального развития Оренбургской области.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: обобщение, синтез, анализ литература по проблеме исследования;
2. Практические методы: анкетирование и экспертный опрос.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Социальная политика - это система мер, направленных на осуществление социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов.
В России многодетной принято считать семью с тремя и более несовершеннолетними детьми (в том числе усыновлёнными, а также пасынками и падчерицами) в возрасте до 16 лет, а также в возрасте до 18 лет, если они обучаются в общеобразовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы.
В настоящее время предоставление мер социальной поддержки многодетным и малообеспеченным семьям осуществляется на основании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Также оказание социальной помощи и поддержка многодетных семей осуществляется на областном уровне. Основным органом исполнительной власти, реализующим работу с многодетной семьей, является Министерство труда и социальной защиты РФ. Реализация государственной семейной политики в отношении многодетных семей - это многосубъектная деятельность, которую осуществляют и местные органы исполнительной власти. В Оренбургской области таким органом является Министерство социального развития. На региональном уровне непосредственную работу с семьей проводят такие учреждения, как комплексный центр социального обслуживания населения, центры социальной поддержки населения, центры психолого-педагогической помощи населению.
В выпускной квалификационной работе был проведен анализ эффективности реализации социальной политики в отношении многодетной семьи Оренбургской области. Полученные результаты позволяют говорить о том, что социальная политика в отношении данной категории достаточно
эффективна: осуществляется информирование многодетных семей о положенной социальной помощи и поддержки, предоставляются различные льготы и пособия, реализуются региональные и федеральные программы по повышению качества жизни многодетных семей, оказывается своевременная помощь. Специалисты Министерства социального развития лично заинтересованы в оказании помощи многодетным семьям, изучают ситуацию каждой многодетной семьи и контролируют деятельность специалистов муниципальных образований в целях улучшения реализации социальной помощи и поддержки данной категории граждан. Для достижения наибольшей эффективности необходимо решить ряд проблем, например, таких как: слабая информированность населения, ограниченность в финансовых ресурсах, разработка законодательной базы, регламентирующей оказание социальной помощи многодетным семьям, направленность социальной политики в отношении многодетных семей на количественные показатели, а не на качественные.
Результат работы зависит не только от поддержки государства и работы специалистов социальных учреждений, но и от желания многодетных семей повысить свой уровень жизни. Следовательно, необходимо реализация двусторонней связи между специалистами социальных учреждений и представителей многодетных семей. Это позволит добиваться поставленных целей быстрее и качественнее.
Для повышения эффективности необходима реализация комплекса первоочередных мер. В их числе меры, предлагаемые к реализации на разных уровнях: федеральном, региональном, муниципальном, а также на уровне самих социальных служб.
Таким образом, основными критериями эффективности социальной политики в отношении многодетной семьи являются информированность многодетных семей о мерах социальной поддержки и дополнительной помощи, значение социальных мер для семьи, степень актуальности социальной поддержки с учетом реальных проблем семьи, а также степень удовлетворенности мерами социальной поддержки. На современном этапе проблема эффективности реализации социальной политики в отношении многодетной семьи достаточно освещена на теоретическом уровне, а на практике требует развития, поиска и реализации новых методов и технологий, решения существующих проблем и исследований в этой области.
1. Антонов А.И. Многодетная семья в эру депопуляции (результаты всероссийского исследования многодетных матерей) / Демографические исследования / Баласс, 2009 № 9. С. 22-25.
2. Боровикова Т. Сообщество многодетных семей / Т. Боровикова. / Режим доступа: http://www.mnogodetok.ru, свободный. Загл. с экрана.
3. Герасименко. Н. О. Демографической ситуации в России / Н.О. Герасименко./ Режим доступа: http://www.patriotica.ru/actual/geras_koresh_de mogr.html, свободный. Загл. с экрана
4. Гуслова М.Н. Теория и методика социальной работы: учебник М.Н.Гуслова / Москва : «Академия», 2010. 216с.
5. Жукова В.И. Технологии социальной работы / М. : «Омега-Л», 2011. 312с.
6. Журнал Всероссийский центр уровня жизни. Мониторинг социально экономического потенциала семей. // Режим доступа: http://www.vcug.ru/j_mc eps_last.html.
7. Закон Оренбургской области от 22.09.2011 №413/90-V-O3 (ред. от 7.12.2018) «О бесплатном предоставлении на территории Оренбургской области земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей»// Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/952015126, свободный. Загл. с экрана.
8. Закон Оренбургской области от 24.10.2012. N 1078/317- V-O3(ред. от 11.09.2018) «О ежемесячной денежной выплате в случае рождения третьего ребенка или последующих детей» //Режим доступа: http://docs.cntd.ru/docume nt/499200393, свободный. Загл. с экрана.
9. Закон Оренбургской области от 12.01.2005 № 1756/284-Ш-ОЗ (ред.от 20.03.2019) «О мерах социальной поддержки многодетных семей»// Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/952003669, свободный. Загл. с экрана.
10. Закон Оренбургской области от 6.11.2012 N 1126/329-У-О3(ред. от 11.09.2018) «Об оказании адресной социальной помощи на условиях заключения социального контракта о взаимных обязательствах»// Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/499200496, свободный. Загл. с экрана.
11. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (в ред. от 05.02.2014)
12. Министерство социального развития Оренбургской области // Режим доступа: https://www.msr.orb.ru, свободный. Загл. с экрана.
13. Министерство труда и социальной защиты РФ// режим доступа: https://rosmintrud.ru, свободный. Загл. с экрана.
14. Нормативно- правовые акты регионального уровня. Министерство социального развития Оренбургской области.// Режим доступа: https://www.msr.orb.ru/posts/, свободный. Загл. с экрана.
15. Павленок Д. П. Основы социальной работы: учебник / Отв. ред. Павленок П. Д. Москва: ИНФРА-М, 2009. -3-е изд. 560 с.
16. Положение о Министерстве социального развития Оренбургской области. Министерство социального развития Оренбургской области.//Режим доступа: https://www.msr.orb.ru/posts/40389, свободный. Загл. с экрана.
17. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2016г. // Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/89457/, свободны й Загл. с экрана.
18. Постановление Правительства Оренбургской области от 26.02.2007(ред. от 19.11.2018) N79-U «О порядке реализации мер социальной поддержки многодетных семей».// Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/952009255, свободный. Заглс. с экрана.
19. Постановление Правительства Оренбургской области » от 28.07.2008. N 290-п «Об утверждении положения о предоставлении многодетным семьям социальной выплаты для приобретения или строительства жилья» Режим доступа://https://base.garant.ru/27508007/, свободный. Загл. с экрана.
20. Тельц М.С. Рождаемость и трансформация института семьи в современной России./ М.С. Тельц, Вопросы статистики; -М: Наука, 2015. 187с.
21. Указ Губернатора Оренбургской Области от 14.12.2012. Н890-ук «Об учреждении областного ежегодного конкурса «Лучшая многодетная семья Оренбуржья»»// Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/463400179, свободный. Загл. с экрана.
22. Федеральный закон от 14.06.2011 № 138-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» и Земельный кодекс Российской Федерации» // Режим доступ а: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_115119/, свободный.
Загл. с экрана.
23. Федеральный закон от 19.05.95 №81-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей»// Режим доступа: htt p://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6659/, свободный. Загл. с экрана.
24. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 01.04.2019)«О государственной социальной помощи».// Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/, свободный. Загл. с экрана.
25. Федеральный закон от 28.11.2013 N 442-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»//Режи м доступа: http://www.consultant.ru./document/cons_doc_LAW_156558/, свободный. Загл. с экрана.
26. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 27. 12.2018) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»// Режим доступа
: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/, свободный. Загл. с экрана.
27. Холостова Е.И Практикум по социальной работе./ Под ред. Холостовой Е.И. М; 2008. 193с.
28. Холостова Е.И. Социальная работа: учебное пособие / Е.И. Холостова. - М.: Дашков и Ко, 2004 - 692 с.
29. Холостова Е. И. Теория социальной работы. Учебник / под ред. Проф. ТЗЗ. Е.И. Холостовой. М.: Юрист, 1999. 287с.
30. Черняк Е.М. Социология семьи: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. // Е.М. Черняк М; Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013. 213c.
31. Шевченко И.О. Большая семья - какая она?: (о многодетных семьях в России)/ И.О. Шевченко// Социс. М; «Приор», 2017. С.79
32. Электронная библиотека. Комплексный центр социального обслуживания населения. // Режим доступа: http://libraryno.ru/5-4-2- kompleksnyy-centr-social-nogo-obsluzhivaniya-naseleniya-opytdeatelnosti, свободный. Загл. с экрана.