Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Нетрадиционные техники аппликации как средство развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с ЗПР (Магнитогорский Государственный Технический Университет)

Работа №145697

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы68
Год сдачи2024
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
37
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 10 детей младшего дошкольного возраста.
Есть приложения.

Введение 3
1 Теоретические основы проблемы … 6
1.1 Особенности детей младшего дошкольного возраста с ЗПР 6
1.2 Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 13
1.3 Использование аппликации из круп в психолого-педагогической работе с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 24
2 Опытно-экспериментальная работа 33
2.1 Цель, задачи, содержание и анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 33
2.2 Реализация занятий для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития………………………...44
2.3 Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов экспериментов 45
Заключение 58
Список использованных источников 60
Приложение А 70
Приложение Б 67
Приложение В 72


Дошкольный возраст - это самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей ребенка, когда кора больших полушарий находится в процессе формирования. Развитие мелкой моторики имеет ключевое значение для работы мыслительных и речевых центров мозга, поэтому важно развивать ее задолго до начала школьного обучения. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста, особенно у тех, у кого есть отклонения в психическом развитии, требует систематического подхода. Исследователи, включая Г.Е. Сухареву и М.С. Певзнера, подчеркивают важность взаимосвязи между развитием мелкой моторики и развитием мозга. Они отмечают, что развитие мелкой моторики необходимо для развития более высоких умственных функций, включая память, внимание, восприятие и эмоциональную сферу [3].
Ученые советуют начинать обучение рук и пальцев ребенка с самых ранних стадий его развития, используя для этого речевые действия. Это подразумевает, что взаимодействие с малышом должно включать не только физические упражнения для развития моторики, но и активное общение, где родители и педагоги смогут обращать внимание на движения рук и пальцев, описывая их, называя предметы или действия, с которыми ребенок взаимодействует [25].
Один из методов развития мелкой моторики - это использование различных видов изобразительной деятельности. Рисование, лепка, аппликация, вырезание и складывание мелких деталей - все эти приемы способствуют развитию мелкой моторики и одновременно стимулируют творческое мышление ребенка. Этот вид деятельности улучшает концентрацию внимания, способствует развитию координации движений (точных движений).
Объект – процесс развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет – использование нетрадиционных техник аппликации, направленное на развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: нетрадиционная техника аппликации будет способствовать развитию мелкой моторики детей при условии:
 использования нетрадиционных материалов, которые предполагают выполнение мелких и точных движений кистями и пальцами рук;
 развивающая предметно-пространственная среда группы будет дополнена развивающими играми, помогающими детям освоить работу с нетрадиционными материалами, используемыми в аппликации.
Цель – изучение теоретической основы вопроса использования нетрадиционных техник аппликации для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста, разработка и апробация серии конспектов непрерывной образовательной деятельности (НОД) по аппликации, с использованием нетрадиционной техники аппликации, направленной на развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР).
Задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2) разработать, апробировать и доказать эффективность применения непрерывной образовательной деятельности по аппликации с использованием нетрадиционной техники, направленной на развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с ЗПР;
3) составить методические рекомендации педагогам и родителям для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с ЗПР.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, сравнение, синтез, обобщение, классификация, моделирование; эмпирические – диагностирование, наблюдения, беседа.
Методологической основой исследования являются научные труды:
 об изучении и коррекции задержки психического развития дошкольников А.Р. Лурия, В.И. Лубовский, В.В. Лебединского, К.С. Лебединской,
М.С. Певзнер, Т.А. Власовой, Л.С. Выготскиого, У.В. Ульенковой,
Г.Е. Сухаревой, И.Ф. Марковской и др.;
 о связи мелкой моторики и развитием головного мозга, теории развития мелкой моторки детей дошкольного возраста Г.Е. Сухаревой, М.С. Певзнер,
Т.А. Власовой, К.С. Лебединского, А.Р. Лурия, В.И. Лубовского О.К. Сечкиной, Л.С. Выготского и др.;
 о связи применения нетрадиционных техник аппликации и развитием мелкой моторки С.В. Погодиной, Д.Н. Колдиной, Ю.В. Рузановой и др.;
 о связи применения развивающих, пальчиковых игр и развитием мелкой моторики Н.Е. Вераксы, Б.П. Никитина и др.;
 о формировании и развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста Н.А. Бернштейна, Л.В. Филипповой, А.В. Артемьевой и др.
Теоретическая значимость исследования: на основе анализа научных данных по указанной проблеме обосновано применение нетрадиционных техник аппликаций, направленных на процесс развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с ЗПР.
Практическая значимость: в ходе нашего исследования собран материал для диагностики уровня развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с ЗПР, разработаны занятия и составлены рекомендации педагогам и родителям для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с ЗПР.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью нашего исследования являлось изучение теоретической основы вопроса использования нетрадиционных техник аппликации для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста, разработка и апробация серии конспектов непрерывной образовательной деятельности по аппликации, с использованием нетрадиционной техники аппликации, направленной на развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Теоретический анализ литературы, показал, что у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития наблюдается нарушение развития мелкой моторики. Это проявляется в замедленном развитии как общей, так и тонкой моторики. В основном пострадают технические навыки движений и двигательные возможности, присутствуют недостатки в психомоторике. У детей с задержкой психического развития наблюдается слабое формирование технических навыков в различных видах художественной деятельности, таких как лепка, аппликация, конструирование. Хотя у таких детей отсутствуют грубые нарушения двигательной активности, уровень физического и моторного развития значительно ниже по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.
Анализ результатов проведенного констатирующего эксперимента позволил сделать вывод о том, что у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития имеются проблемы с развитием мелкой моторики. В работе определены основные виды деятельности детей дошкольного возраста, эффективные методы и средства развития мелкой моторики; осуществлено обобщение и систематизация образовательного опыта с учетом преемственности; определен образовательный потенциал использования нетрадиционных техник аппликации и рассмотрены их элементы, способствующие развитию мелкой моторики.
В работе рассматриваются основные аспекты развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с отклонениями в психическом развитии. При выявлении причин нарушений моторных функций у детей этой возрастной категории были детально изучены такие концепции, как мелкая моторика, нетрадиционные методики изобразительной деятельности, игры, способствующие развитию, дидактические игры, задержка психического развития и аппликация.
Сравнивая результаты констатирующего и контрольного экспериментов, можно сделать вывод, что для достижения целенаправленного формирования мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития необходимо создание специальных развивающих образовательных условий в системе дошкольного образования. Одним из таких условий является структурированное, регламентированное и специально организованное обучение мелкой моторике, которое позволяет детям развивать свои навыки. Гипотеза исследовательской работы была полностью подтверждена.



1. Адшова, М.Ш. Особенности психомоторики детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста / М.Ш. Адшова. - Текст: непосредственный // Дефектология. - 2007.- №4.- С.15-17.
2. Алехина, С.В. Особые образовательные потребности как категория инклюзивного образования / С.В. Алехина. - Текст: непосредственный
// Российский научный журнал.- 2013. - № 5., С. 115
3. Артемьева, А.В. Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет/
А.В. Артемьева. - Санкт-Петербург: Детство - Пресс, 2016.- 58с. - Текст: непосредственный.
4. Ашмарина, Б.А. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития раннего и дошкольного возраста/
Б.А. Ашмарина. - Москва: Академия, 2013.- 21 с. - Текст: непосредственный.
5. Барышникова, Е.В. Предметно-развивающая среда в дошкольной образовательной организации: учебное пособие/ Е.В. Барышникова.- Челябинск: Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2017.- 25с. - Текст: непосредственный.
6. Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии / Н.А. Бернштейн. - Москва: Физкультура и спорт, 1991. - 288 с. - Текст: непосредственный.
7. Веракса, Н.Е. Диагностика и развитие дошкольников / Н.Е. Веракса. - Москва: Рид Групп, 2011. - 39 с. - Текст: непосредственный.
8. Власова, Т.А. Дети с задержкой психического развития/ Т.А. Власова. - Москва: Просвещение, 2008 .- 35 с. - Текст: непосредственный.
9. Выготский, Л.С. Основы дефектологии/ Л.С. Выготский. - Москва: Юрайт, 2003. - 41 c. - Текст: непосредственный.
10. Глухов, В.П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии/ В.П. Глухов. - Москва: Просвещение, 2013.- 21 с. - Текст: непосредственный.
11. Деревянкина, Н.А. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития: учебное пособие/ Н.А. Деревянкина.- Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2003.- 31 с. - Текст: непосредственный.
12. Давыдов, В.В. Российская педагогическая энциклопедия/ В.В. Давыдов. - Москва: Большая российская энциклопедия, 2000.- 85 с. - Текст непосредственный.
13. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду/
Г.Н. Давыдова. - Москва: Скрипторий, 2007.- 80 с.- Текст: непосредственный.
14. Жиркова, З.С. Основы педагогического проектирования: учебное пособие/ З.С. Жиркова. - Москва: Акад. Естествознания, 2014. - 71 c. - Текст: непосредственный.
15. Киплик, Д.И. Техника живописи/ Д.И. Киплик. - Москва: Просвещение, 2002.- 86 с. - Текст: непосредственный.
16. Конева, И.А. Особенности высших психических функций дошкольников с задержкой психического развития / И.А. Конева – Текст: непосредственный// Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6 – С.15
17. Колдина, Д.Н. Аппликация с детьми 3-4 лет/ Д.Н. Колдина. - Москва: Мозаика-синтез,2016. – 55 с. - Текст: непосредственный.
18. Комарова, Т.С. Обучение детей технике рисования/ Т.С. Комарова. - Москва: Просвещение, 2014. – 158 с. - Текст: непосредственный.
19. Крыжевских, О.В. Организация предметно-развивающей среды: учебное пособие/ О.В. Крыжевских. - Москва: Юрайт, 2017.- 30 с. - Текст: непосредственный.
20. Кукушин В.C. Специальная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов / В.С. Кукушин. - Москва: НОУ ВПО «МПСУ», 2014. - 118 с. - Текст: непосредственный.
21. Кулагина, И.Ю. Педагогическая психология: учебное пособие /
И. Ю. Кулагина. - Москва: ТЦ Сфера, 2008. - 314 с. - Текст: непосредственный.
22. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте/ В.В. Лебединский. - Москва: Академия, 2003.- 35 с. - Текст: непосредственный.
23. Лебединская, К.С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития/ К.С. Лебединская. - Москва: Просвещение, 1998. - 43 с.
- Текст: непосредственный.
24. Логоша, Г.Е. Развитие мелкой моторики у малышей/ Г.Е. Лагоша.- Текст: непосредственный// Молодой ученый. - 2017. - №46. – С. 302
25. Лубовский, В.И. Дети с задержкой психического развития /
В.И. Лубовский. - Москва: Просвещение, 2003. – 152 с. - Текст: непосредственный.
26. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р. Лурия. – Санкт-Петербург: Питер, 2020.- 32 с. - Текст: непосредственный.
27. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: учебное пособие для вузов / И.И. Мамайчук. - Москва: Юрайт, 2024. - 318 с. - Текст: непосредственный.
28. Марковская, И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая нейропсихологическая диагностика/ И.Ф. Марковская. - Москва: Медицина, 1993.-300 с. - Текст: непосредственный.
29. Микляева, Н.В. Предметно-развивающая среда ДОО в контексте ФГОС ДО: учебное пособие/ Н.В. Микляева.- Москва: Сфера, 2018.- 35c. - Текст: непосредственный.
30. Нижегородцева Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе/Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. - Москва: Владос, 2001. - 51 с.
- Текст: непосредственный.
31. Никитин, Б.П. Развивающие игры/ Б.П. Никитин. - Москва: «Самокат»,
2018. - 23 с. - Текст: непосредственный.
32. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР / В.Б. Никишина.- Москва: Сфера, 2003. - 115 с. - Текст: непосредственный.
33. Новикова, И.В. Работа с нетрадиционными материалами в детском саду/ И.В. Новикова. - Санкт-Петербург: Питер, 2016. - 45с. - Текст: непосредственный.
34. Новосёлова, С.Л. Предметно-развивающая среда: методические рекомендации/ С.Л. Новосёлова. - Москва: Московский департамент образования, 2014. - 17 с. - Текст: непосредственный.
35. Петровский, В.И. Психология аномального развития/ В.И. Петровский. - Москва: Просвещение, 1990. - 27 c. - Текст: непосредственный.
36. Соснина, С.П. Диагностика развития мелкой моторики: методическое пособие / С. П. Соснина. - Кострома: Костромаиздат, 2011. - 31 с. - Текст: непосредственный.
37. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка/ С.И. Ожегов. - Москва: Мир и образование, 2018.- 256 с. - Текст: непосредственный.
38. Павлова, О.В. Технология: умелые руки/ О.В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2014. – 25 с. - Текст: непосредственный.
39. Певзнер, М. С. Дети с нарушением интеллекта/ М.С. Певзнер - Москва:
Просвещение, 1992. - 43 c. - Текст: непосредственный.
40. Погодина, С.В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста/ С.В. Погодина.- Санкт-Петербург: Академия, 2017.- 36 с. - Текст: непосредственный.
41. Прохоров, А.М. Большой энциклопедический словарь/ А.М. Прохоров. -Санкт-Петербург: Норинт, 2011. - 530 с. - Текст: непосредственный.
42. Рузанова, Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности/ Ю.В. Рузонова. - Санкт-Петербург: Каро, 2016. - 73 с. - Текст: непосредственный.
43. Сечкина, О.К. Публичная библиотека в системе непрерывного библиотечно - информационного образования: диссертация развитие психомоторных качеств ребенка в дошкольном образовательном учреждении/ О.К. Сечкина - Самара, 2012.- 35с. - Текст: электронный.
44. Смирнова, Е.О. Детская психология: учебное пособие / Е.О. Смирнова. - Москва: Владос, 2006. - 366 с. - Текст: непосредственный.
45. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для вузов: допущено УМО вузов РФ / В.А. Сластенин. - Москва: Академия, 2004. - 314 с.
46. Сухарева, Г.Е. Клиника психических расстройств у детей/ Г.Е. Сухарева - Москва: Медицина, 2009.- 42 c. - Текст: непосредственный.
47. Смирнова, Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста/ Е.А. Смирнова. - Санкт-Петербург: Детство - Пресс, 2016. - 54с. - Текст: непосредственный.
48. Столяренко, A.M. Общая педагогика: учебное пособие/
А.М. Столяренко.- Москва: Юнити - Дана, 2006. - 479с. - Текст: непосредственный.
49. Тёмина, С.Ю. Педагогический словарь/ С.Ю. Тёмина. - Москва:
Инфра - М, 2018. - 152с. - Текст: непосредственный.
50. Ткаченко, Т.А. Развиваем мелкую моторику/ Т.А. Ткаченко. - Москва: Эксмо, 2016. - 39c. - Текст: непосредственный.
51. Перфильева, Е.И. Психология и педагогика: учебное пособие /
Е.И. Перфильева. – Нижний Новгород: НИМБ, 2007. – 111 с. - Текст: непосредственный.
52. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования» - 15 с. - Текст: непосредственный.
53. Ульенкова, У.В. Дети с задержкой психического развития /
У.В. Ульенкова. - Москва: Просвещение, 2000. - 294 с. - Текст: непосредственный.
54. Филиппова, Л.В. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: пособие для педагогов дошкольных учреждений /
Л.В. Филиппова. - Москва: Владос, 2001. - 222 с. - Текст: непосредственный.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ