Нетрадиционные техники аппликации как средство развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с ЗПР (Магнитогорский Государственный Технический Университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 10 детей младшего дошкольного возраста.
Есть приложения.
Введение 3
1 Теоретические основы проблемы … 6
1.1 Особенности детей младшего дошкольного возраста с ЗПР 6
1.2 Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 13
1.3 Использование аппликации из круп в психолого-педагогической работе с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 24
2 Опытно-экспериментальная работа 33
2.1 Цель, задачи, содержание и анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 33
2.2 Реализация занятий для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития………………………...44
2.3 Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов экспериментов 45
Заключение 58
Список использованных источников 60
Приложение А 70
Приложение Б 67
Приложение В 72
Выборка: 10 детей младшего дошкольного возраста.
Есть приложения.
Введение 3
1 Теоретические основы проблемы … 6
1.1 Особенности детей младшего дошкольного возраста с ЗПР 6
1.2 Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 13
1.3 Использование аппликации из круп в психолого-педагогической работе с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 24
2 Опытно-экспериментальная работа 33
2.1 Цель, задачи, содержание и анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 33
2.2 Реализация занятий для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития………………………...44
2.3 Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов экспериментов 45
Заключение 58
Список использованных источников 60
Приложение А 70
Приложение Б 67
Приложение В 72
Дошкольный возраст - это самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей ребенка, когда кора больших полушарий находится в процессе формирования. Развитие мелкой моторики имеет ключевое значение для работы мыслительных и речевых центров мозга, поэтому важно развивать ее задолго до начала школьного обучения. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста, особенно у тех, у кого есть отклонения в психическом развитии, требует систематического подхода. Исследователи, включая Г.Е. Сухареву и М.С. Певзнера, подчеркивают важность взаимосвязи между развитием мелкой моторики и развитием мозга. Они отмечают, что развитие мелкой моторики необходимо для развития более высоких умственных функций, включая память, внимание, восприятие и эмоциональную сферу [3].
Ученые советуют начинать обучение рук и пальцев ребенка с самых ранних стадий его развития, используя для этого речевые действия. Это подразумевает, что взаимодействие с малышом должно включать не только физические упражнения для развития моторики, но и активное общение, где родители и педагоги смогут обращать внимание на движения рук и пальцев, описывая их, называя предметы или действия, с которыми ребенок взаимодействует [25].
Один из методов развития мелкой моторики - это использование различных видов изобразительной деятельности. Рисование, лепка, аппликация, вырезание и складывание мелких деталей - все эти приемы способствуют развитию мелкой моторики и одновременно стимулируют творческое мышление ребенка. Этот вид деятельности улучшает концентрацию внимания, способствует развитию координации движений (точных движений).
Объект – процесс развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет – использование нетрадиционных техник аппликации, направленное на развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: нетрадиционная техника аппликации будет способствовать развитию мелкой моторики детей при условии:
использования нетрадиционных материалов, которые предполагают выполнение мелких и точных движений кистями и пальцами рук;
развивающая предметно-пространственная среда группы будет дополнена развивающими играми, помогающими детям освоить работу с нетрадиционными материалами, используемыми в аппликации.
Цель – изучение теоретической основы вопроса использования нетрадиционных техник аппликации для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста, разработка и апробация серии конспектов непрерывной образовательной деятельности (НОД) по аппликации, с использованием нетрадиционной техники аппликации, направленной на развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР).
Задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2) разработать, апробировать и доказать эффективность применения непрерывной образовательной деятельности по аппликации с использованием нетрадиционной техники, направленной на развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с ЗПР;
3) составить методические рекомендации педагогам и родителям для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с ЗПР.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, сравнение, синтез, обобщение, классификация, моделирование; эмпирические – диагностирование, наблюдения, беседа.
Методологической основой исследования являются научные труды:
об изучении и коррекции задержки психического развития дошкольников А.Р. Лурия, В.И. Лубовский, В.В. Лебединского, К.С. Лебединской,
М.С. Певзнер, Т.А. Власовой, Л.С. Выготскиого, У.В. Ульенковой,
Г.Е. Сухаревой, И.Ф. Марковской и др.;
о связи мелкой моторики и развитием головного мозга, теории развития мелкой моторки детей дошкольного возраста Г.Е. Сухаревой, М.С. Певзнер,
Т.А. Власовой, К.С. Лебединского, А.Р. Лурия, В.И. Лубовского О.К. Сечкиной, Л.С. Выготского и др.;
о связи применения нетрадиционных техник аппликации и развитием мелкой моторки С.В. Погодиной, Д.Н. Колдиной, Ю.В. Рузановой и др.;
о связи применения развивающих, пальчиковых игр и развитием мелкой моторики Н.Е. Вераксы, Б.П. Никитина и др.;
о формировании и развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста Н.А. Бернштейна, Л.В. Филипповой, А.В. Артемьевой и др.
Теоретическая значимость исследования: на основе анализа научных данных по указанной проблеме обосновано применение нетрадиционных техник аппликаций, направленных на процесс развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с ЗПР.
Практическая значимость: в ходе нашего исследования собран материал для диагностики уровня развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с ЗПР, разработаны занятия и составлены рекомендации педагогам и родителям для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с ЗПР.
Ученые советуют начинать обучение рук и пальцев ребенка с самых ранних стадий его развития, используя для этого речевые действия. Это подразумевает, что взаимодействие с малышом должно включать не только физические упражнения для развития моторики, но и активное общение, где родители и педагоги смогут обращать внимание на движения рук и пальцев, описывая их, называя предметы или действия, с которыми ребенок взаимодействует [25].
Один из методов развития мелкой моторики - это использование различных видов изобразительной деятельности. Рисование, лепка, аппликация, вырезание и складывание мелких деталей - все эти приемы способствуют развитию мелкой моторики и одновременно стимулируют творческое мышление ребенка. Этот вид деятельности улучшает концентрацию внимания, способствует развитию координации движений (точных движений).
Объект – процесс развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет – использование нетрадиционных техник аппликации, направленное на развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: нетрадиционная техника аппликации будет способствовать развитию мелкой моторики детей при условии:
использования нетрадиционных материалов, которые предполагают выполнение мелких и точных движений кистями и пальцами рук;
развивающая предметно-пространственная среда группы будет дополнена развивающими играми, помогающими детям освоить работу с нетрадиционными материалами, используемыми в аппликации.
Цель – изучение теоретической основы вопроса использования нетрадиционных техник аппликации для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста, разработка и апробация серии конспектов непрерывной образовательной деятельности (НОД) по аппликации, с использованием нетрадиционной техники аппликации, направленной на развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР).
Задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2) разработать, апробировать и доказать эффективность применения непрерывной образовательной деятельности по аппликации с использованием нетрадиционной техники, направленной на развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с ЗПР;
3) составить методические рекомендации педагогам и родителям для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с ЗПР.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, сравнение, синтез, обобщение, классификация, моделирование; эмпирические – диагностирование, наблюдения, беседа.
Методологической основой исследования являются научные труды:
об изучении и коррекции задержки психического развития дошкольников А.Р. Лурия, В.И. Лубовский, В.В. Лебединского, К.С. Лебединской,
М.С. Певзнер, Т.А. Власовой, Л.С. Выготскиого, У.В. Ульенковой,
Г.Е. Сухаревой, И.Ф. Марковской и др.;
о связи мелкой моторики и развитием головного мозга, теории развития мелкой моторки детей дошкольного возраста Г.Е. Сухаревой, М.С. Певзнер,
Т.А. Власовой, К.С. Лебединского, А.Р. Лурия, В.И. Лубовского О.К. Сечкиной, Л.С. Выготского и др.;
о связи применения нетрадиционных техник аппликации и развитием мелкой моторки С.В. Погодиной, Д.Н. Колдиной, Ю.В. Рузановой и др.;
о связи применения развивающих, пальчиковых игр и развитием мелкой моторики Н.Е. Вераксы, Б.П. Никитина и др.;
о формировании и развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста Н.А. Бернштейна, Л.В. Филипповой, А.В. Артемьевой и др.
Теоретическая значимость исследования: на основе анализа научных данных по указанной проблеме обосновано применение нетрадиционных техник аппликаций, направленных на процесс развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с ЗПР.
Практическая значимость: в ходе нашего исследования собран материал для диагностики уровня развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с ЗПР, разработаны занятия и составлены рекомендации педагогам и родителям для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с ЗПР.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Помощь в написании работ!
Целью нашего исследования являлось изучение теоретической основы вопроса использования нетрадиционных техник аппликации для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста, разработка и апробация серии конспектов непрерывной образовательной деятельности по аппликации, с использованием нетрадиционной техники аппликации, направленной на развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Теоретический анализ литературы, показал, что у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития наблюдается нарушение развития мелкой моторики. Это проявляется в замедленном развитии как общей, так и тонкой моторики. В основном пострадают технические навыки движений и двигательные возможности, присутствуют недостатки в психомоторике. У детей с задержкой психического развития наблюдается слабое формирование технических навыков в различных видах художественной деятельности, таких как лепка, аппликация, конструирование. Хотя у таких детей отсутствуют грубые нарушения двигательной активности, уровень физического и моторного развития значительно ниже по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.
Анализ результатов проведенного констатирующего эксперимента позволил сделать вывод о том, что у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития имеются проблемы с развитием мелкой моторики. В работе определены основные виды деятельности детей дошкольного возраста, эффективные методы и средства развития мелкой моторики; осуществлено обобщение и систематизация образовательного опыта с учетом преемственности; определен образовательный потенциал использования нетрадиционных техник аппликации и рассмотрены их элементы, способствующие развитию мелкой моторики.
В работе рассматриваются основные аспекты развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с отклонениями в психическом развитии. При выявлении причин нарушений моторных функций у детей этой возрастной категории были детально изучены такие концепции, как мелкая моторика, нетрадиционные методики изобразительной деятельности, игры, способствующие развитию, дидактические игры, задержка психического развития и аппликация.
Сравнивая результаты констатирующего и контрольного экспериментов, можно сделать вывод, что для достижения целенаправленного формирования мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития необходимо создание специальных развивающих образовательных условий в системе дошкольного образования. Одним из таких условий является структурированное, регламентированное и специально организованное обучение мелкой моторике, которое позволяет детям развивать свои навыки. Гипотеза исследовательской работы была полностью подтверждена.
Теоретический анализ литературы, показал, что у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития наблюдается нарушение развития мелкой моторики. Это проявляется в замедленном развитии как общей, так и тонкой моторики. В основном пострадают технические навыки движений и двигательные возможности, присутствуют недостатки в психомоторике. У детей с задержкой психического развития наблюдается слабое формирование технических навыков в различных видах художественной деятельности, таких как лепка, аппликация, конструирование. Хотя у таких детей отсутствуют грубые нарушения двигательной активности, уровень физического и моторного развития значительно ниже по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.
Анализ результатов проведенного констатирующего эксперимента позволил сделать вывод о том, что у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития имеются проблемы с развитием мелкой моторики. В работе определены основные виды деятельности детей дошкольного возраста, эффективные методы и средства развития мелкой моторики; осуществлено обобщение и систематизация образовательного опыта с учетом преемственности; определен образовательный потенциал использования нетрадиционных техник аппликации и рассмотрены их элементы, способствующие развитию мелкой моторики.
В работе рассматриваются основные аспекты развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с отклонениями в психическом развитии. При выявлении причин нарушений моторных функций у детей этой возрастной категории были детально изучены такие концепции, как мелкая моторика, нетрадиционные методики изобразительной деятельности, игры, способствующие развитию, дидактические игры, задержка психического развития и аппликация.
Сравнивая результаты констатирующего и контрольного экспериментов, можно сделать вывод, что для достижения целенаправленного формирования мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития необходимо создание специальных развивающих образовательных условий в системе дошкольного образования. Одним из таких условий является структурированное, регламентированное и специально организованное обучение мелкой моторике, которое позволяет детям развивать свои навыки. Гипотеза исследовательской работы была полностью подтверждена.
1. Адшова, М.Ш. Особенности психомоторики детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста / М.Ш. Адшова. - Текст: непосредственный // Дефектология. - 2007.- №4.- С.15-17.
2. Алехина, С.В. Особые образовательные потребности как категория инклюзивного образования / С.В. Алехина. - Текст: непосредственный
// Российский научный журнал.- 2013. - № 5., С. 115
3. Артемьева, А.В. Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет/
А.В. Артемьева. - Санкт-Петербург: Детство - Пресс, 2016.- 58с. - Текст: непосредственный.
4. Ашмарина, Б.А. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития раннего и дошкольного возраста/
Б.А. Ашмарина. - Москва: Академия, 2013.- 21 с. - Текст: непосредственный.
5. Барышникова, Е.В. Предметно-развивающая среда в дошкольной образовательной организации: учебное пособие/ Е.В. Барышникова.- Челябинск: Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2017.- 25с. - Текст: непосредственный.
6. Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии / Н.А. Бернштейн. - Москва: Физкультура и спорт, 1991. - 288 с. - Текст: непосредственный.
7. Веракса, Н.Е. Диагностика и развитие дошкольников / Н.Е. Веракса. - Москва: Рид Групп, 2011. - 39 с. - Текст: непосредственный.
8. Власова, Т.А. Дети с задержкой психического развития/ Т.А. Власова. - Москва: Просвещение, 2008 .- 35 с. - Текст: непосредственный.
9. Выготский, Л.С. Основы дефектологии/ Л.С. Выготский. - Москва: Юрайт, 2003. - 41 c. - Текст: непосредственный.
10. Глухов, В.П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии/ В.П. Глухов. - Москва: Просвещение, 2013.- 21 с. - Текст: непосредственный.
11. Деревянкина, Н.А. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития: учебное пособие/ Н.А. Деревянкина.- Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2003.- 31 с. - Текст: непосредственный.
12. Давыдов, В.В. Российская педагогическая энциклопедия/ В.В. Давыдов. - Москва: Большая российская энциклопедия, 2000.- 85 с. - Текст непосредственный.
13. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду/
Г.Н. Давыдова. - Москва: Скрипторий, 2007.- 80 с.- Текст: непосредственный.
14. Жиркова, З.С. Основы педагогического проектирования: учебное пособие/ З.С. Жиркова. - Москва: Акад. Естествознания, 2014. - 71 c. - Текст: непосредственный.
15. Киплик, Д.И. Техника живописи/ Д.И. Киплик. - Москва: Просвещение, 2002.- 86 с. - Текст: непосредственный.
16. Конева, И.А. Особенности высших психических функций дошкольников с задержкой психического развития / И.А. Конева – Текст: непосредственный// Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6 – С.15
17. Колдина, Д.Н. Аппликация с детьми 3-4 лет/ Д.Н. Колдина. - Москва: Мозаика-синтез,2016. – 55 с. - Текст: непосредственный.
18. Комарова, Т.С. Обучение детей технике рисования/ Т.С. Комарова. - Москва: Просвещение, 2014. – 158 с. - Текст: непосредственный.
19. Крыжевских, О.В. Организация предметно-развивающей среды: учебное пособие/ О.В. Крыжевских. - Москва: Юрайт, 2017.- 30 с. - Текст: непосредственный.
20. Кукушин В.C. Специальная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов / В.С. Кукушин. - Москва: НОУ ВПО «МПСУ», 2014. - 118 с. - Текст: непосредственный.
21. Кулагина, И.Ю. Педагогическая психология: учебное пособие /
И. Ю. Кулагина. - Москва: ТЦ Сфера, 2008. - 314 с. - Текст: непосредственный.
22. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте/ В.В. Лебединский. - Москва: Академия, 2003.- 35 с. - Текст: непосредственный.
23. Лебединская, К.С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития/ К.С. Лебединская. - Москва: Просвещение, 1998. - 43 с.
- Текст: непосредственный.
24. Логоша, Г.Е. Развитие мелкой моторики у малышей/ Г.Е. Лагоша.- Текст: непосредственный// Молодой ученый. - 2017. - №46. – С. 302
25. Лубовский, В.И. Дети с задержкой психического развития /
В.И. Лубовский. - Москва: Просвещение, 2003. – 152 с. - Текст: непосредственный.
26. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р. Лурия. – Санкт-Петербург: Питер, 2020.- 32 с. - Текст: непосредственный.
27. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: учебное пособие для вузов / И.И. Мамайчук. - Москва: Юрайт, 2024. - 318 с. - Текст: непосредственный.
28. Марковская, И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая нейропсихологическая диагностика/ И.Ф. Марковская. - Москва: Медицина, 1993.-300 с. - Текст: непосредственный.
29. Микляева, Н.В. Предметно-развивающая среда ДОО в контексте ФГОС ДО: учебное пособие/ Н.В. Микляева.- Москва: Сфера, 2018.- 35c. - Текст: непосредственный.
30. Нижегородцева Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе/Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. - Москва: Владос, 2001. - 51 с.
- Текст: непосредственный.
31. Никитин, Б.П. Развивающие игры/ Б.П. Никитин. - Москва: «Самокат»,
2018. - 23 с. - Текст: непосредственный.
32. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР / В.Б. Никишина.- Москва: Сфера, 2003. - 115 с. - Текст: непосредственный.
33. Новикова, И.В. Работа с нетрадиционными материалами в детском саду/ И.В. Новикова. - Санкт-Петербург: Питер, 2016. - 45с. - Текст: непосредственный.
34. Новосёлова, С.Л. Предметно-развивающая среда: методические рекомендации/ С.Л. Новосёлова. - Москва: Московский департамент образования, 2014. - 17 с. - Текст: непосредственный.
35. Петровский, В.И. Психология аномального развития/ В.И. Петровский. - Москва: Просвещение, 1990. - 27 c. - Текст: непосредственный.
36. Соснина, С.П. Диагностика развития мелкой моторики: методическое пособие / С. П. Соснина. - Кострома: Костромаиздат, 2011. - 31 с. - Текст: непосредственный.
37. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка/ С.И. Ожегов. - Москва: Мир и образование, 2018.- 256 с. - Текст: непосредственный.
38. Павлова, О.В. Технология: умелые руки/ О.В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2014. – 25 с. - Текст: непосредственный.
39. Певзнер, М. С. Дети с нарушением интеллекта/ М.С. Певзнер - Москва:
Просвещение, 1992. - 43 c. - Текст: непосредственный.
40. Погодина, С.В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста/ С.В. Погодина.- Санкт-Петербург: Академия, 2017.- 36 с. - Текст: непосредственный.
41. Прохоров, А.М. Большой энциклопедический словарь/ А.М. Прохоров. -Санкт-Петербург: Норинт, 2011. - 530 с. - Текст: непосредственный.
42. Рузанова, Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности/ Ю.В. Рузонова. - Санкт-Петербург: Каро, 2016. - 73 с. - Текст: непосредственный.
43. Сечкина, О.К. Публичная библиотека в системе непрерывного библиотечно - информационного образования: диссертация развитие психомоторных качеств ребенка в дошкольном образовательном учреждении/ О.К. Сечкина - Самара, 2012.- 35с. - Текст: электронный.
44. Смирнова, Е.О. Детская психология: учебное пособие / Е.О. Смирнова. - Москва: Владос, 2006. - 366 с. - Текст: непосредственный.
45. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для вузов: допущено УМО вузов РФ / В.А. Сластенин. - Москва: Академия, 2004. - 314 с.
46. Сухарева, Г.Е. Клиника психических расстройств у детей/ Г.Е. Сухарева - Москва: Медицина, 2009.- 42 c. - Текст: непосредственный.
47. Смирнова, Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста/ Е.А. Смирнова. - Санкт-Петербург: Детство - Пресс, 2016. - 54с. - Текст: непосредственный.
48. Столяренко, A.M. Общая педагогика: учебное пособие/
А.М. Столяренко.- Москва: Юнити - Дана, 2006. - 479с. - Текст: непосредственный.
49. Тёмина, С.Ю. Педагогический словарь/ С.Ю. Тёмина. - Москва:
Инфра - М, 2018. - 152с. - Текст: непосредственный.
50. Ткаченко, Т.А. Развиваем мелкую моторику/ Т.А. Ткаченко. - Москва: Эксмо, 2016. - 39c. - Текст: непосредственный.
51. Перфильева, Е.И. Психология и педагогика: учебное пособие /
Е.И. Перфильева. – Нижний Новгород: НИМБ, 2007. – 111 с. - Текст: непосредственный.
52. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования» - 15 с. - Текст: непосредственный.
53. Ульенкова, У.В. Дети с задержкой психического развития /
У.В. Ульенкова. - Москва: Просвещение, 2000. - 294 с. - Текст: непосредственный.
54. Филиппова, Л.В. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: пособие для педагогов дошкольных учреждений /
Л.В. Филиппова. - Москва: Владос, 2001. - 222 с. - Текст: непосредственный.
2. Алехина, С.В. Особые образовательные потребности как категория инклюзивного образования / С.В. Алехина. - Текст: непосредственный
// Российский научный журнал.- 2013. - № 5., С. 115
3. Артемьева, А.В. Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет/
А.В. Артемьева. - Санкт-Петербург: Детство - Пресс, 2016.- 58с. - Текст: непосредственный.
4. Ашмарина, Б.А. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития раннего и дошкольного возраста/
Б.А. Ашмарина. - Москва: Академия, 2013.- 21 с. - Текст: непосредственный.
5. Барышникова, Е.В. Предметно-развивающая среда в дошкольной образовательной организации: учебное пособие/ Е.В. Барышникова.- Челябинск: Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2017.- 25с. - Текст: непосредственный.
6. Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии / Н.А. Бернштейн. - Москва: Физкультура и спорт, 1991. - 288 с. - Текст: непосредственный.
7. Веракса, Н.Е. Диагностика и развитие дошкольников / Н.Е. Веракса. - Москва: Рид Групп, 2011. - 39 с. - Текст: непосредственный.
8. Власова, Т.А. Дети с задержкой психического развития/ Т.А. Власова. - Москва: Просвещение, 2008 .- 35 с. - Текст: непосредственный.
9. Выготский, Л.С. Основы дефектологии/ Л.С. Выготский. - Москва: Юрайт, 2003. - 41 c. - Текст: непосредственный.
10. Глухов, В.П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии/ В.П. Глухов. - Москва: Просвещение, 2013.- 21 с. - Текст: непосредственный.
11. Деревянкина, Н.А. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития: учебное пособие/ Н.А. Деревянкина.- Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2003.- 31 с. - Текст: непосредственный.
12. Давыдов, В.В. Российская педагогическая энциклопедия/ В.В. Давыдов. - Москва: Большая российская энциклопедия, 2000.- 85 с. - Текст непосредственный.
13. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду/
Г.Н. Давыдова. - Москва: Скрипторий, 2007.- 80 с.- Текст: непосредственный.
14. Жиркова, З.С. Основы педагогического проектирования: учебное пособие/ З.С. Жиркова. - Москва: Акад. Естествознания, 2014. - 71 c. - Текст: непосредственный.
15. Киплик, Д.И. Техника живописи/ Д.И. Киплик. - Москва: Просвещение, 2002.- 86 с. - Текст: непосредственный.
16. Конева, И.А. Особенности высших психических функций дошкольников с задержкой психического развития / И.А. Конева – Текст: непосредственный// Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6 – С.15
17. Колдина, Д.Н. Аппликация с детьми 3-4 лет/ Д.Н. Колдина. - Москва: Мозаика-синтез,2016. – 55 с. - Текст: непосредственный.
18. Комарова, Т.С. Обучение детей технике рисования/ Т.С. Комарова. - Москва: Просвещение, 2014. – 158 с. - Текст: непосредственный.
19. Крыжевских, О.В. Организация предметно-развивающей среды: учебное пособие/ О.В. Крыжевских. - Москва: Юрайт, 2017.- 30 с. - Текст: непосредственный.
20. Кукушин В.C. Специальная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов / В.С. Кукушин. - Москва: НОУ ВПО «МПСУ», 2014. - 118 с. - Текст: непосредственный.
21. Кулагина, И.Ю. Педагогическая психология: учебное пособие /
И. Ю. Кулагина. - Москва: ТЦ Сфера, 2008. - 314 с. - Текст: непосредственный.
22. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте/ В.В. Лебединский. - Москва: Академия, 2003.- 35 с. - Текст: непосредственный.
23. Лебединская, К.С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития/ К.С. Лебединская. - Москва: Просвещение, 1998. - 43 с.
- Текст: непосредственный.
24. Логоша, Г.Е. Развитие мелкой моторики у малышей/ Г.Е. Лагоша.- Текст: непосредственный// Молодой ученый. - 2017. - №46. – С. 302
25. Лубовский, В.И. Дети с задержкой психического развития /
В.И. Лубовский. - Москва: Просвещение, 2003. – 152 с. - Текст: непосредственный.
26. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р. Лурия. – Санкт-Петербург: Питер, 2020.- 32 с. - Текст: непосредственный.
27. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: учебное пособие для вузов / И.И. Мамайчук. - Москва: Юрайт, 2024. - 318 с. - Текст: непосредственный.
28. Марковская, И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая нейропсихологическая диагностика/ И.Ф. Марковская. - Москва: Медицина, 1993.-300 с. - Текст: непосредственный.
29. Микляева, Н.В. Предметно-развивающая среда ДОО в контексте ФГОС ДО: учебное пособие/ Н.В. Микляева.- Москва: Сфера, 2018.- 35c. - Текст: непосредственный.
30. Нижегородцева Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе/Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. - Москва: Владос, 2001. - 51 с.
- Текст: непосредственный.
31. Никитин, Б.П. Развивающие игры/ Б.П. Никитин. - Москва: «Самокат»,
2018. - 23 с. - Текст: непосредственный.
32. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР / В.Б. Никишина.- Москва: Сфера, 2003. - 115 с. - Текст: непосредственный.
33. Новикова, И.В. Работа с нетрадиционными материалами в детском саду/ И.В. Новикова. - Санкт-Петербург: Питер, 2016. - 45с. - Текст: непосредственный.
34. Новосёлова, С.Л. Предметно-развивающая среда: методические рекомендации/ С.Л. Новосёлова. - Москва: Московский департамент образования, 2014. - 17 с. - Текст: непосредственный.
35. Петровский, В.И. Психология аномального развития/ В.И. Петровский. - Москва: Просвещение, 1990. - 27 c. - Текст: непосредственный.
36. Соснина, С.П. Диагностика развития мелкой моторики: методическое пособие / С. П. Соснина. - Кострома: Костромаиздат, 2011. - 31 с. - Текст: непосредственный.
37. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка/ С.И. Ожегов. - Москва: Мир и образование, 2018.- 256 с. - Текст: непосредственный.
38. Павлова, О.В. Технология: умелые руки/ О.В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2014. – 25 с. - Текст: непосредственный.
39. Певзнер, М. С. Дети с нарушением интеллекта/ М.С. Певзнер - Москва:
Просвещение, 1992. - 43 c. - Текст: непосредственный.
40. Погодина, С.В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста/ С.В. Погодина.- Санкт-Петербург: Академия, 2017.- 36 с. - Текст: непосредственный.
41. Прохоров, А.М. Большой энциклопедический словарь/ А.М. Прохоров. -Санкт-Петербург: Норинт, 2011. - 530 с. - Текст: непосредственный.
42. Рузанова, Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности/ Ю.В. Рузонова. - Санкт-Петербург: Каро, 2016. - 73 с. - Текст: непосредственный.
43. Сечкина, О.К. Публичная библиотека в системе непрерывного библиотечно - информационного образования: диссертация развитие психомоторных качеств ребенка в дошкольном образовательном учреждении/ О.К. Сечкина - Самара, 2012.- 35с. - Текст: электронный.
44. Смирнова, Е.О. Детская психология: учебное пособие / Е.О. Смирнова. - Москва: Владос, 2006. - 366 с. - Текст: непосредственный.
45. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для вузов: допущено УМО вузов РФ / В.А. Сластенин. - Москва: Академия, 2004. - 314 с.
46. Сухарева, Г.Е. Клиника психических расстройств у детей/ Г.Е. Сухарева - Москва: Медицина, 2009.- 42 c. - Текст: непосредственный.
47. Смирнова, Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста/ Е.А. Смирнова. - Санкт-Петербург: Детство - Пресс, 2016. - 54с. - Текст: непосредственный.
48. Столяренко, A.M. Общая педагогика: учебное пособие/
А.М. Столяренко.- Москва: Юнити - Дана, 2006. - 479с. - Текст: непосредственный.
49. Тёмина, С.Ю. Педагогический словарь/ С.Ю. Тёмина. - Москва:
Инфра - М, 2018. - 152с. - Текст: непосредственный.
50. Ткаченко, Т.А. Развиваем мелкую моторику/ Т.А. Ткаченко. - Москва: Эксмо, 2016. - 39c. - Текст: непосредственный.
51. Перфильева, Е.И. Психология и педагогика: учебное пособие /
Е.И. Перфильева. – Нижний Новгород: НИМБ, 2007. – 111 с. - Текст: непосредственный.
52. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования» - 15 с. - Текст: непосредственный.
53. Ульенкова, У.В. Дети с задержкой психического развития /
У.В. Ульенкова. - Москва: Просвещение, 2000. - 294 с. - Текст: непосредственный.
54. Филиппова, Л.В. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: пособие для педагогов дошкольных учреждений /
Л.В. Филиппова. - Москва: Владос, 2001. - 222 с. - Текст: непосредственный.
Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.
Заказать работу
Заявка на оценку стоимости
Это краткая форма заказа. После ее заполнения вы перейдете на полную форму заказа работы
Каталог работ (152561)
- Бакалаврская работа (38868)
- Диссертация (978)
- Магистерская диссертация (22489)
- Дипломные работы, ВКР (62279)
- Главы к дипломным работам (2139)
- Курсовые работы (10693)
- Контрольные работы (6269)
- Отчеты по практике (1357)
- Рефераты (1488)
- Задачи, тесты, ПТК (631)
- Ответы на вопросы (155)
- Статьи, Эссе, Сочинения (942)
- Бизнес-планы (51)
- Презентации (106)
- РГР (84)
- Авторефераты (РГБ) (1692)
- Диссертации (РГБ) (1882)
- Прочее (458)
Новости
06.01.2018
Помощь студентам и аспирантам в выполнении работ от наших партнеров
Помощь в выполнении учебных и научных работ на заказ ОФОРМИТЬ ЗАКАЗ
дальше»» Все новости
Статьи
- Где лучше заказывать диссертации и дипломные?
- Выполнение научных статей
- Подготовка диссертаций
- Подводные камни при написании магистерской работы
- Помощь в выполнении дипломных работ
»» Все статьи
Заказать работу
Заявка на оценку стоимости
Это краткая форма заказа. После ее заполнения вы перейдете на полную форму заказа работы