Нетрадиционные техники аппликации как средство развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с ЗПР (Магнитогорский Государственный Технический Университет)
Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 10 детей младшего дошкольного возраста.
Есть приложения.
Введение 3
1 Теоретические основы проблемы … 6
1.1 Особенности детей младшего дошкольного возраста с ЗПР 6
1.2 Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 13
1.3 Использование аппликации из круп в психолого-педагогической работе с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 24
2 Опытно-экспериментальная работа 33
2.1 Цель, задачи, содержание и анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 33
2.2 Реализация занятий для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития………………………...44
2.3 Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов экспериментов 45
Заключение 58
Список использованных источников 60
Приложение А 70
Приложение Б 67
Приложение В 72
Дошкольный возраст - это самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей ребенка, когда кора больших полушарий находится в процессе формирования. Развитие мелкой моторики имеет ключевое значение для работы мыслительных и речевых центров мозга, поэтому важно развивать ее задолго до начала школьного обучения. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста, особенно у тех, у кого есть отклонения в психическом развитии, требует систематического подхода. Исследователи, включая Г.Е. Сухареву и М.С. Певзнера, подчеркивают важность взаимосвязи между развитием мелкой моторики и развитием мозга. Они отмечают, что развитие мелкой моторики необходимо для развития более высоких умственных функций, включая память, внимание, восприятие и эмоциональную сферу [3].
Ученые советуют начинать обучение рук и пальцев ребенка с самых ранних стадий его развития, используя для этого речевые действия. Это подразумевает, что взаимодействие с малышом должно включать не только физические упражнения для развития моторики, но и активное общение, где родители и педагоги смогут обращать внимание на движения рук и пальцев, описывая их, называя предметы или действия, с которыми ребенок взаимодействует [25].
Один из методов развития мелкой моторики - это использование различных видов изобразительной деятельности. Рисование, лепка, аппликация, вырезание и складывание мелких деталей - все эти приемы способствуют развитию мелкой моторики и одновременно стимулируют творческое мышление ребенка. Этот вид деятельности улучшает концентрацию внимания, способствует развитию координации движений (точных движений).
Объект – процесс развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет – использование нетрадиционных техник аппликации, направленное на развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: нетрадиционная техника аппликации будет способствовать развитию мелкой моторики детей при условии:
использования нетрадиционных материалов, которые предполагают выполнение мелких и точных движений кистями и пальцами рук;
развивающая предметно-пространственная среда группы будет дополнена развивающими играми, помогающими детям освоить работу с нетрадиционными материалами, используемыми в аппликации.
Цель – изучение теоретической основы вопроса использования нетрадиционных техник аппликации для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста, разработка и апробация серии конспектов непрерывной образовательной деятельности (НОД) по аппликации, с использованием нетрадиционной техники аппликации, направленной на развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР).
Задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2) разработать, апробировать и доказать эффективность применения непрерывной образовательной деятельности по аппликации с использованием нетрадиционной техники, направленной на развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с ЗПР;
3) составить методические рекомендации педагогам и родителям для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с ЗПР.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, сравнение, синтез, обобщение, классификация, моделирование; эмпирические – диагностирование, наблюдения, беседа.
Методологической основой исследования являются научные труды:
об изучении и коррекции задержки психического развития дошкольников А.Р. Лурия, В.И. Лубовский, В.В. Лебединского, К.С. Лебединской,
М.С. Певзнер, Т.А. Власовой, Л.С. Выготскиого, У.В. Ульенковой,
Г.Е. Сухаревой, И.Ф. Марковской и др.;
о связи мелкой моторики и развитием головного мозга, теории развития мелкой моторки детей дошкольного возраста Г.Е. Сухаревой, М.С. Певзнер,
Т.А. Власовой, К.С. Лебединского, А.Р. Лурия, В.И. Лубовского О.К. Сечкиной, Л.С. Выготского и др.;
о связи применения нетрадиционных техник аппликации и развитием мелкой моторки С.В. Погодиной, Д.Н. Колдиной, Ю.В. Рузановой и др.;
о связи применения развивающих, пальчиковых игр и развитием мелкой моторики Н.Е. Вераксы, Б.П. Никитина и др.;
о формировании и развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста Н.А. Бернштейна, Л.В. Филипповой, А.В. Артемьевой и др.
Теоретическая значимость исследования: на основе анализа научных данных по указанной проблеме обосновано применение нетрадиционных техник аппликаций, направленных на процесс развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с ЗПР.
Практическая значимость: в ходе нашего исследования собран материал для диагностики уровня развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с ЗПР, разработаны занятия и составлены рекомендации педагогам и родителям для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с ЗПР.
Целью нашего исследования являлось изучение теоретической основы вопроса использования нетрадиционных техник аппликации для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста, разработка и апробация серии конспектов непрерывной образовательной деятельности по аппликации, с использованием нетрадиционной техники аппликации, направленной на развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Теоретический анализ литературы, показал, что у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития наблюдается нарушение развития мелкой моторики. Это проявляется в замедленном развитии как общей, так и тонкой моторики. В основном пострадают технические навыки движений и двигательные возможности, присутствуют недостатки в психомоторике. У детей с задержкой психического развития наблюдается слабое формирование технических навыков в различных видах художественной деятельности, таких как лепка, аппликация, конструирование. Хотя у таких детей отсутствуют грубые нарушения двигательной активности, уровень физического и моторного развития значительно ниже по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.
Анализ результатов проведенного констатирующего эксперимента позволил сделать вывод о том, что у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития имеются проблемы с развитием мелкой моторики. В работе определены основные виды деятельности детей дошкольного возраста, эффективные методы и средства развития мелкой моторики; осуществлено обобщение и систематизация образовательного опыта с учетом преемственности; определен образовательный потенциал использования нетрадиционных техник аппликации и рассмотрены их элементы, способствующие развитию мелкой моторики.
В работе рассматриваются основные аспекты развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с отклонениями в психическом развитии. При выявлении причин нарушений моторных функций у детей этой возрастной категории были детально изучены такие концепции, как мелкая моторика, нетрадиционные методики изобразительной деятельности, игры, способствующие развитию, дидактические игры, задержка психического развития и аппликация.
Сравнивая результаты констатирующего и контрольного экспериментов, можно сделать вывод, что для достижения целенаправленного формирования мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития необходимо создание специальных развивающих образовательных условий в системе дошкольного образования. Одним из таких условий является структурированное, регламентированное и специально организованное обучение мелкой моторике, которое позволяет детям развивать свои навыки. Гипотеза исследовательской работы была полностью подтверждена.