Введение
1 Об авторе
2 Наиболее известные постановки
3 Фабула пьесы
4 Цели и задачи работы
5 Границы ВКР
6 Практическая значимость спектакля и его актуальность
Основная часть
7 Главные этапы работы над ролью
8 Действенный разбор пьесы
9 Сквозное действие спектакля
10 Поиск зерна роли и сквозного действия
11 Этюдные пробы
11 Репетиционный поиск наиболее оптимального решение роли, устранение полученных замечаний на предэкзаменационных показах
Заключение
12 Список использованной литературы
Перечень приложений
13 Фотографии сцен из спектакля
14 Афиша спектакля
15 Программка спектакля
О авторе
Александр Николаевич Островский (1823 - 1886) - Выдающийся драматург, его творчество легло в основу современного русского театра. Литературную известность Островскому принесла комедия «Свои люди — сочтёмся!», опубликованная в 1850 году в журнале университетского профессора М. П. Погодина «Москвицтянин». Под текстом значилось: «А. О.» и «Д. Г.». Под вторыми инициалами скрывался Дмитрий Горев-Тарасенков, провинциальный актёр, предложивший Островскому сотрудничество, которое не пошло дальше одной сцены, а в 1856 году дало недоброжелателям Островского повод обвинить его в плагиате. Однако пьеса вызвала одобрительные отклики Н. В. Гоголя, И. А. Гончарова. Влиятельное московское купечество, обиженное за своё сословие, пожаловалось «начальству»; в результате комедия была запрещена к постановке, а автор уволен со службы и отдан под надзор полиции по личному распоряжению Николая I. Надзор был снят после воцарения Александра II, а пьеса допущена к постановке только в 1861 году. Также у него есть популярные пьесы, такие как «Женитьба Бальзаминова» (оригинальное название – «Зачем пойдешь, то и найдешь») (1861) и «Бедность не порок» (1854).
Наиболее известные постановки
Премьера на сцене Александринского театра состоялась 16 января 1861 г., в бенефис известной актрисы Ю. Н. Линской. Роли в спектакле исполняли: Большов – Ф. А. Бурдин, Аграфена Кондратьевна – Н. П. Воронова, Липочка – Е. М. Левкеева (Левкеева 1-я), Подхалюзин – П. В. Васильев (Васильев 2-ой), Устинья Наумовна – Ю. Н. Линская, Рисположенский – П. И. Зубров, Фоминишна – П. К. Громова, Тишка – И. Ф. Горбунов, квартальный – А. А. Волков.На премьере присутствовал Островский, специально приехавший в Петербург. Бурные аплодисменты зрителей и вызовы автора начались уже после второго действия и продолжались в течение всего спектакля.Постановку комедии «Свои люди – сочтёмся!» рецензенты расценили как праздник русского театра.
Премьера на сцене Малого театра в Москве состоялась 31 января 1861 г., в бенефис П. М. Садовского. Роли исполняли: Большов – М. С. Щепкин, Аграфена Кондратьевна – С. П. Акимова (после третьего спектакля - Н. В. Рыкалова), Липочка – В. В. Бороздина (Бороздина 1-я), Подхалюзин – П. М. Садовский, Устинья Наумовна – Е. В. Бороздина (Бороздина 2-я (после третьего спектакля – С. П. Акимова), Рисположенский – В. И. Живокини, Фоминишна – Е. М. Кавалерова, Тишка – М. П. Садовский, квартальный – Н. П. Витнебен.
Спектакль «Свои люди – сочтемся» (1970) в Малом Театре. Режиссер: Антонина Зиновьева, актеры: Роман Филиппов, Галина Скоробогатова, Маргарита Фомина, Юрий Соломин, Александра Щепкина, Аркадий Смирнов, Варвара Обухова, Сергей Еремеев. Бессмертная комедия рассказывает нам о мире, в котором царит обман, и если мошенник бывает наказан, то только потому, что его обманывает еще больший плут...
Во время репетиций актер с самого начала познает персонажа, его жизнь, слова, действия, поступки и пытается подстроить их под себя. Умение произносить на сцене авторский текст целиком связано с умением актера думать и облекать свои мысли словами, данными ему автором. Бороться с механическим произнесением текста и добиваться подлинной мысли на сцене. В «Работе актера над собой» Станиславский писал: «Поверить чужому вымыслу и искренне зажить им -- это, по-вашему, пустяки?» Мы пересоздаем произведения драматургов, мы вскрываем в них то, что скрыто под словами, мы вкладываем в чужой текст свой подтекст, устанавливаем свое отношение к людям и к условиям их жизни; мы пропускаем через себя весь материал, полученный от автора и режиссера; мы вновь перерабатываем его в себе, оживляем и дополняем своим воображением. Мы сродняемся с ним, вживаемся в него психически и физически; мы зарождаем в себе «истину страстей»; мы создаем в конечном результате нашего творчества подлинно продуктивное действие, тесно связанное с сокровенным замыслом пьесы; мы творим живые, типические образы в страстях и чувствах изображаемого лица». Я очень люблю роль Подхалюзина ведь каждый раз я открываю для себя что-то новое в каждой репетиции, на одном из последних предэкзаменационных показах моим режиссёром мне было предложено в сцене с разговором с Большовым быть более настойчивым и при этом искренним, что я и сделал на следующем показе и сцена прошла на ура, что в конце у меня вызвало подлинные чувства радости и я едва сдерживал слезы, что дало мощный ход всем последующим событиям.
1 Александр Николаевич Островский «Свои люди – сочтемся» пьеса
2 Всеволод Иванович Сахаров «Островский А.Н. Жизнь и творческий путь» книга
3 Константин Сергеевич Станиславский «Работа актера над собой» книга
4 «Мастерство актера: техника Чаббак» книга