ЗАЯВЛЕНИЕ О САМОСТОЯТЕЛЬНОМ ХАРАКТЕРЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛОЯЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА КОМПАНИИ 7
1.1 СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ЛОЯЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА 7
1.2 ВИДЫ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛОЯЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА 18
1.3 МЕТОДЫ ОЦЕНКИ И ИЗМЕРЕНИЯ ЛОЯЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА 28
1.4 ПРОГРАММЫ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЛОЯЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА 33
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЛОЯЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЙ КОМПАНИИ ТОО «АЛЕКС И К» 41
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПАНИИ ТОО «АЛЕКС И К» 41
2.2 ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ И ПРОГРАММЫ КОНСАЛТИНГОВОГО ПРОЕКТА ДЛЯ КОМПАНИИ ТОО «АЛЕКС И К» ПО ПОВЫШЕНИЮ ЛОЯЛЬНОСИ ПЕРСОНАЛА 45
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 48
3.1 РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕРВЬЮ С РУКОВОДИТЕЛЕМ КОМПАНИИ, HR-МЕНЕДЖЕРОМ И БУХГАЛТЕРОМ 48
3.2 АНКЕТНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ИЗМЕРЕНИЯ ЛОЯЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ ПО МЕТОДИКЕ Л.Г. ПОЧЕБУТ И О.Е. КОРОЛЕВОЙ, ОСНОВАННОЙ НА ШКАЛЕ ТЕРСТОУНА 52
3.3 ПОЛУСТРУКТУРИРОВАННОЕ ИНТЕРВЬЮ С РЯДОВЫМИ СОТРУДНИКАМИ 56
3.3 ПОЛУСТРУКТУРИРОВАННОЕ ИНТЕРВЬЮ С РАБОТНИКАМИ, ПОКИНУВШИМИ ОРГАНИЗАЦИЮ ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ 57
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЛОЯЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЙ В КОМПАНИИ ТОО «АЛЕКС И К» С ПРИМЕНЕНИЕМ HR- ТЕХНОЛОГИЙ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 76
В современном обществе, характеризующемся быстрыми изменениями и возрастающим стремлением сотрудников к онлайн-деятельности и частному предпринимательству, руководители предприятий и организаций столкнулись с критической необходимостью решения вопросов кадровой политики. Для достижения конкурентных преимуществ и успешных результатов необходимо не просто управлять персоналом, но умело привлекать и удерживать сотрудников. Сформированный профессиональный коллектив, представляющий собой единую команду, способную определять и реализовывать стратегические задачи организации, является ключевым фактором ее развития, особенно в условиях экономических трудностей.
Одним из возможных путей решения проблемы повышения экономической эффективности организации является укрепление лояльности персонала. Общепринятое определение лояльности связывается с чувством преданности и позитивным отношением к объекту или лицу. В контексте организации лояльность означает устойчивое отношение сотрудников к компании и работодателю, проявляющееся в заинтересованности в успешном развитии организации. Наличие лояльного персонала является основой для достижения лидерских позиций в отрасли.
Тема лояльности разрабатывается как российскими, так и зарубежными исследователями. Например, Розабетт Кантер изучал организационную лояльность, Лиман Портер фокусировался на стратегии управления персоналом, которая на прямую влияет на лояльность сотрудников. Дж. Майер и Н. Аллен отмечали в своих работах значимость урегулированных взаимоотношений руководства с подчиненными и как коммуникация влияет на лояльность персонала.
Среди российских авторов следует отметить таких исследователей как К.В. Харский, И.Г. Чумарин, О. Батурина, Л.Г. Почебут, О.Е. Королева, В.А. Чикер, М.И. Магура, М.Б. Курбатова, Е.В. Доценко, Е.В. Сидоренко, Т.Н. Чистякова и Н.В. Моисеенко, Ю.Ю. Милешкина и др.
В.И. Доминяк провел подробное исследование концепции лояльности персонала, выявив основные аспекты и факторы, влияющие на уровень лояльности сотрудников. К.В. Харский разработал практичную типологию лояльности сотрудников, выделив основные критерии, такие как локус контроля и время, и предложив классификацию лояльности по уровням. М.В. Полосухина и Е.Г. Кетова разработали алгоритм управления лояльностью персонала, обозначив основные шаги и методы для эффективного управления этим процессом.
В целом, согласно исследованиям как российских, так и зарубежных авторов, высокий уровень лояльности способствует более продуктивной работе сотрудников, что в свою очередь способствует достижению стратегических целей компании. В то время как низкая лояльность трудового коллектива может замедлить развитие и достижение целей организации, а также увеличить риск потери ценных кадров.
Несмотря на сходство точек зрения на важность формирования и повышения лояльности персонала, среди исследователей существует различие в понимании и объяснении этого феномена. Это свидетельствует о необходимости дальнейшего изучения данной проблемы на практическом и теоретическом уровнях с целью разработки комплексного подхода к ее решению.
Повышение лояльности персонала требует глубокого анализа, ориентированного на поиск подходов к повышению уровня удовлетворенности и преданности сотрудников в современных условиях. Это включает в себя не только теоретический анализ феномена лояльности на основе теорий и методологий, но и практические мероприятия, такие как разработка комплексных программ управления персоналом и использование современных HR-технологий.
Данное исследование выполнено в форме консалтингового проекта. В качестве Заказчика – Вербов Виталий Юрьевич (имя изменено по просьбе руководителя). Руководство сети салонов оптики «ALEX» является заказчиком данного консалтингового проекта, так как столкнулись с проблемой формирования и повышения уровня лояльности персонала в условиях быстроменяющегося мира, а также смены руководства. Данная проблема привела к неэффективности работы сотрудников и, соответственно, к снижению продуктивности бизнеса.
В связи с вышесказанным, целью данного исследования является разработка рекомендаций по повышению уровня лояльности персонала в сети салонов оптики «ALEX».
Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих исследовательских задач:
1) представить характеристику феномена лояльности персонала, видов и форм проявления в организации по литературным источникам;
2) определить факторы, влияющие на формирование и повышение лояльности в организации;
3) изучить основные подходы к реализации программ оценки и управления лояльностью персонала на примере современных организаций;
4) разработать методику и программу консалтингового проекта, направленного на изучение уровня лояльности и разработку рекомендаций по внедрению HR-технологий, способствующих повышению уровня лояльности персонала;
5) провести качественное исследование на основе программы консалтингового проекта на базе сети салонов оптики «ALEX»;
6) разработать практические рекомендации по внедрению HR-технологий, способствующих повышению уровня лояльности персонала.
Соответственно, объектом данного исследования является феномен лояльности персонала организации.
Предмет исследования: использование инструментов консалтинга в оценке и повышении уровня лояльности персонала в организации.
В качестве теоретической и методологической основ изучения данной проблемы является анализ научной литературы по теме лояльности персонала.
Для решения задач практической части исследования были использованы опросные методы, методы обработки и интерпретации данных, анализ регламентирующих документов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
В первой главе была изучена литература о лояльности в целом, о ее видах и проявлениях, о способах измерения лояльности в организации, а также о методах повышения лояльности. Были исследованы работы известных авторов, а именно Д. Мейера и Н. Аллена, К.В. Харского, Л.Г. Почебут и О.Е. Королева, В.И. Доминяк и другие. Которые помогли нам разобраться в природе лояльности персонала, а также в ее видах и проявлениях. Не менее важным в первой части было изучение измерения организационной лояльности. Для нашего исследования мы отобрали методику Л.Г. Почебут и О.Е. Королевой, основанную на шкале Терстоуна, а также методику eNPS. В первой главе, также были рассмотрены программы и методы повышения лояльности, которые в дальнейшем стали основой для разработки рекомендаций.
Во второй главе расписана подробная информация о компании ТОО «Алекс и К», а также описание методики и программы консалтингового проекта по повышению лояльности персонала в условиях изменений. В начале мы подробно изучили текущую ситуацию компании, а также определили цели и ожидания руководителя. Затем, нами была описана методика и программа консалтингового проекта, в основу которой вошли: полуструктурированное интервью с руководителем, HR-менеджером и бухгалтером компании, проведение анкетированных тестирований, указанных выше, полуструктурированное интервью с рядовыми сотрудниками компании, а также с теми сотрудниками, которые покинули компанию по собственному желанию.
В третьей главе нами были проинтерпретированы результаты исследования, а также но основе теоретического материала, глубокого изучения проблем компании и результатов исследований, нами были разработаны рекомендации по повышению лояльности в условиях изменений. Результаты исследований показали, что уровень лояльности персонала снизился после многочисленных изменений в компании. Из этого были определены основные проблемы – потеря контакта руководства с сотрудниками, отсутствие мотивации и вовлеченности у сотрудников, проблемы с системой оплаты труда, материальными и нематериальными поощрениями, трудности во взаимоотношениях в коллективе. На основе результатов исследований, определенных проблем лояльности персонала, а также теоретической литературы, нами были разработаны рекомендации для компании ТОО «Алекс и К». Основной идеей рекомендаций было внедрение HR-технологий в процесс повышения лояльности персонала в период изменений. Результат внедрения рекомендаций должен быть направлен на повышение лояльности персонала в период изменений, также, рекомендации будет легче внедрить в рабочие процессы компании, так как они расписаны поэтапно.
1. Даль В. Толковый словарь. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://slovardalja.net/
2. Ожегов С.И. Толковый словарь. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://slovarozhegova.ru/
3. Брокгауз, Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vehi.net/brokgauz/
4. Апресян Ю. Д. и др. Большой англо-русский словарь: в 2-х т. [Электронный ресурс]. – 4-е изд., испр., с Дополнением. – М.: Рус. яз., 1987. Т.1. – A – M. – 1039 c., Т.2. – N – Z. – 1072 с.
5. Определение трудового договора [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/
6. Трофимова, Е. Л., Бондаренко В. Ю. Проблема приверженности персонала к организации в отечественной и зарубежной литературе // Психология в экономике и управлении. 2013. № 1. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-priverzhennostipersonala-k-organizatsii-v-otechestvennoy-i-zarubezhnoy-literature. – Дата доступа: 10.04.2024.
7. Ковров, А. В. Лояльность персонала. – М.: Бератор, 2004. – 168 с.
8. Почебут, Л. Г., Чикер, В. А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во «Речь», 2000. – 298 с.
9. Харский, К. Благонадежность и лояльность персонала. – СПб.: Питер, 2003. – 496 с.
10. Ковров, А. В. Лояльность персонала. – М.: Бератор, 2004. – 168 с.
11. Ковров, А. Лояльность персонала: что и как изучается в организации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nns.ru/archive/banks/1998/05/25/morning/74.html
12. Джуэлл, Л. Индустриально-организационная психология. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – 720 с.
13. Магура, М. И., Курбатова, М. Б. Современные персонал-технологии. Глава 9. Организационная приверженность. // Управление персоналом. - 2001. – № 6. – С. 45-50.
14. Соловейчик А.В. Лояльность персонала и факторы, характеризующие организацию. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – изд. Рос. пед. Ун-та им. А.И. Герцена, 2010. – «125. – С.93-97
15. Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория в её преемственности и изменении. – М.: Изд-во иностр. лит-ры, 2004. – 325c...77