ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ГОСУДАРТСВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАРКЕТПЛЕЙСОВ 7
1.1. Понятие маркетплейсов 7
1.2. Нормативно-правовая база в сфере регулирования маркетплейсов 14
1.3. Международный опыт регулирования маркетплейсов 22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ БАРЬЕРОВ В РАЗВИТИИ МАРКЕТПЛЕЙСОВ 29
2.1. Рынок маркетплейсов в России 29
2.2. Анализ результатов опроса 39
2.3. Анализ результатов глубинного интервью с предпринимателем на российских маркетплейсах 47
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАРКЕТПЛЕЙСОВ В РОССИИ 53
3.1. Недостатки государственного регулирования маркетплейсов в России 53
3.2. Рекомендации по совершенствованию государственного регулирования деятельности маркетплейсов в России 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
Приложение 1. Результаты опросы предпринимателей 70
Маркетплейс – онлайн платформа для продаж различных товаров или услуг. Маркетплейсы обеспечивают нативную инфраструктуру для взаимодействия между покупателями и продавцами, создавая конкурентный рынок с постоянно растущим количеством рабочих мест. Государственная политика в области маркетплейсов может как помочь развитию и дальнейшему процветанию, так и может ухудшить инфраструктуру, в которой маркетплейсы не смогут развиваться и популяризироваться. Следовательно, роль государства в развитии и непосредственном регулировании маркетплейсов на территории страны существенная.
Актуальность исследовательской работы обусловлена значимостью государства в лице ответственных государственных органов в рациональном регулировании и развитии отечественных маркетплейсов. Качественно разработанные законодательные акты и нормативы в области маркетплейсов позволяют осуществлять эффективный контроль за деятельностью маркетплейсов. И, напротив, отсутствие необходимых нормативных актов и законов противодействует качественному и эффективному развитию отечественных маркетплейсов.
Государственное регулирование маркетплейсов играет важную роль в содействии росту предпринимательства на макроуровне следующим образом:
- путем установления стандартов и правил государство способствует созданию более благоприятной среды для развития бизнеса, обеспечивая равные условия для всех участников рынка;
- регламентируя защиту прав потребителей на законодательном уровне, повышает доверие покупателей к маркетплейсам, стимулируется спрос на товары и услуги, что, в свою очередь, способствует росту бизнеса;
- обеспечивается развитие инноваций, например, путем создания программ или фондов поддержки стартапов и технологических компаний.
Также отдельно стоит отметить тот факт, что государственное регулирование помогает предотвратить монополизацию и ограничение конкуренции, что, в свою очередь, способствует увеличению разнообразия предложений и снижению цен на товары и услуги для потребителей. Какими же способами это достигается?
Во-первых, применение антимонопольного законодательства позволяет запрещать действия, направленные на создание монополии или ограничение конкуренции.
Во-вторых, контрольные и надзорные органы государственной власти вправе требовать от компаний предоставления информации о своей деятельности, что способствует прозрачности и предотвращению злоупотреблений.
В-третьих, правоохранительные органы обязаны защищать права потребителей, например, обеспечивая доступ к информации, контролируя качество товаров и услуг, и борясь с недобросовестной конкуренцией.
Еще одним важным аспектом является стимулирование роста информатизации и компьютерной грамотности среди участников рынка и потребителей, что способствует повышению эффективности и конкурентоспособности бизнеса в цифровую эпоху.
Таким образом, государственное регулирование маркетплейсов не только защищает интересы участников рынка, но и способствует общему экономическому развитию страны.
С учетом вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в настоящее время маркетплейсы выступают важнейшей составляющей результативного развития всей отрасли электронной торговли. Следовательно, рациональное государственное управление в сфере маркетплейсов позволят не только развиваться маркетплейсам, но также улучшить показатели электронной коммерции, что, в свою очередь, положительно повлияет на экономику страны в целом.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию государственного регулирования сферы маркетплейсов в Российской Федерации...
В процессе проведения исследования, были решены поставленные задачи и достигнута цель, так как были выявлены и проанализированы направления дальнейшего развития государственного регулирования и содействия развитию российских маркетплейсов. Перечислим основные результаты.
В ближайшем будущем эксперты прогнозируют дальнейший рост и развитие маркетплейсов по всему миру, поскольку данные форматы покупки/продажи пользуются спросом. Торговые площадки — это онлайн-платформы, которые облегчают отношения между продавцами и покупателями. Разница между маркетплейсами и интернет-магазинами заключается в их размере, как с точки зрения категорий товаров, так и количества продавцов и географического распределения. Объем продаж российских и зарубежных маркетплейсов ежегодно растет, что свидетельствует об увеличении покупательского спроса. Сотрудничать с торговыми площадками могут как предприниматели, так и частные лица. Для торговцев, особенно малых и микропредприятий, работа с торговыми площадками имеет свои преимущества.
Российское законодательство не в полной мере и не совсем адекватно регулирует деятельность маркетплейсов, в связи с чем права продавцов и покупателей остаются незащищенными. Как покупатели из-за недобросовестности продавцов, так и продавцы из-за мошеннических действий покупателей могут понести финансовые и моральные потери. Основными законодательными актами Российской Федерации, регулирующими деятельность в сфере рынков, являются Закон «О защите прав потребителей» и Закон «О защите конкуренции». Иные судебные иски могут быть возбуждены только после наступления таких обстоятельств. Поэтому в российском законодательстве нет специального закона, детально регламентирующего деятельность маркетплейсов.
На примере Китая были рассмотрены действия и программы правительства, направленные на содействие развитию маркетплейсов в стране. Для удобства пользователей, чтобы привлечь на маркетплейсы больше покупателей, правительство принимает меры по повышению безопасности системы онлайн-платежей. На примере Бразилии также были рассмотрены действия правительства по развитию маркетплейсов страны, которые разительно отличаются от китайских программ и мероприятий. Таким образом, по сравнению с Китаем, Бразилия больше ориентирована на развитие отечественной продукции на маркетплейсах. В Бразилии развиваются специальные маркетплейсы для продвижения менее популярных товаров с ферм страны.
Внутренний рынок маркетплейсов России опережают зарубежные рынки по годовому доходу, особенно китайский рынок Aliexpress по темпам роста продаж. С каждым годом все больше новых продавцов регистрируются и сотрудничают с маркетплейсами. Таким образом, рынок «Мегамаркет» стал лидером роста в 2023 году по количеству новых зарегистрированных предпринимателей. По регионам Дагестан стал лидером роста новых предпринимателей, зарегистрированных на рынках. В 2023 году также был подписан закон с антимонопольными ограничениями для крупнейших национальных рынков, основные положения которого открывают предпринимателям новые возможности для лояльного и долгосрочного сотрудничества с рынками. Вместе с этим законом были внесены дополнения в обязанности рынков, которые должны заранее предупреждать и предоставлять открытую и достоверную информацию обо всех существующих штрафах, тарифах и комиссиях для предпринимателей.
Перечислим основные результаты проведенного опроса и глубинного интервью. Среди основных преимуществ сотрудничества с маркетплейсами респонденты выделили экономию финансовых ресурсов, отсутствие необходимости аренды склада, налаженную логистику и наличие нескольких пунктов сбора, облегчающих процесс доставки товара покупателям. Среди основных недостатков и, как следствие, проблем взаимодействия с маркетплейсами со стороны продавцов выделились: высокая конкуренция, непрозрачная система комиссий и штрафов, неоткрытая статистика продвижения на платформе, отсутствие ответственности со стороны. торговой площадки за утрату товара или повреждение внешнего вида товара, а также отсутствие возможности личного общения с потребителями.
Из личного опыта опрошенные предпринимателя упоминают халатное отношение со стороны руководства рынка к предпринимателям, в результате чего предприниматели несут финансовые и репутационные потери. Ирина Б. рекомендует предпринимателям, особенно начинающим, развивать собственные каналы продаж, чтобы они могли быстрее решать возникающие проблемы и создавать собственную клиентскую базу. При этом, по мнению Ирины Б., с финансовой точки зрения выгоднее развивать собственную сеть продаж, поскольку из-за сильной конкуренции на рынках требуются дополнительные финансовые вложения в продвижение, эффективность которого сложно оценить.
В итоге сформулирован вывод, что в государственном регулировании развития российских маркетплейсов сегодня существуют три основные проблемы, которые выражаются в отсутствии специального законодательства о маркетплейсах в РФ и отсутствии государственных программ финансовой поддержки начинающих молодых предпринимателей на маркетплейсах, из-за отсутствия достаточного количества квалифицированных специалистов в сфере информационных технологий. Все эти проблемы, препятствующие качественному развитию маркетплейсов в РФ, могут быть решены путем государственного вмешательства в деятельность маркетплейсов;
Выявленные в исследовании проблемы государственного регулирования в сфере развития рынков могут быть решены за счет реализации следующих рекомендаций: разработать и утвердить закон о регулировании маркетплейсов в России, разработать и реализовать программы финансовой поддержки молодых предпринимателей, начинающих предпринимательскую деятельность на маркетплейсы, развивать совместно с российскими рынками программы подготовки специалистов в области информационных технологий на льготных условиях для студентов.
1. Бухтиярова Т.И., Лысенко Ю.В., Лысенко М.В., Демьянов Д.Г. Площадка маркетплейс как инновационная бизнес-технология // Педагогическая наука и практика. - 2021. - № 2 (32). - С. 102-105
2. Гирич М. Г., Левашенко А. Д., Коваль А. А. От денежных транзакций к неденежным: персональные данные потребителя в электронной коммерции // Финансовый журнал. 2020. № 1. С. 117-130.
3. Дмитриенко Ю. Я. Маркетплейсы сегодня: легкий бизнес или ловушка для новичков / Ю.Я. Дмитриенко // Молодой ученый. - 2023. - № 7 (454). - С. 110-113;
4. Драган М.М. Особенности продажи товаров на маркетплейсах // Вестник науки. 2023. №12 (69). – С. 72-83
5. Коваль А. Г., Ворожун А. Е. Развитие электронной торговли в Китае и Бразилии: особенности и перспективы // Вестник РУДН. Серия: Экономика. 2022. №4. – с. 512-529
6. Козинец Н.В. Правовое регулирование деятельности маркетплейсов: актуальные проблемы // Закон и власть. 2023. №1. – С. 29-31
7. Козляева Е.В., Крылова И.Ю. Интернет-продажи: выбор канала сбыта в современных условиях // ЭВ. 2022. №1 (28). – С. 143-148
8. Назарова У.А., Подгорная Т.Ю. Роль персонального бренда как инструмента развития бизнеса в современной экономике // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика . 2022. №4 (42). – С. 64-68
9. Пряжникова О.Н. Особенности цифровой трансформации экономики Китая // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 9, Востоковедение и африканистика. 2022. № 3. С. 105-112.
10. Табышова А. К. Маркетплейс (онлайн платформа электронной коммерции) как эффективная бизнес-модель торговли в условиях пандемии // Известия ВУЗов Кыргызстана. -2020. - № 5. - С. 113-117
11. Твердохлебова М.Д., Никишкин В.В. Роль маркетплейсов на рынке розничных торговых услуг // Практический маркетинг. 2019. № 6. С. 3 - 8.
12. Хлебович Д. И., Кордина И. В. Решение продавца об участии в специализированном маркетплейсе: опыт качественного исследования факторов влияния // Практический маркетинг. 2023. №2. – С. 21-31
13. Челяпина В., Лизакова Р.А. Особенности продажи товаров на маркетплейсах // Умная цифровая экономика. - 2022. - Т.2, № 3. - С. 12-16
14. Dastidar A.G., Banerjee P. Role of Innovation and E-Commerce in BRICS — An Exploratory Analysis // Global Journal of Enterprise Information System. 2020. 12 (1). P. 62-72.
15. Li M. El comercio entre china y américa latina: Una revisión de la literature // Ibero-América Studies. 2022. 2 (1). 35-47...50