Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФИЛАКТИКА БУЛЛИНГА У ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Работа №145676

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы68
Год сдачи2019
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
36
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме буллинга, процессу его профилактики среди подростков в образовательном учреждении 6
1.1. Возрастные и психолого-педагогические особенности подросткового
возраста 6
1.2. Теоретические подходы к определению буллинга, его содержание и
структура 100
1.3. Процесс профилактики буллинга среди подростков в образовательном
учреждении 16
Глава 2. Практические аспекты профилактики буллинга среди подростков в образовательном учреждении 23
2.1. Диагностика риска возникновения буллинга в муниципальном
автономном общеобразовательном учреждении - Лицей №88 города Екатеринбурга 23
2.2. Сравнительный анализ атмосферы, связанной с риском возникновения
буллинга в МАОУ - Лицей №88 г. Екатеринбурга и МКОУ СОШ №6 суглубленным изучением отдельных предметов города-спутника Екатеринбурга - Среднеуральска 39
2.3. Разработка социального проекта по профилактике буллинга в
подростковой среде в образовательном учреждении 44
Заключение 52
Список источников и литературы 54
Приложения 58


На сегодняшний день насилие и агрессия в отношениях между людьми остаются насущными проблемами российского общества. Данные виды воздействий актуализируются в социуме и обусловлены стремлениями к чрезмерной индивидуализации, ростом конкуренции, социальной напряженностью в повседневности, распространением различных вариантов конфликтного взаимодействия. Перечисленные тенденции характерны и для образовательной среды.
С нарастающей частотой средства массовой информации сообщают широким слоям населения о случаях не просто деструктивных, но и крайне жестоких и чрезвычайных взаимоотношений между учащимися школы . Медиа информируют нас о распространённости конфликтов в подростковой среде, фактах издевательств детей над учителями и одноклассниками. Названные выше формы взаимодействий сигнализируют о существовании негативного явления, которое во всем современном мире называют буллинг.
Первые масштабные исследования по изучению и превенции буллинга были проведены Дэном Олвеусом и его коллегами в 1970г. Учёный описывает буллинг как особый вид насилия, когда один человек (или группа) физически нападает или угрожает другому человеку (группе), последний из которых не может защитить себя ни физически, ни морально 2.
Опираясь на классическое определение, можно заявить, что буллинг представляет собой острый социальный феномен, который отрицательно сказывается на развитии личности жертвы, формировании его Я-концепции, самооценке, а также системе ценностей и стиле взаимодействия подростка со сверстниками.
По данным исследования, проведённым Европейским региональным бюро ВОЗ в 2010 г., 43% российских школьников в возрасте 11 лет подвергались буллингу, в возрасте 13 лет - 39%, в возрасте 15 лет - 25%. По этим показателям Россия занимает 5,6 и 8-е места соответственно по количеству жертв буллинга среди 39 изучаемых развитых стран. В соответствии с исследованием, проведенным В.С. Собкиным и М.М. Смысловой в 2010 г. среди подростков Москвы и Риги, в котором приняло участие 2932 школьника, было выявлено, что 60% обучающихся подвергались буллингу в школьном классе1. Распространение данного явления в школьной среде обуславливает необходимость поиска эффективных форм воспитательной работы2.
Вопрос предупреждения буллинга среди школьников лежит в основах профилактических программ, разработанных зарубежными учеными: Д.Олвеусом, П. Смитом, К. Купером, К.Ригби и другими. В отечественной науке интерес к данной проблематике представлен в научных трудах В.С. Собкина, Д.Н. Соловьева, О.А. Селивановой, М.Г. Нечаевой, А.А. Бочавер и других.
Объект исследования - процесс профилактики буллинга.
Предмет исследования - формы и методы профилактики буллинга у подростков в образовательном учреждении.
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать социальный проект по профилактике буллинга среди подростков в образовательном учреждении.
Задачи исследования:
- описать характерные возрастные и психолого-педагогические особенности подросткового возраста;
- проанализировать содержание понятия «буллинг», обусловить феномен как форму девиации;
- рассмотреть методы профилактики буллинга среди подростков в образовательном учреждении;
- выявить степень распространенности буллинга в лицее №88 г. Екатеринбурга;
- выяснить влияние статуса образовательного учреждения на остроту риска возникновения буллинга;
- разработать социальный проект по профилактике буллинга среди подростков, учащихся в образовательных учреждениях.
В ходе исследования были использованы как теоретические методы - анализ и синтез научной литературы по теме, так и эмпирические - опрос, интервью.
База исследования: муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Лицей №88 г. Екатеринбурга, муниципальное казенное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, каждая из которых включает в себя по 3 параграфа, заключения, списка источников и литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ литературы по проблематике буллинга, позволяет утверждать, что обеспокоенность современных исследователей о распространенности явления не напрасна. Продолжающееся школьное преследование способно нанести непоправимый ущерб судьбам подростков. К сожалению, последствия буллинга носят и трагичный характер: жертвы травли способны к проявлению актов массового террора или же сведению счетов с жизнью.
Буллинг, являясь видом деструктивного конфликтного взаимодействия, способен мгновенно вспыхнуть абсолютно в разных образовательных пространствах. Но процесс его предотвращения, длительность и объем последствий будет зависеть от комплексной профилактической работы.
Феномен буллинга отчасти является следствием проявления различного рода девиаций. Но с другой стороны, случается и то, что буллинг провоцирует процветание общественно опасного поведения. Профилактика девиантного поведения является одним из приоритетных направлений деятельности социальной работы. Своевременная превенция буллинга снизит риск развития девиаций у подростков.
В ходе проведения эмпирического исследования риска возникновения буллинга среди старших и младших подростков в Лицее №88 было выявлено, что опрошенные группы учащихся обладают низким ресурсным потенциалом по профилактике буллинга. Резкое ухудшение микроклимата внутри классных коллективов способно спровоцировать возникновение форм конфликтного взаимодействия.
В свою очередь, данные исследования явились мотивацией к разработке мер по профилактике - созданию социального проекта «Скажи буллингу - НЕТ». Реализация данного проекта в первую очередь поспособствует привлечению внимания к проблематике профилактики буллинга, а главное - повысит уровень предупреждения и предотвращения проявлений феномена.
Безусловно, человек не достоин того, чтобы его честь и достоинство были подвержены осквернению и насилию, и неоспорим факт того, что климат, установленный при реализации учебного процесса должен быть безопасен для всех его участников .
Создание необходимых условий, способствующих воцарению благоприятной атмосферы в образовательном учреждении, - комплексная работа специалистов социальной и образовательной сферы.
Претворение в жизнь проектов по профилактике и превенции деструктивных взаимоотношений в образовательной среде нуждается в федеральной, региональной и местной поддержке органов исполнительной власти. Также, закрепление запрета буллинга в нормативно-правовых актах Российской Федерации станет эффективным инструментом профилактической деятельности.
В ходе написания бакалаврской работы все поставленные задачи были успешно выполнены.



1. Аверьянов А.И.Буллинг как вызов современной школе // СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ SWORLD. 2013. № 1. С. 45-50.
2. Болдина М.А., Никонов Ю.С. Профилактика как ведущая технология социальной работы с подростками, склонными к девиантному поведению // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2016. Т. 15, №2. С. 99-103.
3. Бочавер А.А., Кузнецова В.Б., Бианки Е.М., Дмитриевский П.В., Завалишина М.А., Капорская Н.А., Хломов К.Д. Опросник риска буллинга (ОРБ) // Вопросы психологии. 2015. №5. С. 146-157.
4. Ведерникова Е.А. Буллинг у младших подростков и его
профилактика в школе URL:
https://elibrary.ru/download/elibrary 28782126 54637124.pdf(дата обращения 03.06.2019).
5. Войчук М. Возрастные особенности развития. Понятие о кризисах и
стабильных периодах. Их особенности. URL: https://alpha-
parenting.ru/2013/09/12/vozrastnyie-osobennosti-razvitiya-ponyatie-o-krizisah-i-stabilnyih-periodah-ih-osobennosti/(дата обращения 05.06.2019).
6. Всемирная организация здравоохранения, Европейское региональное
бюро. Буллинг (издевательства, травля) среди подростков в Российской Федерации. URL:
http://www. euro.who.int/ data/assets/pdf file/0007/325519/HSBC-F act-Sheet-Bullying-among-adolescents-in-the-Russian-Federation-ru.pdf(дата обращения 02.06.2019).
7. Голованова Н.А. Проблемы борьбы с буллингом. Законодательное решение // Журнал российского права. 2018. №8. С. 113-123.
8. Гурылева Л.В., Белозерова Л.А., Семенова И.А. К проблеме исследования образа тела у современных подростков // Современные исследования социальных проблем. 2016. №3-2 (59). С. 242-248.
9. Касаткина Н.Э., Брыксина Е.С. Возрастные особенности подросткового возраста и методы организации образовательного процесса // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. №3. С 75-78.
10. Клейберг Ю.А. Девиантное поведение: синтагма, онтология, эпистемология // Общество и право. 2015. №1. С. 262-269.
11. Конституция РФ от 12.12.1993 (в ред. от 21.07.2014). Ст. 21. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28399/e7fbd40d5c89c3066eab2473bcaac30880b58eb3/(дата обращения 10.06.2019).
12. Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 год, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2017 г. № 520-р. URL:http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 214734/(дата обращения 16.05.2019).
13. Лященко К.В. Работа социального педагога по профилактике школьного буллинга // Таврический научный обозреватель. 2016. №2 (7). С. 201-205.
14. Макарова Ю.Л. Теоретические подходы к определению буллинга // Научный форум: Педагогика и психология: сборник статей по материалам X междунар. науч.-практ. конф. URL: https://nauchforum.ru/conf/psy/x/25088(дата обращения 26.05.2019).
15. Мамедова А.Г. Профилактика жестокого обращения среди подростков. Буллинг. // URL:https://docplayer.ru/45990453-Profilaktika-zhestokogo-obrashcheniya-sredi-podrostkov-bulling.html(дата обращения 20.05.2019).
16. Маракушина И.Г., Буторина А.Н., Кузнецова О.Е. Возрастной подход к анализу психолого-педагогических проблем современного младшего подростка // Человек и образование. 2014. №2. С. 152-156.
17. Мигунова А.В. Возможности социальной работы в решении школьных проблем // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 4 (32). С. 62-67.
18. Миронов Д.Д. Сущность понятия девиантное поведение подростков // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. №10. С. 70-73.
19. Неволина В.В. Психолого-педагогические условия саморазвития личности в юношеском возрасте // Казанский педагогический журнал. 2015. №2. С.167-171.
20. Неустроева О.В. Психологическая характеристика подросткового возраста в концепциях Д.Б. Эльконина и Д.И. Фельдштейна // European research. 2015. №6 (7). С. 69-73.
21. Официальный сайт МАОУ - Лицея №88.URL: йИр://лицей88.екатеринбург.рф/си81:от/100(дата обращения 30.05.2019).
22. Официальный сайт МКОУ СОШ №6 с углубленным изучением отдельных предметов.URL:https://6sdu.uralschool.ru/?section id=5(дата обращения 30.05.2019).
23. Поливанова К.Н., Смирнов И.Б. Что в профиле тебе моем: данные «ВКонтакте» как инструмент изучения интересов современных подростков // Вопросы образования. 2017. №2. С. 134-151.
24. Смирнягина М.М. Возрастные границы и психологическое содержание стабильного периода подросткового возраста // Вестник ЮУрГУ. 2009. №5. С. 56-61.
25. Собкин В. С., Смыслова М. М. Буллинг в стенах школы: влияние социокультурного контекста (по материалам кросскультурного исследования) // Социальная психология и общество. 2014. № 2. С. 71-86.
26. Соловьёв Д.Н. Использование потенциала первичного коллектива в профилактике буллинга среди школьников подросткового возраста: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Тюм. гос. ун-т. Тюмень, 2015. С 24.
27. Соловьёв Д.Н. Модель профилактики буллинга среди школьников
подросткового возраста // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2014. № 3. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_22285304_62543160.pdf(дата
обращения 19.04.2019).
28. Соловьёв Д.Н Способы командообразования в предупреждении буллинга в подростковом возрасте // Гуманитарные исследования. 2014. №1. С. 94-97.
29. Трофименко Г.С. Некоторые особенности личностной идентичности современных подростков // Педагогическое образование в России. 2013. №3. С. 135-141.
30. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 01.05.2019). Ст. 3. URL: http://www.consultant.ru/document/Cons doc LAW 140174/15956ae575273a483e753fc119fb41fc4c37f846/(дата обращения 25.05.2019).
31. Хапачева С.МФормирование мотивации учения в период адаптации подростков ко второй ступени обучения // Концепт. 2014. №4 (апрель). С. 1-8.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ