ПРОФИЛАКТИКА БУЛЛИНГА У ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме буллинга, процессу его профилактики среди подростков в образовательном учреждении 6
1.1. Возрастные и психолого-педагогические особенности подросткового
возраста 6
1.2. Теоретические подходы к определению буллинга, его содержание и
структура 100
1.3. Процесс профилактики буллинга среди подростков в образовательном
учреждении 16
Глава 2. Практические аспекты профилактики буллинга среди подростков в образовательном учреждении 23
2.1. Диагностика риска возникновения буллинга в муниципальном
автономном общеобразовательном учреждении - Лицей №88 города Екатеринбурга 23
2.2. Сравнительный анализ атмосферы, связанной с риском возникновения
буллинга в МАОУ - Лицей №88 г. Екатеринбурга и МКОУ СОШ №6 суглубленным изучением отдельных предметов города-спутника Екатеринбурга - Среднеуральска 39
2.3. Разработка социального проекта по профилактике буллинга в
подростковой среде в образовательном учреждении 44
Заключение 52
Список источников и литературы 54
Приложения 58
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме буллинга, процессу его профилактики среди подростков в образовательном учреждении 6
1.1. Возрастные и психолого-педагогические особенности подросткового
возраста 6
1.2. Теоретические подходы к определению буллинга, его содержание и
структура 100
1.3. Процесс профилактики буллинга среди подростков в образовательном
учреждении 16
Глава 2. Практические аспекты профилактики буллинга среди подростков в образовательном учреждении 23
2.1. Диагностика риска возникновения буллинга в муниципальном
автономном общеобразовательном учреждении - Лицей №88 города Екатеринбурга 23
2.2. Сравнительный анализ атмосферы, связанной с риском возникновения
буллинга в МАОУ - Лицей №88 г. Екатеринбурга и МКОУ СОШ №6 суглубленным изучением отдельных предметов города-спутника Екатеринбурга - Среднеуральска 39
2.3. Разработка социального проекта по профилактике буллинга в
подростковой среде в образовательном учреждении 44
Заключение 52
Список источников и литературы 54
Приложения 58
На сегодняшний день насилие и агрессия в отношениях между людьми остаются насущными проблемами российского общества. Данные виды воздействий актуализируются в социуме и обусловлены стремлениями к чрезмерной индивидуализации, ростом конкуренции, социальной напряженностью в повседневности, распространением различных вариантов конфликтного взаимодействия. Перечисленные тенденции характерны и для образовательной среды.
С нарастающей частотой средства массовой информации сообщают широким слоям населения о случаях не просто деструктивных, но и крайне жестоких и чрезвычайных взаимоотношений между учащимися школы . Медиа информируют нас о распространённости конфликтов в подростковой среде, фактах издевательств детей над учителями и одноклассниками. Названные выше формы взаимодействий сигнализируют о существовании негативного явления, которое во всем современном мире называют буллинг.
Первые масштабные исследования по изучению и превенции буллинга были проведены Дэном Олвеусом и его коллегами в 1970г. Учёный описывает буллинг как особый вид насилия, когда один человек (или группа) физически нападает или угрожает другому человеку (группе), последний из которых не может защитить себя ни физически, ни морально 2.
Опираясь на классическое определение, можно заявить, что буллинг представляет собой острый социальный феномен, который отрицательно сказывается на развитии личности жертвы, формировании его Я-концепции, самооценке, а также системе ценностей и стиле взаимодействия подростка со сверстниками.
По данным исследования, проведённым Европейским региональным бюро ВОЗ в 2010 г., 43% российских школьников в возрасте 11 лет подвергались буллингу, в возрасте 13 лет - 39%, в возрасте 15 лет - 25%. По этим показателям Россия занимает 5,6 и 8-е места соответственно по количеству жертв буллинга среди 39 изучаемых развитых стран. В соответствии с исследованием, проведенным В.С. Собкиным и М.М. Смысловой в 2010 г. среди подростков Москвы и Риги, в котором приняло участие 2932 школьника, было выявлено, что 60% обучающихся подвергались буллингу в школьном классе1. Распространение данного явления в школьной среде обуславливает необходимость поиска эффективных форм воспитательной работы2.
Вопрос предупреждения буллинга среди школьников лежит в основах профилактических программ, разработанных зарубежными учеными: Д.Олвеусом, П. Смитом, К. Купером, К.Ригби и другими. В отечественной науке интерес к данной проблематике представлен в научных трудах В.С. Собкина, Д.Н. Соловьева, О.А. Селивановой, М.Г. Нечаевой, А.А. Бочавер и других.
Объект исследования - процесс профилактики буллинга.
Предмет исследования - формы и методы профилактики буллинга у подростков в образовательном учреждении.
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать социальный проект по профилактике буллинга среди подростков в образовательном учреждении.
Задачи исследования:
- описать характерные возрастные и психолого-педагогические особенности подросткового возраста;
- проанализировать содержание понятия «буллинг», обусловить феномен как форму девиации;
- рассмотреть методы профилактики буллинга среди подростков в образовательном учреждении;
- выявить степень распространенности буллинга в лицее №88 г. Екатеринбурга;
- выяснить влияние статуса образовательного учреждения на остроту риска возникновения буллинга;
- разработать социальный проект по профилактике буллинга среди подростков, учащихся в образовательных учреждениях.
В ходе исследования были использованы как теоретические методы - анализ и синтез научной литературы по теме, так и эмпирические - опрос, интервью.
База исследования: муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Лицей №88 г. Екатеринбурга, муниципальное казенное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, каждая из которых включает в себя по 3 параграфа, заключения, списка источников и литературы, приложений.
С нарастающей частотой средства массовой информации сообщают широким слоям населения о случаях не просто деструктивных, но и крайне жестоких и чрезвычайных взаимоотношений между учащимися школы . Медиа информируют нас о распространённости конфликтов в подростковой среде, фактах издевательств детей над учителями и одноклассниками. Названные выше формы взаимодействий сигнализируют о существовании негативного явления, которое во всем современном мире называют буллинг.
Первые масштабные исследования по изучению и превенции буллинга были проведены Дэном Олвеусом и его коллегами в 1970г. Учёный описывает буллинг как особый вид насилия, когда один человек (или группа) физически нападает или угрожает другому человеку (группе), последний из которых не может защитить себя ни физически, ни морально 2.
Опираясь на классическое определение, можно заявить, что буллинг представляет собой острый социальный феномен, который отрицательно сказывается на развитии личности жертвы, формировании его Я-концепции, самооценке, а также системе ценностей и стиле взаимодействия подростка со сверстниками.
По данным исследования, проведённым Европейским региональным бюро ВОЗ в 2010 г., 43% российских школьников в возрасте 11 лет подвергались буллингу, в возрасте 13 лет - 39%, в возрасте 15 лет - 25%. По этим показателям Россия занимает 5,6 и 8-е места соответственно по количеству жертв буллинга среди 39 изучаемых развитых стран. В соответствии с исследованием, проведенным В.С. Собкиным и М.М. Смысловой в 2010 г. среди подростков Москвы и Риги, в котором приняло участие 2932 школьника, было выявлено, что 60% обучающихся подвергались буллингу в школьном классе1. Распространение данного явления в школьной среде обуславливает необходимость поиска эффективных форм воспитательной работы2.
Вопрос предупреждения буллинга среди школьников лежит в основах профилактических программ, разработанных зарубежными учеными: Д.Олвеусом, П. Смитом, К. Купером, К.Ригби и другими. В отечественной науке интерес к данной проблематике представлен в научных трудах В.С. Собкина, Д.Н. Соловьева, О.А. Селивановой, М.Г. Нечаевой, А.А. Бочавер и других.
Объект исследования - процесс профилактики буллинга.
Предмет исследования - формы и методы профилактики буллинга у подростков в образовательном учреждении.
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать социальный проект по профилактике буллинга среди подростков в образовательном учреждении.
Задачи исследования:
- описать характерные возрастные и психолого-педагогические особенности подросткового возраста;
- проанализировать содержание понятия «буллинг», обусловить феномен как форму девиации;
- рассмотреть методы профилактики буллинга среди подростков в образовательном учреждении;
- выявить степень распространенности буллинга в лицее №88 г. Екатеринбурга;
- выяснить влияние статуса образовательного учреждения на остроту риска возникновения буллинга;
- разработать социальный проект по профилактике буллинга среди подростков, учащихся в образовательных учреждениях.
В ходе исследования были использованы как теоретические методы - анализ и синтез научной литературы по теме, так и эмпирические - опрос, интервью.
База исследования: муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Лицей №88 г. Екатеринбурга, муниципальное казенное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, каждая из которых включает в себя по 3 параграфа, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Анализ литературы по проблематике буллинга, позволяет утверждать, что обеспокоенность современных исследователей о распространенности явления не напрасна. Продолжающееся школьное преследование способно нанести непоправимый ущерб судьбам подростков. К сожалению, последствия буллинга носят и трагичный характер: жертвы травли способны к проявлению актов массового террора или же сведению счетов с жизнью.
Буллинг, являясь видом деструктивного конфликтного взаимодействия, способен мгновенно вспыхнуть абсолютно в разных образовательных пространствах. Но процесс его предотвращения, длительность и объем последствий будет зависеть от комплексной профилактической работы.
Феномен буллинга отчасти является следствием проявления различного рода девиаций. Но с другой стороны, случается и то, что буллинг провоцирует процветание общественно опасного поведения. Профилактика девиантного поведения является одним из приоритетных направлений деятельности социальной работы. Своевременная превенция буллинга снизит риск развития девиаций у подростков.
В ходе проведения эмпирического исследования риска возникновения буллинга среди старших и младших подростков в Лицее №88 было выявлено, что опрошенные группы учащихся обладают низким ресурсным потенциалом по профилактике буллинга. Резкое ухудшение микроклимата внутри классных коллективов способно спровоцировать возникновение форм конфликтного взаимодействия.
В свою очередь, данные исследования явились мотивацией к разработке мер по профилактике - созданию социального проекта «Скажи буллингу - НЕТ». Реализация данного проекта в первую очередь поспособствует привлечению внимания к проблематике профилактики буллинга, а главное - повысит уровень предупреждения и предотвращения проявлений феномена.
Безусловно, человек не достоин того, чтобы его честь и достоинство были подвержены осквернению и насилию, и неоспорим факт того, что климат, установленный при реализации учебного процесса должен быть безопасен для всех его участников .
Создание необходимых условий, способствующих воцарению благоприятной атмосферы в образовательном учреждении, - комплексная работа специалистов социальной и образовательной сферы.
Претворение в жизнь проектов по профилактике и превенции деструктивных взаимоотношений в образовательной среде нуждается в федеральной, региональной и местной поддержке органов исполнительной власти. Также, закрепление запрета буллинга в нормативно-правовых актах Российской Федерации станет эффективным инструментом профилактической деятельности.
В ходе написания бакалаврской работы все поставленные задачи были успешно выполнены.
Буллинг, являясь видом деструктивного конфликтного взаимодействия, способен мгновенно вспыхнуть абсолютно в разных образовательных пространствах. Но процесс его предотвращения, длительность и объем последствий будет зависеть от комплексной профилактической работы.
Феномен буллинга отчасти является следствием проявления различного рода девиаций. Но с другой стороны, случается и то, что буллинг провоцирует процветание общественно опасного поведения. Профилактика девиантного поведения является одним из приоритетных направлений деятельности социальной работы. Своевременная превенция буллинга снизит риск развития девиаций у подростков.
В ходе проведения эмпирического исследования риска возникновения буллинга среди старших и младших подростков в Лицее №88 было выявлено, что опрошенные группы учащихся обладают низким ресурсным потенциалом по профилактике буллинга. Резкое ухудшение микроклимата внутри классных коллективов способно спровоцировать возникновение форм конфликтного взаимодействия.
В свою очередь, данные исследования явились мотивацией к разработке мер по профилактике - созданию социального проекта «Скажи буллингу - НЕТ». Реализация данного проекта в первую очередь поспособствует привлечению внимания к проблематике профилактики буллинга, а главное - повысит уровень предупреждения и предотвращения проявлений феномена.
Безусловно, человек не достоин того, чтобы его честь и достоинство были подвержены осквернению и насилию, и неоспорим факт того, что климат, установленный при реализации учебного процесса должен быть безопасен для всех его участников .
Создание необходимых условий, способствующих воцарению благоприятной атмосферы в образовательном учреждении, - комплексная работа специалистов социальной и образовательной сферы.
Претворение в жизнь проектов по профилактике и превенции деструктивных взаимоотношений в образовательной среде нуждается в федеральной, региональной и местной поддержке органов исполнительной власти. Также, закрепление запрета буллинга в нормативно-правовых актах Российской Федерации станет эффективным инструментом профилактической деятельности.
В ходе написания бакалаврской работы все поставленные задачи были успешно выполнены.
Подобные работы
- Профилактика буллинга среди подростков (Государственный социально-гуманитарный университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2024 - ПРОФИЛАКТИКА БУЛЛИНГА СРЕДИ ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - ПРОФИЛАКТИКА БУЛЛИНГА В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - Профилактика буллинга в подростковой среде (на примере МБОУ «Бурлинская СОШ»)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2022 - Профилактика безопасного поведения аутоагрессивных подростков в образовательной среде (Нижневартовский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - Профилактика буллинга в образовательной среде
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Социально- педагогическая деятельность по профилактике буллинга у младших подростков (Российский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - Особенности проявления буллинга среди старших подростков в школе
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



