Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты адаптации детей-сирот 6
1.1. Адаптация: понятие и виды 6
1.2. Специфика адаптации выпускников детских домов 13
Глава 2. Исследование проблем адаптации выпускников ГАУ «ЦСПСиД «Каравелла» Верх-Исетского района города Екатеринбурга 30
2.1. Эмпирическое исследование по проблемам адаптации выпускников
ГАУ «ЦСПСиД «Каравелла» Верх-Исетского района города Екатеринбурга 30
2.2. Программа по адаптации выпускников ГАУ «ЦСПСиД «Каравелла»
Верх-Исетского района города Екатеринбурга 48
Заключение 55
Список источников и литературы 58
Приложения
Актуальность работы обусловлена тем, что в настоящее время, когда идут масштабные и быстрые процессы социально-экономических и политических изменений в обществе, особенно трудно приходится детям- сиротам с их не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей.
На фоне продолжающегося сокращения общей численности населения России и уменьшения рождаемости, воспитание и адаптация детей-сирот вызывает особую тревогу. В значительной степени эти негативные процессы связаны с ослаблением роли семьи, снижением ответственности родителей за воспитание и образование детей, обусловлены тяжелым материальным положением, неблагоприятной социально-психологической ситуацией, зачастую жестокостью и агрессивностью во внутрисемейных отношениях.
Адаптация детей-сирот является острейшей проблемой современного общества. Эта проблема существовала всегда, ввиду постоянного роста правонарушений и преступлений среди выпускников детских домов.
Сложившаяся ситуация позволяет говорить о необходимости реализации мер по повышению эффективности адаптация детей-сирот, в том числе с привлечением специалистов других учреждений, создания условий для активного вовлечения выпускников в социальную жизнь, предупреждения потери интереса к учебе, работе по выявлению нуждающихся в особом педагогическом внимании и контроле, индивидуальной работе с ними и его семьей.
В ситуации социально-экономической неустроенности значительной части детей-сирот, семейного неблагополучия, разрушения духовных ценностей, усилившейся агрессивности социальной среды все более остро встает вопрос о совершенствовании процессов адаптации детей-сирот.
Происходящее на фоне экономической стабилизации снижение количества выявленных в течение последних пяти лет детей-сирот свидетельствует о наметившейся позитивной тенденции и позволяет перестраивать работу соответствующих социально-реабилитационных центров с режима экстренной социальной помощи выпускникам детских домов в режим системной профилактики социального неблагополучия. В то же время система адаптации детей-сирот пока находится в процессе становления и демонстрирует негибкость в вопросах ориентации выпускников детских домов на нормальную социальную жизнь.
Актуальность совершенствования процессов адаптации детей-сирот обусловлена тем, что, если ребенок в результате такой работы, переходит из группы риска в другую, более благополучную категорию, и ситуация перестает быть опасной, снижается острота кризиса в его жизни после детского дома - значит у выпускников появляется возможность вырасти, успешно социализироваться и создать собственные благополучные семьи.
Теоретическим обоснованием данного исследования стали работы многих ученых и авторов, которые посвящены проблемам адаптации детей- сирот. Это Балабанов И. Т., Блонский П. П., Васильев Н. М., Воробьева С. В. Глозман Ж. М., Гуслова М. Н., Прихожан А.М., Толстых Н.Н, Макаренко С.А. и другие.
Однако, несмотря на наличие многочисленных научных трудов, степень разработанности данной проблемы требует дальнейших исследований, так как специалистам в настоящее время необходимы новые, соответствующие требованиям времени методы работы по совершенствованию процессов адаптации детей-сирот.
Объект исследования: адаптация детей-сирот как социальная проблема.
Предмет исследования: проблемы адаптации выпускников детских домов.
Цель исследования: выявить проблемы адаптации выпускников ГАУ «ЦСПСиД «Каравелла» Верх-Исетского района города Екатеринбурга.
Задачи исследования:
-рассмотреть понятие и виды адаптации;
-определить специфику адаптации выпускников детских домов;
-проанализировать результаты анкетирования выпускников детских домов и результаты опроса экспертов;
-разработать программу по решению проблем адаптации выпускников детских домов.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез) и эмпирические (наблюдение, сравнение, беседа, анкетирование, экспертный опрос).
База исследования: ГАУ «ЦСПСиД «Каравелла» Верх-Исетского района города Екатеринбурга.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Социальная адаптация - это процесс, в результате которого личность или социальная группа приспосабливается к постоянно изменяющейся социальной среде. Иными словами, это приспособление человека к социальной группе или обществу, в котором он живёт или будет жить.
Особенности адаптации выпускников детских домов обусловлены условиями их содержания и развития.
В жизни детей в детских домах не очень много возможностей пробовать что-либо и добиваться успеха; очень немного индивидуального внимания и поддержки, немного доверия и возможности делать что-то осмысленное вместе с другими людьми; зато довольно много принуждения. Кроме всего прочего, у ребенка, который растет в детском доме, не очень хорошие возможности для получения образования, и, следовательно, небольшие возможности для профессионального выбора. Все это и многое другое может негативно влиять на успешность человека на рынке труда, и его мотивацию работать.
Таким образом, формируются следующие особенности психологического развития:
Во-первых, дети, живущие в сиротских учреждениях, испытывают огромный дефицит общения и стимуляции, поэтому у них развивается целый спектр проблем. Во-вторых, семья необходима не только для выживания, но и для нормального развития детей. В-третьих, проблемы, связанные с отлучением от семьи, возникают очень быстро, являются очень глубокими, с возрастом прогрессируют, а в некоторых случаях остаются на долгие годы. В-четвертых, эти проблемы наблюдаются в важных областях развития ребенка: социальное общение, психическое здоровье, поведение, способность регулировать эмоции. В-пятых, отставание в развитии и дефициты, возникающие у детей, проживающих в интернатах, происходят из-за нарушений в развитии мозга. Для правильного формирования связей мозгу необходима стимуляция; ее отсутствие приводит к недоразвитию нервных связей и неправильному замыканию нейронных цепей.
Исходя из выше изложенного, адаптация в общество детей-сирот должна включать:
- воздействие общества и социальной среды на личность ребенка- сироты;
- активное участие в этом процессе самого ребенка;
- совершенствование общества, системы социальных отношений, которая в силу определенной жестокости требований к своим субъектам оказывается недоступной для детей-сирот.
Для успешной педагогической адаптации необходимо соблюдение важных условий:
- учета возможностей детей;
- помощь и взаимодействие всех служб, участвующих в социализации и адаптации детей;
- целенаправленный процесс передачи обществом социального опыта с учетом особенностей и потребностей детей-сирот при активном их участии и обеспечении адекватных для этого условий.
В соответствии с целью выявления проблем адаптации выпускников детского дома был проведен опрос методом анкетирования выпускников ГАУ «ЦСПСиД «Каравелла» Верх-Исетского района города Екатеринбурга.
По результатам опроса можно сделать вывод, что большинство выпускников испытывают потребность в профессиональной помощи в период адаптации к самостоятельной жизни, нуждаются в помощи в трудоустройстве и в постоянном кураторском сопровождении. А так же выпускники быстро устают от общества, и не могут в нем долго находится, так как чувствуют дискомфорт.
Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что помощь выпускникам детских домов необходима. Она должна быть профессиональной и соответствовать их потребностям.
Был проведен опрос экспертов, которые сошлись во мнении в том, что выпускникам нужна помощь, необходим наставник, который будет помогать выпускникам в период адаптации, а так же специальная программа, подготавливающая выпускников к самостоятельной жизни. Из этого следует, что необходимо разработать меры, которые возможно реализовать в настоящих условиях и в которых нуждаются выпускники. И нами была разработана программа подготовки выпускников детских домов и лиц, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни.
Таким образом, достигнута цель работы - выявлены проблемы адаптации выпускников ГАУ «ЦСПСиД «Каравелла» Верх-Исетского района города Екатеринбурга и разработана программа подготовки выпускников к самостоятельной жизни.
1. Астаменко И. Т. Социальная работа: Учеб. Пособие. М.:
Финансы и статистика, 2017. 512 с.
2. Афанасова Е. Детская беспризорность в Восточной Сибири в 1920-1930-х гг. М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2017. 284 c.
3. Балабанов И. Т. Социальная работа: Учеб. Пособие. М.: Финансы и статистика, 2017. 512 с.
4. Блонский П. П. Борьба с беспризорностью. М.: Медиа, 2016. 291 c.
5. Воробьева С. В. Социальная педагогика. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Учеб. пособие для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2016. 254 c.
6. Всё о социальной защите населения- Электронный ресурс- URL: http://paralife.narod.ru/socialnaya-zashhita.htm(дата обращения: 22.04.2018).
7. Глозман Ж. М.Нейропсихология детского возраста. М.: Академия, 2018.
8. Гуслова М. Н. Организация и содержание социальной работы с населением. М.: Academia, 2018. 256 c.
9. ГБУ СОН СО «СРЦН города Нижняя Салда»- Электронный ресур - URL: www.list-org.com/company/3269607(дата обращения: 22.04.2018).
10. Дроздов А. Ф. Беспризорный князь. М.: Издательство «Эксмо, 2018. 142 c.
11. Зайцев Д. В. Организация, управление и администрирование в социальной работе. М.: Дашков и Ко, Наука-Спектр, 2018. 264 c.
12. Залеский В. Ф. Попечение о беспризорных и покинутых детях. Москва: РГГУ, 2015. 254 c.
13. Зарецкий А. Д. Менеджмент социальной работы. М.: ИЛ, 2016. 488 c.
14. Земляков Д. Н., Макашев М. О. Социальная защита: Учеб.
пособие для вузов. М.: ЮНИТИ, 2017. 142 с.
15. Ильченко О. Г. Социологический анализ безнадзорности несовершеннолетних: моногр. М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2017. 108 c.
16. Клушина Н. П. Организация практики студентов по социальной работе / Под ред. Н.П. Клушина, В.С. Ткаченко. М.: Владос, 2015. 128 c.
17. Колечицкий В. Д. Нюансы. Анализ беспризорных мыслей. М.: Зебра Е, 2015. 165 c.
18. Комарова Е. И. Организация, управление и администрирование в социальной работе / Под редакцией Е. И. Холостовой, Е. И. Комарова, О. Г. Прохоровой. М.: Юрайт, 2015. 432 c.
19. Комарова Е. И. Менеджмент социальной работы. М.: Книга по Требованию, 2015. 288 c.
20. Котляров И. Д. Социальная работа // Мировая экономика и международные отношения. 2018. № 6. С. 65-72.
21. Кузьмин К. В. История социальной работы / Под ред.
К. В. Кузьмин, Б. А. Сутырин. Москва: Огни, 2015. 480 c.
22. Куканова Е. В. Введение в специальность. Социальная работа / Под ред. Е. В. Куканова, П. Д. Павленок, А. Б. Шаповалов. М.: Инфра-М, Форум, 2018. 128 c.
23. Мазниченко М. А. Социальная педагогика. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академическогобакалавриата . М.: Юрайт, 2016. 181 c.
24. Маслова О. Л. Ликвидация детской беспризорности в Советской России в 1920-е годы. М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2017. 168 c.
25. Медведева Г. П. Деонтология социальной работы. М.: Академия,
2017. 224 c.
26. Медведева Г. П. Профессионально-этические основы социальной работы. М.: Академия, 2015. 272 с.
27. Мокшанцев Р. И. Конфликтология в социальной работе. Москва: Гостехиздат, 2018. 320 с.
28. Мхитарян А. К. Социальная защита: мировой опыт и его
внедрение в России: [Электронный ресурс]. URL:
http://www.rae.ru/forum2018/pdf/article824.pdf(дата обращения: 22.04.2018).
29. О государственной социальной помощи - Электронный ресурс- федер. закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 01.07.2017). Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
30. Основы социальной работы. М.: Academia, 2017. 288 c.
31. Основы социальной работы. М.: РИОР, 2015. 160 c.
32. Павленок П. Д. Методология и теория социальной работы. М.: ИНФРА-М, 2017. 272 c.
33. Петровская Ю. А.Профилактика детской безнадзорности: моногр. М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2016. 200 c.
34. Платонова Н. М. Введение в теорию социальной работы. М.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2016. 188 c.
35. Покровская О. Д. Безнадзорные подростки. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. 108 c.
36. Попова В. И. Региональные аспекты безнадзорности
несовершеннолетних. Социально-экономический подход. Москва: Высшая школа, 2015. 145 c.
37. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства, 2-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 400 с.
38. Прялухина А. Н. Подростковая безнадзорность. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. 156 c.
39. Рассел Д. Детская беспризорность. М.: VSD, 2018. - 152 c.
40. Сафронова В. М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе. М.: Академия, 2017. 240 с.
41. Сиротство и беспризорность в России. История и современность. М.: Лики России, 2016. 289 с.
42. Словарь терминов по социальной эффективности -Электронный ресурс- URL: http://www.pandia.ru/text/77/367/18141.php(дата обращения: 22.04.2018).
43. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред.
Е. И. Холостовой. М.: Юрист, 2018 год. 424 с.
44. Соболева И. А. Скрытые формы безработицы в России. М.: ИЭ РАН, 2015. 96 с.
45. Солдатова Н. В. Социальная защита как форма ведения бизнеса- Электронный ресурс- URL: http://sibac.info/index.php/2018-07-01-10-21- 16/4837-2012-11-21-08-15-17 (дата обращения: 22.04.2018).
46. Сорокина Е. Г. Конфликтология в социальной работе. М.:
Академия, 2015. 208 с.
47. Социальная защита а в России- Электронный ресурс- URL: http://planovik.ru/mi/research5694.htm (дата обращения: 22.04.2018).
48. Спинелли-мл. С., Розенберг Р. М., Берли С. Социально¬
экономические явления и процессы - путь к богатству. М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2017. 384 с.
49. Тетерский С. В. Введение в социальную работу. М.:
Академический проект, 2018. 355 c.
50. Топчий Л.В. Методологические проблемы теории социальной работы. М: Машиностроение, 2015. 392 c.
51. Устюжанин А. А. Особенности развития социальная защита в
России - Электронный ресурс - URL:
http://www.econ.msu.ru/cmt2/lib/a/1727/file/Ustyuzsanin.pdf(дата обращения: 22.03.2018).
52. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. от 07.06.2017). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
53. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-08 «Об образовании в Российской Федерации» федер. закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 01.07.2017). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
54. Филипова И. А. Успешный опыт, социально-экономические явления и процессы в сфере услуг // Маркетинг услуг. 2016. № 2. С. 192-199.
55. ФирсовМ. В. История социальной работы. М.: Академический Проект, Трикста, 2018. 608 с.
56. Фирсов М. В. История социальной работы в России. М.: Владос,
2018. 525 с.
57. Холленсен С. Глобальный маркетинг. Минск: Новое знание, 2017. 832 с.
58. Холостова Е. И. Зарубежный опыт социальной работы / Под ред. Е. И. Холостовой, А. Н. Дашкиной, И. В. Малофеева. М.: Дашков и Ко, 2018. 368 с.
59. Холостова Е. И. Генезис социальной работы в России /
Е. И. Холостова. М.: Дашков и К°, 2016. 531 с.
60. Четвернина Т. Положение безработных и государственная
политика на рынке труда // Вопросы экономики. 2016. №2. С. 41-43.
61. Шабельникова С. И. Организация профессиональной ориентации молодежи в учреждениях по работе с молодежью муниципальных образований Московской области / Материалы всероссийской научно-практической конференции «Проблемы трудоустройства молодежи: пути и методы решения», 2015. 119 с.
62. Шарин В. И. История социальной работы. М.: Дашков и Ко, 2018. 368 с.
63. Шахова Е. С. Борьба с детской безнадзорностью беспризорностью 1917-1941 гг. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2016. 132 c.
64. Шмелева Н. Б. Введение в профессию "Социальная работа". М.: Дашков и Ко, 2018. 224 c.
65. Юзефавичус Т. А. Проблемы социальной работы с молодежью. М.: Academia, 2018. 208 c.
66. Ясонова Т. П. Профессиональное обучение безработных граждан России. Материалы всероссийской научно-практической конференции Проблемы трудоустройства молодежи: пути и методы решения, 2015. 133 с.
67. Ящук А. Н. Беспризорные дети: / Алла Ящук. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. 188 c.