Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

Работа №145673

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы70
Год сдачи2019
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы профилактики профессиональной деформации социальных работников 6
1.1 .Понятие и сущность профессиональной деформации 6
1.2. Виды профессиональной деформации социальных работников 12
1.3. Причины и профилактика профессиональной деформации социальных
работников 15
Глава 2. Эмпирическое исследование профессиональной деформации личности у работников социальной сферы и профилактики 28
2.1. Исследование профилактики профессиональной деформации у
специалистов социальной сферы КЦСНО «Малахит» 28
2.2. Рекомендации по профилактике и преодолению профессиональной
деформации социальных работников 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Приложение 1 61
Приложение 2 63
Приложение 3

Сегодня социальную работу как новую, быстро развивающую отрасль профессиональной деятельности, можно рассматривать как национальную систему помощи. Профессиональная деятельность в жизни любого человека занимает значительное место. Профессия всегда влияет на процесс социального развития личности, сказывается на образе жизни и поведении личности. Это влияние может быть как позитивным, так и негативным, а иногда носить деструктивный характер по отношению человека, выполняющего профессиональную деятельность.
Настоящая работа посвящена проблеме профилактики профессиональной деформации личности социального работника. Влияние профессиональных рисков на личность профессионала влечет за собой профессиональную деформацию личности, то есть личностных деструкций, происходящих вследствие выполнения профессиональной деятельности.
Социальная работа носит очень неоднозначный характер, отличающейся сложностью и эмоциональной нагруженностью, предъявляя к социальному работнику особые требования. Обстоятельства, нарушающие нормальную жизнедеятельность людей, являются причиной для обращения в учреждение системы социальной защиты населения за помощью, это не может не вызвать сочувствия и сопереживания к тем, кому плохо: потеря родственников и акты домашнего насилия, бедность и лишения и т.п. Неблагоприятные условия труда ведут различным проявлениям профессиональной деформации, к негативным изменениям психики, что снижает, как трудоспособность специалиста, так и эффективность его труда.
Следовательно, к требованиям, которые предъявляются к социальным работникам, надо отнести и устойчивость к профессиональной деформации, а умения ее предупреждать, должны стать психологической защиты в ходе его профессиональной деятельности.
Объектом исследования выступает профилактика профессиональной деформации
Предмет исследования является профилактика профессиональной де-формации социальных работников.
Цель данной работы - проанализировать специфику профилактики профессиональной деформации социальных работников
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
- Раскрыть понятие и сущность профессиональной деформации;
- Рассмотреть виды профессиональной деформации социальных работников;
- Изучить причины и профилактика профессиональной деформации социальных работников
- Дать характеристику деятельности КЦСОН «Малахит», проводится ли профилактика в учреждении;
- Разработать рекомендации по профилактике и преодолению профессиональной деформации социальных работников.
При написании работы были использованы общенаучные методы познания, такие как метод анализа, синтеза, логический метод, системный метод. Также применялись частно-научные методы: формально-юридический, формально-логический, сравнительно-правовой метод.
Методы исследования:
Теоретические методы исследования: анализ научно-методической, нормативно-правовой литературы по проблеме исследования, анализ, сравнение, синтез;
Практические методы исследования: Анкетирование и опрос.
Структура данной работы обусловлена ее целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
При продвижении, встречаются различные трудности, и для их решения определены специальные методы, описанные авторами в своих работах.
Многие авторы рассматривают профессиональную деформацию с разных сторон
Так в работе Поляковой О.Б. «Категория и структура профессиональных деформаций», рассмотрены различные концепции структуры профессиональных деформаций. Сделан вывод о том, что в отечественной и зарубежной психологии отсутствует единая точка зрения на структуру этого состояния.
Так же была рассмотрена работа Климова Е.А. «Пути в профессионализм». Автор обращает внимание читателя на немаловажные вопросы жизнепостроения человека как профессионала, дает психологическую информацию к размышлению.
Попова А.В. в своей работе «Профилактика профессиональных де-формаций» считает, что профилактика профессиональной деформации заключается в постоянной мотивации сотрудников, их профессиональном раз-витии
На основе анализа информации литературных источников были выделены особенности и подходы в профилактике профессиональной деформации социальных работников


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Профессиональная деформация - это негативные изменения личности работника, вызванные длительным выполнением одной и той же работы или спровоцированные противоречиями в труде (на уровне целей, ценностей, мотивов) различными неблагоприятными условиями труда, которые негативно сказываются как на эффективности выполняемой работы, так и на различных взаимоотношениях, возникающих как в процессе профессиональной деятельности (с коллегами, руководством, посетителями), так и во взаимоотношениях вне работы (с семьей, друзьями, различными другим людьми). Проявлениями профессиональной деформации могут быть вы-ученная беспомощность, профессиональные страхи, профессионально обусловленные акцентуации (сверхкачества), синдром «профессионального выгорания», профессиональные стрессы (дистрессы) и т.д.
Виды «профессиональных деформаций» социальных работников во многом определяются теми целями, ради которых строится та или иная классификация, т.к. в основе классификации - тот или иной важный для анализа параметр. Но поскольку цели могут быть разными, то целесообразно строить классификации «профессиональных деформаций» социальных работников по различным основаниям.
Профилактика профессиональной деформации личности социального работника состоит в применении комплекса мероприятий, направленных на предупреждение возникновения неблагоприятных причин, устранение фак-торов риска их развития, а также корректировка профессионально-личностных деформаций. Следовательно, для проведения профилактики необходимы: выявление групп риска профессионально-личностных деформаций и оценка опасности их возникновения; диагностика признаков произошедшей деформации личности; выявление факторов, вызвавших их возникновение; принятие мер по устранению действия этих факторов; корректировка деформаций личностно-профессиональных характеристик социального работника посредством как устранения причин, вызывающих их возникновение, так и изменения неприемлемых профессионально-личностных моделей его поведения
Именно благодаря профилактике профессиональной деформации социальный работник сможет правильно ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно оценивать их и эффективно управлять собой для сохранения и укрепления собственного психического здоровья и, как следствие, достижения успеха в профессиональной деятельности, а так же оптимизации психологического климата и межличностного взаимодействия в коллективе.
Таким образом, у некоторых анкетируемых наблюдается процесс раз-вития эмоционального выгорания.
Об этом говорят следующие факты:
- недовольство уровнем вознаграждения за свой труд;
- высокий процент считающих, что у них обязанностей больше чем у других;
- практически все, так или иначе, испытывают стресс на работе;
- есть такие, кто чрезмерно относится к своим обязанностям, что в последствие может привести к развитию сверх качеств (например, фанатизм работы).
Таким образом, большинство респондентов имеют высокую степень ответственности за свои результаты: работают до высокого уровня усталости, выполняют широкий круг обязанностей. Множество респондентов испытывают перегрузки на работе и, что очень важно - половина респондентов испытывают стресс.
Очевидным становится и такой фактор влияния на процесс деформации, как повышенное желание работать (аддикция). Как правило такие люди не могут расслабиться, отдохнуть от работы, берут дополнительную нагрузку на дом. Влиятельным так же является показатель респондентов, которые считают, что вознаграждение за их труд является недостаточным.
В целом, перечисленные факторы приводят к появлению такого синдрома, как - эмоциональное выгорание, и напрямую, а затем и к профессиональной деформации.
Таким образом, эмпирические данные подтверждают актуальность исследуемой нами темы, подчеркивают необходимость в разработке рекомендаций по профилактике наступления профессиональных деформаций социальных работников.
Была приведена примерная программа тренинга по профилактике профессиональной деформации социальных работников. Считаем, что данный тренинг будет способствовать по минимизации профессиональной де-формации и поддержанию благоприятного психологического климата в коллективе.



1. Абдалина Л.В. Психологическая компетентность как фактор профилактики профессиональных деформаций руководителя // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2016. № 1 (270). С. 62-64.
2. Безносов С. П. Профессиональные деформации личности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. № 3 (55). С. 167
3. Бессонова Л.А. Профессиональноличностная компетентность как условие преодоления профессиональной деформации личности специалиста социальной работы/ Л.А. Бессонова // Современные исследования социальных проблем - 2012 - №1(09) - С.50-62.
4. Гафнер В.В. Профессиональная деформация и профессиональная компетентность педагога // ОБЖ. Основы безопасности жизни, 2012. - № 10. - С. 22-24.
5. Девятовская И.В., Сыманюк В.Ф. Профилактика и коррекция социально-профессиональных деформаций личности руководителей образовательных учреждений // Социально-профессиональная мобильность в XXI веке. Сборник материалов и докладов Международной конференции. - Екатеринбург, 2014. С. 280-286.
6. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - Москва: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2011. - 336 с.
7. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. - М.:Академия», 2013. - 416 с
8. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2010. - 240 с.
9. Караваев А. Ф. Профессиональная деформация личности // Право и образование. 2012. № 3. С. 186
10. Климов Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд).
-М.: МПСИ, 2011. - 320 с.
11. Кузьмина Ю. М. Профессиональная деформация специалистов социальной работы и методы ее предупреждения // Вестник Казанского технологического университета. 2010. № 3. С. 116-124.
12. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Знание, 2011.-308 с
13. Мусалаева А. Р. Предотвращение возникновения профессиональных деформаций в организации // Вестник НОУ «ОНУТЦ ОАО «Газпром». 2011. № 1 (9). С. 26-27.
14. Полевой С.А. Особенности процесса отбора специалистов в проектную команду// Социально-психологические факторы устойчивого социально-экономического развития // Материалы Всероссийской научной конференции. 17 - 18 ноября 2016 года, Москва. - М.: СВИВТ, 2016. С. 118-122.
15. Полякова О.Б. Категория и структура профессиональных деформаций // Национальный психологический журнал, 2014. Выпуск 1(13). С.55¬62.
16. Попова А.В. Профилактика профессиональных деформаций// Вестник МГУУ, 2015. №4. С.39-44.
17. Профессиональная деформация личностных качеств государственных гражданских служащих: Монография / М.В. Полевая, Е.В. Камнева, Н.С. Пряжников, Л.А. Жигун, В.В. Бондаренко, Н.В. Анненкова, Р.А. Шир- ванов, З.И. Борисова, Ю.А. Жуйкова, В.В. Казьмина, Е.А. Урожок. - М.: СВИВТ, 2017. - 189 с.
18. Самоловских О.С. Особенности профессиональной деформации педагогических работников образовательных учреждений // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. I междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(1). URL: ййрз://паисй1Ьгит.ги/агсЫуе/МПЕ_т1егШзс1р1тагйу/1(1).р4Г (да¬та обращения: 13.05.2019)
19. Старченкова Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика СПб.: Питер, - 2010.
20. Трунов Д.Г. Еще раз о «синдроме сгорания»: экзистенциальный подход // Журнал практической психологии и психоанализа. 2011. № 4.
21. Шишкова Г. В. Социологические аспекты детерминант профессиональных деформаций // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. 2014. № 1 (21). С. 117.
22. Орел В.Е. эмоциональное выгорание в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал. - 2013. - №3. - С. 30-35.
23. Кузьмина Ю.М. Проблема профессиональной деформации специалистов социальной работы/ Ю.М. Кузьмина // Вестник Казанского техно-логического университета - 2010 - С.135-140.
24. Золотарева Т.Ф. Основы психической самопомощи социального рабочего / Т.Ф. Золотарева // Учебное пособие. М - 2012 - 182с.
25. Гостева Л.З. Профессиональное выгорание персонала, занятого в области социальной работы / Л.З. Гостева // Теория и практика общественного развития - 2013 - С.130-136.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ