Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РОЛЬ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Работа №145669

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы95
Год сдачи2019
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблем социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья 8
1.1. Характеристика категорий детей с ограниченными возможностями
здоровья 8
1.2. Положение людей с ограниченными возможностями здоровья в
российском обществе и проблемы их адаптации 15
1.3. Современные практики некоммерческих организаций по социальной
адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья 23
Глава 2. Опыт работы Ассоциации «Особые люди» по социальной адаптации
детей с ограниченными возможностями здоровья 35
2.1. Анализ деятельности Ассоциации «Особые люди» по социальной
адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья 35
2.2. Определение роли Ассоциации «Особые люди» в социальной
адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья 41
Заключение
Список источников и литературы 75
Приложения 81

За последнее время в России заметно увеличилось влияние некоммерческих организаций и накоплен положительный опыт в решении социальных задач и проблем общества. Повышается уровень социальной активности граждан по решению общих проблем и участие в общественно значимой деятельности. По данным Фонда «Общественное мнение», за прошедшие 10 лет уровень гражданской активности вырос на 10%1. Одно из приоритетных направлений общественной деятельности - улучшение качества жизни детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Проблема формирования безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) выступает сегодня в качестве важнейшей задачи развития российского социума как общества равных возможностей. Успешная социальная интеграция людей с ОВЗ, включение их в активную социально-экономическую жизнь повышает не только гуманитарные стандарты жизни и уровень полноценного развития граждан, но служит также мощным ресурсом развития страны за счет раскрытия творческо-продуктивного потенциала людей данной категории.
Социальная интеграция людей ограниченными возможностями основывается на обеспечении процесса их всемерной и разносторонней социальной адаптации. При этом данный процесс должен начинаться на ранних возрастных этапах. Именно детский опыт полноценного развития и социального существования людей с ОВЗ служит основой их успешной интеграции в качестве активных и дееспособных членов общества.
Процесс социальной адаптации ребенка с ОВЗ представляет собой динамическую систему, в ходе которой осуществляется последовательная реализация постоянно возникающих тактических задач на пути к достижению стратегической цели - приспособление к социальной среде, ^Добрынина Е. Без корысти. Зачем идти в волонтеры. Российская газета - Федеральный выпуск № 198(7364). 2017. URL: https://rg.ru/2017/09/04/socopros-uroven- grazhdanskoj-aktivnosti-v-rf-vyros-na-10.html(дата обращения 08.05.2019).
формирование устойчивой к меняющимся ситуациям личности, способной успешно интегрироваться в общество.
Проблема включения людей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь является актуальной во всём мире. По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с нарушенным психическим и физическим развитием. Они составляют почти десятую часть жителей планеты . Это подтверждают и данные Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), свидетельствующие, что более 1 миллиарда людей имеют какую-либо форму инвалидности, это соответствует почти 15% населения мира . Всего в мире — 200 миллионов детей с ограниченными возможностями . В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями3, из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды . Ограниченная возможность здоровья у них связана с нарушениями в их физическом и психическом развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками, возникающие в одно время с этапами взросления. Особо важно для особых детей освоение социального опыта в различных видах деятельности включение в жизнь общества.
Поэтому основополагающим направлением работы с ребенка с ограниченными возможностями здоровья является его будущая самореализация и создания условий для выравнивания возможностей данной категории людей, а также содействия их независимой жизни. Социальная работа с данной категорией включает в себя несколько технологий: реабилитация, коррекция, диагностика, профилактика, но в первую очередь с ними проводятся мероприятия по их социальной адаптации, так как у данной категории детей нарушены конструктивные связи с обществом.
Для детей с ОВЗ социальная адаптация означает приспособление, приведение индивидуального и группового поведения в соответствие с системой общественных норм и ценностей. Но из-за ограниченности их приспособительных возможностей, социального опыта, социальных контактов, недостатка психического и физического здоровья социальная адаптация детей с ОВЗ протекает достаточно сложно.
Вместе с тем ожидания этой группы детей не всегда согласуются с условиями российской действительности, которая не может удовлетворить все потребности ребенка с ограниченными возможностями и их семей. По результатам опроса ВЦИОМа почти половина «всех опрошенных» считает, что государство уделяет проблемам инвалидов недостаточно внимания - 48%. Инвалиды же отметили, что внимания недостаточно (50%), достаточным его считают только 12%1.
Таким образом, населением предъявляется всё больший спрос на получение разнообразных, качественных социальных услуг. Государственный поставщик социальных услуг не справляется с потребностями населения. Именно поэтому для достижения конституционно заявленных «достойной жизни и свободного развития человека2» сегодня необходимо найти новые пути решения проблем лиц с ограниченными возможностями здоровья. Один из таких путей являются негосударственные институты.
Точно оценить ту социальную нагрузку, которую берут на себя общественные организации, сегодня в России невозможно. Зачастую органы государственной и муниципальной власти не видят в институтах гражданского общества своих партнеров, считая собственную социальную и медико-социальную деятельность достаточной. По этой причине особенно ценно раскрыть потенциал участия третьего сектора в сфере социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Вопрос особенностей социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья представлены в работах Б.В. Белявский, Ю.А. Блинков и Е.А. Губарев, Н.Ф. Дементьева и А.В. Кораблев; факторы социальной адаптации рассматривали А.В. Иванов, Н.К. Смиронов. Выделяются работы, изучающие отдельные направления социальной адаптации детей с ОВЗ: психологическое - Г.Н. Багаева, социально¬бытовое - Л.П. Гришина, образовательное - Н.А. Барышникова, И.И. Лошакова, Е.Р. Ярская-Смирнова, П.В. Романов, Т.А. Попкова, трудовой - А.Р. Миллер, социально-статусный - Э.К. Наберушкина и мн. др.
Взаимосвязь социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья с процессами социализации исследовали Ф.В. Бородулина, Н.Ф. Дементьева, социальной реабилитацией представлены в работах Л.И. Акатов, А.В. Иванов, А.В. Канжин и др.
Многообразные аспекты развития, становления и взаимодействия социальных институтов общества рассматриваются в трудах А.И.Черных, С.В.Краюшкиной, A.В.Матюхина, Г.Ю. Семигина, Е.М. Токаревой, Г.С. Шляхтина, Л.Б. Кройтору и др.
Вместе с тем, наблюдается дефицит научных работ, в которых анализируются опыт некоммерческих организаций в создании условий для социальной адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Объектом исследования является социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предметом исследования является деятельность некоммерческих организаций по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования - определить роль некоммерческих организаций в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи исследования:
- охарактеризовать категории детей с ограниченными возможностями здоровья;
- рассмотреть особенности положения людей с ограниченными возможностями здоровья в российском обществе и проблемы их адаптации;
- дать характеристику современным практикам некоммерческих организаций по социальной адаптации детей с ОВЗ;
- провести анализ деятельности Ассоциации «Особые люди» по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
- определить роль Ассоциации «Особые люди» в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Методы исследования: анализ литературы, вторичных социологических данных, материалов официальной федеральной статистики, положений законодательных и нормативных актов, уставной документации, анкетный опрос, глубинное интервью сотрудника организации, включенное наблюдение.
Исследование проводилось на базе Ассоциации граждан и организаций для помощи людям с особенностями в развитии и ментальным инвалидам в городе Екатеринбург и Свердловской области «Особые люди».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В решении социальных проблем детей с ограниченными возможностями здоровья современные социально-экономические условия требуют активного использования ресурсов всех институтов общества. Максимальное применение возможностей каждого из секторов, объединение усилий в целях достижения эффективных результатов в социальной поддержке детей с ограниченными возможностями здоровья обеспечивают улучшения качества и уровня их жизни.
Основные социальные проблемы детей-инвалидов вызваны, во-первых, их объективным психофизиологическим, интеллектуальным и социальным статусом и, во-вторых, состоянием общества, в котором они живут. В настоящее время основной проблемой детей с ОВЗ является трудность их социальной адаптации, взаимодействия с социальной средой в рамках существующих норм, правил. Препятствиями к включению таких детей в общество являются многочисленные барьеры, так или иначе связанные с социальным неравенством инвалидов. Дети с различными особенностями имеют ограничения (правовые, экономические, коммуникативные, психологические и прочие), которые не позволяют полноценно вливаться в общественную жизнь и активно принимать участие в ней. Социальная работа как профессиональная деятельность способствует социальной адаптации детей с ОВЗ и создает условия, обеспечивающие интеграцию в общество. Результатом процесса социальной адаптации является развитие у человека способности к самоконтролю, установление и расширение социальных связей, овладение социальными навыками.
Оказание всесторонней помощи детям с ограниченными возможностями предполагает реализацию комплексных программ по социальной адаптации. Такие программы сегодня активно реализуют некоммерческие организации. Общественные организации ведут деятельность по изменению отношения общества к проблеме инвалидности в сторону приоритета равенства прав и возможностей людей с инвалидностью со всеми остальными членами общества.
Результаты проведенного исследования показали, что НКО развивает коммуникативные способности, способности к самоуправлению и саморегуляции, социально-бытовые умения и навыки, которые играют важную роль в жизни любого человека. Развитие данных способностей необходимо для построения гармоничных отношений с окружающими и включения в социум. НКО частично создают условия для взаимодействия детей с ОВЗ с окружающими людьми, потому что через это взаимодействие происходит социализация ребенка, усвоение им определенной системы ценностей, норм общечеловеческой культуры.
Полученные в исследовании результаты показывают, что некоммерческие организации вносят значительный вклад в социальную адаптацию детей с ОВЗ, во включение детей в жизнь общества. Несмотря на это, ресурсов НКО недостаточно для того, чтобы оказать помощь тем, кто в ней действительно нуждается. Необходимо совместно с государственными учреждениями осуществлять скоординированную помощь детям с ОВЗ и их семьям, основываясь на комплексном подходе в организации их деятельности.
Данные результаты могут быть использованы для демонстрации положительного опыта, в целях развития партнёрских отношений с образовательными учреждениями, органами государственной власти по улучшению жизни детей с ОВЗ, а также для разработки программ по социальной адаптации детей с ОВЗ. Раскрытие потенциала НКО в данном исследовании может быть учтено при внедрении опыта в практику социальных служб, учреждений социальной политики.
Изучив источники и практики НКО можно вывести общие закономерности. Для успешного формирования навыка активного взаимодействия с окружающим миром у «особых» детей следует поставить перед собой следующий перечень задач, последовательно и комплексно решая их вместе с родителями и тьюторами.
1. Обучить навыкам здорового образа жизни: выполнять физические упражнения, соблюдать режим учебы, труда и отдыха, выполнять посильные виды деятельности.
2. Социально-культурные. Создать и стимулировать мотивы к познавательной и учебной деятельности. Развить познавательные процессы: память, внимание, речь, логическое мышление. Научить оценивать свои навыки и способности. Воспитать чувство уверенности в своих возможностях. Помочь освоить базовый уровень теоретических знаний об окружающей действительности.
3. Морально-нравственные и ценностно-смысловые. Заложить фундамент морально-нравственных качеств. Воспитать толерантное отношение к социуму. Создать и помогать реализовывать ценностно-смысловые ориентиры. Сформировать адекватную жизненную позицию. Разъяснить и помогать выполнять принципы нормального существования в современном обществе.
4. Социально-психологические. Помочь интеграции в коллектив сверстников через творческую активность, созидательность, конкурентоспособность. Сформировать самоосознание, самоопределение, самоактуализацию и самоутверждение личности. Повысить самоуважение, самооценку и уровень притязаний. Сформировать положительную реальную Я-концепцию.
Специалисты Ассоциации считают, что не целесообразно пытаться изменить поведение ребёнка, внушая ему нормы и правила поведения. С таким ребёнком необходимо проводить следующую работу: создавать благоприятный эмоционально-психологический климат; вовлекать в групповые виды деятельности; поручать несложные задания; создавать благоприятные условия для включения ребёнка с ОВЗ в социальное пространство.



1. Абкович А.Я. Изучение внимания у детей с ограниченными возможностями здоровья // Специальное образование. 2014. № 4. С. 5-11.
2. Агеева Н.В. Отношение российского общества к людям с инвалидностью: социологический аспект // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2006. № 1. С. 215-220.
3. Бакаева М.А. Реабилитация и социализация лиц с ограниченными возможностями здоровья - основная задача государства // Проблемы современной науки и образования. 2016. С. 40-43.
4. Барту с Е. Отношение общества к людям с ограниченными возможностями // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 2. С.63-67. С.54-57
5. Буренина Е.Е. Готовность педагогических работников общеобразовательных организаций к внедрению инклюзии // Человек и образование. 2014. № 4 (41). С. 54 - 57.
6. Вагапова Н.А. Саморегуляция и самоуправление как базовые механизмы социальной адаптации личности // Вестник экономики, права и социологии. 2015. № 3. С. 142-145.
7. Всемирный доклад об инвалидности. URL:
https://www.who.int/disabilities/world_report/2011/report/ru/(дата обращения 08.05.2019).
8. Гаджимурзаева Г.Ш. Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум» С.11-18.
9. Данакин И.С., Шутенко А. И. Критерии оптимального обеспечения социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья // Перспективы Науки и Образования. 2014. №6(12).С. 68-73.
10. Данилюк Л.Е. Управление социальной адаптацией детей с ограниченными возможностями здоровья: Автореф. дис. ... канд. соц. наук / «Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова». Москва, 2014. 22 с.
11. Дарган А.А. Проблемы социальной интеграции инвалидов и роль общественных организаций в их решении // Вестник Международного института экономики и права. 2013. С. 96 - 103.
12. Домбровская А.Ю. Совершенствование методов социальной адаптации инвалидов в России // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2015. С. 57-65.
13. Домбровская А.Ю. Типы социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья (по материалам социологического опроса в городах Орёл и Калуга) // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2016. № 2. С. 89-100.
14. Домбровская А.Ю. Факторы социальной адаптации инвалидов в современном российском обществе // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Тула: Изд-во ТулГУ. 2013. Вып. 3. С. 88-94.
15. Егорова Т.А., Максимова А.Е. Показатели социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья // Деятельность образовательных организаций по реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования: материалы 3-ей Всероссийской научно-практической конференции. 2014.С. 31-32.
16. Журавлева О.В. Ресурсы НКО и добровольческих объединений в социализации детей с ограниченными возможностями // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. № 2 (58). С. 131-135.
17. Заляева А. Сравнительный анализ отношения к людям с ограниченными возможностями в России и Европе // Мониторинг общественного мнения. 2015. №2(126). С. 113-119.
18. Иванова Л.Б. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного
учреждения // Академия педагогических идей «Новация». 2017. № 10.
С. 143-150.
19. Информационный материал Министерства образования и науки Российской Федерации, подготовлен в апреле 2012 года. // Режим доступа:ййр8://ш1поЬгпаиктдоу.ги/ (дата обращения: 08.05.2019).
20. Информация для всех. Россия на пути к равным возможностям. М.: Весь мир, 2009. С. 56. URL: http://www.ifap.ru/pr/2009/n090415a.pdf(дата обращения 16.01.2019).
21. Казакова Л.А. Социальное воспитание детей и подростков с ограниченными возможностями: аспекты социальной адаптации // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. С. 77 -90.
22. Калашникова С.А., Заборина Л.Г. Некоммерческая организация как ресурс сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Современные исследования социальных проблем. 2013. №6 (26). С 95 - 110.
23. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ // Собрание законодательства РФ 2014. №30 (ч. 1). Ст. 4202.
24. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1991. 143 с.
25. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте:Учебное пособие. М.: Академия, 2014. 144 с.
26. Легостаева Ю.И., Ковтун Т.Ю. Особенности психического развития детей дошкольного возраста с нарушениями слуха // Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе. Сборник материалов 3-ей Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов. 2014. С. 425 - 429.
27. Нестерова А.А., Айсина Р.М., Суслова Т.Ф. Модель
сопровождения позитивной социализации детей с расстройством аутистического спектра (РАС): комплексный и междисциплинарный подходы//Образование и наука. 2016. № 3 (132). С 140-155.
28. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов. М.: ВЛАДОС, 2017. 80 с.
29. Ондар Л.М., Базыр-Тараа Р.В. Психологическая помощь родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки. 2017. №4. С. 102-107.
30. Отношение общества к детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам. М.: Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2017. 72 с. // Режим досту11а:11П[.^:7'уу.1опсС-detyam.ru/pechatnye-izdaniya-fonda/11068/#рС1-Соситеп1-0/свободный. Загл. с экрана.
31. Панкратова Л.Э. Инклюзивная компетентность как
составляющая профессиональной культуры работников образования // Акмеология профессионального образования. Материалы 15-й
Международной научно-практической конференции. 2019. С. 188-190.
32. Панкратова Л.Э. Формирования инклюзивного мышления у современной молодёжи // Молодежь в меняющемся мире: вызовы современности. Материалы !Х Международной научно-практической конференции молодых ученых. 2018. Вып. 1. С. 142-146
33. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 августа 2011 г. № 713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям»
34. Приходько О. Г., Кондрашова А.А. Социальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья // Специальное образование. 2014. № 3. С. 83-93.
35. Салимова Ф.М. Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях// Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. С. 156 - 163.
36. Самойлова Е.Я. Детский церебральный паралич, проблемы интеграции в современном обществе // Актуальная медицина. Материалы 1¬ой Студенческой научно-теоретической конференции. 2018. С. 428-431.
37. Сарапулова М.А. Личностная готовность педагогов массовой школы к работе с детьми с ОВЗ // Специальное образование. 2017. № 2. С. 59-66.
38. Сафаров Т.И., Шмакова И.А. Социальная адаптация детей- инвалидов в условиях реабилитационного центра // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. 2014. № 5. С. 120 - 124.
39. Севостьянов Б.Ю. Доступная среда в системе образование: инклюзивное образование // Приоритетные направления развития науки: сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. 2017. Ч. 1. С. 88-91.
40. Симашкова Н.В., Макушкин Е.В. Расстройства аутистического спектра: диагностика, лечение, наблюдение. Клинические рекомендации (протокол лечения). Российское общество психиатров. 2015. 50 с. // Режим доступа:https://psychiatr.ru/news/411(дата обращения 15.05.2019).
41. Содномова Н.Б.-Ц. Из опыта формирования социальных компетенций старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Бурятского государственного университета. 2017. Вып. 4. С. 162-167.
42. Солодова И.И. Практики НКО по оказанию помощи детям в трудной жизненной ситуации. Электронная библиотека. Гражданское общество в России.
43. Сотская Г.М. Особенности психического развития и обучаемости в ситуации хронического соматического заболевания у детей младшего школьного возраста // Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии. 2016. № 2 (39). С. 35-42.
44. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. от 29.07.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации 2018. №31. Ст. 4849.
45. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 06.03.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации 2019. №10. Ст. 887.
46. Федорова Е.С. Социально-педагогическая помощь семьям детей с ДЦП (детский церебральный паралич) // Педагогический опыт: теория методика, практика 2017. № 1-2 (10). С. 220-224.
47. Филичева Т.Б. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи // Школьный логопед. 2018. № 3(67). С. 7-10.
48. Халимова Н.М., Найданова О.С. Особенности социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2014. С. 127-130.
49. Холостова Е.И., Климантова Г.И. Энциклопедия инновационных
практик социально ориентированных некоммерческих организаций. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»,2017. 848 с.
50. Шабунова А.А., Фахрадова Л.Н. Актуальные проблемы трудоустройства инвалидов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. № 6 (48). С. 126 - 142.
51. Шкатова Е.А. Теоретико-методологический аспект
инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018. №5.С. 1-6.
52. Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2004. 316 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ