Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Гендерные аспекты взаимодействия социальных работников и клиентов

Работа №145668

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы68
Год сдачи2019
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования гендера в социальной работе 7
1.1. Понятие «гендер» в теории социальной работы и в социологических теориях 7
1.2. Методология и методы гендерного исследования в практической социальной работе 16
Глава 2. Гендерные аспекты взаимодействия социальных работников и клиентов в КЦСОН г. Асбеста 28
2.1. Опыт взаимодействия социальных работников и клиентов в КЦСОН г. Асбеста 28
2.2. Анализ гендерных проблем во взаимодействии социальных работников и
клиентов КЦСОН г. Асбеста 34
Заключение 48
Список источников и литературы 51
Приложения 57

Одной из основных проблем, с которыми сталкивается социальный работник в ходе взаимодействия с клиентом, является трудность в общении, поиск «правильного» подхода к обратившемуся человеку. Из-за увеличения перечня трудных жизненных ситуаций, возрастания дезадаптированности различных категорий населения и других изменений в жизни общества характер общения социальных работников и клиентов не становится лучше.
Характер взаимодействия обычно зависит от нравственных качеств и профессионализма социального работника, возможностей системы социальной защиты населения, социально-экономических возможностей государства и местного самоуправления. Наличие технологии взаимодействия социального работника и клиента необходимо для того, чтобы вовремя разрешать проблемы клиента, преодолевать социальные противоречия для гармонизации общественных отношений, коррекции личных и социальных проблем, снижения социальной напряжённости.
Профессия социального работника носит прикладной характер, поэтому необходимой составляющей этой работы выступает осуществление принципов гендерного равенства. Проблема введения гендерных подходов в социальной работе заключается в том, что с теоретических позиций феминизма структурные элементы социальной системы сами воспроизводят социальные отношения в обществе и, следовательно, неравенство, в том числе и по признаку пола. Сущностью гендерной практики в социальной работе является умение социальных работников распознать гендерное неравенство на основных уровнях социальной структуры. На индивидуальном уровне при непосредственной работе с клиентами или на структурном уровне в организационных, социальных и политических отношениях.
Актуальность выбранной темы не оставляет сомнений, поскольку в практической социальной работе необходимо стремиться учитывать гендерные особенности. В каждом конкретном случае профессионального воздействия на клиента социальной службы нужно исходить из того, что специфика переживания человеком трудной жизненной ситуации зависит от его пола. Нужно понимать, что такая зависимость в большинстве случаев определяется не только и не столько биологически, сколько сопровождается мощным влиянием гендерных стереотипов в современном обществе.
Учёт гендерных аспектов практической социальной работы с различными группами населения в настоящий момент времени должен проходить как при организации системы подготовки специалистов по социальной работе, так и в осуществлении конкретных задач профессиональной практики оказания социальной помощи различным группам населения.
«Гендер» выступает одним из ключевых научных понятий для исследования процессов образования, специализации и профессиональной переподготовки социальных работников. Понимание данных дидактических процессов основано на признании и учёте того обстоятельства, что в формировании профессиональной компетентности современного социального работника существенное значение приобретает одна из её составляющих - гендерная компетентность. Гендерную компетентность социального работника можно определить как профессиональную социально-психологическую характеристику специалиста, позволяющую ему быть эффективным и продуктивным в системе межполового (гендерного) взаимодействия.
В настоящее время гендерные исследования широко проводятся во всем мире. Этот вопрос рассматривается многими ведущими учеными- психологами, такими как Ш. Берн, Д. Майерс, И.С. Кон, И.С. Клецина, Т.В. Бендас и др. Предметом изучения многих исследователей, также, являются гендерные аспекты взаимодействия социальных работников и различных категорий клиентов. Медведева И. В. рассмотрела особенности гендерно-ориентированной социальной работы. Баймуканова М. Т., Боброва В. В., Кендирбекова Ж. Х. проанализировали особенности подготовки социальных работников к гендерной работе с семьей. Парфёнова О. А. изучила гендерные аспекты в социальном обслуживании пожилых граждан.
По инициативе преподавателей российских университетов и учёных- исследователей в содержание учебных дисциплин для обучающихся по направлению подготовки «социальная работа», как и в содержание учебных дисциплин ряда других образовательных программ, включаются вопросы, связанные с пониманием гендерной проблематики и гендерной перспективы в современном обществе.
В странах Западной Европы и США в содержание образовательных программ по социальной работе любого уровня обязательно включаются вопросы, связанные с изучением перспективы гендера, поскольку без изучения этих вопросов невозможно обсуждать способы решения многих социальных проблем, а также выявлять формы, проявления и причины социального неравенства.
Объектом исследования являются взаимоотношения социальных работников и клиентов.
Предметом исследования являются гендерные аспекты взаимодействия социальных работников и клиентов.
Цель исследования - проанализировать влияние гендерных установок на отношения, возникающие между социальными работниками и клиентами КЦСОН г. Асбеста.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие «гендер» в теории социальной работы и в социологических теориях;
- изучить методологию и методы гендерного исследования в практической социальной работе;
- проанализировать опыт взаимодействия социальных работников и клиентов КЦСОН г. Асбеста;
- осуществить анализ гендерных проблем во взаимодействии социальных работников и клиентов КЦСОН г. Асбеста.
Методы исследования: опросник С. Бем (модификация И. С. Клециной), экспертное интервью, кейс-стади.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Гендерный подход к практической социальной работе основан на предположении о том, что на протяжении всей своей жизни мужчины и женщины сталкиваются с различными испытаниями, исполняют разные социальные роли, получают различное вознаграждение и приобретают различные социальные статусы. Более того, биологические и социальные факторы, накладываясь друг на друга, приводят к статистически значимым различиям между мужчиной и женщиной в продолжительности жизни, структуре занятости, определяют вариации семейных форм и неодинаковое содержание этапов жизненного пути у женщин и мужчин.
Исследователю - социальному работнику необходимо учитывать, что все эти различия усиливаются под влиянием не только пола, но и взаимодействующих между собой факторов дохода, образования, расы, этничности и возраста.
Проблема социальной работы и гендерной дискриминации, прежде всего, заключена в том, что социальная дискриминация по половому признаку оказывает глубокое воздействие на жизнь как женщин, так и мужчин. Данное обстоятельство определяет тот факт, что социальные работники обязаны хорошо разбираться в проблемах неравенства, чтобы иметь возможность предложить женщинам, составляющим, как правило, большинство их клиентов, необходимые услуги, а также быть в состоянии профессионально помочь мужчинам и детям. Такая установка соответствует этическим ценностям современной практической социальной работы.
Социальному работнику необходимо иметь способность замечать ситуации гендерного неравенства в окружающей их жизни, противостоять сексистским, дискриминационным воздействиям и влияниям; не создавать самим ситуации гендерного неравенства.
Проведённое исследование показало, что среди клиентов и социальных работников имеется некоторая подверженность гендерным стереотипам, что, несомненно, может сказываться на отношениях между ними. Не все специалисты учреждения видят в своих клиентах, а иногда и в себе, жертв дискриминации, гендерного неравенства или людей запутавшихся в навязанных гендерных стереотипах.
Автор, на основе проведенного исследования, предлагает ряд рекомендаций для более эффективной работы учреждения, учитывающей гендерные особенности своих «подопечных» и совершенствованию отношений социальных работников и клиентов. Социальный работник для эффективного взаимодействия с клиентом должен:
1. стараться избегать проявления в своём поведении
и профессиональной деятельности гендерно дискриминационных практик;
2. знать о существующих в конкретном обществе ситуациях гендерного неравенства, факторах и условиях, их вызывающих;
3. уметь разрешать гендерные проблемы и конфликты, если они возникают в ходе профессионального взаимодействия с клиентом социальной службы;
4. уметь замечать и адекватно оценивать ситуации гендерного неравенства в различных сферах жизнедеятельности людей.
Предполагаемые мероприятия для создания у сотрудников и клиентов социальной службы адекватного восприятия гендерных особенностей людей:
1. создание социальных проектов и программ в области профилактики гендерного насилия, дискриминации и реабилитации жертв;
2. разработка рекламы, пропагандирующей предотвращение
стереотипного отношения к представителям обоих полов;
3. создание образовательной (учебно-методической) программы повышения квалификации социальных работников в сфере их гендерной компетентности;
4. Организация мероприятий, клубов разных направленностей, которые заинтересуют клиентов мужского пола.



1. Агулина С. В. Гендерная составляющая социально¬педагогической деятельности бакалавра социальной работы / С. В. Агулина // Вестник Университета №9, 2013. - С. 256-259.
2. Баймуканова М. Т., Боброва В. В., Кендирбекова Ж. Х., Сакаева А. Н. Особенности подготовки социальных работников к гендерной работе с семьёй / М. Т. Баймуканова, В. В. Боброва, Ж. Х. Кедирбекова, А. Н. Сакаева. - Караганда: Журнал «Вестник КарГУ», 2012. - С. 86-94.
3. Беспанская-Павленко Е. Д. Психодиагностические методики изучения гендерных особенностей личности [Электронный ресурс] : метод. рекомендации для студентов, обуч. по специальностям 1-86 01 01 «Социальная работа (по направлениям)» и 1-23 01 04 «Психология» / сост. Е. Д. Беспанская-Павленко. - Минск: БГУ, 2013. - 85 с.
4. Бояркина М. В. Духовно-нравственное воспитание в контексте гендерной социализации личности / М. В. Бояркина // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки, Том 13, №5, 2018 - С. 53-58.
5. Дэли М., Льюис Дж. Концепция социальной поддержки и анализ современных государств благосостояния // SPERO. Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры, №19 (весна-лето),2014.- С.117-136.
6. Егорова А. И., Больницкая А. Н., Осипова Г. С. Гендерная асимметрия в разрезе социальной политики и социальной защиты населения / А. И. Егорова, А. Н. Больницкая, Г. С. Осипова // Вестник Северо-восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия, 2019. - С. 43-50.
7. Ермилова А. В. Взгляд социальных работников и клиентов на процесс их взаимодействия: сравнительный анализ: сборник трудов конференции «Специфика профессиональной деятельности социальных работников» / А. В. Ермилова. - Нижний Новгород: Изд-во ООО «Научно-исследовательский социологический центр», 2015. - С. 241-245.
8. Ермилова А.В. Особенности восприятия сотрудниками центра социального обслуживания клиентов пожилого возраста: региональный аспект // Опыт организации деятельности социальных служб: состояние, региональные особенности, перспективы развития. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции / Под ред. М.В. Воронцовой, В.Е. Макарова. г. Таганрог, 2015 - С. 290-294.
9. Ермилова А.В. Оценка социально-профессиональных качеств социальных работников клиентами заволжского центра социального обслуживания: социологический аспект // Материалы международной научно-практической конференции "Социальные инновации в развитии трудовых отношений и занятости в XXI веке"/ Под общей редакцией проф. З.Х. Саралиевой. Н. Новгород: издательство НИСОЦ, Т. 1. № 1, 2014. - С. 801-804.
10. Ерохина Л. Д. Гендерология и феминология: учебное пособие / Л. Д. Ерохина и др.; под общ. ред. С. В. Коваленко. Владивосток: изд-во ВГУЭС, 2005. - 152 С.
11. Закамскова Г. А. Взаимодействие специалиста по социальной работе и клиента: сборник трудов конференции «Специфика профессиональной деятельности социальных работников» / Г. А. Закамскова.
- Нижний Новгород: Изд-во ООО «Научно-исследовательский
социологический центр», 2015. - С. 245-247.
12. Здравомыслова Е. А., Тёмкина А. А. 12 лекций по гендерной социологии: учебное пособие / Е. А. Здравомыслова, А. А. Тёмкина. - СПБ.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2015. - 768 с.
13. Зуйкова Е.М., Ерусланова Р.И. Феминология и гендерная политика: учебник / Е. М. Зуйкова, Р. И. Ерусланова - М.: Дашков и К., 2010.
- 306 с.
14. Ивашевская В. С. Роль социального работника в социализации людей пожилого возраста: сборник трудов конференции «Специфика профессиональной деятельности социальных работников» / В. С. Ивашевская. - Нижний Новгород: Изд-во ООО «Научно-исследовательский социологический центр», 2015. - С. 258-261.
15. Клёцина И.С. Развитие гендерной компетентности государственных и муниципальных служащих в процессе гендерного образования / И. С. Клёцина // Женщина в российском обществе. Российский научный журнал. - № 3 (44), 2007. - С. 60-65.
16. Клёцина И.С., Прохорова О.Л. Гендерная компетентность: психологическое содержание и специфика проявления в межличностных отношениях / И. С. Клёцина, О. Л. Прохорова - Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Научный журнал. Психология, № 2 (Том 5), 2010. - С. 38-50.
17. Кодекс этики и служебного поведения работников
государственного автономного учреждения социального обслуживания населения Свердловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения города Асбеста» (Утверждено приказом ГАУ «КЦСОН г. Асбеста» № 219 - П от 18.04. 2016 г.)
18. Павленок П.Д. Методология и теория социальной работы / П. Д. Павленок - М.: ИНФРА-М, 2014. - 267 с.
19. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы. Избранные работы: учебное пособие / П. Д. Павленок - М.: Дашков и К., 2012. - 596 с.
20. Панкратова Л. Э., Тяпугин В. Социальные работники и клиенты: гендерный аспект взаимоотношений / Л. Э. Панкратова, В. Тяпугин // Профессионализм в социальной работе: проблемы и перспективы: сборник научных трудов студентов и аспирантов / ФГАОУ ВПО «Рос. Гос. проф.-пед. ун-т» под ред. Н. Ф. Уфимцевой, Ю. В. Изипановой. Екатеринбург, 2012. - С. 63-67.
21. Парфёнова О. А. Гендерный аспект в социальном обслуживании пожилых граждан // Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник, вып. 11, 2017. - С. 153-157.
22. Петряшкина У.О., Тугаров А.Б. Категория «гендер» в профессиональной коммуникации социального работника / У. О. Петряшкина, А. Б. Тугаров // Язык. Право. Общество: материалы II Международной научно-практической конференции / под ред. О. В. Барабаш, Т. В. Дубровской, Г. И. Канакиной. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. - С. 273-276.
23. Психодиагностические методики изучения гендерных особенностей личности: метод. рекомендации для студентов / сост. Е. Д. Беспанская-Павленко. - Минск: БГУ, 2013. 86 с.
24. Пушкарёва Н.Л. Устная история и гендерная история: сближение и перспективы развития / Н. Л. Пушкарёва // Общественные науки и современность, №1, 2012. - С.168-176.
25. Радина Н. К. Об использовании гендерного анализа в психологических исследованиях / Н. К. Радина // Вопросы психологии, №2, 1999. - С. 29-35.
26. Степанова Л. Г. Введение в гендерную психологию: курс лекций: учебное пособие / Л. Г. Степанова - М.: МПСУ ; Воронеж : МОДЭК, 2012. - 535 с.
27. Сухоруков, А. С. Формирование коммуникативно-гендерной компетентности будущего педагога (на материале обучения студентов языковых специальностей) / Волгоградский гос. соц.-пед. Университет, 2015. 26 с.
28. Тугаров А. Б., Петряшкина У. О. Гендерный аспект практической социальной работы: теоретико-методологический анализ: монография / А. Б. Тугаров, У. О. Петряшкина. - Пенза: ГУМНИЦ ПГУ, 2016. - 85 с.
29. Тугаров А.Б., Очкина А.В., Петряшкина У.О. Философия феминизма как общая методология исследования гендерных отношений / А. Б. Тугаров, А. В. Очкина, У. О. Петряшкина // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №4(48),2015.- С.253¬266.
30. Тугаров А.Б., Шевцова Э.А. Феноменологическая парадигма теории социальной работы: постановка проблемы / А. Б. Тугаров, Э. А. Шевцова // Университетское образование: материалы XVIII Международной научно-методической конференции, посвящённой 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова / под ред. А.Д. Гулякова, Р.М. Печерской. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. - С. 105-107.
31. Тугуз З. Ю. Социокультурные аспекты развития гендерной теории / З. Ю. Тугуз // Вестник Майкопского государственного технологического университета, 2015. - С. 44-49.
32. Устав государственного автономного учреждения социального обслуживания населения Свердловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения города Асбеста» от 03.12.2013 №1473- ПП «О создании государственного автономного учреждения социального обслуживания населения Свердловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения города Асбеста» путём изменения типа существующего Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения Свердловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения города Асбеста».
33. Фирсов М. В., Студёнова Е. Г. Теория социальной работы: учебник для бакалавров / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова.- М.: Юрайт, 2014. - 455 с.
34. Хафизова Н. А. Маскулинность и феминность как стили (на примере исследований Маргарет Мид) / Н. А. Хафизова // Вестник ПНИПУ. Культура. История. Философия. Право, №3, 2015. - С. 20-29.
35. Шамина Н. В. Гендерный подход как теоретическая основа изучения социального статуса женщины / Н. В. Шамина // Международный научный журнал «Инновационная наука» №03-1/2017 - С. 257-258.
36. Швецова А. В. Гендерные универсалии как средство изучения гендерной культуры / А. В. Швецова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2010. - №31 (212). Философия. Социология. Культура (вып. 19). - С. 39-45.
37. Швецова А. В. Гендерный подход в контексте гуманитарного знания / А. В. Швецова // Философия и наука: Материалы VIII региональной научно-практической конференции аспирантов и соискателей "Философия и наука" (21 апреля 2009 г.). - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2009. - С. 236-240.
38. Ширяева Т. А., Авакова М. Л. Гендерный аспект коммуникативного доминирования (на материале англоязычного дискурса интервью) / Т. А. Ширяева, М. Л. Авакова // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики, №3(31), 2018. - С. 54-60.
39. Щепкин А. Г. Гендерная экспертиза социальной политики и социального обслуживания на региональном уровне / под ред. Н. И. Ловцовой, Е. Р. Ярской-Смирновой. - Саратов: Научная книга, 2003. - С. 556¬561.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ