Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА МОЛОДЕЖИ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

Работа №145665

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы63
Год сдачи2019
Стоимость4335 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы организации досуга 9 молодежи в сельской
местности
1.1. Социокультурная ситуация развития молодежи в условиях 9
современного общества
1.2. Социальные условия организации досуговой деятельности 12
молодежи в культурно - досуговых центрах сельской местности
Глава 2. Изучение особенностей организации досуга молодежи в 43
с.Сипавском Каменского городского округа Свердловской области
2.1. Анализ деятельности Сипавского ДК за 2018 год 43
2.2. Исследование «Досуг молодежи в с. Сипавском» 46
Заключение 57
Список источников и литературы 61

В настоящее время социокультурное положение характеризуется множеством отрицательных факторов, которые образовались в области духовной жизни - потерей молодежи и взрослых, значительным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры.
Молодежь - динамично развивающаяся социально-демографическая группа, занимающая важное место в социальной структуре общества, - с одной стороны наследует и умножает опыт предшествующих поколений на каждом этапе его развития, с другой, - активно участвует в совершенствовании общественных отношений. Она является основным источником пополнения трудовых ресурсов, находится на том уровне творческой, интеллектуальной, профессиональной активности, который отличает ее от других социально-демографических групп.
Произошедшие в России в 1990-е и последующие годы перемены затронули практически все социальные группы, в том числе молодежь. Претерпела изменения ее территориально-поселенческая структура, сфера занятости, социальные и духовно-нравственные основы жизнедеятельности. Обострились проблемы труда и досуга молодежи, особенно той ее части, которая проживает в сельской местности. Неслучайно досуг сельской молодежи на современном этапе развития российского общества приобрел статус первоочередной научной проблемы.
Исследование досуга сельской молодежи обусловлено прежде всего тем, что он является неотъемлемой частью жизни современного человека, предполагает возможность его социализации, самосовершенствования, культурного и интеллектуального развития. Процесс досуговой деятельности важен для духовного, гармоничного обогащения личности, ее самоорганизации. Социальное воспитание молодых людей, их творческое, интеллектуальное развитие осуществляется не только в процессе учебной и трудовой деятельности, но и во время досуга. К тому же, молодежь является именно той социальной группой, которая больше, чем другие, располагает свободным временем.
Сложившееся многообразие культур усложнило структуру досуга и создало множество форм и видов досуговой деятельности. Современные формы досуга отражают не только возрастные особенности молодежи, но и социальную дифференциацию, специфику социокультурной среды, уровень жизни молодых людей.
Необходимо отметить, что современное село характеризуется кризисным состоянием производственной и социальной сфер, низким уровнем жизни населения, территориальной изолированностью,
удаленностью от культурных центров, отсутствием разнообразия возможностей в проведении досуга, недостаточным развитием инфраструктуры досуговых центров, призванных реализовать творческий потенциал молодых людей. Вследствие этого досуговые предпочтения молодежи села существенно ограничены и разнятся с предпочтениями городской молодежи. Перечисленные факторы определяют наличие проблемы в данной области и высокую актуальность проведения исследования.
Изучить досуг современной сельской молодежи, ее основные предпочтения - значит понять ее жизненные приоритеты, ценности, позиции, взгляды и идеи.
Социум требует новых технологий в деятельности большинства социальных институтов, которые взаимодействуют с детьми и молодежью, так как на сегодняшний день проблема социальной и индивидуальной адаптации детей и молодежи крайне актуальна из-за ускорения темпа жизни. Работа специалистов, взаимодействующих с детьми и молодежью, должна быть нацелена на то, чтобы привить молодежи стремление к познанию культуры, существующей не только для того, чтобы изучать её, а прежде всего для реализации личности в ней.
превосходное средство для реализации самосовершенствования индивида. Человек становится личностью, когда приобщается к культуре, духовным ценностям, обеспечивающим состояние гармонии, его приобщённость к жизни общества. Задача педагогов, особенно в условиях смены ценностных ориентаций, когда у многих молодых людей отсутствуют ценностные ориентиры, мотивация к культурному развитию прививать молодежи ценности, которые способствуют развитию и совершенствованию личности.
Важнейшим из вопросов деятельности культурно-досуговых учреждений является организация досуга молодых людей. В связи с социально-экономическими трудностями общества, высоким уровнем безработицы, отсутствием соответствующего количества культурных учреждений и недостаточное внимание к организации досуга молодежи со стороны местных органов власти и культурно-досуговых учреждений, начинается формирование внеинституциональных форм досуга молодежи. Свободное время важнейший этап развития личности человека. Оно оказывает влияние и на его производственно-трудовую область деятельности, так как именно в свободное время протекают рекреационно-восстановительные процессы, которые помогают снять интенсивные физические и психологические нагрузки. То, как молодежь использует свое свободное время дает оценку уровню ее культуры, сферы духовных потребностей и увлечений конкретного молодого человека или социальной группы.
Практический опыт молодежного досуга демонстрирует, что самыми привлекательными видами для молодежи являются музыка, танцы, игры, ток- шоу, всё же, не всегда культурно-досуговые центры выстраивают свою деятельность, исходя из увлечений молодежи. Стоит не только знать нынешние культурные интересы молодых людей, предугадывать их видоизменение, а также стремительно проявлять реакцию на них, предлагать новые формы и виды досуговой деятельности.
В современной социально-экономической ситуации стоит наиболее полноценно и эффективно реализовывать социально-педагогический потенциал свободного времени молодежи. Необходимо расширять традиционные направления, так как досуг является не только временем отдыха, но и сферой развития, реализации творческих способностей и свободное общение с разными людьми. На сегодняшний день необходимо дать молодым людям понимание роли досуга и показать актуальность содержательного его проведения.
Итак, исходя из предыдущих аргументов, можно утверждать, что досуг - является важнейшей частью жизни любого человека, а особенно молодого человека, которому постоянно требуется развитие и поиск собственного «Я».
Актуальность темы выпускной квалификационной работы состоит в том, что досуг для нынешней молодежи является одной из основных ценностей, в данной сфере реализуются многие социокультурные потребности молодежи. В сфере досуга у молодого человека есть возможность проявить себя, показать индивидуальность, раскрыть творческий потенциал. Так же, актуальность темы досуга молодежи определена тем, что молодые люди, свое свободное время проводят в группах ровесников, где складывается особая молодежная субкультура, которая оказывает непосредственное влияние на формирование и личностный рост молодого человека. В связи с тем, что негативные проявления в сфере досуга во многом обусловлены его неорганизованностью, возникает необходимость определения способов регулирования досуговой сферы жизнедеятельности молодежи. Таким образом, досуг как социокультурная сфера жизнедеятельности современной российской молодежи требует глубокого научного осмысления.
Степень разработанности проблемы. На современном этапе осуществляется множество научных исследований, посвященных изучению досуга молодежи, его особенностей в современных условиях. Это работы Л. А. Акимовой, Е. М. Бабосова, И. А. Бутенко, Т. Г. Бутовой. Различные аспекты таких механизмов в сфере досуга, как управление, планирование, контроль, рассматриваются в работах А. Д. Жаркова, Н. А. Михеевой, С. А. Орлова, А. И. Пригожина.
Работы перечисленных авторов обладают важнейшим значением для развития теории и методики культурно-досуговой деятельности молодых людей. Но еще множество проблем и вопросов по данной теме остаются на этапе исследования.
Объект исследования - досуг молодежи в сельской местности
Предмет исследования - деятельность культурно-досуговых центров по организации молодежного досуга в сельской местности.
Цель - изучить особенности организации молодежного досуга культурно-досуговых центров сельской местности.
Задачи исследования:
- выявить сущность и функции досуга молодежи;
рассмотреть социокультурные технологии молодежного досуга;
- проанализировать деятельность культурно-досуговых центров по организации досуга молодежи;
- провести анализ организации досуга молодежи в сельской местности;
- определить пути совершенствования деятельности культурно-досугового центра по организации молодежного досуга.
Базой исследования является Дом культуры села Сипавского.
Практическая значимость: изученные материалы по молодежному досугу могут быть использованы педагогами-организаторами в образовательных учреждениях, а также специалистами культурно-досуговых учреждений в качестве методических рекомендаций по организации досуга молодежи.
Методы исследования:
- теоретические ( анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; систематизация обобщение информации)
- эмпирические ( анализ документов, анкетирование).
Структура работы - обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время все большее внимание ученых привлекают проблемы молодежного досуга. Во многом это диктуется масштабом тех изменений, которыми характеризуется эта область жизнедеятельности. Становится возможным говорить о возрастающей роли досуга для молодежи и, как следствие, об увеличении его влияния на процесс социализации молодого поколения.
Повышенный интерес к социологическому исследованию досуга определяется также изменениями содержания и структуры досуга под воздействием социокультурных трансформаций, произошедших в стране (смены ценностных установок российской молодежи, развития социальной инфраструктуры, появления новых информационных технологий). Это диктует необходимость типологизации досугового поведения молодежи в соответствии со сложившейся социокультурной ситуацией в современной России.
Основные выводы по теме исследования.
1. Досуг выступает в качестве структурного элемента свободного времени, его содержание наполнено деятельностью, позволяющей не только преодолевать стрессы и усталость, но и развивать духовные и физические качества исходя из потребностей личности. В то же время досуг является относительно самостоятельной сферой жизнедеятельности молодежи. Основной признак, отличающий время досуга от свободного времени - это возможность выбора видов деятельности исходя из своих интересов и духовно-нравственных предпочтений. Человек волен распоряжаться временем досуга по своему собственному усмотрению в соответствии со своими ценностными ориентациями.
2. Досуг характеризуется вариативностью структурно-функциональных характеристик, различная совокупность которых образует типы досуговой деятельности. Наиболее значимыми типами досуга можно назвать развивающий, развлекательный, домашний, спортивный, общественно-политический, разрушающий. Между ними существует тесное взаимопроникновение, что позволяет реализоваться основным социальным функциям досуга: компенсаторной, социализирующей, гедонистической, функции общения, творческой самореализации, развития личностных качеств. Выполнение этих функций имеет первостепенное значение в процессе создания условий, необходимых для развития и саморазвития личности.
3. Особенности социокультурного положения молодежи преломляются в ее досуге, который по сравнению с досугом других возрастных групп отличается разнообразием и преобладанием активных и развлекательных форм. Ослабление влияния на становление молодежи традиционных институтов социализации в условиях реформ обусловило возрастание роли досуга для молодежи и, как следствие, увеличение влияния его составляющих на процесс становления личности молодого поколения. В молодежной среде происходит быстрая смена главных жизненных ценностных ориентации: раньше это были ценности труда, в рамках которого досуг - лишь компенсационный отдых и подготовка к новому труду; сегодня - это ценности досуга, при котором труд выступает средством обеспечения досуга. В этих условиях сама идентификация личности молодого человека складывается под влиянием досуговых предпочтений.
4. Процесс трансформации досуговой сферы жизнедеятельности российской молодежи обусловлен как переменами в социокультурной жизни страны, так и технологическими и культурными изменениями, произошедшими в условиях глобализации. Возникли качественно новые виды досуга, характерными чертами которых являются развлекательная, культурно-потребительская, рекреационная направленность их содержания.
Основные виды досуга стали другими не столько по форме, сколько по содержанию (состав читаемой литературы, теле - и кинопристрастия), что связанно как с появлением новых информационных технологий, так и с изменением всей мотивационной сферы личности молодого человека.
5. Роль досуга как фактора формирования особой молодежной субкультуры возрастает вследствие снижения роли традиционных институтов социализации и отсутствия скоординированной государственной политики в области молодежного досуга. Формирование субкультур процесс неизбежный, обусловленный как дифференциацией и автономизацией социальных институтов, так и вовлечением личности в различные социальные группы. Результаты социологических исследований молодежных групп показывают, что совместная деятельность воспринимается членами этих групп, прежде всего, как досуговая. Вследствие чего можно говорить о формировании молодежных субкультур, носящих досуговый характер.
6. Реформирование прежних структур управления досугом актуализирует необходимость разработки новой системы регулирования молодежного досуга, адекватной современной социокультурной ситуации. Досуг воспринимается молодежью как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью молодого человека. Поэтому в настоящее время регулирование досуга молодежи следует направить на формирование такого типа досугового поведения, который, с одной стороны, отвечал бы потребностям общества в организации культурного досуга, содействующего развитию личности молодого человека, а с другой - социокультурным потребностям самой молодежи.
По результатам исследования, мы пришли к следующим выводам, что: молодые люди имеют четко сформированное мнение по вопросам организации своего свободного времени и досуга; досуг и свободное время молодежи не разносторонний, возможностей для реализации способностей, умений недостаточно; проблема села в том, что люди, работающие с детьми и организующие досуг уже предпенсионного возраста, у которых уже нет сил, чтобы ходить с молодежью в походы, проводить секции и занятия; в село не едут молодые специалисты, которые бы активно работали с молодыми людьми и организовывали разносторонний досуг; в сельской местности нет квалифицированных специалистов, которые бы организовали досуг и свободное время; распространенные формы досуга: занятия физкультурой и спортом, игра на компьютере, общение с близкими и друзьями, просмотр телевизора; менее интересны молодым людям такие формы досуга как: чтение литературы, прослушивание музыки, подвижные игры.



1. Бестужев-Лада И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. - М.: Политиздат, 2014.
2. Бутенко И.А. Качество свободного времени у богатых и бедных / И.А. Бутенко // Социологические исследования. 2018. № 7.
3. Бутенко И.А. Подростки: чтение и использование компьютера // Социс. 2011. №12.
4. Воловик А. Ф. Педагогика досуга. М.:Издательство «Флинта», 2018.
5. ВыготскийЛ.С. Педагогика подростка. М. 2019
6. Дробииская Е.И. Свободное время и развитие личности. Л., 2014. С.7- 17
7. Измайлов К.Н. Молодёжный культурный центр и проблемы перестройки клубной работы СПб. 2015. 143 с.
8. Каплан М. Основные модели досуга. М. 2018.
9. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение. 2017.
10. Культурно - досуговая деятельность: учебник / под ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. М. 2018.
11. Кэндо Т. Досуг и популярная культура в динамике и развитие // Личность. Культура. Общество. 2019. Т. II. Вып. 1(2). С. 288
12. Клубоведение: Учебное пособие / под ред. Ковшарова В.А.-М.: Просвещение. 2015. С. 29-46.
13. Методический сборник по организации летнего отдыха детей и подростков «Лето - 2004» / под ред. Корсак Е.Н. Минск. 2014
14. Мосалев Б.Д. Досуг: методология и методика социологических исследований / Б.Д. Мосалев. М.: МГКУ. 2015
15. Мудрик, А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М. Педагогика, 2017
16. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. / Роберт Семенович. Изд. «Владос», 2014
17. Орджоникидзе М.И. Программа курса «Методика выявления, обобщения и распространения передового опыта соц.-кул. деятельности», СПб, 2015.
18. Отнюкова М.С. Жизненный стиль как фактор формирования досугового пространства // Социальные и экономические перспективы. Саратов: СГТУ, 2013.
19. Патрушев И.Д. Бюджет времени городского работающего населения США и России // Социс. 2016. №12.
20. Петрова З.А. Методология и методика социологических исследований культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие.М.: МГИК, 2018. С.92-108.
21. Погрешаева Т.А. Свободное время человека в условиях трансформируемого общества. Саратов: Изд-во СГУ, 2016.
22. Понукалина О.В. Социокультурное значение досуга. Саратов: Юл, 2014.
23. Понукалина О.В. Досуг в условиях трансформаций российского общества // Российское общество в условиях социального кризиса. Сб. науч. тр. Саратов: СГТУ, 2013.
24. Психология современного подростка., под редакцией Д.И. Фельдштейна. М. Педагогика, 2013.
25. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психологические упражнения и коррекционные программы. М. Новая школа, 2015
26. Соколова В.Н. Отцы и дети в меняющемся мире. М. Высшая школа, 2017.
27. Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга. Л., 2012.
28. Стеббинс Р.А. Свободное время: к оптимальному стилю досуга (взгляд из Канады) // Социологический журнал. 2014. № 7. С. 64
29. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2017
30. Суртаев В.Я. Основные направления самореализации молодёжи в условиях досуговой деятельности. СПб, 2012. 182 с.
31. Теменьева Р.А. Изучение досуговых интересов населения. М. 2015. 205 с.
32. Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление. СПб., 2017.
33. Фатов А. Проблемы досуговой деятельности молодежи и пути их преодоления. Закон и право. 2016. № 10. С. 85-87.
34. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка // Вопросы психологии. 2011. №1
35. Шеховцова Е.Ю. Культурно-досуговая деятельность учащейся молодежи: уровни, стадии, модели. 2014


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ