Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения профилактики негативного влияния рэп-музыки на подростков 7
1.1. Рэп как феномен молодежной субкультуры 7
1.2. Возрастные и психолого-педагогические
особенности подростков 13
1.3. Основные подходы к изучению особенностей влияния рэп-музыки на
подростков 18
Глава 2. Практические аспекты изучения профилактики негативного влияния
рэп-музыки на подростков 26
2.1. Роль образовательного учреждения в профилактической работе с
подростками на примере МАОУ «СОШ № 183» 26
2.2. Определение степени влияния рэп-музыки на подростковую аудиторию 33
Заключение 44
Список источников и литературы 49
Приложения 53
Рэп, будучи одним из основных направлений хип-хоп культуры, все больше входит в молодежную среду, оказывая влияние на манеру общения, нравы, мировоззрение и социальные установки подрастающего поколения.
За последние годы современное общество стало уделять большое внимание данному музыкальному жанру. Начали возникать споры о том, является ли рэп признаком культурного регресса, о его художественной или все-таки непоэтической природе. Исходя из всего перечисленного, можно утверждать, что данная тема является актуальной для исследования. Под рэпом (англ. rap - резко говорить, выкрикивать) понимают речитативное исполнение стихов под ритмическую музыку. Исполнителя рэпа принято называть рэпером или MC (эмси).
Молодое поколение XXI века в наибольшей степени отказывается от укорененности в обществе и сложившихся культурных ценностей; опыт старшего поколения, по мнению молодежи, не соответствует современным реалиям в связи с непредсказуемостью будущего . На сегодняшний день в развивающемся обществе, молодежь становится основным субъектом истории, формируя новые ценности, образцы поведения, стили жизни. Хип-хоп среда, будучи одной из самых развитых и распространенных молодежных субкультур, способствует формированию как позитивных, так и негативных мировоззренческих и идеологических установок современного подрастающего поколения.
Молодежь представляет собой социально-демографическую группу, выделяемую на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества . Возрастные границы начинаются от 13-15 лет (подростковый возраст) и заканчиваются до 25-30 лет.
Подростки — в широком смысле: групповая общность, образующаяся на основе возрастных признаков и занимающая пограничное положение между детством и юностью. В узком смысле термин «подростки» употребляется в нескольких значениях. Во-первых, как социально¬демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, фиксируемых при переходе человека от детства к юности, особенностей социального положения (статуса), интересов и ценностей, обусловленных возрастом. Во-вторых, как возрастной слой в составе социально-демографической группы — молодежь. В-третьих, как характеристика эмоциональных и поведенческих состояний, связанных с процессом взросления. В-четвертых, как определенный этап жизненного цикла перед физическими изменениями в организме, ассоциируемыми обычно с половой зрелостью .
Для того чтобы предупредить возникновение негативных последствий существования в российском обществе хип-хоп культуры и ее основного направления — рэп-музыки, необходимо осуществлять профилактику. Профилактика — это комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска. В социальной работе профилактика является одной из ведущих технологий. С помощью профилактических мер можно устранять социальные проблемы личности или группы лиц в период зарождения проблематики, тем самым создавая основу для снижения темпов прироста проблемного поля социума. Социальная профилактика - система социальных мер, направленных на сохранение, защиту нормального уровня жизни людей и предотвращение социальных отклонений путём устранения причин и условий их возникновения.
Рэп-культура на протяжении долгих лет находилась за границей научного знания, и воспринималась как новомодное явление, порожденное англоязычной средой. Однако за последнее время произошло значительное переосмысление современного песенного дискурса, что мы наблюдаем и в областях смежных наук общегуманитарного плана.
С точки зрения культурологии и социологии рэп рассматривается в работе Д.А. Садыковой «Хип-хоп в пространстве современной культуры». Автор изучает хип-хоп в контексте социокультурного феномена. С.В. Иванов анализирует хип-хоп как субкультурное сообщество и как культурную форму, возникшую в результате межкультурного взаимодействия1.
В лингвистическом аспекте рэп-музыке посвящены научные работы Е.С. Гриценко, Л.Г. Дуняшевой, Т.А. Шмелевой, А.А. Колесникова, В.К. Андреева, Т.П. Кожелупенко, М.Ю. Титоренко.
Философия изучает данный музыкальный стиль с позиции неопрагматической эстетики, поднимая проблему переоценки ценностной ориентации современной культуры и понятия «высокого» искусства. Данные тезисы раскрыты в статьях Г.Г. Коломиец «К вопросу о новых тенденциях прагматической эстетики» и Н.Л. Соколовой «Популярная культура в парадигме Cultural Studies и философской эстетике».
Объект исследования: подростки как социальная группа.
Предметом исследования является негативное влияние рэп-музыки на подростков.
Цель исследования: выявить последствия влияния рэп-музыки на подростков.
Для достижения поставленной цели были выполнены следующие задачи:
1. Рассмотреть рэп как феномен молодежной субкультуры
2. Охарактеризовать психолого-педагогические особенности
подросткового возраста
3. Выявить основные подходы к изучению особенностей влияния рэп-музыки на подростков
4. Изучить роль образовательного учреждения в профилактической работе с подростками на примере МАОУ «СОШ № 183»
5. Определить степень влияния рэп-музыки на подростковую аудиторию
В ходе работы использовались следующие методы:
-анализ литературы по теме ВКР;
-опросный метод (анкетный опрос);
-интервью
База исследования: МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 183» города Екатеринбурга.
ВКР состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Рэп-музыка сегодня - это неотъемлемая часть современной российской культуры. Её значимость для общества и молодежной среды заключается в смысловом содержании (затрагивание острых социальных проблем, призыв к протесту) и внешних проявлениях (использование ярких выражений для обращения на себя внимания, отсутствие правил, свободомыслие, независимость).
Очевидно, что рэп уже достаточно прочно укоренился в сфере популярных у молодежи музыкальных жанров. Однако, несмотря на это, старшее поколение с устоявшимися традициями, ценностями, социальными установками и нормами, находится еще только на начальном этапе понимания и принятия новой культуры. Поскольку весьма сложно успевать следить за стремительно развивающимися веяниями современного мира, и тем более, вникать в них.
Вместе с тем, особенно сложно разглядеть какие-либо положительные характеристики этих новых модных тенденций. Заметить отрицательные черты всегда проще: они сразу бросаются в глаза и не заставляют ждать ответной реакции.
Целью исследования было выявление последствий влияния рэп-музыки на подростков. Данная цель была обоснована в связи с актуальным на сегодняшний день направлением в музыкальной индустрии - рэпом, и проблемами, сопутствующими его развитию в культурном и социальном пространствах России.
Одной из таких проблем является негативное влияние рэп-музыки на подростков. Общественность во главе с родителями и представителями структур власти озабочены данной проблемой. Так, по их мнению, с активным развитием рэп-музыки и появлением новых исполнителей, подрастающее поколение подвергается риску стать обществом безнравственным и антикультурным.
Для достижения поставленной цели, в соответствии с темой исследования, требовалось рассмотреть теоретические и практические аспекты изучения профилактики негативного влияния рэп-музыки на подростков.
С точки зрения теории, рэп рассматривался в первую очередь, как феномен молодежной субкультуры. По итогу нам удалось выяснить, что большой интерес подростковой аудитории к рэп-музыке обусловлен рядом различных факторов психолого-возрастного характера. Вместе с тем, рэп- культура включает в себя специфическое направление - баттл-рэп, так же пользующийся популярностью в молодежной среде. Успех баттл-рэпа определяется свободой самовыражения и отсутствием запретов.
Важно отметить причину образования культуры рэп-музыки в российском обществе. Рэп возник в период неустойчивой социально-экономической обстановки и оказывал содействие в восстановлении социально-психологических настроений общественных групп.
Следующим этапом работы был анализ возрастных и психолого-педагогических особенностей подростков. Здесь мы выяснили, что на фоне физических и психологических изменений, существует вероятность возникновения у подростков кризисных явлений. Данные процессы переживаются подростками весьма сложным образом и требуют особого внимания со стороны взрослых. Ввиду того, что взросление является непростым процессом для подростка, психологи рекомендуют профилактировать возможные девиации и создавать условия для благоприятного протекания данного периода.
Далее в ходе работы были приведены основные подходы к изучению особенностей влияния рэп-музыки на подростков. Таким образом, в теоретической части исследования были использованы сведения, касающиеся отрицательного влияния рэп-музыки на подростков. Ряд ученых находит опасным и вредным увлечение подростками рэпом. Рэп, согласно их суждениям, отрицательно сказывается на культурном и интеллектуальном развитии молодежи, что в свою очередь, способствует социальному упадку всей страны. Кроме того, ученые из США так же, считают деструктивным воздействие рэп-музыки на молодое поколение. Они аргументируют свою позицию высоким ростом преступности среди молодежи.
В процессе изучения данного вопроса была обнаружена еще одна точка зрения, отличающаяся от предыдущих. Ученые из Великобритании нашли применение рэп-музыки в медицине, в частности в психиатрии. Они считают, что рэп способен иметь терапевтическое воздействие на пациентов с психическими расстройствами. Такие факты позволяют говорить о важности и пользе рэп-музыки для общества и также оставляют предпосылки для дальнейших исследований в этой области.
Итак, рассмотрев рэп и его влияние на подрастающее поколение с теоретической стороны, следующим этапом работы был практический подход к изучению выбранной темы исследования. Во-первых, необходимо было изучить роль образовательного учреждения в профилактической работе с подростками. Так, было установлено, что специфика подросткового возраста предполагает применение профилактических мер с целью сохранения нормальных условий жизнедеятельности подростка и предотвращения воздействия опасных факторов социума. Эти меры должны осуществляться в образовательных учреждениях, поскольку школа имеет большое значение в процессе социализации ребенка и формировании его личности.
Во-вторых, практическая часть работы предполагала проведение эмпирического исследования. Данное исследование включало в себя следующие методы: анкетный опрос и интервью. Результаты опроса свидетельствуют о том, что подростковая аудитория проявляет интерес к музыкальному жанру рэп. Так же, они признают наличие пропаганды негативных девиаций в рэп-музыке. Однако, несмотря на это, подростки с уверенностью заявили, что такая музыка не способна оказывать на них какого-либо воздействия.
Подростки, согласно опросу, видят в рэп-музыке как отрицательные, так и положительные черты. Основные положительные черты были отмечены в анкете.
Ввиду недоверия современной молодежи к политической системе, подростки продемонстрировали, что с осуждением относятся к решению родителей и властей ограничить выступления рэп-исполнителей. Такие данные позволяют говорить о том, что молодые люди обеспокоены ситуацией, касающейся той социальной среды, частью которой они являются.
По итогам проведенного интервью с педагогом образовательной школы, можно сделать вывод, что в педагогическом аспекте, рэп-музыка является источником негативных девиаций, влияющих на подростков. Эти сведения обоснованы личными наблюдениями педагога в образовательной среде.
Таким образом, задачи исследования решены в полном объеме, цель достигнута - рэп-музыка имеет определенные последствия для подростковой аудитории, она способна оказывать различного рода воздействия на слушателя. Исследование показало, что рэп, преимущественно, является носителем отрицательных девиаций. Впрочем, несмотря на присутствие в рэп-музыке негативных агентов влияния, были выявлены и положительные стороны этого музыкального стиля.
В рамках социальной работы, новым направлением может стать профилактика деструктивных воздействий рэп-музыки в образовательных учреждениях. Исходя из актуальности проблемы исследования, для снижения риска возникновения девиантного поведения, введение в школах такого вида профилактической работы будет полезным и эффективным. Конкретная работа специалистов по предупреждению подобных явлений у детей и подростков, именно в этой области, позволит лучше разобраться в данном вопросе и возможно приведет к его решению.
Для того чтобы получить больше информации по анализируемой проблеме, прийти к наиболее точным результатам и в полной мере раскрыть тему исследования, требуется дальнейшее её научное изучение.
1. Алексеева П.С., Прокопьева Н.Ю. Подростковые девиации как замещающий вид поведения // Прикладная юридическая психология. 2016. № 4. С. 61-68.
2. Бочарникова И.С. Досуговые предпочтения современной Российской молодежи: сравнительный социологический анализ // Теория и практика общественного развития. 2018. № 1. С. 1-4.
3. Гребенникова О.В. Социальная идентификация современных подростков и юношей // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2017. № 3(9).
4. Гриценко Е.С., Дуняшева Л.Г. Языковые особенности рэпа в аспекте глобализации // Политическая лингвистика. 2013. № 2. С. 141-147.
5. Гугуева Д.А, Еремина А.С. Медиация в образовательной среде // Обзор. НЦПТИ. 2018. № 1(12). С. 80-85.
6. Дивеева А.А. Аспекты изучения рэп-текста в лингвистике// Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXXIV междунар. Студ. науч - практ. конф. 2015 №7 (34). С. 35-42.
7. Димитриев Д.А., Индейкина А.С., Димитриев А.Д. Влияние современной звуковой среды на функциональное состояние организма человека // Гигиена и санитария. 2016. С. 150-153.
8. Есаков В. А., Логвинова И. В. Воздействие музыки в стиле рэп на сознание современной молодежи // Вестник МГУКИ. 2016. № 1(69). С. 102-106. / [Электронный ресурс] URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/ozdeistvie- muzyki-v-stile-rep-na-soznanie-sovremennoy-molodyozhi(дата обращения 23.03.2019).
9. Иванов С.В. Феномен российской хип-хоп культуры: теоретическая рефлексия и художественные практики // Культура и искусство. 2012. № 4(10). С. 8-11.
10. Ивченко С.С. Медиация как новый способ предупреждения и разрешения конфликтов среди детей школьного возраста // Вестник науки и образования. 2018. № 5(41). С. 115-117.
11. Кожелупенко Т.М Рэп как язык конфликта в субкультуре хип- хопа // Вестник РУДН. Серия: Лингвистика. 2008. № 4.
12. Коломиец Г.Г. К вопросу о новых тенденциях прагматической эстетики // Вестник ОГУ. 2014. № 7(168).
13. Ларина А.А. Основные ценности современной молодежи // Территория науки. 2015. № 5.
14. Лассан Э. Рэп-баттлы как культурный и лингвокультурный феномен // Коммуникативные исследования. 2018. № 3 (17). С. 129-143. / [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rep-battly-kak- kulturnyy-i-lingvokulturnyy-fenomen(дата обращения 10.03.2019).
15. МАОУ «СОШ № 183», официальный сайт. / [Электронный ресурс] URL: http://школа183.екатеринбург.рф (дата обращения 07.05.2019).
16. Обществознание, единый портал. / [Электронный ресурс] URL: http://humanitar.ru/page/ch7_3(дата обращения 24.04.2019)
17. Осипов Г.В., Москвичев Л.Н. Социологический словарь. М, 2014. С. 335-337.
18. Положение о комиссии по урегулированию споров между
участниками образовательных отношений МАОУ «СОШ № 183» от 28.08.2015. № 196.
19. Положение о Совете профилактики МАОУ «СОШ № 183» от 28.08.2015. № 196.
20. Проект по борьбе с детским ожирением «Let's move» / [Электронный ресурс] URL: https://letsmove.obamawhitehouse.archives.gov/(дата обращения 29.05.2019).
21. Пырова Т.Л. Формирование хип-хоп культуры: от социального контекста до академического феномена // Культура и искусство. 2017. №12. С. 92-97.
22. Садыкова Д.А. Хип-хоп в пространстве современной культуры // ОНВ. 2013. № 5 (122).
23. Соколова Н.Л. Популярная культура в парадигме Cultural Studies и философской эстетике // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. 2010. № 3 (15).
24. Суле А., Инкстер Б. Хип-хоп - состояние ума // The Lancet
Psychiatry. 2014. / [Электронный ресурс] URL:
https://www.thelancet.com/journals/lanpsy/article/PIIS2215-0366(14)00063- 7/fulltext(дата обращения 18.04.2019).
25. Толбатова Е.В. Психолого-педагогические особенности организации учебной деятельности школьников подросткового возраста // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2015. № 1(3).
26. Трякина И.А. Влияние хип-хоп субкультуры на установки молодого поколения // Социальные явления. 2013. № 2. / [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-hip-hop-subkultury-na- ustanovki-molodogo-pokoleniya(дата обращения: 13.04.2019).
27. Фахрадова Л.Н., Барсуков В.Н., Смолева Е.О., Разварина И.Н. Профилактика и коррекция девиантного поведения несовершеннолетних на уровне образовательной организации // Проблемы развития территории. 2016. № 2 (82).
28. Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (в ред. от 23.07.2013). / [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103038/(дата обращения 16.05.2019).
29. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 27.06.2018). / [Электронный ресурс] URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23509/(дата обращения 18.05.2019).
30. Фоменко Н.В Подростковый возраст как наиболее сложный этап развития ребенка // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова.
2014. № 2.
31. Фролова Е.В. Рэп как форма социально-политической рефлексии в современной российской культуре. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. С. 52.
32. Фролова Е.В. Функционирование топосов в российской политизированной рэп-культуре. // Уральский филологический вестник № 5. Драфт: молодая наука. 2014. С. 305-308.
33. Хестанов Р. Хип-хоп: культура молодежной контрреволюции // Журнал Logos. 2016. Том 26. Вып. 4. С. 7-26.
34. ЦентрYuoGov, глобальная общественная и информационная компания. / [Электронный ресурс] URL: https://yougov.co.uk(дата обращения 20.05.2019).
35. Черкашина С.А. Психологические особенности «Опасного» подросткового возраста // Репродуктивное здоровье детей и подростков.
2015. № 6(65).
36. Чернобровкина С.В. Представление о подростках как фактор их взросления // ОмГУ. 2016. № 3.
37. Чипсанова С.Г. Особенности работы общеобразовательной школы по профилактике и коррекции девиантного поведения детей и подростков // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. №1.