ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1. Цифровизация высшего образования в современном обществе 7
1.2. Проблема цифрового капитала и цифрового неравенства в условиях
цифровизации образования 18
1.3. Особенности цифровизации образования в Китае 26
Глава 2: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАТИКИ КИТАЙСКИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И
СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ 38
2.1 Влияние социально-демографических характеристик преподавателей и студентов, принявших участие в исследовании, на уровень цифрового капитала 41
2.2. Использование цифровых технологий преподавателями и студентами в процессе
образования 51
2.3. Отношение китайских преподавателей и студентов к цифровизации образования
58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 78
Приложение 1 Анкета для преподавателей 78
Приложение 2 Анкета для студентов 89
В условиях новых методов производства цифровые технологии стали новой движущей силой экономического роста и социального развития. В этом процессе цифровой капитал предстает как особый вид капитала в результате интеграции логики капитала и цифровых технологий. Чтобы адаптироваться к изменениям в методах общественного производства, системе образования необходимо срочно интегрировать цифровые технологии в образовательный процесс для воспитания талантов, способных адаптироваться к цифровому производству. Китай не является исключением. На данном этапе цифровизация образования стала основным направлением работы системы образования Китая, особенно в системе высшего образования, которая отвечает за предоставление обществу талантов, и цифровая трансформация образования является главным приоритетом.
Научно-исследовательской сфере цифровизации образования в Китае представлена профессор Чжу Житин . Его исследования в основном принимает цифровой трансформации в качестве отправной точки, предполагает, что цифровая трансформация образования — это неизбежная тенденция высокого уровня развития образования. Акцент делается на цифровые технологии проникают во все уровни системы образования, в полной мере учитывать потребности страны, общества и отдельных людей, и помочь в достижении целей, талант электростанция, науки и технологий, а также образование электростанция; профессор Лань Гошуай исследование фокусируется на использовании современных образовательных технологий и повышение цифровой грамотности педагогов и студентов в этом процессе. Кроме того, он указал на риски, связанные с использованием цифровых технологий в образовательном процессе; Ян Цзункай, специалист по информатизации образования Министерства образования КНР, подчеркнул образовательной модели обучения и модели управления в контексте цифровизации инноваций, в то же время, мы должны также обратить внимание на самоконтроль педагогов и студентов в этом процессе; профессор Хуан Ронгхуай фокусируется на цифровой образовательной среды, подчеркивая взаимодействия образовательной среды и людей, и понимая, формирование персонифицированных моделей обучения с помощью технических средств; Китая “отец Электронное образование в Китае” господин Нан Гононг придает большое значение роли цифровых технологий в продвижении модернизации образования, продвижения образовательных справедливости и повышения качества образования; профессор Ван Цзицин обращает внимание на гуманистической помощи в процессе цифрового образования для обеспечения образовательных технологий служит основной цели образования.
Стоит отметить, что на данном этапе существующие в Китае исследования по цифровизации образования, включая цифровизацию высшего образования, обычно изучают анализ факторов и последствий цифровой трансформации образования с макроэкономической точки зрения страны и политики, и исследует природу цифровой трансформации образования, включая изменения в системе образования, образовательных моделях и обучении, а также преимущества использования цифровых технологий в образовательном процессе.
В этом исследовании используется подход Ragnedda, позволяющий понять процесс цифровизации образования как процесс воздействия цифрового капитала на сферу образования. Речь идет о том, чтобы вывести цифровизацию образования из сферы образования в целом и обратиться к взаимодействию между цифровым капиталом и образованием, а объект исследования смещается с системы макрообразования непосредственным пользователям и бенефициарам цифровизации образования - преподавателям и студентам, изучая их образовательную практику и отношение к цифровизации образования в контексте цифровизации образования.
Исследования по этому вопросу могут способствовать прогрессу в знаниях в области социологии образования, особенно в понимании влияния накопления цифрового капитала на образовательную практику преподавателей и студентов в контексте цифровизации образования и их отношения к цифровой трансформации образования. В настоящее время это исследование особенно важно, поскольку цифровая трансформация образования по-прежнему является важной задачей в области глобального образования.
Цель исследования: Описание цифровизации образования с точки зрения цифрового капитала для оценки образовательных практик китайских преподавателей и студентов в контексте цифровизации образования.
Объект исследования: Китайские преподаватели и студенты высших учебных заведений.
Предмет исследования: Образовательная практика китайских преподавателей и студентов в контексте цифровизации образования.
Задачами настоящего исследования являются:
1.Определение общую концепцию цифровизации образования;
2.Определение цифровизацию образования с точки зрения цифрового капитала;
3.Описание цифровизацию образования в Китае на данном этапе;
4. Выявление накопление цифрового капитала китайскими преподавателями и студентами;
5. Анализ образовательных практик китайских преподавателей и студентов в процессе цифровизации образования.
Опираясь на подход Ragnedda для данного исследования выдвигаются следующие предположения: цифровые навыки респондентов связаны с их социальнодемографический портрет (пол, возраст, уровень образования, район проживания и т.д.).
На основе анализа существующей литературы можно сделать следующие гипотезы:
1. У китайских преподавателей и студентов есть высокие уровни цифрового капитала;
2. Китайские преподаватели и студенты активно используют цифровые технологии в образовательном процессе;
3. Китайские преподаватели и студенты положительно относятся к цифровизации образования;
4. На данном этапе цифровое неравенство в сфере образования между городскими и сельскими и между районами Китая все еще существует.
Первая глава включает в себя определение цифровизации образования, даваемо определение цифровизации образования с новой точки зрения - цифрового капитала, и описывается цифровое неравенство в сфере образования в соответствии с этим определением, а также описывается общий статус-кво цифровизации образования в Китае.
Вторая глава включает исследование, по результатам которого можно сделать вывод о том, что образовательные практики китайских преподавателей и студентов в контексте цифровизации образования в значительной степени зависит от накопления цифрового капитала. Исследование по этому вопросу в основном проводится с помощью количественных исследований, включая два онлайн-анкетирования:
1.11.2023- 01.2024 Анкета об образовательной практике китайских преподавателей в контексте цифровизации образования, опубликованная в китайских социальных сетях посвящена изучению накопления цифрового капитала китайскими преподавателями на данном этапе и мероприятий образовательных практик в процессе цифровизации образования.
2.12.2023- 02.2024 Анкета об образовательной практике китайских студентов в контексте цифровизации образования, опубликованная в китайских социальных сетях посвящена изучению накопления цифрового капитала китайскими студентами на данном этапе и мероприятий образовательных практик в процессе цифровизации образования.
Цифровизация образования является результатом применения и накопления цифрового капитала в сфере образования. Являясь неизбежной тенденцией трансформации и развития образования в цифровом обществе, цифровизация образования - это уже не просто применение цифровых технологий в образовательном процессе, а вышла на новый уровень. полный комплекс разноплановых реформ всей системы образования. Конечной целью является формирование цифровых образовательных идей, то есть более открытых и разнообразных образовательных идей. Цифровизация образования открыла ряд новых возможностей для развития образования, но также и породила ряд проблем. Все страны активно принимают это изменение и проводят ряд реформ в первоначальной политике в области образования, чтобы лучше использовать эту возможность и активно реагировать на вызовы, которые оно несет. Китай не является исключением. На данном этапе цифровую трансформацию образования в Китае в основном проводит государство и правительственная структура. Под благодаря руководству государства и правительственных ведомств, сфера образования Китая в основном достигла полного охвата цифровыми технологиями, особенно в области высшего образования, цифровизация образования достигла замечательных результатов. Однако, цифровое неравенство между регионами Китая и городским и сельским образованием все еще существует.
В сфере высшего образования, в целом, китайские преподаватели и студенты успешно применяют эти возможности и активно реагируют на вызовы, которые они несут. Как правило, они обладают высоким уровнем цифрового капитала - диверсификация цифровых инфраструктур и цифровых навыков принадлежащих частным лицам, является хорошей, Среди них, по данным опроса преподавателей, социально-демографический портрет респондентов не имеют ничего общего с накоплением ими цифрового капитала, в то время как по данным опроса студентов, цифровые навыки женщин лучше, чем у мужчин, что влияет на их образовательную практику в контексте цифровизации образования.
Респонденты показали хорошие результаты в измерении осведомленности об образовательной практике в контексте цифровизации образования.Они в высокой степени удовлетворены цифровизацией образования, имели свои собственные взгляды на понимание концепции цифровизации образования и лучше понимали политику и планы по цифровой трансформации образования, внедряемые государством. В процессе решения задач уровень использования сети высок, а обратная связь об использовании цифровых технологий в образовательном процессе на данном этапе лучше.Однако они не проявляют инициативы в получении актуальной информации, в большей степени посредством онлайн-рекламы, а с точки зрения методов решения проблем доля традиционных приложений для обработки данных по-прежнему очень высока, и, по их мнению, цифровая трансформация образования остается только на поверхности. Цифровые технологии используются в качестве “инструмент” в образовательном процессе. Этот инструмент не может проникнуть в суть образования, а затем не может изменить суть образования.
Образовательная практика респондентов в контексте цифровизации образования является для респондентов основным каналом накопления высоких цифровых навыков. Расположение вузов, состояние цифровых инфраструктурой и акцент вузов на цифровых навыков преподавателей и студентов - все это может повлиять на формирование у респондентов продвинутых цифровых навыков. Расположение вузов в котором работают и учатся респонденты, не оказало существенного влияния на развитие его высоких цифровых навыков. Цифровые инфраструктуры вузов, в котором находится респондент, которых находятся респонденты, не оказывают влияния на накопление респондентами высоких цифровых навыков.
Что касается опыта респондентов, то большинство из них обладают цифровыми навыками, необходимыми для их работы и учебы обладают хорошей цифровой грамотностью и продолжают совершенствовать свои цифровые навыки в процессе практики. Респонденты лучше осознают себя в процессе цифровой трансформации образования, а также появляются более равноправные и разнообразные способы взаимодействия между преподавателями и студентами. Кроме того, цифровизация образования также принесла некоторые положительные эффекты - повышение качества и эффективности преподавания, богатство и разнообразие ресурсов и т.д., в отличие от негативной стороны - цифровой разрыв в высшем образовании, вызванный региональными проблемами, ограничил совершенствование цифровых навыков преподавателей, возросли трудности обучения преподавателей, фрагментация усвоения знаний студентами, трудно гарантировать качество ресурсов, вызванное диверсификацией ресурсов, проблемы информационной безопасности и т.д.
На данном этапе на образовательную практику китайских преподавателей и студентов в контексте цифровизации образования в значительной степени зависит от накопления цифрового капитала, включая состояние персональной цифровой инфраструктуры, мотивацию к использованию Интернета, а также базовые цифровые навыки и грамотность.
1. "Словарь образования" (обновленный и совместно отредактированный)/ отв. ред.Гу
Минюань. // Shanghai Education Press. 1998.
2. Щ#^ЖЖЖЖЖЖЙЬЖЖЖ .В Пекине состоялась Всемирная конференция по
цифровому образованию.[Электронный ресурс] URL:https://wdec.smartedu.cn/(fl,aTa обращения: 13.11.2023)
3. ^же, w Еж>жжжжжмжйшжжжжяжше/ жжм^жжжда,
2022, 24(6).108-122.Ван Вэньчэнь, Ма Мэнсюэ. О капитализации больших данных как фактора производства и его двойственных эффектах // Журнал Шанхайского университета финансов и экономики. 2022.Том.24.№ 6.С.108-122.
4. ЖГвГв. >ЖЖШЖЖ »ЖЖЖ»ЖЖЖЖЖЙШ»Ж// ЙЙ#»^^,
2023, 11(2): 168-179. Ван Цзинцзин. Новое мышление о цифровом разрыве - опрос и исследование, основанные на статусе обучения онлайн-курсам для студентов колледжей // Журналистика и коммуникационные науки. 2023.Том.11.№ 2. С.168179.
5. ЕЖ< Ж^< ^&ж, < Ж^ЖЖТЖ^ЖШЖЖШ^ЙЖ: ЖИ« 2022 №Y
Ш/Ж (ЖЖЖЖ)» МЖЖЖЖ// ФИаШ^М^, 2022, 28(05): 13-20.Ван Юньву, Ли Юаньшуан, Цзян Сонгсюэ и др. Тенденции цифровой трансформации высшего образования в контексте эпидемии: интерпретация и вдохновение американского "Отчета о горизонте на 2022 год (издание для преподавания и обучения)" // Информатизация образования в Китае. 2022. Том.28.№ 5. С.13-20.
6. Вартанова Е Л, Гладкова А А. Цифровое неравенство, цифровой капитал, цифровая
включенность: динамика теоретических подходов и политических решений // Изд- во Моск. ун-та. 2021. № 1.С. 3-29.
7. жжж. waws^? ^мжжашжа?—“ашшшжашжа” и^мж
Ж // Ж Ж ЖЖ ЖЖ : Ж ЖЖ ЖЖ, 2019 (1): 5-15.Ву Каннинь. Что это теория образования? Как связаться с образовательной практикой? Повторное
рассмотрение вопроса "Теория образования и образовательная практика" // Журнал Нанкинского педагогического университета: Издание по социальным наукам. 2019. № 1.С. 5-15.
8. жж жжй. ^ншажт жжижтжжж/ йй^#»<%, 2006, 13(4): 43-
53.Вэй Лу, Чжан Минсинь. Третий цифровой разрыв: пробел в знаниях об Интернете // Журналистика и коммуникационные исследования.2006.Том.13.№ 4.С.43-53.
9. wx^. awsxxaw»^swww// wm^W: лх^^ж,
1999 (1): 38-42.Го Юаньсян. Логическое исследование взаимосвязи между теорией образования и образовательной практикой // Журнал Центрально-Китайского педагогического университета: Издание гуманитарных и социальных наук. 1999. № 1. С.38-42.
10. ^Х^т.Ю'НЖ^^Ш^^^^ЖЙ^^ЖЖЖЙ^Й^ХХХ.Го Юйтин.Эволюция
политики, практические дилеммы и откровения о цифровом развитии высшего образования в Европе.[Электронный ресурс]
URL:https://mp.weixin.qq.com/s? biz=MzI5NTk5NjU0MA==&mid=2247497850&idx
=1&sn=9fd68c2ee93d0919ffc2c9eead802577&chksm=ec49a569db3e2c7f00155f87674f b204b 112dcec43052c9af40f5870bb8e533 c8977765c623 a&scene=27/(Дата обращения:25.11.2023)
11. ЧАЛ: ВААЖЙЯТЙАТААЙ “ »W ” ЙЖЯАКЙФ .Гонг Йондан:
Критика западными левыми “нового отчуждения” цифровых капиталистов и ее вдохновение[Электронный ресурс] URL:http://myy.cass.cn/gwmkszy/202304/t20230417_5620390.shtml/(Дата обращения: 18.11.2023)
12. ШЖНЖ >^^^Ш^Х>^^Ф^Х^ГХХЙЖ^// ЛХ^Х.2023(8).46-
55.Ду Цяолинь, Сяо Фэн. Беспорядочное расширение цифрового капитала и его регулирование с точки зрения цифровой экономики // Гуманитарный журнал.2023.№ 8.С.46-55.
13. ]±^, ШЙЖ. ШЙ 2030 ЙШ^ЖЖ^»>^Ш»М>Ш«>/ /т
^ШШЙ, 2022.Ду Яньянь, Тан Сяотун. Реалистичная картина и стратегическое планирование цифровой трансформации российского высшего образования на 2030 год // Сравнительное исследование в области образования. 2022.
14.Законы , кодексы и нормативно-правовые акты российской федерации.Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 21.07.2020)"О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года^/СЕНЗ]
15. Капелюк С.Д., Карелин И.Н. Цифровой капитал рабочей силы в России: региональная
дифференциация // Экономика труда. 2023. Том 10. № 8. С. 1169-1184.
16. ^в#шйаш>^шадлхшашд^« —unescocai®
Ш^^Ш:ЙЖ$0^#^Ж»^&^Ж#. Лан Гошуай I Анализ рисков, связанных с образованием на основе искусственного интеллекта, указывающий на цифровую трансформацию образования -ЮНЕСКО "Искусственный интеллект и образование: руководство для политиков" Ключевые моменты и размышления[Электрольнный ресурс]
URL:https://mp.weixin.qq.com/s? biz=MzA5MzE0ODc2NQ==&mid=2667749860&id
x=1&sn=89a7af40f19ea0ddd611 dea385177fe0&chksm=8a9442d6bde3 cbc0214916b70f9 b8f56b7ab571a3c7b9d59101f2f9a0b6e7cdc92cd63363394&scene=27/(Дата обращения:14.04.2024)
17. Ёймдоовдж«^тж
«2020 Ж+Ж IT OHrMIW// Ж^ЖШЖ,2020,26(05):12-25. Лань Гошуай, Чжан И, Го Цянь, Конг Сюэке, Вэй Цзячай.Содействие цифровой трансформации высшего образования: оптимизация, непрерывность и инновации - интерпретация и вдохновение отчета "Десять главных проблем в области ИТ в 2020 году" // Исследование в области открытого образования. 2020. Том.26.№ 5.С.12-25.
18. ШХ. 1М», ^#, >Ж^Ф >Ж^ЖХ^ХЖЖ/ ^W%, 2018 (3):
26-33.Ланьцзян. Общие данные, виртуальное тело, цифровой капитал - тройственная логика цифрового капитализма // Философские исследования .2018 .№ 3. С.26-33.
19. тжтжшттФятотшй&т
Ж^// ЖЖХ#ЖЖЖЖ(ЖЖЖ4ЖЖ),2022,22(01):35-46.Ли Миньхуэй, Ли Мин, Цзэн Бинжань, Ван Чао.Цифровая трансформация высшего образования в развивающихся странах в постэпидемическую эпоху: значение, дилемма и путь // Журнал Пекинского технологического университета (издание по социологическим наукам). 2022. Том.22.№ 1.С.35-46.
... 1. "Словарь образования" (обновленный и совместно отредактированный)/ отв. ред.Гу
Минюань. // Shanghai Education Press. 1998.
2. Щ#^ЖЖЖЖЖЖЙЬЖЖЖ .В Пекине состоялась Всемирная конференция по
цифровому образованию.[Электронный ресурс] URL:https://wdec.smartedu.cn/(fl,aTa обращения: 13.11.2023)
3. ^же, w Еж>жжжжжмжйшжжжжяжше/ жжм^жжжда,
2022, 24(6).108-122.Ван Вэньчэнь, Ма Мэнсюэ. О капитализации больших данных как фактора производства и его двойственных эффектах // Журнал Шанхайского университета финансов и экономики. 2022.Том.24.№ 6.С.108-122.
4. ЖГвГв. >ЖЖШЖЖ »ЖЖЖ»ЖЖЖЖЖЙШ»Ж// ЙЙ#»^^,
2023, 11(2): 168-179. Ван Цзинцзин. Новое мышление о цифровом разрыве - опрос и исследование, основанные на статусе обучения онлайн-курсам для студентов колледжей // Журналистика и коммуникационные науки. 2023.Том.11.№ 2. С.168179.
5. ЕЖ< Ж^< ^&ж, < Ж^ЖЖТЖ^ЖШЖЖШ^ЙЖ: ЖИ« 2022 №Y
Ш/Ж (ЖЖЖЖ)» МЖЖЖЖ// ФИаШ^М^, 2022, 28(05): 13-20.Ван Юньву, Ли Юаньшуан, Цзян Сонгсюэ и др. Тенденции цифровой трансформации высшего образования в контексте эпидемии: интерпретация и вдохновение американского "Отчета о горизонте на 2022 год (издание для преподавания и обучения)" // Информатизация образования в Китае. 2022. Том.28.№ 5. С.13-20.
6. Вартанова Е Л, Гладкова А А. Цифровое неравенство, цифровой капитал, цифровая
включенность: динамика теоретических подходов и политических решений // Изд- во Моск. ун-та. 2021. № 1.С. 3-29.
7. жжж. waws^? ^мжжашжа?—“ашшшжашжа” и^мж
Ж // Ж Ж ЖЖ ЖЖ : Ж ЖЖ ЖЖ, 2019 (1): 5-15.Ву Каннинь. Что это теория образования? Как связаться с образовательной практикой? Повторное
рассмотрение вопроса "Теория образования и образовательная практика" // Журнал Нанкинского педагогического университета: Издание по социальным наукам. 2019. № 1.С. 5-15.
8. жж жжй. ^ншажт жжижтжжж/ йй^#»<%, 2006, 13(4): 43-
53.Вэй Лу, Чжан Минсинь. Третий цифровой разрыв: пробел в знаниях об Интернете // Журналистика и коммуникационные исследования.2006.Том.13.№ 4.С.43-53.
9. wx^. awsxxaw»^swww// wm^W: лх^^ж,
1999 (1): 38-42.Го Юаньсян. Логическое исследование взаимосвязи между теорией образования и образовательной практикой // Журнал Центрально-Китайского педагогического университета: Издание гуманитарных и социальных наук. 1999. № 1. С.38-42.
10. ^Х^т.Ю'НЖ^^Ш^^^^ЖЙ^^ЖЖЖЙ^Й^ХХХ.Го Юйтин.Эволюция
политики, практические дилеммы и откровения о цифровом развитии высшего образования в Европе.[Электронный ресурс]
URL:https://mp.weixin.qq.com/s? biz=MzI5NTk5NjU0MA==&mid=2247497850&idx
=1&sn=9fd68c2ee93d0919ffc2c9eead802577&chksm=ec49a569db3e2c7f00155f87674f b204b 112dcec43052c9af40f5870bb8e533 c8977765c623 a&scene=27/(Дата обращения:25.11.2023)
11. ЧАЛ: ВААЖЙЯТЙАТААЙ “ »W ” ЙЖЯАКЙФ .Гонг Йондан:
Критика западными левыми “нового отчуждения” цифровых капиталистов и ее вдохновение[Электронный ресурс] URL:http://myy.cass.cn/gwmkszy/202304/t20230417_5620390.shtml/(Дата обращения: 18.11.2023)
12. ШЖНЖ >^^^Ш^Х>^^Ф^Х^ГХХЙЖ^// ЛХ^Х.2023(8).46-
55.Ду Цяолинь, Сяо Фэн. Беспорядочное расширение цифрового капитала и его регулирование с точки зрения цифровой экономики // Гуманитарный журнал.2023.№ 8.С.46-55.
13. ]±^, ШЙЖ. ШЙ 2030 ЙШ^ЖЖ^»>^Ш»М>Ш«>/ /т
^ШШЙ, 2022.Ду Яньянь, Тан Сяотун. Реалистичная картина и стратегическое планирование цифровой трансформации российского высшего образования на 2030 год // Сравнительное исследование в области образования. 2022.
14.Законы , кодексы и нормативно-правовые акты российской федерации.Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 21.07.2020)"О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года^/СЕНЗ]
15. Капелюк С.Д., Карелин И.Н. Цифровой капитал рабочей силы в России: региональная
дифференциация // Экономика труда. 2023. Том 10. № 8. С. 1169-1184.
16. ^в#шйаш>^шадлхшашд^« —unescocai®
Ш^^Ш:ЙЖ$0^#^Ж»^&^Ж#. Лан Гошуай I Анализ рисков, связанных с образованием на основе искусственного интеллекта, указывающий на цифровую трансформацию образования -ЮНЕСКО "Искусственный интеллект и образование: руководство для политиков" Ключевые моменты и размышления[Электрольнный ресурс]
URL:https://mp.weixin.qq.com/s? biz=MzA5MzE0ODc2NQ==&mid=2667749860&id
x=1&sn=89a7af40f19ea0ddd611 dea385177fe0&chksm=8a9442d6bde3 cbc0214916b70f9 b8f56b7ab571a3c7b9d59101f2f9a0b6e7cdc92cd63363394&scene=27/(Дата обращения:14.04.2024)
17. Ёймдоовдж«^тж
«2020 Ж+Ж IT OHrMIW// Ж^ЖШЖ,2020,26(05):12-25. Лань Гошуай, Чжан И, Го Цянь, Конг Сюэке, Вэй Цзячай.Содействие цифровой трансформации высшего образования: оптимизация, непрерывность и инновации - интерпретация и вдохновение отчета "Десять главных проблем в области ИТ в 2020 году" // Исследование в области открытого образования. 2020. Том.26.№ 5.С.12-25.
18. ШХ. 1М», ^#, >Ж^Ф >Ж^ЖХ^ХЖЖ/ ^W%, 2018 (3):
26-33.Ланьцзян. Общие данные, виртуальное тело, цифровой капитал - тройственная логика цифрового капитализма // Философские исследования .2018 .№ 3. С.26-33.
19. тжтжшттФятотшй&т
Ж^// ЖЖХ#ЖЖЖЖ(ЖЖЖ4ЖЖ),2022,22(01):35-46.Ли Миньхуэй, Ли Мин, Цзэн Бинжань, Ван Чао.Цифровая трансформация высшего образования в развивающихся странах в постэпидемическую эпоху: значение, дилемма и путь // Журнал Пекинского технологического университета (издание по социологическим наукам). 2022. Том.22.№ 1.С.35-46.
... Всего источников – 58.