Введение 4
1 Теоретико-методологический анализ интеграции ценностей студентов в процессе командой работы 18
1.1 Обзор социологических исследований изучения интеграции ценностей 18
1.1.1 Положения из понимающей социологии М. Вебера 19
1.1.2 Положения из интегративной социологии П.А. Сорокина 23
1.1.3 Положения из ряда социально-психологических концепций 28
1.2. Опыт формирования командных ценностей в студенческой группе как объект системного исследования 30
1.3 Анализ опыта сетевых исследований интеграции ценностей в социологии 42
Выводы по главе 1. 53
2 Эмпирическое исследование «Сравнительный сетевой анализ ценностных сетей студентов-социологов, студентов-инженеров, студентов ИТ-специальностей» 55
2.1 Концептуализация (программа исследования) 55
2.2 Методическое обоснование (результаты апробации) 64
2.3 Результаты социологического исследования «Сравнительный сетевой анализ ценностных сетей студентов-социологов, студентов-инженеров, студентов-журналистов, студентов ИТ-специальностей» 68
2.3.1 Сети базовых ценностей 68
2.3.2 Сети образовательных ценностей 71
2.3.3 Сети трудовых ценностей 74
2.3.3 Основания интеграции студенческих групп (сравнение ценностных сетей) 78
2.3.4 Сравнение эмоциональных и ценностных сетей. 81
2.3.5 Контент-анализ ответов на открытые вопросы 86
2.4. Модель интеграции ценностей студентов в процессе командной работы 89
Выводы по главе 2. 93
Заключение 95
Списоклитературы 98
Приложение 1. Анкета 110
Приложение 2. Графики сравнения эмоциональных и ценностных сетей 112
Приложение 3. Результаты контент-анализа. 118
Актуальность темы исследования.
Формирующееся цифровое общество объективно влияет на формирование сотрудников одиночек. В частности, этому способствует по средствам распространение удалённых форматов работы. Однако реальная практика показывает, что опыт командой работы обладает существенным преимуществом и как заявил во время встречи с представителями общественности Ивановской области,Владимир Владимирович Путин: «одним из серьезных конкурентных преимуществ сегодняшних и будущих специалистов является умение работать в команде» . Важно, чтобы новое поколение специалистов было способно эффективно решать разноплановые задачи в условиях меняющихся политических и экономических реалий, конфликтов и кризисов, обладая необходимыми компетенциями и навыкам командной работы.
Исследователи отмечают, что именно «команда является главной организационной единицей современных предприятий, научно-инновационных коллективов и бизнес-стартапов» . Согласно федеральному государственному стандарту высшего образования третьего поколения универсальная компетенция УК-3 «Командная работа и лидерство» должна присутствовать в перечне универсальных компетенций всех направлений подготовки (бакалавров, специалистов и магистрантов) .
Однако с распространением дистанционных технологий, использованием онлайн-платформ, всё меньше остаётся возможностей для организации очной командной работы между студентами. Большая часть учебных заданий ориентирована на самостоятельную работу. Причём на каждом направлении подготовки это проявляется по-разному, что обусловлено спецификой профессиональных программ.
В условиях сетевого общества меняется сам процесс командообразования и появляется новый форматработы команд. Совершенно новое значение приобретает фактор скорости. Группы становятся всё более кросс-функциональными, меняется культура взаимодействия между участниками.
Таким образом, наблюдаются две разнонаправленные тенденции: на усиление атомизации, с одной стороны, и актуализацию потребности в новых технологиях объединения, присущих цифровому пространству, с другой. Это порождает противоречие в формировании соответствующей системы ценностей у студентов. И может по-разному проявляться у студентов разных направлений подготовки.Какие именно ценности формируются у студентов в вузе? При постоянном сотрудничестве и командной работе у людей формируются общие ценности, позволяющих ещё эффективнее сотрудничать. А какие сформированы у студентов? Насколько они похожи между собой?
Интеграция ценностей студентов в процессе командной работы требует углубленного научного анализа и детального эмпирического исследования
На теоретическом уровне тема интеграции ценностей студентов в процессе командной работы является актуальной в связи с противоречиями, которые заключаются в следующем.
Во–первых, с одной стороны, существует устойчивый научный интерес к изучению ценностей студентов в академической среде, а с другой стороны, наблюдается относительно небольшоеколичество теоретических исследований, посвященных изучению особенностей работы со студентами и формирования навыков командной работы в условиях увеличивающихся тенденций атомизации,появлению новых форм командообразования в цифровом обществе, а также анализу процессов интеграции ценностей внутри студенческих групп.
Во-вторых, на теоретико-методологическом и эмпирическом уровнях недостаточно разработаны принципы проведения исследований интеграции ценностей в процессе командной работы, учитывающих особенности студентов как социо-демографической группы, её специфики и факторов, существенно влияющих на процесс интеграции.
...
В условиях сетевого общества и роста плюрализма ценностей процессы интеграции ценностей требуют особого внимания со стороны исследователей, в контексте актуализации потребности изучения факторов поддержания социального порядка.
В параграфе 1.1 был осуществлен теоретико–методологический анализ подходов к изучению интеграции ценностей студентов в процессе командной работы. В качестве методологической основы нашего исследования было принято решение использовать мультипарадигмальный подход, учитывающий потенциал понимающей социологии М. Вебера и интегративной социологии П.А. Сорокина и некоторых социально-психологических подходов.
В параграфе 1.2проведено комплексное изучение особенностей формирования командных ценностей внутри студенческих группе, в контексте появления новых форм командной работы. Был выделен ряд факторов, влияющих на характер интеграции ценностей в процессе командной работы, а именно: направление деятельности, корпоративная культура вуза, формат и частота взаимодействия, социо-демографический состав студенческой группы, процедура выполнения учебных задач, опосредованная процессами распределения ролей, появлением неформального лидера и формированием эмоциональных связей.
В параграфе 1.3 был изучен опыт использования сетевого метода к изучениюинтеграции ценностей студентов в процессе командной работы. Выявлено, что сетевой подход позволяет продемонстрировать различия в интеграции ценностей на уровнях базовых, образовательных и трудовых ценностей в студенческих группа разных направлений подготовки, по таким параметрам как вес, значимые связи, размах сети, центральность, сила связей, плотность сети и ценностный потенциал.
В параграфе 2.1 на основе проведённого теоретико–методологического анализа были обоснованы авторские концептуальные позиции об особенностях процесса интеграции ценностей внутри студенческих групп в процессе командной работы.Представлена программ эмпирического исследования, включающая в себя объект, предмет, цель и задачи исследования, описание выборки и метода сбора данных. Представлены теоретические концепты на основе которых были сформированы вопросы анкеты, включающие в себя блок ценностей по каждому из трёх уровней: базовых, образовательных и трудовых.
В параграфе 2.2. было представлено методическое обоснование исследования и приведены результаты трёх апробаций анкеты, последовательно осуществляемых на студентах из Севастопольского университета, студентах журналистах и участниках социологической школы в г. Благовещенске.
В параграфе 2.3 раскрыты основные результаты эмпирического исследования. Продемонстрированы различия в интеграции ценностей в процессе командной работы у студенческих групп социологов, инженеров и ИТ-специалистов, на трёх уровнях ценностей. Проведено сравнение эмоциональной сети групп и ценностных сетей. Описаны результаты контент-анализа ответов студентов. На основе полученных данных подготовлена модель, которая может быть использована при подготовке образовательных программ с разноплановыми форматами организации командной работы.
Таким образом, цель нашего исследования была достигнута. Процесс интеграции ценностей в процессе командной работы был проанализирован, обобщён и охарактеризованна трёх уровнях ценностей в студенческих группах трёх направлений подготовки и разработана модель систематизирующая полученные данные, представленная как инструмент для последующих исследований интеграции ценностей в учебных группах.
Наша гипотеза о том, что в условиях сетевого общества и усиления атомизации, интеграция в процессе командной работы в студенческих группах разных направлений подготовки на каждом из уровней базовых, образовательных и трудовых ценностей имеет свои характерные черты и особенности подтвердилась. Наибольший уровень интеграции наблюдался во всех студенческих группах на уровне образовательных ценностей. Наименьший уровень интеграции наблюдался в студенческих группах инженеров и ИТ-специалистов на уровне базовых ценностей, а у студентов социологов на уровне трудовых.
В целом, процессинтеграции ценностей студентов в процессе командной работе, достаточно сложен и требуетдальнейшего изучения. Проведённое нами исследование, результатом которого является модель, визуализирующая влияние внешних и внутренних факторов, а также разницу в уровне интеграции между студенческими группами разных направлений подготовки, может быть использована как инструмент для последующих исследований, направленных на:
– Изучение ценностей студенческих групп в вузах не классического типа с применением модели интеграции ценностей студентов в процессе командной работы;
– Анализ интеграции ценностей студенческих групп одного направления подготовки на разных курсах обучения;
– Изучение ценностей школьных учебных групп с применением модели интеграции ценностей в процессе командной работы на уровне базовых и образовательных ценностей;
– Изучение взаимосвязи ценностей формального и неформального лидера с ценностями студенческой группы на разных направлениях подготовки.
1. Айбазова, М. Ю. Социокультурная адаптация иностранных студентов к условиям обучения в российских вузах / М. Ю. Айбазова // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. – 2022. – № 1(34). – С. 117-121.
2. Аранжин В.В., Нехода Е.В. Влияние трудовых ценностей различных поколений работников на выбор форм и видов занятости: результаты эмпирического анализа // Экономика труда. – 2022. – Том 9. – № 2. – С. 249-270.
3. Аргамакова, А. А. Взгляды М. Вебера и Р. Мертона на природу научных ценностей / А. А. Аргамакова // Ценности и смыслы. – 2019. – № 5(63). – С. 65-81
4. Баврина, А. П. Современные правила применения корреляционного анализа / А. П. Баврина, И. Б. Борисов // Медицинский альманах. – 2021. – № 3(68). – С. 70-79.
5. Базаров, Т. Ю. Влияние ситуационных переменных на лидерство в учебных студенческих группах при дистанционном обучении / Т. Ю. Базаров, А. Р. Коткова // Научный результат. Педагогика и психология образования. – 2022. – Т. 8, № 4. – С. 79-101.
6. Байер, Ю. П. Актуальные исследования ценностей молодежи Европы и России в контексте теории социокультурных ментальностей Питирима Сорокина / Ю. П. Байер, В. Д. Романов // Управленческое консультирование. – 2023. – № 8(176). – С. 105-115.
7. Балашова Н.В. Трансформация трудовых ценностей работников в условиях глобальных изменений в экономике // Экономика труда. – 2023. – Том 10. – № 4. – С. 497-512.
8. Баньковская, Ю. Л. Трансформация культурных ценностей в сетевом обществе / Ю. Л. Баньковская // Актуальные проблемы гуманитарного образования: Материалы IХ Международной научно-практической конференции, Минск, 27–28 октября 2022 года / Редколлегия: О.А. Воробьева (гл. ред.) [и др.]. – Минск: Белорусский государственный университет, 2022. – С. 148-151.
9. Баруздин, И. А. Моделирование корпоративной культуры на основе сетевого подхода / И. А. Баруздин, П. П. Дерюгин, С. В. Рассказов // Материалы Афанасьевских чтений. – 2017. – № 1(18). – С. 80-85.
10. Биккулов А.С., Чугунов А.В. Сетевой подход в социальной информатике: моделирование социально-экономических процессов и исследования в социальных сетях. Учебное пособие. — СПб: НИУ ИТМО, 2013. — 124 с.
11. Богачева, Т. И. Исследование психологических характеристик лидеров студенческих групп / Т. И. Богачева // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2022. – № 2(62). – С. 330-339.
12. Богданова, И. Н. Корпоративная культура вуза и противоречия студенческой социализации в транзитивном обществе / И. Н. Богданова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. – 2012. – № 2(17). – С. 113-118.
13. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 808 с.
14. Вебер М. Основные социологические понятия //Западно-европейская социология ХIX-начала ХХ веков. - М., 1996. - С. 455-491.
15. Волосков, И. В. Закон социальной поляризации П.А. Сорокина и динамика системы ценностей студенческой молодежи / И. В. Волосков // Социально-гуманитарные знания. – 2009. – № 1. – С. 187-199.
...
94 источника