Введение 3
Глава 1. Культурное наследие как объект исследования 8
1.1. Способы изучения культурного наследия 8
1.2. Культурное наследие советской эпохи как объект исследования 12
Глава 2. Культурное наследие советской эпохи в музейных экспозициях . 20
2.1. Культурное наследие советской эпохи в экспозициях российских музеев 20
2.2. Культурное наследие советской эпохи в экспозициях зарубежных музеев 31
Глава 3. Актуализация культурного наследия советской эпохи музейными
средствами 40
3.1. Актуализация культурного наследия советской эпохи: культурная память
и ностальгия 40
3.2. Актуализация культурного наследия советской эпохи: идеология 45
Заключение 52
Список литературы
Прошло более двадцати лет с момента распада СССР, уже выросло поколение людей, которые никогда не жили в Советском Союзе. В 1990-е годы на уровне массового сознания ещё не сложилось определенного отношения к советскому прошлому: люди, находясь в культурном шоке от стремительного распада, казалось бы, настроенной на вечное существование страны, были дезориентированы активной антисоветской пропагандой в СМИ. Однако в 2000-е годы ситуация изменилась. Очевидно, прошёл период адаптации к новым условиям, и наступило время для переосмысления наследия недавнего прошлого. В постсоветской России пришло время для ностальгии по советскому.
Исследователь Р.Н. Абрамов считает, что возрастающий интерес к советскому в современном российском обществе - это коллективная психотерапия, направленная на залечивание травмы от стремительного распада огромной страны . Эта психотерапия имеет множество форм выражения: от вполне классической до китча. На экранах телевизоров показывают классику советского кинематографа, создаются многочисленные документальные и художественные фильмы о советском периоде истории нашей страны. В это же время на Красной площади выстраивается очередь из желающих сфотографироваться с «Лениным» или «Сталиным» и купить кружку или футболку с гербом СССР в сувенирных лавках. Во многих городах сейчас есть гостиницы, а также кафе/столовые/рестораны «под СССР», интерьер которых напоминает обстановку советских квартир. Популярна тема советского и в брендинге пищевых продуктов .
Те вещи, о которых говорилось выше - кино, продукты питания, заведения общепита, сувениры - это вещи не ностальгирующих, а для ностальгирующих. Они были созданы в первую очередь на волне ностальгического спроса: даже если создатели и испытывают симпатию к своей продукции, то получение прибыли всё-таки является главной их задачей. Музеи же существенно отличаются от всего вышеперечисленного тем, что в них находятся вещи самих ностальгирующих (конечно, не «те самые», но «такие же»), не предназначенные для продажи. Конечно, появление подобных музеев вызвано тем же ностальгическим спросом, что и, например, продажа «советских» сувениров. Но если в случае с сувенирами вещь является товаром, пробуждающим некоторые культурно-исторические смыслы у покупателя, то в случае с музеями товаром являются сами эти смыслы, а вещь претерпевает типичные для музея трансформации, меняет статус. И только в последнем случае мы можем рассчитывать, что за волной ажиотажно-ностальгического спроса когда-нибудь придёт пора формирования объективного отношения к прошлому и что музейные коллекции станут надёжным подспорьем в этом деле.
В связи с вышеизложенным, последнее десятилетие характеризуется повышенным интересом к культурному наследию СССР в музейном деле. В музейных и выставочных пространствах проходят многочисленные выставки, посвящённые советской повседневности, и эту тенденцию нельзя не заметить. Выставки отличаются друг от друга разнообразием подходов к экспонированию: одни (и таких большинство) просто демонстрируют частные коллекции предметов быта советской эпохи, а другие представляют результаты научного исследования на базе этих предметов. Кроме того, сейчас активно развивается такой сравнительно новый вид историко-бытового музея как музей советского быта. При этом музеефицируются как отдельные объекты материальной культуры советской эпохи, так и пространства их бытования.
Спустя 10 лет после распада Советского Союза, в 2000-е годы, в России, в целом, завершился процесс адаптации к новым условиям, и наступило время для ностальгии по советскому. Эта ностальгия выразилась в актуализации культурного наследия советской эпохи различными способами: в виде появления художественных и документальных кинофильмов, открытия заведений общепита, выпуска сувенирной продукции и создания музейных экспозиций. Хотя появление музеев советского быта в России и вызвано тем же ажиотажно-ностальгическим спросом, что и продажа сувениров, «музейный» способ актуализации культурного наследия советской эпохи отличается от «сувенирного» тем, что объектом «продажи» являются не сами предметы, а возможность взглянуть на них и выявить те смыслы, которые они несут. Этим тезисом подтверждается первая часть гипотезы данного исследования о том, что актуализация культурного наследия музейными средствами отличается от актуализации культурного наследия иными средствами.
Существуют три основных формы актуализации культурного наследия музейными средствами: музей советского быта, историко-политический музей и музей под открытым небом. В России наиболее популярной формой стал частный музей советского быта, работающий по принципу ретроизации, описанному Л. Горалик . Причиной тому является отсутствие стройной государственной политики относительно истории СССР в целом и репрезентации истории СССР в музее в частности. В главном историческом музее страны - Государственном историческом музее (ГИМ) - существует отдел истории России XX-XXI вв., который собирает музейные предметы, но пока не может их выставить ввиду отсутствия экспозиционных площадей. Отдельных музеев, посвящённых истории и культуре СССР в целом в России не существует, есть лишь экспозиции в краеведческих музеях и узкоспециализированные музеи, такие как музей политической истории России, музей современной истории России, музей ГУЛАГа, которые малопоказательны в контексте данной темы, т.к. актуализация культурного наследия советской эпохи не является их основной целью.
По имеющимся у нас данным, на май 2016 г. в России насчитывается 13 музеев советского быта (если считать филиалы - 15) и планируется открыть ещё 2 музея. Их география довольно широка: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Калужская область, Казань, Воронеж, Иваново, Киров, Новосибирск, Петропавловск-Камчатский. Как уже было отмечено выше, все музеи являются частными, и этим фактом обусловлены некоторые трудности исследования таких музеев. Первая трудность заключается в том, что большинство из этих музеев созданы не профессионалами в области музейного дела и гуманитарных наук. Вследствие этого не все музеи советского быта можно назвать музеями в энциклопедическом понимании этого слова, потому что в некоторых из них не выполняются некоторые функции музея (например, научная). Однако даже такие учреждения музейного типа были включены в список музеев в настоящей работе, потому что они выполняют большинство музейных функций (собирание, хранение, экспонирование), а отсутствие научной деятельности является проблемой многих частных музеев. Другая трудность состоит в том, что частные музеи одного профиля, в отличие от государственных, не сотрудничают между собой. Целью работы подобных музеев не является планомерное изучение предметов из собственных собраний и тем более обращение к коллегам в поисках истины, приближенной к объективной. Следовательно, нет и необходимости узнавать о других музеях своей тематической направленности и сотрудничать с ними. Этот факт затрудняет поиск информации о таких музеях.
Основной причиной как создания, так и посещения музеев советского быта в России являются ностальгические чувства по ушедшей эпохе: в большинстве случаев в таких музеях репрезентируется поздняя советская эпоха, потому что именно на этот период пришлись детство и юность создателей музея. Среди создателей музеев нет людей, не заставших советскую эпоху, однако они имеются среди посетителей. Причиной интереса последних к музеям советского быта является их отношение к советской эпохе как к диковинке, что сродни интересу к «загранице».
За рубежом также осознаётся необходимость актуализации культурного наследия советской эпохи музейными средствами, причём во всех перечисленных формах. Локализованы такие музеи в основном на территории бывших республик Советского Союза и стран социалистического лагеря. Музеи советского быта можно увидеть в Эстонии, Болгарии, Чехии, но наиболее популярной формой актуализации культурного наследия советской эпохи за рубежом являются историко-политические музеи, создаваемые с 1990-х годов. По имеющимся у нас на май 2016 г. данным, такие музеи можно найти в Латвии, Литве, Эстонии, Грузии, Украине, Молдавии, Венгрии. При этом некоторые из них по наполнению являются музеями советского быта, однако несмотря на это претендуют на место в политике (например, музей оккупаций в Эстонии). Есть за рубежом и примеры музеев под открытым небом: в Литве и Венгрии; планируется открыть такой музей в Польше. Они представляют собой коллекцию (как в Литве) или государственную коллекцию демонтированной советской скульптуры (Венгрия и Польша).
На данную тему имеются отдельные статьи российских исследователей, а также статьи и несколько магистерских диссертаций за рубежом. Стоит отметить, что все исследователи, занимавшиеся данной проблематикой, не являются специалистами в области музеологии. Актуализация культурного наследия советской эпохи интересует историков, социологов, философов, антропологов, а также публицистов. При этом их исследования строятся по правилам case study, то есть в работе анализируется один или несколько музеев, но не ставится задача составить общий список музеев данной тематической направленности и проанализировать их деятельность. В связи с тем, что исследователи ставят и решают узкие задачи, а не рассматривают тему во всей её широте, а работах случаются ошибки. Например, называется первым в мире музей социалистического быта в Казани , тогда как он является пятым в России музеем советского быта; или музей «Пермь-36» рассматривается в ряду музеев советского быта , тогда как это музей узкоспециализированный и должен быть рассмотрен в ряду музеев ГУЛАГа.
Зарубежные исследователи также рассматривают не всю панораму музеев одной тематики, а проводят микроисследования на базе одного или нескольких музеев. При этом применяется термин «музеи коммунизма», который объединяет в одно исследовательское поле как музеи, находящиеся на территории бывших союзных республик, так и на территории стран, входивших в социалистический лагерь. Задача систематизировать и проанализировать всю имеющуюся информацию по теме не ставится. Также зарубежные исследователи «актуализации коммунизма» музейными средствами не рассматривают российские музеи данной тематической направленности.
1. Абрамов Р.Н. «Советский чердак» российской блогосферы [Электронный ресурс] // Гефтер. URL: www.gefter.ru/archive/11282 (дата обращения: 14.03.2015).
2. Абрамов Р.Н. Музеефикация советского: историческая травма или
ностальгия? [Электронный ресурс] // Гефтер. URL: www.
gefter.ru/archive/11132 (дата обращения: 10.03.2015).
3. Абрамов Р.Н. Музеефикация советского: между барахолкой и винтажным салоном // Музей. 2013. №6. С. 4-6.
4. Атаманчик К. Советское наследие: между зоопарком, резервацией и заповедником [Электронный ресурс] // Новая Европа. URL: http://n- europe.eu/article/2013/09/04/sovetskoe nasledie mezhdu zooparkom
rezervatsiei i zapovednikom (дата обращения: 20.12.2015).
5. Байбурин А.К. Этнографический музей: семиотика и идеология // Неприкосновенный запас. 2004. №1. С. 81-87.
6. Байковые панталоны Софьи Власьевны [Электронный ресурс] // Итоги.
2000. №46. URL: http://www.itogi.ru/archive/2000/46/116670.html (дата
обращения: 17.02.2015).
7. Баранов Д.А. Образ советского народа в репрезентативных практиках
Государственного музея этнографии народов СССР во второй половине XX в. [Электронный ресурс] // Антропология социальных перемен : сб. ст. : к 70-летию В. А. Тишкова. URL:
http: //www.valerytishkov.ru/engine/documents/document1827.doc (дата
обращения: 16.02.2015).
8. Баранов Д.А. Образы вещей. (О некоторых принципах семантизации) // Антропологический форум. 2005. №2. С. 212-227.
9. Болтунова Е.М. Герб со свиньёй в центре // Ориентир. 2008. №1. С. 32-37.
10. Восканян М.В. Эстетика советского в современной России // Человек постсоветсткого пространства: Сборник материалов конференции. СПб. 2005. С. 150-154.
11. Гогин С. Музей СССР в Ульяновске: опыт мифологического
проектирования [Электронный ресурс] // Неприкосновенный запас. 2013.
№4. URL: http://magazines.russ.ru/nz/2013/4/18g.html (дата обращения: 19.02.2015).
12. Горалик Л. Росагроэкспорта сырка. Символика и символы советской эпохи в сегодняшнем российском брендинге // Теория моды. 2007. №2. С. 6-21.
13. Гурова О. Ю. Советское нижнее белье: между идеологией и
повседневностью. М., 2008.
14. Жижек С. Возвышенный объект идеологии. М., 1999.
15.Зисер И.Г. Связанные одной целью // Дизайн-ревю. 2011. №3-4. С. 22-32.
16. Конструируя «советское»? Политическое сознание, повседневные
практики, новые идентичности: материалы научной конференции
студентов и аспирантов. СПб., 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015.
17. Крюкова Т. А., Студенецкая Е. Н. Государственный музей этнографии народов СССР за 50 лет Советской власти // Очерки истории музейного дела в СССР. Вып. VII. М., 1971. С. 9-120.
18. Куприянов П.С. Реконструкция повседневности в историческом музее // Героическое и повседневное в массовом сознании русских XIX-XXI вв. М., 2013. С. 196-216.
19. Лебина Н.Б. Советская повседневность: нормы и аномалии. От военного коммунизма к большому стилю. М., 2015.
20. Лотман Ю.М. Память в культурологическом освещении // Избранные статьи. Т. 1. Таллинн, 1992. С. 200-202.
21. Маковецкий Е.А. Идеологические аспекты концепции культурного наследия // Вопросы музеологии. 2014. №2. С. 3-9.
22. Минаев Б.Д. Оккупация в кубе // Огонёк. 2012. № 41. С. 42.
23. Музей СССР в Москве // Музей. 2013. №6. С. 25.
24. Музей СССР как креативный кластер. Интервью с Н.А. Никишиным // Музей. 2013. № 6. С. 30-32.
25. Недавнее прошлое в новых музеях // Музей. 2013. № 6. С. 12-25.
26. Нора П. Проблематика мест памяти // Франция-память. СПб., 1999. С. 17¬50.
27. Орлов И.Б. Советская повседневность: исторический и социологический аспекты становления. М., 2010.
28. Павлова Н. Арт-коммуналка и другие //Музей. 2013. №6. С. 36-40.
29. Проект «Музей СССР» в Ульяновске. Факты и мнения // Музей. 2013. №6. С. 26-29.
30. Пусть вещи скажут сами за себя. Интервью с заведующей Отделом истории России XX — начала XXI века Г осударственного Исторического музея Н.Н. Чевтайкиной // Музей. 2013. № 6. С. 34-35.
31. Румянцева М.Ф. Музейная экспозиция как форма репрезентации / позиционирования актуального исторического знания: от постмодерна к постпостмодерну // Роль музеев в формировании исторического сознания: Международная научно-практическая конференция. Рязань, 25-28 апр. 2011 г.: материалы и доклады. М., 2011. С.16-26.