Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Институциональные ограничения конкуренции

Работа №145620

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

экономика

Объем работы34
Год сдачи2024
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа на примере химической промышленности России.

Введение 3
ГЛАВА 1. Содержание институциональных ограничений в регулировании конкуренции 5
1.1. Содержание понятия «конкуренция» в российском законодательстве 5
1.2. Влияние институциональных ограничений для промышленности 10
1.3. Правовое регулирование ограничение конкуренции 14
ГЛАВА 2. Анализ институциональных ограничения конкуренции в химической промышленности 17
2.1. Современное состояние химической промышленности 17
2.2. Государственная политика ограничения конкуренции в РФ 19
Заключение 28
Список использованных источников 30

Трансформация мировой экономики, развитие новых производственных и информационных технологий, изменение природной среды, актуальные тенденции в мировой политике и демографии оказывают серьезное влияние на функционирование химической промышленности. Обусловленные данными трендами динамичное изменение спроса на химические продукты, распространение новых бизнес-моделей и изменение конкурентной среды на мировом рынке химикатов создают как препятствия для цифровой трансформации отрасли, так и новые «окна возможностей».
Положительное влияние на развитие химической промышленности оказывает принятие мер, направленных на совершенствование институтов институциональных ограничений конкуренции химической промышленности и гармонизацию механизмов технического регулирования отрасли.
Актуальность исследования состоит в том, что в современном периоде угрозы конкуренции усиливаются, что требует совершенствования правовой политики РФ в сфере противодействия ограничению конкуренции: ограничительное толкование норм Закона о защите конкуренции, исходя из целей правового регулирования и принципов. В настоящее время для создания ажиотажного спроса для получения сверхприбылей используются новые информационные инструменты, в том числе фейк-ньюс.
Цель исследования - выявить особенности институциональных ограничений конкуренции на примере химической промышленности России.
Исходя из цели, требуется решить следующие задачи:
- рассмотреть содержание понятия «конкуренция» в российском
законодательстве;
- определить влияние институциональных ограничений для промышленности;
- проанализировать правовое регулирование ограничение
конкуренции;


- проанализировать современное состояние химической
промышленности;
- определить государственную политику ограничения конкуренции в РФ.
Объект исследования - химическая промышленность России.
Предмет исследования - институциональные ограничения конкуренции на примере химической промышленности России.
Методика исследования предполагает последовательную реализацию этапов. На первом этапе на основе анализа научных публикаций и аналитических отчетов уточнен понятийный аппарат, проанализировано современное состояние химической промышленности, определена структура химической промышленности РФ, систематизированы ключевые институциональные барьеры, препятствующие ее развитию.
Степень освещения избранной темы в литературе. Вопросы правового регулирования конкуренции исследовались в трудах таких авторов, как Абрамейцев М.С., Бодяк Н.Е., Болотских В.С., Бузданова А.С., Бушуева Я.А., Воробьёва О.А., Гогин А.А., Гогина Г.Н., Грицай А.В., Древаль Л.Н., Крылова И.Ю., Крюков А.С., Петроченко Е.А., Рассказова А.К., Рысева Е.Г., Тихонова
А.В., Филиппов А.В., Шайхеев Т.И., Шкареденок И.А., Шустова К.М. и других.
Несмотря на значительное число научных работ, посвященных конкуренции и ее правовому регулированию, в последние годы комплексных научных исследований в этой сфере почти не проводилось. Это означает, что имеющиеся результаты научных изысканий уже не отражают правовых проблем сегодняшнего дня, а значит необходимо новое исследование, которое покажет современное состояние и проблемы с учетом последних внесенных в законодательство изменений
Работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Существенную актуальность сегодня приобретает и проблематика выработки эффективных и перспективных мер по превентации и преодолению (нейтрализации) институциональных барьеров предпринимательской деятельности в Российской Федерации. Эти меры, безусловно, должны синхронно и многовекторно реализовываться на микро-, мезо-, макро- и мегауровнях, отличаясь при этом комплексным характером.
Соответственно к числу таких мер можно отнести прежде всего оптимизацию и повышение качества законотворческой деятельности и правового регулирования хозяйственно-экономических отношений в РФ, снижение уровня бюрократического давления на российскую экономику, поддержание стабильности, устойчивости и дифференцированной адресности налоговой системы, минимизацию количества нелегальных правил в предпринимательской деятельности, последовательное совершенствование общенациональной системы государственного регулирования экономики, а также целенаправленное развитие и укрепление в нашей стране институтов социального партнерства и сотрудничества при ведущей роли государства, профсоюзов, бизнес-структур и гражданского общества.
Анализ химического комплекса России показал, что относительно низкий спрос на продукцию отечественного химпрома на внутреннем рынке и многолетняя практика поставок на внешние рынки в основном крупнотоннажной продукции низких переделов обусловливают сильную зависимость химического комплекса от мировой экономической конъюнктуры, в том числе от изменения мировых цен на углеводороды, колебаний курсов валют, геополитических событий и др.
Институциональные ограничения конкуренции химической отрасли ускоряют инновационное развитие за счет применения новых моделей организации инновационного процесса, обеспечивают возможность применения краудфандинга для финансирования проектов, связанных с развитием химической промышленности; приводят к возникновению споров относительно прав собственности (в том числе интеллектуальной). В случае промедления с внедрением новых бизнес моделей возможна потери конкурентоспособности ряда направлений отрасли.
Вызовы в области институциональных изменений и международного регулирования определяют новую роль государства, повышение требований к эффективности инструментов и институтов государственного регулирования. Стимулирование инновационного развития отрасли возможно лишь в случае обеспечения эффективного институционального развития, включающего снижение административных барьеров, обеспечение эффективной защиты собственности (в том числе интеллектуальной), а также создание стимулов для перехода от «хищнической» модели конкуренции к «соревновательной».
Появление новых альянсов, многополярность, геополитическая борьба за сферы влияния позволит закрепить за Россией статуса лидера в области химических технологий по ряду направлений, что укрепит авторитет нашей страны на международной арене, выступит эффективным средством распространения российского экономического влияния, занятию Россией новой важной ниши в структуре международного разделения труда. Геополитическая борьба за сферы влияния может привести к осложнению импорта и экспорта нашей страной передовых химических технологий, а также возникновению препятствий по разработке собственных технологий ввиду затруднения обмена информацией и знаниями между российскими и зарубежными научными центрами.
Кроме того, рост региональной нестабильности и терроризма, глобальные проблемы безопасности (национальные и международные конфликты) означает увеличение спроса на химикаты для ВПК и других специальных целей и одновременно создает угрозы для производства и транспортировки химической продукции, сложности с технологическим обменом.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 29.04.2024).
2. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/ (дата обращения: 29.04.2024).
3. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения: 29.04.2024).
4. Федеральный закон «О промышленной политике в Российской
Федерации» от 31.12.2014 № 488-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173119/ (дата обращения: 29.04.2024).
5. Алебастрова И.А. Конституционные принципы: форма выражения, место в системе права и его источников. Конституционное и муниципальное право. 2007. № 8. С. 12-17.
6. Амелина Е.Е. К вопросу об источниках и принципах правового регулирования конкурентных отношений. Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. 16. № 3. С. 150-153.
7. Арзуманян Л.С. Конкурентное право как самостоятельная отрасль права. Modern Science. 2022. № 5-1. С. 130-133.
8. Байдаров А.Д. Принцип поддержки конкуренции как конституционный принцип в Российской Федерации. Право и государство: теория и практика. 2012. № 8 (92). С. 65-68.
9. Башлаков-Николаев И.В. О влиянии конституционных новелл на развитие антимонопольного регулирования и правоприменения. Российское конкурентное право и экономика. 2022. № 2 (30). С. 8-15.
10. Белых С.В. Конституционно-правовое регулирование конкуренции в Российской Федерации. Конкурентное право. 2022. № 1. С.
2-7.
11. Борисова Н.Е. Формы взаимодействия конституционного права и экономики. Правозащитник. 2013. № 1. С. 12.
12. Бурла В.М. Ценность как базовая категория отечественной конституционной аксиологии. Актуальные проблемы российского права.
2021. Т. 16. № 4 (125). С. 23-32.
13. Варламова А.Н. К вопросу о правовой поддержке развития конкуренции. Вестник Московского университета. Серия 11: Право. 2008. № 5. С. 17-29.
14. Гаджиев Г.А. Конституционные принципы рыночной экономики. Развитие основ гражданского права в решениях
Конституционного суда Российской Федерации. М.: Юристъ, 2004. 284 с.
15. Даниловская А.В. Межотраслевой подход к исследованию понятия «конкуренция». Российское конкурентное право и экономика. 2019. № 4 (20). С. 30-34.
16. Донецков Е.С. Баланс частного и публичного интереса в контексте реализации правового принципа поддержки конкуренции. Законность и правопорядок в современном обществе. 2014. № 17. С. 163167.
17. Евтушенко И.В.Защита конкуренции и свободы экономической деятельности: конституционно-правовой анализ. Современное право. 2015. № 3. С. 34-38.
18. Егорова М.А. Недобросовестная конкуренция как разновидность правового запрета PER SE. Право и экономика. 2018. № 1 (359). С. 30-34.
19. Егорченко И.Н. К вопросу о принципах конституционноправового регулирования экономического развития. Образование и право.
2016. № 8. С. 119-125.
20. Жданов И.Ю. О некоторых аспектах нарушения органами власти конституционной гарантии поддержки конкуренции. Актуальные проблемы российского права. 2009. № 2 (11). С. 241-246.
21. Карев Д.А. Критерии классификации правовых принципов: предметный, нормативный и функциональный подходы. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2018. Т. 18. № 3. С. 357-361.
22. Кемрюгов Т.Х. Конституционные принципы и ценности как предмет баланса (пропорциональности): к вопросу о сложностях теоретического и практического содержания. Государство и право. 2021. № 1. С. 135-142.
23. Коломейцева Т.А., Свистунова Л.Ю. Функции и гарантии конституционных запретов и ограничений. Ученые записки юридического факультета. 2021. № 3. С. 19-22.
24. Комкова Г.Н., Тюменева Н.В. Конституционные ценности как правовые ориентиры совершенствования информационно-
коммуникативной культуры. Право: история и современность. 2020. № 2
(11). С. 39-48.
25. Куликов А.Е. О понятии «недопущение конкуренции» по современному российскому уголовному праву. Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. № 1. С. 92-94.
26. Лаптев В.А. Конституция России как основной источник предпринимательского права. Lex russica (Русский закон). 2015. Т. 103. № 6. С. 39-47.
27. Ларькина М.С. Правовые основы реализации конституционного принципа поддержки конкуренции. Наука. Общество. Государство. 2017. Т. 5. № 1 (17). С. 94-98.
28. Ломидзе О.Г. Приоритеты в защите участников оборота:
гражданско-правовые решения и конституционно-правовые принципы. Российская юстиция. 2021. № 8. С. 25-28.
29. Матвеева М.А. Конституционный запрет монополизации экономической деятельности и недобросовестной конкуренции. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2018. № 3. С. 135-145.
30. Мосин С.А. Презумпции и принципы в конституционном праве Российской Федерации. Дис. ... канд. юрид наук. М., 2007. 159 с.
31. Нурмагамбетов Р.Г. Запреты и ограничения в конституционном праве. Дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2006. 223 с.
32. Парамонов А.В. Практическое значение конституционных принципов права. Актуальные проблемы государства и права. 2020. Т. 4. № 16. С. 435-441.
33. Попов А.П., Караев Р.Ш. Особенности публично-правового регулирования конкурентных отношений на товарных рынках. Проблемы экономики и юридической практики. 2019. Т. 15. № 2. С. 206-209.
34. Савинков С. В., Киселев В. М. Химический комплекс Российской Федерации в 2022 г.: задачи по реализации стратегии до 2030 года, производство и потребление. Экономика и управление: проблемы, решения. 2023. Т. 4. № 4. 66-76 с.
35. Сухоруков А.С. Конституционно-правовое регулирование конкуренции в Российской Федерации. Дисс. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2010. 206 с.
36. Томилова Л.Н., Корниенко А.В. Конкурентное право – отрасль будущего. Власть Закона. 2021. № 1 (45). С. 167-179.
37. Хабриева Т.Я. Конституционно-правовые основы конкуренции в Российской Федерации. Журнал российского права. 2017. № 1 (241). С. 5-
15.
38. Цкаева Л.В. Юридическая природа конституционного права на конкуренцию. Теория права и межгосударственных отношений. 2021. Т. 1. № 1 (13). С. 181-186.
39. Честнов И.Л. Принцип релятивизма в постклассической теории права. Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2013. № 1 (30). С. 62-65.
40. Итоги развития химической отрасли в РФ в 2023 году. URL: https://delprof.ru/upload/ iblock/61b/cwdb1gjr09euptimzldvj0akrx2mnqvn/ANALITIKA_Itogi-razvitiya-khimicheskoy-otrasli-2023.pdf (дата обращения: 29.04.2024).
41. Химическое производство: тенденции и прогнозы.
Аналитический бюллетень РИА «Рейтинг». 2023. Вып. 49. URL: https://riarating.ru/images/63024/02/630240259.pdf (дата обращения: 29.04.2024).
42. EU27 Chemical Production Up for First Time in Six Quarters but Overall Production Level Remains Low. Chemical Monthly Report. 2023. URL:
https://cefic.org/app/uploads/2023/12/Chemicals-Trends-Monthly-ReportNovem-ber2023.pdf (дата обращения: 29.04.2024).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ