Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 30 студентов первых и вторых курсов (возраст от 17 до 20 лет).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ И ОБЩИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЕГО ДИАГНОСТИКИ..………………………… 7
1.1 Понятие и общая характеристика мышления……………………………7
1.2 Возрастные и индивидуальные особенности мышления в студенческом возрасте…12
1.3 Влияние образовательной среды на развитие мышления студентов…15
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ……………………………………………………….18
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ……20
2.1 Методическое обеспечение исследования мышления у студентов……..20
2.2 Экспериментальное исследование мышления студентов……………….24
2.3 Характеристика результатов исследования мышления студентов……28
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ……………………………………………………….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…40
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..44
Актуальность работы. В условиях постоянных изменений и новаторства требуются специалисты, способные к креативному и критическому мышлению, способные адаптироваться к новым условиям и решать сложные задачи. Диагностика мышления у студентов позволяет выявить их потенциал в этих направлениях. Понимание структуры и особенностей мышления студентов дает педагогам и образовательным учреждениям возможность адаптировать и оптимизировать учебный процесс, делая его более эффективным и персонализированным. Это способствует развитию не только теоретических знаний, но и практических навыков.
Диагностика мышления направлена на изучение критического мышления, решение проблем, коммуникативные навыки и способности к инновациям, что остро необходимо в современном мире. Понимание особенностей мыслительных процессов студентов позволяет вовремя предоставить им необходимую психологическую или методическую поддержку, что способствует предотвращению учебного и профессионального выгорания.
Диагностика мышления может помочь в определении склонностей и способностей студентов к той или иной профессиональной деятельности, что важно для их карьерного планирования и развития. Исследование и диагностика мышления у студентов имеет ключевое значение для адаптации образовательного процесса к современным вызовам, развитию личностных и профессиональных качеств будущих специалистов, что делает эту тему крайне актуальной для научных исследований и практического применения в образовательной сфере.
Гипотеза исследования - применение комплексных методов диагностики мышления способствует установлению действительного представления об уровне критического мышления, креативности и решения проблем у студентов, что влияет на их академическую успеваемость и подготовленность к профессиональной деятельности.
Цель работы – изучение состояния мышления у студентов для выявления их интеллектуальных возможностей, критического мышления, творческого потенциала и способности к решению логических задач.
Задачи работы:
1. Проанализировать данные, связанные с психологией мышления, интеллекта, критического и творческого мышления.
2. Определить диагностические инструменты.
3. Провести эмпирическое исследование.
4. Проанализировать и интерпретировать результаты исследования.
5. На основе полученных данных разработать рекомендации.
6. Оценить эффективность предложенных методик.
Объектом исследования являются особенности проведения диагностики мышления студентов, а именно критического мышления, творческого мышления, логического мышления, проблемно-ориентированного мышления и т.д., вместе с тем, как студенты применяют эти процессы мышления в процессе обучения и в повседневной жизни.
Предмет исследования инструменты, методики и процедуры, которые используются для исследования, оценки и анализа различных аспектов мышления у студентов.
Научно-методологический аппарат
Теоретические методы: анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы, , квалификационных образовательных стандартов; обобщение и систематизация материала; сравнение и анализ результатов исследования; моделирование.
Эмпирические методы: изучение педагогического опыта по проблеме исследования; экспертный опрос; анкетирование; тестирование; педагогический эксперимент в различных формах (констатирующий, пробный, формирующий); методы статистической обработки результатов; методы компьютерной обработки результатов; методы наглядного представления результатов эксперимента.
Исследование профессионального мышления студентов занимает важное место в области психодиагностики, тем не менее это направление испытывает определённые сложности, обусловленные ограниченностью специализированных методов оценки. Диагностика профессионального мышления предполагает использование инструментария, который можно классифицировать на общие методики, применимые к любой профессиональной сфере, и специализированные методики, разрабатываемые с учётом особенностей определённых профессиональных областей. В качестве эффективного инструмента для изучения характеристик профессионального мышления предлагается применение теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра, адаптированного для российских условий. Данный выбор обоснован несколькими критериями: в диагностике общих способностей видится ключ к успешному профессионализму; тест подходит для измерения уровня интеллектуального развития людей широкого возрастного диапазона; предполагается, что характеристики интеллекта коррелируют с профессиональными навыками и способностями.
- Стандартизацию процедуры тестирования для обеспечения сопоставимости результатов между разными группами испытуемых.
- Анализ результатов с целью выявления закономерностей, связанных с развитием интеллектуальных и профессиональных способностей в зависимости от учебного и социального контекста.
- Комплексный подход к интерпретации результатов, включая сопоставление данных теста с другими методами диагностики, такими как анкетирование, интервью, анализ учебных достижений и т.д.
Разнообразие подходов к изучению мышления в психологии служит доказательством его сложности и многогранности. При этом все большее значение приобретает междисциплинарный подход, объединяющий классические теории с последними достижениями в области нейронаук, когнитивной науки и искусственного интеллекта. Это позволяет не только глубже понимать природу мышления, но и создавать новые технологии для его диагностики и развития.
В контексте образования, осознание значимости и сложности процессов мышления должно стать основой для разработки обучающих программ, направленных на развитие критического мышления, креативности, способности к решению сложных и нестандартных задач. Такой подход позволит подготовить студентов к эффективной профессиональной и социальной деятельности, выработать у них умение самостоятельно приобретать новые знания и адаптироваться в быстро меняющемся мире.
Таким образом, понятие мышления занимает центральное место не только в психологической науке, но и в системе образования, науке и культуре, играя ключевую роль в развитии человека и общества.
Студенческий возраст - это время активного интеллектуального роста и развития абстрактных, критических и метакогнитивных способностей. Этот период предоставляет уникальные возможности для стимулирования мышления и формирования глубоких когнитивных навыков. Существует значительное многообразие в интеллектуальных способностях, стилях мышления, уровнях мотивации и интересах среди студентов. Подход к обучению должен быть максимально адаптирован к этим индивидуальным особенностям для эффективного развития интеллектуального потенциала каждого студента.
Интересы и мотивация играют ключевую роль в активизации мыслительных процессов и обучении. Вовлеченность в предмет и чувство значимости изучаемого материала могут значительно улучшить когнитивную активность и учебные результаты.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей подчеркивает важность создания поддерживающей учебной среды, которая способствовала бы развитию всех аспектов мышления - от абстрактного до критического и креативного. Это включает применение гибких методик обучения, разнообразия форматов работы, а также предоставление возможностей для самостоятельного исследования и креативного самовыражения.
Понимание и поддержка эмоционального состояния и психологического комфорта студентов не менее важны для их интеллектуального развития. Стресс, тревога и другие психоэмоциональные факторы могут существенно влиять на процессы мышления, делая управление эмоциями и стрессом важной частью учебного процесса. Учет возрастных и индивидуальных особенностей мышления в студенческом возрасте требует интегрированного подхода в образовании, который включает адаптацию обучающих программ, создание мотивирующей учебной среды и поддержку личностного и профессионального развития студентов. Это подчеркивает необходимость глубокого понимания когнитивных и психологических процессов в образовательной практике и обеспечивает основу для развития гибких и эффективных стратегий обучения и воспитания.
Мышление студентов представляет собой многогранный и динамичный процесс, который влияет на их успех в обучении и профессиональной деятельности. Современное образование нацелено не только на развитие конкретных знаний, но и на формирование глубоких когнитивных способностей, таких как критическое и креативное мышление, что является ключом к адаптации к постоянно меняющимся условиям современного мира.
Исследование мышления у студентов является сложной, но крайне важной задачей, которая требует комплексного и мультимодального подхода для достижения значимых результатов. Методическое обеспечение такого исследования должно охватывать различные аспекты когнитивной деятельности, включая креативность, критическое мышление, решение проблем, принятие решений и многие другие процессы. Это обеспечивает глубокое и многостороннее понимание мыслительных процессов у студентов, а также их индивидуальные и групповые различия.
В ходе исследования применяются различные методики, такие как психологическое тестирование, анкетирование, интервью, кейс-методы, наблюдение и эксперимент. Эти методики позволяют собирать качественные и количественные данные, что является ключом к всестороннему анализу. Также достаточно важным является использование программного обеспечения для обработки и анализа полученных данных, что повышает точность и объективность исследования.
В конечном итоге, методическое обеспечение исследования должно стремиться не только к анализу текущего состояния мыслительных процессов у студентов, но и идентификации потенциальных путей их развития. Это предполагает выявление образовательных потребностей и разработку рекомендаций по обучению и развитию, направленных на стимулирование высоких уровней когнитивного функционирования.
Мы выработали комплексный подход к оценке и изучению креативности и критического мышления. Этот круг методов позволяет не только глубже понять когнитивные процессы, происходящие у студентов, но и выявить потенциал для их дальнейшего развития. Рассмотрим детальнее примененные методы в контексте эксперимента. Подход, основанный на совокупности различных методов, позволил обеспечить многоаспектный анализ мышления студентов, охватывая как количественные, так и качественные характеристики их креативности и критического мышления. Эта многосторонняя методология подкрепляет достоверность результатов и обеспечивает комплексное понимание исследуемой проблематики.
Экспериментальное исследование мышления студентов отразило комплексную картину мышления студентов. Большинство респондентов продемонстрировали высокий уровень креативности, что свидетельствует о значительном творческом потенциале студентов.. В то же время, доля студентов с средним уровнем креативности подчеркивает необходимость разработки и внедрения специализированных программ и методик, целью которых будет стимулирование и дальнейшее развитие творческого мышления.
Применение пятифакторного опросника личности Р. МакКрае и П. Коста позволило дополнительно углубиться в понимание индивидуальных особенностей участников. Особенно интересным является результат, связанный с фактором экстраверсии против интроверсии, где большая часть участников обладает экстравертированными чертами. Это указывает на то, что большинство студентов предпочитают и способны на взаимодействие с окружающей средой, активное участие в групповых мероприятиях и имеют высокий уровень социальной активности.
1) Арбузова Л.В., Денисенко А.В. Входной контроль в рамках дисциплины инженерная графика как диагностика развития пространственного мышления студентов //Теория и практика современной аграрной науки. 2022. С. 1850-1854.
2) БатаршевА.В. Диагностика темперамента и характера. СПб.: Питер, 2016. 368 с.
3) Боровинская Д.Н. О некоторых методологических проблемах исследования креативного мышления как процесса // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2017. № 38. С. 7-14.
4) Волкова Л. М. и др. Развитие критического мышления студентов в учебно-тренировочном процессе //Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. 2022. №. 7 (209). С. 85-89.
5) Гилядов С. Р. и др. Формирование технического мышления у студентов среднего профессионального образования при преподавании общеобразовательных дисциплин //Управление образованием: теория и практика. 2021. №. 2 (42). С. 208-219.
6) Давыдов В.В. Определение мышления //Культурно-историческая психология. 2006. Т. 2. №. 2. С. 3-16.
7) Дьячкова Е.С., Хватова М.В. Влияние образовательной среды на психологическое здоровье студентов разных специальностей в процессе обучения // Психологическая наука и образование.2006. Т . 11. №. 3. С. 74-88.
8) Емельянова И. и др. Развитие интеллектуального потенциала студентов в образовательной среде вуза //Инженерное образование. 2020. №. 27. С. 55-63.
9) Железовская Г. И. Педагогическая технология формирования понятийного диалектического мышления у студентов // Дис.… д-ра пед. наук. 1994. Т. 13. №. 01.
10) ИльинЕ.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2009. 448 с.
11) Камилова Г.А., Тураева О.С. К. Формирование диагностических навыков у студентов дошкольного образования //Проблемы науки. 2021. №. 4 (63). С. 50-52.
12) Копытова Н.Е., Макарова Л.Н. Профессиональные стандарты и их роль при проектировании основных образовательных программ подготовки педагогов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. Т. 22. № 2 (166). С. 55-62. DOI 10.20310/1810-0201-2017-22-2(166)-55-62.
13) Макарова Л.Н., Рожкова С.В. Диагностический инструментарий оценки развития креативного мышления студента // Вестник ТГУ. 2019. №179. С. 7-19.
14) Малютина Т.В. Психологические и психофизиологические особенности развития в юношеском (студенческом) возрасте // ОНВ. 2014. №2 (126). С. 129-133.
15) Минахметова А. З. Взаимосвязь критического мышления и психологического благополучия студентов //Казанский педагогический журнал. 2022. №. 5 (154). С. 185-191.
16) Мыратдурдыева Н.Н., Ярашов Б.Т. Психологическая характеристика мышления и личности // Символ науки. 2023. №11-1-2. С. 123-125.
17) Неумоева-Колчеданцева Е. В. Развивающий потенциал образовательной среды психолого-педагогического вуза //Педагогическое образование в России. 2015. №. 11. С. 115-119.
18) Носатов В.Т. Психологическая характеристика анализа как основы теоретического обобщения // Вопросы психологии. 1978. № 4. С. 46-54.
19) Панова Е.С. Развитие креативного мышления: от проблемы к инновационному решению. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2016. 197 с.
20) Рожкова С.В. Индивидуально-психологические особенности студентов-психологов с разным типом мышления // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста / отв. ред. И.А. Шар-шов, Л.Н. Макарова. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2017. С. 37-42.
21) Ростовцева П.П., Гусева Н.В. Развитие мышления у студентов с использованием рефлексивных технологий в процессе обучения //Мир науки, культуры, образования. 2021. №. 2 (87). С. 314-316.
22) Рыжов Б.Н. Я-РЕАЛЬНОЕ, Я-ИДЕАЛЬНОЕ И Я-СКРЫТОЕ // Системная психология и социология. 2020. №2 (34). С. 5-20.
23) Саякин В.Ю. Психолого-педагогические условия оптимизации индивидуального когнитивного стиля студентов в образовательном пространстве высшей школы //Автореф. дисс… канд. пед. наук:/Саякин ВО Нижний Новгород. 2011. Т. 16.
24) СиротюкА.С. Диагностика одаренности. М.: Директ-Медиа, 2014. 1229 с.
25) Старостина Н. Н. Развитие критического мышления у студентов-лингвистов в ходе преподавания английского языка в техническом вузе //Актуальные проблемы языковой подготовки в техническом вузе: традиции и инновации. 2022. С. 90-93.
26) Титова Н.К. Методическое обеспечение организации работы, направленной на развитие критического мышления у студентов // Психологические исследования. 2023. С. 3.
27) Трегубова Н.А. Обзор методик диагностики уровня развития мыслительных способностей младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №63-3. С. 325-328.
28) Федоров А. В. Развитие критического мышления в медиаобразовании: основные понятия //Инновации в образовании. 2007. Т. 4. С. 30-47.
29) Хаитбоева Х. О. Диагностика уровня и состояние познавательной деятельности студентов неязыковых вузов при изучении английского языка //Вестник Педагогического университета. 2022. №. 3 (98). С. 20-25.
30) Хамаев А.А. Особенности развития клинического мышления у студентов в преподавание пропедевтики внутренних болезней // Academic research in educational sciences. 2023. Т. 4. №. TMA Conference. – С. 956-961.
31) Христидис Т.В., Новашина М.С. Методы математической статистики в педагогических исследованиях: теория и практика применения // Вестник МГУКИ. 2023. №2 (112). С. 111-122.
32) Шаршов И.А. Система критериев, показателей и уровней процесса профессионально-творческого саморазвития субъектов в вузе // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2010. Т. 1. № 15. С. 26-36.
33) Шевченко Н.Ю., Лебедева Ю.В., Неумоина Н.Г., Корбакова Т.В. Формирование креативного мышления у студентов высшего образования // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 11-4. С. 658-662.
34) Шевырев А.В., Михеев В.А., Федотова М.А. Системная аналитика и креативное мышление как ключевые когнитивные технологии образования будущего // Перспективы развития современного образования: от дошкольного до высшего: в 2 ч. / отв. ред. С.Г. Воровщиков, О.А. Шклярова. М.: МПГУ, 2017. Ч. 1. С. 35-43.