I. Введение ..............................................................................................................3
II. Основная часть.................................................................................................8
Глава 1. Научно-исследовательский раздел....................................................8
1.1 Основные этапы эволюции шпалерного ткачества (XII - XIX вв.)……......8
1.2 Реформы шпалерного ткачества в XX веке…………………………………14
1.3 Новая таписсерия и ее художники…………..………………………………18
Глава 2. Проектно-композиционный раздел..................................................28
2.1 Идея проекта…………………………………………………………….……28
2.2 Этапы создания композиционного решения……………………………….28
2.3 Финальный картон………………………………………………………...…30
2.4 Средства художественной выразительности………………………………31
Глава 3. Технологический раздел....................................................................32
3.1 Выбор материала и технологические особенности……...………………..32
3.2 Оформление шпалеры………………………………………………………33
III. Заключение....................................................................................................34
IV. Список используемой литературы............................................................35
V. Иллюстративное приложение .....................................................................37
Ручное ткачество является одним из ремесел, сопровождающих человечество на протяжении всего исторического развития. Оно включает в себя огромнейшее количество разнообразного текстиля – от простых бытовых изделий до сложнейших предметов декоративно-прикладного искусства, какими являются шпалеры. Выпускная квалификационная работа нацелена на создание шпалеры и исследование истории шпалерного ткачества и его развития в XX веке.
Искусство шпалерного ткачества зарождается еще в Средневековье. Видоизменяясь и эволюционируя, оно доходит до нашего времени в совершенно ином, иногда неожиданном для зрителя виде. После длительной эволюции, завершившейся к началу XIX века и характеризующейся утратой сущностных основ шпалеры, как предмета ДПИ, очередной интерес к ней возникает в XX веке. Новый период эволюционного развития шпалеры приведет ее к концептуальным качественным изменениям, превратив в арт-объект, способный отразить проблемы современного общества новыми художественными средствами.
По форме первоначальная классическая западноевропейская шпалера представляет собой односторонний безворсовый ковер с сюжетным или орнаментальным изображением. Он традиционно выполнялся на вертикальных (готлисных) и горизонтальных (баслисных) станках. Сегодня шпалеры создают на рамах простой конструкции. Стремление к экспериментам уже в начале 1960-х годов приводит художников к поиску совершенно новых путей, среди которых полный отказ от станка и даже от волоконных материалов.
Меняется также и подход к созданию шпалер. В XII-XIII века, во времена зарождения искусства шпалерного ткачества в Европе, шпалера выполнялась одним или несколькими мастерами вручную, каждый из которых являлся ткачом и художником в равной степени. В XVII веке шпалерное ткачество подверглось цеховому разделению труда ввиду расширения деятельности мануфактур: автор-живописец создавал эскиз, специалист-картоньер выполнял его в величину произведения, а мастер-ткач переводил картон в шпалеру. И лишь в XX веке у художников, занимающихся шпалерой, пробудилось желание вернуться к истокам, появилась тяга к фактуре, материалу, возникло стремление самостоятельно вести работу от начала до конца.
XX век можно назвать временем возрождения шпалерного ткачества и возвращения ему прежней мощи и декоративного размаха. Развитие шпалеры в 1960-70-е годы привело к невиданной модификации, получившей название «новая таписсерия».
Шпалера становится «сложным синтетическим произведением, в котором опыт ткацкого ремесла органически соединился с завоеванием современной пластики в разных областях искусства – монументального, станкового, театрально-декоративного…» [1]. Данные изменения полностью перевернули отношение к шпалере, раскрыли новые возможности для художников. Кроме того, новая таписсерия позволяла текстильным мастерам предлагать совершенно иные, яркие решения, экспериментировать с материалами, переплетениями и фактурами.
Привычные для средневековой западноевропейской шпалеры функции в XX веке претерпевают значительные изменения. Теперь шпалера в меньшей степени является утилитарным предметом или показателем статуса владельца – она играет важную декоративную роль и несет смысловую наполненность, позволяет художнику выразить себя, свои чувства, поговорить о глобальных проблемах.
Широкий спектр свойств текстиля и его технологические и художественные возможности, позволяющие раскрыть любые аспекты актуальной проблематики, стали определяющими в выборе автором материала и техники для дипломного проектирования. Дипломная работа представляет собой декоративное настенное панно, выполненное в технике шпалерного ткачества, которая обладает широкими возможностями для создания текстильными средствами художественного образа. Главной идеей проекта является передача мыслей, воспоминаний и чувств автора, связанных с понятием малой родины и темы родного края.
Актуальность работы выражается в следующих аспектах, в том числе личностных. Дипломный проект – это возможность молодому художнику проявить себя, создать первое самостоятельное произведение, которое свидетельствует о профессиональной подготовке автора и демонстрирует его творческий потенциал. Настоящая выпускная квалификационная работа под названием «Север» является обращением к теме родного края, близкой и понятной любому человеку. «Родной дом» в широком смысле этого слова закладывает в сознание и мировосприятие человека основные ценности, питает наши жизненные силы, поддерживает нас, дает опору. Через сохраненную память о родном крае можно выразить свою любовь к нему и заботу о его процветании...
Проделанная работа над дипломным проектом «Север» принесла свои результаты: дала автору, как художнику, бесценный опыт и позволила утвердится в правильности выбора художественного направления – текстиль. Сама работа является также некой «визитной карточкой» молодого художника, демонстрирует его навыки и умения, полученные в процессе обучения.
Важной частью работы стало изучение литературного исторического материала. Благодаря этому удалось выявить основные этапы развития шпалеры и процесс ее эволюции, подробно рассмотреть, как работали мастера разных эпох и отследить отношение к шпалере, как к отдельному виду декоративно-прикладного искусства.
Также были изучены работы современных художников по текстилю, занимающихся шпалерным ткачеством. Подробно разобраны техники и приемы, которыми владеют авторы, ходы, которые используются для создания работ. Кроме того, были рассмотрены проекты, соответствующие идее автора – посвященные теме дома и родного края. Самыми интересными среди них оказались работы Бориса Мигаля, Ирины Яблочкиной, Васко Агуаша.
На основании изученного материала была разработана концепция проекта – о чем должна быть работа, какие приемы стоит использовать для передачи общей идеи и мыслей, о которых хочет сказать автор. Для этого были созданы ассоциативный ряд и эскизы, по-разному раскрывающие задумку. Каждый из них отличался по формату, цветовому и композиционному решениям. Среди всех эскизов производился тщательный отбор, по итогам которого был выбран тот картон, который отвечает на все задачи, заданные идеей: раскрыты темы родного края, взросления, города и передана конкретная местность – город Кировск.
Далее шел подбор необходимых для ткачества материалов – пряжи и нитей основы. Все цвета подбирались под цвет выполненного картона. После был создан ряд пробников для разработки фактур и текстур, проверки необходимых цветов и их сочетаний. Так, появились отдельные пробники черно-белых цветов и ярких, для северного сияния. На их основе цвета и пряжа вводились в окончательную работу.
После изучения различного материала, необходимого для создания авторского проекта, была соткана шпалера «Север», отвечающая на все заданные автором задачи.
«Север» служит напоминанием о родном крае, о важности знания того, где наш родной дом. В данном случае – это Заполярье, долгая, но красивая зима, бескрайние сугробы, завораживающее северное сияние, фауна севера. Кроме того, дом – это семья и близкие люди. Образы двух оленей служат напоминанием об этом. Ну и, конечно, иногда дом — это конкретное место: улочки, по которым гулял в детстве, невероятной красоты или величины здания, которые всплывают в памяти. Дипломная работа стала возможностью для автора рассказать о своей привязанности к родному дому, об умении анализировать наше детство, о становлении и, конечно, о любви.
1. В. Савицкая. Превращение шпалеры. /В. Савицкая – М.: Галарт,1995
2. П. Николаевский. Средневековые шпалеры https://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=1593
3. MILLEFLEURS, tapisserie https://www.universalis.fr/encyclopedie/millefleurs-tapisserie/
4. Н.Ю. Митрофанова. История Художественного текстиля. Очерки. /Н.Ю. Митрофанова – М.: IPR MEDIA, 2022
5. А.В.Матюхина. Традиции Средневекового шпалерного ткачества и проблема возрождения искусства шпалеры в XIX веке. Уильям Моррис. / А.В. Матюхина - СПб; 2006 https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01003268888?page=11&rotate=0&theme=white
6. Arts and Crafts Essays https://en.wikisource.org/wiki/Arts_and_Crafts_Essays/Textiles
7. Костеневич Альберт Григорьевич. Рауль Дюфи/ А. Костеневич. - Ленинград: Искусство. Ленингр. отд-ние, 1977.
8. О.И.Киселева. Возрождение искусства шпалеры первой половины XX века и творчество Жана Люрса. /О.И. Киселева – СПб.; 1995. https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01000009002?page=1&rotate=0&theme=white
9. S.U. Jarry. La Tapissserie, Art du XX-e siècle / S.U. Jarry - Fribourg;1974.
10. Virginia Gardner Troy https://digitalcommons.unl.edu/tsaconf/325
11. Susan Day. Art Deco and Modern Carpets/ Susan Day – Chronical books; 2002.
12. https://irinadvorkina.livejournal.com/34985.html
13. Н.Ю Митрофанова. «Песнь Мира» Ж.Люрса как «Эпическое многоголосье» https://docs.google.com/document/d/1I97G13PV5grCB3l2St7tUhdNTW_QFAvJ/edit
14. «Protocole en matière de tapisserie» , архив галереи La Demeure. 1947
15. Н.Н. Цветкова. Текстильный арт-объект в искусстве XX-XXI веков. https://cyberleninka.ru/article/n/tekstilnyy-art-obekt-v-iskusstve-xx-xxi-vekov/viewer...28