ЗАЯВЛЕНИЕ О САМОСТОЯТЕЛЬНОМ ХАРАКТЕРЕ РАБОТЫ 2
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ 8
1.1 Модели финансирования здравоохранения в мире 8
1.2 Финансирование здравоохранения в условиях обязательного медицинского страхования 12
1.3 Проблемы финансирования здравоохранения и распределения инвестиций 20
1.4 Рассмотрение роли государственно-частного взаимодействия в финансировании здравоохранения России 24
1.5 Механизмы государственно-частного взаимодействия в сфере здравоохранения 28
ГЛАВА 2 ПРАКТИКА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ 51
2.1 Инвестиционные соглашения как наиболее распространённая форма ГЧВ в РФ 51
2.2 Практика применения государственно-частного партнерства 55
2.3 Особенности реализации проектов, финансируемых за счет средств обязательного медицинского страхования, осложняющие применение ГЧП 59
2.4 Практический кейс Группы компаний «Медицинский центр ХХI» 65
2.5 Рекомендации 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ 91
Приложение 1. Анализ результата опроса руководителей медицинских организаций о применении практик ценностно-ориентированных закупок в сфере здравоохранения 91
Приложение 2. Структура опроса по применению практик ценностно-ориентированных закупок (Value Based Procurement) в сфере здравоохранения 98
Принципы «предпринимательского государства», идеи, разработанной в рамках концепции нового государственного менеджмента Д. Осборном и Т. Гэблером, все более активно получают распространение в странах с переходными и развивающимися экономиками. Трансформация процесса оказания государственных услуг, направленная на оценку эффективности их предоставления, создание конкурентной среды в общественном секторе, привлечение современных инновационных подходов и цифровых технологий и, наконец, активная коммуникация государственных органов с общественными организациями, бизнесом и гражданами для решения общественных проблем, способствуют развитию государственно-частного взаимодействия в различных сферах, в том числе здравоохранении .
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), осуществляющая руководство и координацию международной работы по здравоохранению, поощряет и стимулирует сотрудничество между государственными и частными субъектами в вопросах обеспечения финансирования и доступности требуемых качественных с точки зрения эффективности медицинских услуг по укреплению здоровья, профилактике, лечению, реабилитации и паллиативной помощи.
В Российской Федерации расширение масштабов массового жилищного строительства, долгосрочный цикл проектирования и строительства государственных амбулаторно-поликлинических учреждений создают дефицит объектов, оказывающих медицинские услуги населению (в первую очередь, поликлиник). В этой ситуации, а также при учете необходимости решения сложных проблем в здравоохранении, вызванных старением населения, растущим бременем хронических заболеваний, информированности пациентов и быстрыми изменениями медицинских технологий; потребности в новой или модернизированной инфраструктуре здравоохранения в условиях ограничений капитальных расходов, оказываются востребованными различные формы взаимодействия государства и частного сектора в создании соответствующих медицинских организаций.
Вместе с тем эффективное взаимодействие государственного и частного сектора при реализации проектов в сфере здравоохранения, финансируемых за счет средств обязательного медицинского страхования (ОМС), встречает ряд препятствий, а именно: специфика обеспечения финансирования медицинских услуг за счет средств ОМС, распределяемых соответствующими органами ежегодно, затрудняет долговременное планирование деятельности частных медицинских организаций, расчёт возврата вложенных инвестиций. Кроме того, система ОМС, созданная для финансирования деятельности, в первую очередь, государственных медицинских учреждений, действующих в условиях «мягкого бюджетного ограничения» (то есть, прямого дополнительного финансирования в случае необходимости) в своих тарифах не содержит инвестиционной составляющей.
В этих условиях возникает необходимость определения способов обеспечения ежегодного финансирования реализуемых проектов за счет средств ОМС и анализ подходов, обеспечивающих рентабельность деятельности частных медицинских организаций в условиях безинвестиционных тарифов системы ОМС.
Целью данной выпускной квалификационной работы (далее – ВКР) является разработать комплекс мер по расширению масштаба реализации инвестиционных региональные проектов в сфере оказания медицинских услуг, финансируемые из средств обязательного медицинского страхования...
В настоящее время государственно-частное взаимодействие в сфере предоставления медицинских услуг признается эффективным методом привлечения частных инвестиций для обновления и развития современной медицинской инфраструктуры. Также развитие практик ГЧВ способствует внедрению инновационных методов оказания медицинской помощи с целью удовлетворения потребностей сферы здравоохранения в увеличении доступности и повышении качества предоставляемой медицинской помощи, стимулировании развития инноваций в здравоохранении, повышении конкуренции среди медицинских организаций государственного и частного сектора.
Существующее законодательство РФ выделяет следующие альтернативные формы реализации инвестиционных проектов в сфере здравоохранения:
1. ГЧП (проекты ГЧП и концессии);
2. Инвестиционные соглашения;
3. Специальный инвестиционный контракт (СПИК);
4. Соглашение о защите и поощрение капиталовложений (СЗПК);
5. Контракт жизненного цикла (КЖЦ);
6. Офсетные контракты.
Среди перечисленных выше инвестиционных форм государственно-частного взаимодействия методом анализа условий и практики применения допустимыми для привлечения при решении проблемы недостаточности медицинской инфраструктуры и недостаточной доступности медицинской помощи являются две альтернативы:
1. ГЧП (проекты ГЧП и концессионные соглашения);
2. Инвестиционные соглашения.
Углубленное сравнение данных механизмов с помощью таких методов анализа, как: изучение существующих практик применения ГЧП и инвестиционных соглашений в сфере предоставления медицинских услуг, проведение углубленного интервью с экспертами, непосредственно занимающимися применением этих двух допустимых альтернатив на практике, проведение специализированного анонимного опроса руководителей медицинских организаций и работа в фокус-группе, позволили сформулировать следующие выводы.
Для публичного партнера в соответствии с рассматриваемыми критериями: скорость и сложность подготовки проекта к реализации, возлагаемые на концедента риски
и вероятность достижения целей проекта, - предпочтительной альтернативой является инвестиционное соглашение.
Для частного партнера абсолютной доминирующей по всем критериям, среди которых: защита вложенных инвестиций, прибыльность и длительность проекта, является альтернатива ГЧП (концессионных соглашений).
Таким образом, выбор оптимальной формы реализации проектов в сфере здравоохранения, финансируемых за счет обязательного медицинского страхования зависит от условий привлечения государственно-частного взаимодействия.
Если у региона существует срочная потребность в увеличении доступности оказания медицинских услуг, а также отсутствует возможность разделить с частным партнером риск неокупаемости вложенных инвестиций, то предпочтительной формой является инвестиционное соглашение.
Но если регион стоит высоко в рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню развития государственно-частного партнерства (ГЧП), он в состоянии реализовывать длительные проекты в рамках концессионных соглашений и соглашений о ГЧП, при это этом равноправно разделяя возможные риски с частным партнером, то альтернатива ГЧП для обеих сторон будет считаться предпочтительнее. Механизм ГЧП положительно работает в обе стороны, так как в действительности предусматривает гарантии защищенности не только для частного, но и публичного партнера.
Возможные риски реализации проектов ГЧП, возникающие в условиях финансирования за счет средств обязательного медицинского страхования, предлагается преодолеть используя следующие рекомендации:
1. Рекомендации частным партнерам по оказанию медицинских услуг в условиях безинвестиционных тарифов:
1.1 Оптимизация управления поддерживающей деятельностью;
1.2 Применение в процессе закупочной деятельности инструментов концепции ценностно-ориентированных закупок;
1.3 Пересмотр тарифа ОМС;
2.Рекомендацией для частного партнера касаемо решения проблемы невозможности гарантированного обеспечения медицинской организации согласованного объема предоставляем услуг в течение длительного периода подразумевается прописывание в условиях соглашения минимально гарантированного дохода;
3. Рекомендации органам государственной власти и региональным органам управления:
3.1 Заключение соглашений по привлечению частных инвестиций с опытными и крупными инвесторами;
3.2 Пересмотр тарифов ОМС.
1. Ильясова А.Р. Основы экономики здравоохранения. К. 2019. С. 86
2. Сквирская Г.П., Волнухин А.В. Основные направления совершенствования деятельности в области общественного здоровья и управления здравоохранением в современных условиях в Российской Федерации // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2020. № 2. С. 348–366.
3. Фаррахов А.З., Омельяновский В.В., Сисигина Н.Н. Проблемы формирования модели финансового обеспечения национальной системы здравоохранения // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2015. № 1(23). С. 5–16.
4. О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. Федеральный закон от 08.12.2020 г. № 390-ФЗ. URL: https://sfr.gov.ru/order/budzhet_sfr/~9766 (дата обращения: 27.05.2024)
5. Современные тенденции в системе здравоохранения Российской Федерации. М., Издание Государственной Думы, 2019. С. 80.
6. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения». Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1640 (ред. от 01.03.2018) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286834/ (дата обращения: 27.05.2024)
7. Дьякова М., Хамельманн С., Беллис М.А., Бэйснер Е., Грэй С.Н.Б., Эштон К. Инвестиции в интересах здоровья и благополучия // Анализ общественной эффективности инвенций в стратегии общественного здравоохранения для поддержки выполнения Целей в области устойчивого развития на основе политики Здоровье-2020. 2017.
8. Опарин Э. В. Формирование механизма повышения конкурентоспособности частных медицинских клиник в условиях реформирования системы здравоохранения в России. СПб., С. 122-140.
9. Валеева Г.Ф. Экономические аспекты общественного здоровья // Вектор экономики. – 2018. – С. 4
10. Попкова М.А. Общественное здоровье в системе приоритетов государственной политики // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. 2017. № 7. С. 266–270.
11. Кузьмина Л.К. Роль здоровья в формировании человеческого капитала // Региональная экономика и развитие территорий: Сборник научных статей. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения. Санкт-Петербург, 2019. С. 108–111.
12. Современные тенденции в системе здравоохранения Российской Федерации. – М.: Издание Государственной Думы, 2019. С. 80
13. Тагаева Т.О., Казанцева Л.К. Недофинансирование здравоохранения и ухудшение общественного здоровья в России // Научный диалог: Экономика и менеджмент: Сборник научных трудов по материалам VI международной научной конференции, Санкт-Петербург, 08 мая 2017 года. Санкт-Петербург: Центр научных конференций Международной научно-исследовательской Федерации «Общественная наука». Санкт-Петербург, 2017. С. 42–45.
14. О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года. Указ Президента РФ от 06.06.2019 г. № 254. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/44326 (дата обращения 27.05.2024)
15. Рожкова Е. В. Повышение уровня общественного здоровья: организационно-управленческие инновации // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2019. № 2. С. 39–43...