Введение 3
Глава 1. Современные интернет-технологии: основные теоретические подходы к исследованию 8
1.1 Основные подходы к использованию и анализу понятия «современные интренет-технологии» 8
1.2 Современные социологические исследования интернет-технологий 20
Глава 2. Развитие современных интернет-технологий в России и Китае: экономико-социологический анализ 37
2.1 Современные интернет-технологии в Китае 37
2.2 Современные интернет-технологии в России 71
Глава 3. Социологический анализ современных интренет-технологий в Китае и России на примере платформы коротких видеороликов 91
3.1. Методология социологического исследования платформ коротких видеороликов 91
3.2. Сравнительный анализ результатов эмпирического социологического исследования платформ коротких видеороликов 97
Заключение 110
Список литературы 115
Приложения 122
Приложение 1. Опрос №1 (для пользователей платформы Douyin) 122
Приложение 2. Опрос №2 (для пользователей платформы VK клипы) 126
Актуальность исследования. Экономико-социологический анализ современных интернет-технологий становится все более актуальным в современном мире. Развитие цифровых технологий существенно влияет на социальные и экономические аспекты общества, формируя новые реалии и вызовы. Интернет-технологии проникают в различные сферы нашей жизни, оказывая влияние на бизнес, образование, здравоохранение и многие другие области. С социальной точки зрения, они изменяют образ взаимодействия людей, создавая новые формы общественных связей и сообществ. Экономически интернет становится мотором инноваций, создавая новые возможности для предпринимательства и развития бизнеса. Однако, помимо своих положительных аспектов, интернет-технологии также генерируют социально-экономические вызовы. Проблемы приватности, кибербезопасности и цифрового неравенства требуют серьезного внимания и анализа. Кроме того, влияние интернета на рынок труда и формирование новых экономических моделей также являются предметом обсуждения. Таким образом, социально-экономический анализ интернет-технологий необходим для понимания их полного воздействия на общество. Исследования в этой области помогут выявить возможности для устойчивого развития, а также разработать стратегии решения возникающих проблем, способствуя созданию более справедливого и интегрированного цифрового общества.
В данном исследовании акцент делается на такой форме современных интернет-технологий, как платформы с короткими видеороликами. Данные платформы позволяют просматривать и выкладывать короткие (длиной до нескольких минут) видеоролики различной тематики и реагировать на них, а также следить за понравившимися авторами. Популярность подобных платформ в последнее время значительно растет. Они используются не только для развлечения, но и для совершения экономических операций, в первую очередь связанных с рекламой и маркетингом. Большие объемы просмотров, легкость в использовании, а также широкие возможности в продвижении товаров делают этот аспект современных интернет-технологий важным и актуальным для исследования.
Объектом исследования являются социально-экономические аспекты функционирования и развития платформ коротких видеороликов Douyin и VK Клипы.
Предметом исследования являются особенности влияния современных интернет-технологий на социально-экономическое развитие Китая и России на примере платформ коротких видеороликов Douyin и VK Клипы.
Целью исследования является выявление экономико-социологических особенностей развития современных интернет-технологий в Китае и в России...
Современные интернет-технологии являются неотделимой частью современного цифрового общества. Их изучением занимается такой раздел социологии, как цифровая социология и социология интернета. Эти разделы социологии активно развиваются как в странах Запада, так в России и Китае. Современные интернет-технологии оказывают значительное влияние на различные сферы общества, в том числе и на его экономику. В это включены такие аспекты, как появление новых экономических моделей, изменение условий труда , развитие рынка информации, появление электронной коммерции, изменения моделей продвижения товаров и услуг и многое другое. Важным аспектом также является появление медиаперсон – блогеров, инфлюэнсеров, лидеров мнений. Этот процесс неотрывно связан с развитием социальных сетей и их подвидом – платформ коротких видеороликов.
Как в России, так и в Китае развитие современных интернет-технологий началось в начале 1990-ых гг. и к 2020-ым годам они превратились в самостоятельный сектор экономики. Если на заре развития интернет-технологий в России и Китае они во многом зависели от западных технологий, то в ХХI в. страны начали самостоятельные исследования в этой сфере. Стали появляться собственные IT-гиганты, определяющие национальное развитие интернет-технологий в странах. К основным китайским компаниям можно отнести Alibaba Group (одна из самых крупных интернет-компаний в мире, предоставляющая услуги электронной коммерции, облачных вычислений, финансовых услуг и многих других), Tencent Holdings (компания, владеющая такими популярными продуктами, как мессенджер WeChat, социальная сеть QQ), Baidu: (лидер в области интернет-поиска в Китае, предлагающий также ряд других услуг, таких как карты, онлайн-платформы для обмена информацией и искусственный интеллект), JD.com (крупнейшая онлайн-платформа для продажи товаров), Meituan-Dianping (компания, специализирующаяся на онлайн-платформах для заказа еды, доставки товаров, бронирования отелей и других услуг), ByteDance: (оздатель популярных приложений, таких как TikTok (в Китае известен как Douyin) и новостной агрегатор Toutiao). В России к таким компаниям относятся в первую очередь Яндекс (один из крупнейших интернет-компаний в России, предоставляющий широкий спектр услуг, включая поисковые системы, онлайн-карты, электронную коммерцию, такси и другие сервисы) и Mail.ru Group (владелец крупных интернет-проектов, таких как почтовый сервис Mail.ru, социальные сети ВКонтакте и Одноклассники, онлайн-игры и другие цифровые сервисы).
Осознавая, что присутствие зарубежных социальных сетей может оказывать влияние на общество, правительства России и Китая приняли стратегию «суверенного интернета». Стратегия суверенного интернета - это концепция и набор мер, направленных на обеспечение государственного контроля и безопасности в сетевой среде. Она предполагает создание и реализацию политики, законов и технологических мер для защиты интернета от внешних угроз, а также для обеспечения стабильности и независимости сетевой инфраструктуры в рамках национальных границ. В рамках этой стратегии, в том числе, развиваются собственные социальные сети и платформы. В Китае к ним относятся WeChat, QQ, WeiBo, Douyin, в России же это в первую очередь экосистема Вконтакте, предоставляющая различные сервисы, в том числе VK клипы...
1. Барщевский Е.Г. Использование искусственного интеллекта // Восточно-европейский научный журнал. 2023. (3-2 (88)). 56-58. C 57
2. Брагин А. П. Тренд современного интернет маркетинга в социальных сетях: короткие видеоролики // Практический маркетинг. 2023. (10). 36-41. doi: 10.24412/2071-3762-2023-10316-36-41
3. Журавлева Е.Ю. Социология в сетевой среде: к цифровым социальным исследованиям // Социологические исследования. 2015. № 8 (376).. С. 25-33.
4. Касьянов В.B. К вопросу о специфике методов социологии Интернета // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. 9 (3-2). cc.120-126
5. Крыштановская О.В. Бесконтактная социология: новые формы исследований в цифровую эпоху. // Цифровая социология. 2018. № 1. С. 4-8.
6. Кудинова М.Г., Сурай Н.М., Елистратова Т.Г., Уварова Е.В. Развитие интернет-торговли в России в условиях цифровизации // Инновации и инвестиции. 2022. (4). 238-243.
7. Кухаренко Ю.С. Особенности распространения рекламных сообщений в социальных сетях (на примере социальной сети "ВКонтакте") // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2018. (1 (27)). СС. 171-177.
8. Минаков А.В. Перспективы развития интернет-торговли и интернет-магазинов в России. Теория и практика общественного развития. 2023. 6 (182). Сс. 143-152
9. Некрасов С.И. Философия науки и техники: тематический словарь справочник. Орёл: ОГУ. 2010.
10. Несмашный А.О. Интернет-технологии в политике и политические информационные интернет-технологии: различия в сущности и содержании понятий // Социум и власть. 2017. 2 (64). С.59-64.
11. Ницевич В.Ф. Цифровая социология: теоретико-методологические истоки и основания// Цифровая социология. 2018. № 1. С. 18-28.
12. Оточина М.С. Реклама в социальных сетях: тендении и перспективы развития // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 2020. (1). Сс. 82-86.
13. Петрова А. А. Дисциплинарный дискурс социологии интернета. // Социологический журнал. 2003. (4). cc. 034-049.
14. Полякова А.Г. Цифровая социология и исследование социальных механизмов в интернет-пространстве // Социодинамика. 2021. (2). сс. 51-64.
15. Рожков В.А. Исаков О.М. Влияние развития сети интернет на экономику России. Universum: экономика и юриспруденция. 2023. 6 (105). сс. 12-13...74