I. Введение .........................................................................................................3
II. Основная часть............................................................................................7
Глава 1. Научно-исследовательский раздел................................................7
1.1 Понятие “Бестиарий” и его функции. Физиолог. Отличия бестиариев и “Физиолога”........................................................................................................7
1.2 Классификация бестиариев. Разбор структуры и персонажей........................................................................................................13
1.3Бестиарий в современном искусстве.........................................................24
Глава 2. Проектно-композиционный раздел.............................................37
2.1 Идея коллекции. Одежда как манифест...................................................37
2.2 Актуальность средневековья. Целевая аудитория .................................39
2.3 Колористическое решение, основные выразительные средства..............................................................................................................40
Глава 3. Технологический раздел................................................................42
3.1 Обоснование выбранной техники и материалов.....................................42
3.2 Процесс создания трафаретов и нанесения узоров на ткань.................43
3.3 Оформление коллекции. Пошив рубашки................................................45
III. Заключение................................................................................................46
IV. Список используемой литературы.......................................................49
V. Иллюстративное приложение ................................................................51
С древних времен и по сей день образ зверя занимал в искусстве особое место. В эпоху палеолита зародились первые зачатки религиозных представлений, тесно связанные с животным миром. Согласно древним верованиям, человек вел свое происхождение от некоего животного, которое считалась сакральным и разнилось среди племен и даже среди родов. Подобные верования получили в науке название тотемизм. Первобытные племена почитали своих древних прародителей, поклонялись им и приносили их в жертву во время ритуалов.
С появлением первых цивилизаций ускоряется темп развития, усложняется жизнь и родоплеменные отношения сменяются иерархическими. Одновременно усложняется и система религиозных взглядов, появляются политеистические религии. Зверь однако не утрачивает своего значения и как прежде остается объектом почитания и преклонения, о чем свидетельствуют многочисленные изображения египетских богов с головами животных, шумерские и ассирийские мифические существа, хеттские боги и т.д.
Очередным этапом, определившим новое место зверя в искусстве стала греческая, а вслед за ней и римская цивилизации. Отныне зверь оказывается поверженным и разум торжествует над дикой необузданной стихией и первобытным страхом. Животное перестает быть центральным объектом веры, что отчетливо прослеживается в антропоморфности греческого пантеона богов-олимпийцев. На смену зооморфизму приходит антропоцентризм. Животное как будто отступает на задний план, ему отводится роль символа или метафоры, причем не только в литературе, но и в изобразительном искусстве. Однако же зверь все также продолжает обладать весомой значимостью.
Не исключением в данном аспекте культуры была и средневековая западноевропейская культура, образовавшаяся на тлеющих руинах некогда могучей Римской империи и вобравшая в себя многое из античного мира. Достаточно вспомнить “Агнца Божьего”, чтобы понять, насколько важной была зооморфная символика для христианства. Отличием этой эпохи от предыдущей стало повсеместное распространение монотеистической религии, в контексте которой почитание зверя, естественным образом, исключалось. Тем не менее фигура спасителя уподобляется агнцу, иначе говоря ягненку. Следовательно, образ “зверя” продолжает жить и в этой традиции. Только теперь животные используются в качестве сложной системы аллегорий, более четких и очевидных, нежели в античности, но одновременно с тем и более сложных, порой весьма противоречивых и дуалистичных.
Природа в это время воспринималась как средство нравоучения, а животные, как полагали христианские богословы, обладали определенным набором качеств не просто так, но по воле Божьей, который таким образом показывал человечеству примеры праведности и грешности, пути к спасению или же к погибели. Ярким выражением подобной концепции стал целый отдельный жанр средневековой литературы - Бестиарий, возникший на рубеже X века и достигший апогея своего развития в XII-XIII вв. Этот жанр существуют и поныне, хотя и в существенно ином виде.
Средневековый бестиарий разворачивает перед читателем драматическую битву добра и зла, что ежечасно происходит в мире природы; разделяет животных на чистых и порочных, причем граница этого деления зачастую пролегает даже внутри одного животного, которое может одновременно олицетворять как порок, так и добродетель
Таким образом, система зооморфных символов, зародившаяся еще в античности, достигает небывалой сложности и многогранности в христианских бестиариях. В этих произведениях, проявилась не только иносказательность, но и столь свойственное средневековой мысли стремление к упорядоченности и классификации.
Несмотря на то, что со времен Средневековья прошло более пяти столетий мы все также используем образные выражения в речи, а в искусстве устоявшиеся стереотипы, связанные с животными, которые ведут свое происхождение из бестиарной традиции. Интерпретации и использованию средневековых зооморфных образов в современном искусстве и посвящена данная дипломная работа...
Подводя итог проделанной работы, стоит отметить, что выполненный дипломный проект стал творческим переосмыслением богатой бестиарной традиции и своеобразной адаптации иллюстративных изображений в текстильные паттерны. В ходе работы было создано десть орнаментов и несколько вариаций к каждому из них, разработаны эскизы применения и пошита рубашка из отпечатанной вручную ткани.
Для успешного выполнения дипломного проекта были поставлены четко сформулированные цели и задачи, которые последовательно решались в ходе работы.
В первой главе было проведено исследование истоков и процесса зарождения бестиариев, как самостоятельного жанра литературы; подробно рассмотрены отдельные персонажи в контексте христианской символики; приведена существующая на сегодняшний день классификация, а также затронута тема влияния бестиария на другие виды искусства. Последний раздел первой главы был отведен под изучения современных образцов бестиарного жанра и его интерпретаций в керамике, текстиле, иллюстрации и даже музыке.
На основе рассмотренных в третьем разделе образцов современного искусства мы можем с уверенностью утверждать, что бестиарная традиция не ограничивается узкими рамками Средних веков. Сегодня, как и много столетий назад, зооморфные образы все также притягательны для художников, музыкантов и писателей из разных уголков мира. География современного бестиария вышла далеко за пределы европейского мира, а сам жанр стал достоянием всего человечества.
Как и прежде человек ищет и находит свое собственное отражение в мире природы. И хотя образы животных теперь наполняются иными смыслами, отличными от средневековых с их нарочитой религиозностью и дидактикой, структурно это все тот же жанр.
В современном искусстве символы животных или же фантастических существ стали прообразами внутренних психологических переживаний и от того стали более антропоцентричными, чем их средневековые аналоги. В период средних веков центральными объектами бестиарийного нарратива выступали противоборствующие силы добра и зла, через которые человек познавал себя и свое место в мироздании. Теперь же главное внимание обращено на самого человека.
Изменились и цели создания бестиариев. Если в XII-XIII вв. этот жанр служил в роли наглядного и доходчивого учебника нравственности, то в XX-XXIвв. преобладает развлекательная функция. Многие художники и писатели составляют сборники мифических или сверхъестественных животных, в качестве упражнения для фантазии или используют его как своеобразный способ эскапизма, побега от удручающей и тягостной обыденности.
Однако, рекреативная функция отнюдь не единственная. Для многих анималистические образы - это язык, на котором можно говорить о сложных, эмоциональных и психологических проблемах или же социальных противоречиях в обществе, как в случае с “Канадским бестиарием” Джанет Макферсон или “Книги вымышленных существ” Х.Л. Борхеса.
Вторая глава посвящена вопросам актуальности Средневековья в цифровую эпоху глобализации и всеобщей доступности информации. Здесь были рассмотрены особенности разработанной коллекции, основные средства выразительности и проблемы цветового решения. Отдельное внимание уделено значению и восприятию предметов одежды в современном обществе.
Вопрос об актуальности Средневековья дал более или менее конкретный ответ на другой более важный для проекта: кто конечный потребитель и где целевая аудитория коллекции? Как выяснилось в ходе проведенного исследования, средневековье популярно во многих областях искусства, в том числе в литературе и кинематографе. Соответственно был сделан вывод, что круг заинтересованных в коллекции лиц должен быть относительно велик.
В третьей главе описан процесс перенесения рисунка на ткань, рассмотрены технические требования и особенности печати, в качестве обоснования выбранной техники приведен краткий обзор истории средневековой набойки.
Работа над коллекцией паттернов принесла автору не только новый опыт, но большое количество знаний в области средневековой иллюстрации и современного переосмысления средневекового наследия, что, несомненно, станет подспорьем для дальнейшей творческой деятельности.
1. Большая Российская Энциклопедия 2004-2017. Статья “Бестиарий”: https://old.bigenc.ru/fine_art/text/1862379
2. Ron Baxter. Bestiaries and their users in the Middle Age . - Stroud, United Kingdom, 1998.
3. Официальный сайт Бодлианской библиотеки. Bodleian Library MS. Laud Misc. 247: https://digital.bodleian.ox.ac.uk/objects/0f92e132-f3a0-4b6c-848c-d71d800f61d6/
4. Официальный сайт Ватиканской библиотеки. Biblioteca Apostolica Vaticana, Pal. lat. 1074: https://digi.vatlib.it/view/MSS_Pal.lat.1074
5. Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. - "Петрополис", 1994.
6. Beasts and Birds of the Middle Ages edited by Willene B. Clark and Meradith T. McMunn. - University of Pennsylvania Press, USA, 1989.
7. M. Curley. Physiologus. - University of Texas Press, USA, 1979
8. Nikolaus Henkel. Studien zum Physiologus im Mittelalter. - Munich, Germany,1974.
9. Kenneth McKenzie. Unpublished Manuscripts of Italian Bestiaries. - PMLA, 1905.
10. Доклад ученого-медиевиста Ильи Динеса в "Символическом Средневековье", 2014: https://medieval.hse.ru/news/139998167.html
11. Сайт-проект Дэвида Бадке “The Medieval Bestiary”, Bestiary Families - Latin: https://bestiary.ca/articles/family/mf_latin.htm
12. Официальный сайт Абердинского университета, статья “The Aberdeen Bestiary”: https://www.abdn.ac.uk/bestiary/history.php
13. “Записки примата” Роберт Сапольски
14. Официальный сайт Ули Вестфаля, биография художника: https://www.uliwestphal.de/bio.html
15. Журнал “LIFESTYLE ASIA”, статья Bianca Husodo “Burberry Beasts are the latest fashion mascots to win your heart”: https://www.lifestyleasia.com/sg/style/fashion/burberry-beasts-collection/...21