Введение 3
1. Теоретические основы оценки конкурентоспособности предприятия 5
1.1. Понятия и сущности рыночной конкуренции и
конкурентоспособности предприятия 5
1. 2. Источники конкурентоспособности предприятия 15
1.3. Обзор существующих методов оценки конкурентоспособности
предприятия 24
2. Оценка и анализ конкурентоспособности предприятия 56
2.1 Краткая характеристика исследуемого предприятия 56
2.2. Оценка конкурентоспособности предприятия в сопоставлении с
основным конкурентом 59
2.3. Оценка конкурентоспособности предприятия в сопоставлении с
отраслевыми показателями 63
3. Пути повышения конкурентоспособности предприятия 68
3.1. Анализ повышения путей конкурентоспособности предприятия . 68
3.2. Перекрестная оценка конкурентоспособности предприятий,
входящих в состав Холдинговой компании «А-групп» 72
Заключение 76
Список использованной литературы 77
Основы конкурентоспособности предприятия являются сегодня одним из ключевых элементов компетенций специалиста любого профиля и руководителя любого уровня. Так же проблема конкурентоспособности промышленного производства занимает важное место в экономической политике страны. Создание конкурентных преимуществ в области национальной экономики становится стратегическим направлением деятельности государства. При этом повышение конкурентоспособности касается различных уровней промышленного производства: продукции, предприятия, отрасли, региона и страны в целом, но крайнюю важность приобретает конкурентоспособность предприятия как звена экономики. [27, с. 42]
Промышленная политика Правительства Российской федерации: внедряемые программы и законодательные акты, процедуры государственного регулирования и мероприятия государственной поддержки должны иметь приоритетную цель - создание условий для обеспечения конкурентоспособности российских предприятий, а, следовательно, конкурентоспособности экономики РФ в целом. Результаты повышения конкурентоспособности промышленности страны: рост ВВП и развитие внутреннего рынка, рост товарного экспорта, а, следовательно, и поступлений в иностранной валюте (независимо от состояния сырьевых рынков); стабильные налоговые бюджетные сборы; глубокая переработка сырья, а, следовательно, рациональное использование природных ресурсов; развитие научно-технического потенциала страны; занятость населения; политическая и социальная стабильность.
Конкурентоспособность на мировых рынках необходимое условие безопасности страны.
Вследствие важности поставленных задач, необходим всесторонний анализ проблем, связанных с повышением конкурентоспособности, как целых отраслей, так и отдельных предприятий. Вот почему развитие теории и практики обеспечения конкурентоспособности приобретает огромное не только теоретическое, но и практическое значение. [8, с.6]
Цель данной Выпускной квалификационной работы: собрать необходимые знания и приобрести навыки исследовательской работы для раскрытия сущности понятия конкурентоспособности предприятия.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
• рассмотреть различные определения конкурентоспособности предприятия;
• рассмотреть факторы конкурентоспособности предприятий;
• провести сравнительный анализ методов оценки конкурентоспособности;
• проанализировать конкурентное положение конкретного предприятия.
Объект исследования - конкурентное положение Холдинговой компании «А-ГРУПП» г. Екатеринбург.
Предмет исследования - методы оценки конкурентоспособности предприятия.
Основной информационной базой настоящей работы являются учебные пособия, а так же исследования, представленные в научных статьях. Предполагается применение теоретической базы для решения практических задач - определения конкурентоспособности конкретного хозяйствующего объекта (дедуктивный метод исследования).
В моей Выпускной квалификационной работе освещены теоретические основы конкурентоспособности предприятия: исследованы определения, приведенные в экономической литературе. В самом широком смысле конкурентоспособность означает возможность выигрыша в соревновании. Применительно к экономической сфере
конкурентоспособность в самом общем виде — обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования. Выделены факторы и источники конкурентоспособности предприятия. Их анализ показывает пути повышения конкурентоспособности предприятия.
Для анализа конкурентоспособности предприятия используется ряд методов, показаны недостатки продуктовых методов, основанных на заключении, что конкурентоспособность предприятия определяется конкурентоспособностью выпускаемой продукции. Показаны преимущества динамического метода оценки конкурентоспособности, который был выбран для анализа конкурентоспособности исследуемого предприятия - Холдинговой компании «А-ГРУПП».
Метод использовался для оценки конкурентоспособности предприятия по сравнению с основным конкурентом и отрасли в целом. Была проведена перекрестная оценка трех предприятий, входящих в состав Холдинговой компании, по сравнению с общей конкурентоспособностью компании. Был сделан вывод об определяющей роли в холдинге строительной компании и высокой эффективности хозяйственной деятельности предприятия (за исключением кризисного 2014 года) по сравнению с основным конкурентом и отраслью в целом.
1. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции». Система ГАРАНТ, редакция от 04.07.2016
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года (распоряжение правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р). Система ГАРАНТ , редакция от 8 августа 2009
3. Азоев Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы. М.: ОАО «Типография «Новости», 2012. - 254 с.
4. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989. - 519 с.
5. Ахенбах Ю.А., Баркалов С.А., Бекирова О.Н., Рагимов Ф.И. Конкурентный анализ и управление конкурентоспособностью предприятия . Воронеж, Научная книга, 2013 -274 с.
6. Беляев М.К. Конкурентоспособность - стратегическая цель предприятия: Монография/ Беляев М.К.— М.: Издательский дом «Наука»,
2012. — 148 с.
7. Бухалков М. И. Внутрифирменное планирование. М.: ИНФРА-М,
2013. - 400 с.
8. Воронов Д.С. Динамический подход к оценке конкурентоспособности предприятий // Конкурентоспособность социальноэкономических систем: монография / под науч. ред. А.И. Татаркина и В. В. Криворотова. М.: Экономика, 2014. С. 371-409
9. Воронов Д. С. Конкурентоспособность предприятия: оценка, анализ, пути повышения. Екатеринбург: Изд-во УГТУ-УПИ, 2014. - 96 с.
10. Воронов Д.С. Экономический анализ конкурентного права на основе количественной оценки конкурентоспособности предприятий // Экономический анализ права: вопросы теории, методологии, правоприменения: монография / под ред. Е. Г. Шабловой, А. В. Шибина. Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2013. C. 89-160 с.
11. Грант Р. М. Современный стратегический анализ. СПб.: Питер,
2015. - 560 с.
12. Дудин М.Н., Лясников Н.В., Сафин Ф.М., Егорушкин П.А. Инновационный форсайт как инструмент конкурентоспособного развития предпринимательских структур , 2013 г., Издательский дом «Наука».
13. Душенькина Е.А. Экономика предприятия: Учебное пособие/ Душенькина Е.А.— Саратов: Научная книга, 2012.— 159 с.
14. Забелин П. В. Основы стратегического управления. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2012.
15. Катькало В. С. Эволюция теории стратегического управления. СПб.: Издат. Дом С.-Петерб. гос ун-та, 2013. - 548 с.
... всего 54 источников