МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО МУЗЕЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ И
КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ 6
1.1 Музейная педагогика как направление педагогической деятельности 6
1.2 Современные зарубежные и отечественные музейно-педагогические
программы 12
1.3 Психолого-педагогическая специфика работы музейного педагога с
детьми 24
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РЕГИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА МУЗЕЙНОЙ
ПЕДАГОГИКИ И ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА» ЕМИИ 32
2.1. Общая характеристика «Регионального центра музейной педагогики
и творческого развития детей и юношества ЕМИИ» 32
2.2. Анализ результатов исследования об эффективности
деятельности Детского центра ЕМИИ 43
3 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКСКУРСОВЕДЕНИЕ» В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА 57
3.1 Разработка конспекта лекции «Проектирование экскурсии в музее для
дошкольников» 57
3.2 Методическая разработка рабочей тетради 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 79
1 МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ И
КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ 6
1.1 Музейная педагогика как направление педагогической деятельности 6
1.2 Современные зарубежные и отечественные музейно-педагогические
программы 12
1.3 Психолого-педагогическая специфика работы музейного педагога с
детьми 24
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РЕГИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА МУЗЕЙНОЙ
ПЕДАГОГИКИ И ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА» ЕМИИ 32
2.1. Общая характеристика «Регионального центра музейной педагогики
и творческого развития детей и юношества ЕМИИ» 32
2.2. Анализ результатов исследования об эффективности
деятельности Детского центра ЕМИИ 43
3 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКСКУРСОВЕДЕНИЕ» В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА 57
3.1 Разработка конспекта лекции «Проектирование экскурсии в музее для
дошкольников» 57
3.2 Методическая разработка рабочей тетради 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 79
Уникальность музея как образовательного учреждения состоит и в том, что являясь промежуточным звеном между объектом историко-культурного наследия и получателем информации — реципиентом культурных кодов, он передает культурный опыт и художественные традиции предшествующих поколений, формирует устойчивое и толерантное восприятие их мировоззренческих, нравственных и культурологических ценностей. Музей также способствует формированию толерантного отношения к многообразным природным, этническим, религиозным, художественным и культурным формам бытия разных народов.
Сегодня уже не требует утверждения и доказательств тот факт, что включение культуры и искусства в общеобразовательный процесс способствует формированию психологической и нравственной готовности человека не только жить в современном стремительно меняющимся мире, но и быть субъектом происходящих в нём социокультурных преобразований. Ясно, что речь идет о формировании творческой личности, способной, усвоив текст гуманитарной культуры, интерпретировать его в контексте собственной жизни. Особая роль в этом процессе принадлежит художественному музею, неформальной среде, которая всей природой своего существования ориентирована на совершенствование социально-культурной реальности. Имея широкие возможности для художественного воспитания молодого поколения, она использует в качестве средства реализации этих задач исторически сложившиеся и обогащенные новым опытом формы и методы работы с аудиторией.
Но, несмотря на то, что большое количество художественных музеев предлагают образовательные программы для детей, создание исследований и обзоров, посвященных обучению детей в музеях в музейной практике, практически отсутствует. Проводилось много исследований посвященных формальной среде обучения, но как знания приобретаются в условиях неформального образования музея, остается мало изученным. В частности, мало известно о детях дошкольного и младшего школьного возраста, обучающихся в таких музеях. Актуальность работы обусловлена еще и тем, что музейная педагогика протекает в уникальной предметно-пространственной, неформальной среде, которая формируется за счет открытого культурного диалога и взаимодействия с объектами искусства.
В этой работе мы рассмотрим технологии и подходы, которые музейная педагогика использует для формирования культурного и образовательного потенциала личности ребенка.
Целью исследования является анализ технологии музейной педагогики в деятельности Екатеринбургского музея изобразительных искусств.
Задачи исследования:
• рассмотреть музейную педагогику как направление педагогической деятельности;
• проанализировать современные зарубежные и отечественные музейно-педагогические программы;
• изучить психолого-педагогическую специфику работы музейного педагога с детьми;
• рассмотреть общую характеристику и формы работы «Регионального центра музейной педагогики и творческого развития детей и юношества ЕМИИ»;
• проанализировать результаты исследования об эффективности деятельности Детского центра ЕМИИ, полученные в ходе опроса посетителей и интервьюирования музейного педагога;
• разработать конспект лекций по теме «Проектирование экскурсии в музее для дошкольников» в рамках программы подготовки специалистов среднего звена;
• разработать рабочую тетрадь дошкольника.
Объект исследования — музейная педагогика.
Предмет исследования — технологии музейной педагогики в деятельности ЕМИИ.
Методы исследования:
1. теоретические: изучение документов, справочной, психолого-педагогической, научно-методической и специальной литературы по проблеме исследования;
2. эмпирические: анализ документов, анкетирование, интервьюирование.
Методологической основой исследования являются труды классиков по музейной педагогике, педагогике, эстетике, искусствознанию, среди которых: Бойко А.Г. Столяров Б.А, Юхневич М.Ю., Колесникова И.А., Сапанжа О.С., Дукельский В. Ю., Бутенко Н. В. и др.; публикации, разработки и рекомендации преподавателей РГППУ, таких как: Кислов А.Г., Щипанова, Д. Е. и др.; нормативные документы ЕМИИ; другие исследования отечественных и зарубежных авторов.
Апробация исследования проходила на базе центра музейной педагогики и творческого развития детей и юношества ЕМИИ в г. Екатеринбург. Работа состоит из введения, трех основных глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Сегодня уже не требует утверждения и доказательств тот факт, что включение культуры и искусства в общеобразовательный процесс способствует формированию психологической и нравственной готовности человека не только жить в современном стремительно меняющимся мире, но и быть субъектом происходящих в нём социокультурных преобразований. Ясно, что речь идет о формировании творческой личности, способной, усвоив текст гуманитарной культуры, интерпретировать его в контексте собственной жизни. Особая роль в этом процессе принадлежит художественному музею, неформальной среде, которая всей природой своего существования ориентирована на совершенствование социально-культурной реальности. Имея широкие возможности для художественного воспитания молодого поколения, она использует в качестве средства реализации этих задач исторически сложившиеся и обогащенные новым опытом формы и методы работы с аудиторией.
Но, несмотря на то, что большое количество художественных музеев предлагают образовательные программы для детей, создание исследований и обзоров, посвященных обучению детей в музеях в музейной практике, практически отсутствует. Проводилось много исследований посвященных формальной среде обучения, но как знания приобретаются в условиях неформального образования музея, остается мало изученным. В частности, мало известно о детях дошкольного и младшего школьного возраста, обучающихся в таких музеях. Актуальность работы обусловлена еще и тем, что музейная педагогика протекает в уникальной предметно-пространственной, неформальной среде, которая формируется за счет открытого культурного диалога и взаимодействия с объектами искусства.
В этой работе мы рассмотрим технологии и подходы, которые музейная педагогика использует для формирования культурного и образовательного потенциала личности ребенка.
Целью исследования является анализ технологии музейной педагогики в деятельности Екатеринбургского музея изобразительных искусств.
Задачи исследования:
• рассмотреть музейную педагогику как направление педагогической деятельности;
• проанализировать современные зарубежные и отечественные музейно-педагогические программы;
• изучить психолого-педагогическую специфику работы музейного педагога с детьми;
• рассмотреть общую характеристику и формы работы «Регионального центра музейной педагогики и творческого развития детей и юношества ЕМИИ»;
• проанализировать результаты исследования об эффективности деятельности Детского центра ЕМИИ, полученные в ходе опроса посетителей и интервьюирования музейного педагога;
• разработать конспект лекций по теме «Проектирование экскурсии в музее для дошкольников» в рамках программы подготовки специалистов среднего звена;
• разработать рабочую тетрадь дошкольника.
Объект исследования — музейная педагогика.
Предмет исследования — технологии музейной педагогики в деятельности ЕМИИ.
Методы исследования:
1. теоретические: изучение документов, справочной, психолого-педагогической, научно-методической и специальной литературы по проблеме исследования;
2. эмпирические: анализ документов, анкетирование, интервьюирование.
Методологической основой исследования являются труды классиков по музейной педагогике, педагогике, эстетике, искусствознанию, среди которых: Бойко А.Г. Столяров Б.А, Юхневич М.Ю., Колесникова И.А., Сапанжа О.С., Дукельский В. Ю., Бутенко Н. В. и др.; публикации, разработки и рекомендации преподавателей РГППУ, таких как: Кислов А.Г., Щипанова, Д. Е. и др.; нормативные документы ЕМИИ; другие исследования отечественных и зарубежных авторов.
Апробация исследования проходила на базе центра музейной педагогики и творческого развития детей и юношества ЕМИИ в г. Екатеринбург. Работа состоит из введения, трех основных глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В ходе изучения психолого-педагогической литературы, зарубежного и отечественного музейно-педагогического опыта мы установили, что важность и значение музейного образования в воспитании личности, в формировании национальной идентичности, патриотизма и открытости к взаимопониманию в этом смысле неоспорима. В целях создания музейной среды, способствующей развитию детей, многие музейные специалисты и исследователи в области музейного образования стремятся подчерпнуть больше информации об эффективной коммуникацией с детьми в музее. Данная работа в этом плане является востребованной с научной точки зрения по двум причинам: она предоставляет обзор теорий и методологий музейного образования, и она разрабатывает мероприятия по обучению детей в музеях.
Цель данной ВКР была достигнута в полной мере — был совершен анализ технологии музейной педагогики в деятельности Екатеринбургского музея изобразительных искусств. В ходе реализации цели были решены поставленные задачи.
Количество человек, посещающих музеи в России, постепенно увеличивается. По данным Министерства Культуры Российской Федерации количество посещений музеев в Свердловской области изменилось с 1385,4 тыс. чел. (2001 год) на 1745,1 тыс. чел. (2014 год) . Екатеринбургский музей изобразительных искусств занял седьмое место в списке самых посещаемых музеев в регионах России в 2016 году, по версии The Art Newspaper Russia . В 2017 году на «Ночь музеев» в Екатеринбурге пришло рекордное количество посетителей — более 130 тысяч человек . На «Ночь музеев» 2019 в ЕМИИ состоялся шестой фестиваль Rock museum, который проходил на площадке перед Музеем Изобразительных Искусств, традиционно он собирает более 10 000 человек.
Региональный центр музейной педагогики и творческого развития детей и юношества активно участвует в крупных благотворительных проектах, реализует детские программы. За 2018 год сотрудниками ЕМИИ было проведено 587 культурно-образовательных и культурно-развлекательных мероприятий для детей и подростков. Среди них 33 занятия в рамках проекта «Искусство против рака» совместно с Благотворительным фондом Русской медной компании в Центре детской онкологии и гематологии ОДКБ № 1, 10 занятий в рамках проекта «Искусство на кончиках пальцев». Студия художественного и эстетического развития детей «Маленький творец» за 2018 год провела 82 занятия, а по программе «Здравствуй музей» — 45 занятий . Показательно, что за 2014 год сотрудниками Регионального центра музейной педагогики и творческого развития детей и юношества ЕМИИ было проведено 206 культурных мероприятий, следовательно, количество реализуемых проектов увеличилось почти в 3 раза . Ресурсы и возможности музея и детского центра в частности позволяют не только удерживать постоянных посетителей, но и неизменно увеличивать их количество. Разработанные рекомендации и устроение выявленных недостатков могут помочь музею выйти на качественно новый уровень музейного образования, наладить эффективную обратную связь в рамках сотрудничества посетителя и музея, сделать общение более продуктивным.
Цель данной ВКР была достигнута в полной мере — был совершен анализ технологии музейной педагогики в деятельности Екатеринбургского музея изобразительных искусств. В ходе реализации цели были решены поставленные задачи.
Количество человек, посещающих музеи в России, постепенно увеличивается. По данным Министерства Культуры Российской Федерации количество посещений музеев в Свердловской области изменилось с 1385,4 тыс. чел. (2001 год) на 1745,1 тыс. чел. (2014 год) . Екатеринбургский музей изобразительных искусств занял седьмое место в списке самых посещаемых музеев в регионах России в 2016 году, по версии The Art Newspaper Russia . В 2017 году на «Ночь музеев» в Екатеринбурге пришло рекордное количество посетителей — более 130 тысяч человек . На «Ночь музеев» 2019 в ЕМИИ состоялся шестой фестиваль Rock museum, который проходил на площадке перед Музеем Изобразительных Искусств, традиционно он собирает более 10 000 человек.
Региональный центр музейной педагогики и творческого развития детей и юношества активно участвует в крупных благотворительных проектах, реализует детские программы. За 2018 год сотрудниками ЕМИИ было проведено 587 культурно-образовательных и культурно-развлекательных мероприятий для детей и подростков. Среди них 33 занятия в рамках проекта «Искусство против рака» совместно с Благотворительным фондом Русской медной компании в Центре детской онкологии и гематологии ОДКБ № 1, 10 занятий в рамках проекта «Искусство на кончиках пальцев». Студия художественного и эстетического развития детей «Маленький творец» за 2018 год провела 82 занятия, а по программе «Здравствуй музей» — 45 занятий . Показательно, что за 2014 год сотрудниками Регионального центра музейной педагогики и творческого развития детей и юношества ЕМИИ было проведено 206 культурных мероприятий, следовательно, количество реализуемых проектов увеличилось почти в 3 раза . Ресурсы и возможности музея и детского центра в частности позволяют не только удерживать постоянных посетителей, но и неизменно увеличивать их количество. Разработанные рекомендации и устроение выявленных недостатков могут помочь музею выйти на качественно новый уровень музейного образования, наладить эффективную обратную связь в рамках сотрудничества посетителя и музея, сделать общение более продуктивным.



