Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО МУЗЕЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ

Работа №145575

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы97
Год сдачи2019
Стоимость4385 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
33
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ И
КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ 6
1.1 Музейная педагогика как направление педагогической деятельности 6
1.2 Современные зарубежные и отечественные музейно-педагогические
программы 12
1.3 Психолого-педагогическая специфика работы музейного педагога с
детьми 24
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РЕГИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА МУЗЕЙНОЙ
ПЕДАГОГИКИ И ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА» ЕМИИ 32
2.1. Общая характеристика «Регионального центра музейной педагогики
и творческого развития детей и юношества ЕМИИ» 32
2.2. Анализ результатов исследования об эффективности
деятельности Детского центра ЕМИИ 43
3 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКСКУРСОВЕДЕНИЕ» В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА 57
3.1 Разработка конспекта лекции «Проектирование экскурсии в музее для
дошкольников» 57
3.2 Методическая разработка рабочей тетради 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 79

Уникальность музея как образовательного учреждения состоит и в том, что являясь промежуточным звеном между объектом историко-культурного наследия и получателем информации — реципиентом культурных кодов, он передает культурный опыт и художественные традиции предшествующих поколений, формирует устойчивое и толерантное восприятие их мировоззренческих, нравственных и культурологических ценностей. Музей также способствует формированию толерантного отношения к многообразным природным, этническим, религиозным, художественным и культурным формам бытия разных народов.
Сегодня уже не требует утверждения и доказательств тот факт, что включение культуры и искусства в общеобразовательный процесс способствует формированию психологической и нравственной готовности человека не только жить в современном стремительно меняющимся мире, но и быть субъектом происходящих в нём социокультурных преобразований. Ясно, что речь идет о формировании творческой личности, способной, усвоив текст гуманитарной культуры, интерпретировать его в контексте собственной жизни. Особая роль в этом процессе принадлежит художественному музею, неформальной среде, которая всей природой своего существования ориентирована на совершенствование социально-культурной реальности. Имея широкие возможности для художественного воспитания молодого поколения, она использует в качестве средства реализации этих задач исторически сложившиеся и обогащенные новым опытом формы и методы работы с аудиторией.
Но, несмотря на то, что большое количество художественных музеев предлагают образовательные программы для детей, создание исследований и обзоров, посвященных обучению детей в музеях в музейной практике, практически отсутствует. Проводилось много исследований посвященных формальной среде обучения, но как знания приобретаются в условиях неформального образования музея, остается мало изученным. В частности, мало известно о детях дошкольного и младшего школьного возраста, обучающихся в таких музеях. Актуальность работы обусловлена еще и тем, что музейная педагогика протекает в уникальной предметно-пространственной, неформальной среде, которая формируется за счет открытого культурного диалога и взаимодействия с объектами искусства.
В этой работе мы рассмотрим технологии и подходы, которые музейная педагогика использует для формирования культурного и образовательного потенциала личности ребенка.
Целью исследования является анализ технологии музейной педагогики в деятельности Екатеринбургского музея изобразительных искусств.
Задачи исследования:
• рассмотреть музейную педагогику как направление педагогической деятельности;
• проанализировать современные зарубежные и отечественные музейно-педагогические программы;
• изучить психолого-педагогическую специфику работы музейного педагога с детьми;
• рассмотреть общую характеристику и формы работы «Регионального центра музейной педагогики и творческого развития детей и юношества ЕМИИ»;
• проанализировать результаты исследования об эффективности деятельности Детского центра ЕМИИ, полученные в ходе опроса посетителей и интервьюирования музейного педагога;
• разработать конспект лекций по теме «Проектирование экскурсии в музее для дошкольников» в рамках программы подготовки специалистов среднего звена;
• разработать рабочую тетрадь дошкольника.
Объект исследования — музейная педагогика.
Предмет исследования — технологии музейной педагогики в деятельности ЕМИИ.
Методы исследования:
1. теоретические: изучение документов, справочной, психолого-педагогической, научно-методической и специальной литературы по проблеме исследования;
2. эмпирические: анализ документов, анкетирование, интервьюирование.
Методологической основой исследования являются труды классиков по музейной педагогике, педагогике, эстетике, искусствознанию, среди которых: Бойко А.Г. Столяров Б.А, Юхневич М.Ю., Колесникова И.А., Сапанжа О.С., Дукельский В. Ю., Бутенко Н. В. и др.; публикации, разработки и рекомендации преподавателей РГППУ, таких как: Кислов А.Г., Щипанова, Д. Е. и др.; нормативные документы ЕМИИ; другие исследования отечественных и зарубежных авторов.
Апробация исследования проходила на базе центра музейной педагогики и творческого развития детей и юношества ЕМИИ в г. Екатеринбург. Работа состоит из введения, трех основных глав, заключения, списка использованных источников и приложений. 


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе изучения психолого-педагогической литературы, зарубежного и отечественного музейно-педагогического опыта мы установили, что важность и значение музейного образования в воспитании личности, в формировании национальной идентичности, патриотизма и открытости к взаимопониманию в этом смысле неоспорима. В целях создания музейной среды, способствующей развитию детей, многие музейные специалисты и исследователи в области музейного образования стремятся подчерпнуть больше информации об эффективной коммуникацией с детьми в музее. Данная работа в этом плане является востребованной с научной точки зрения по двум причинам: она предоставляет обзор теорий и методологий музейного образования, и она разрабатывает мероприятия по обучению детей в музеях.
Цель данной ВКР была достигнута в полной мере — был совершен анализ технологии музейной педагогики в деятельности Екатеринбургского музея изобразительных искусств. В ходе реализации цели были решены поставленные задачи.
Количество человек, посещающих музеи в России, постепенно увеличивается. По данным Министерства Культуры Российской Федерации количество посещений музеев в Свердловской области изменилось с 1385,4 тыс. чел. (2001 год) на 1745,1 тыс. чел. (2014 год) . Екатеринбургский музей изобразительных искусств занял седьмое место в списке самых посещаемых музеев в регионах России в 2016 году, по версии The Art Newspaper Russia . В 2017 году на «Ночь музеев» в Екатеринбурге пришло рекордное количество посетителей — более 130 тысяч человек . На «Ночь музеев» 2019 в ЕМИИ состоялся шестой фестиваль Rock museum, который проходил на площадке перед Музеем Изобразительных Искусств, традиционно он собирает более 10 000 человек.
Региональный центр музейной педагогики и творческого развития детей и юношества активно участвует в крупных благотворительных проектах, реализует детские программы. За 2018 год сотрудниками ЕМИИ было проведено 587 культурно-образовательных и культурно-развлекательных мероприятий для детей и подростков. Среди них 33 занятия в рамках проекта «Искусство против рака» совместно с Благотворительным фондом Русской медной компании в Центре детской онкологии и гематологии ОДКБ № 1, 10 занятий в рамках проекта «Искусство на кончиках пальцев». Студия художественного и эстетического развития детей «Маленький творец» за 2018 год провела 82 занятия, а по программе «Здравствуй музей» — 45 занятий . Показательно, что за 2014 год сотрудниками Регионального центра музейной педагогики и творческого развития детей и юношества ЕМИИ было проведено 206 культурных мероприятий, следовательно, количество реализуемых проектов увеличилось почти в 3 раза . Ресурсы и возможности музея и детского центра в частности позволяют не только удерживать постоянных посетителей, но и неизменно увеличивать их количество. Разработанные рекомендации и устроение выявленных недостатков могут помочь музею выйти на качественно новый уровень музейного образования, наладить эффективную обратную связь в рамках сотрудничества посетителя и музея, сделать общение более продуктивным.



1. About VTS. Official website Visual Thinking Strategies (VTS) [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://vtshome.org/opportunities/(дата обращения 07.04.2019)
2. Directory of Studies 1988-2003. Official website Visual Thinking Strategies (VTS) [Электронный ресурс]: Режим доступа:https://vtshome.org/wp-content/uploads/2016/08/6Directory-of-Studies.pdf (дата обращения 26.03.2019)
3. Lucija Andre. Museums as avenues of learning for children: a decade of research / Lucija Andre, Tracy Durksen, Monique L. Volman // Learning Environments Research. 2017. Vol. 20. № 1. pp. 47-76.
4. Philip Yenawine. Thoughts on Visual Literacy [Электронный ресурс]: Режим доступа:https://vtshome.org/wp-content/uploads/2016/08/12Thoughts-On-Visual-Literacy.pdf (дата обращения 01.04.2019)
5. Robert Semper. Science Museums as Environments for Learning. Journal Physics Today [Электронный ресурс]: Режим доступа: https: //www. researchgate. net/publication/25224133 8_S cience_Museums_as_Environments_for_Learning (дата обращения 15.03.2019)
6. What is VTS. Castellani Art Museum [Электронный ресурс]: Режим
доступа: http://www.castellaniartmuseum.org/assets/Images/Documents-pdfs-
applications/All-Lessons-VTS-Resourse.pdf (дата обращения 07.04.2019)
7. Аксиологические проблемы образования: сб. статей / сост. Л. М. Кетова. Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2015. 95 с.
8. Барб-Галль Франсуаза. Как говорить с детьми об искусстве: пер. с франц. / Франсуаза Барб-Галль. Санкт-Петербург: Арка , 2017. 192 с.
9. Баскакова И. Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников / И. Л. Баскакова. Москва: Институт практической психологии, Воронеж: МОДЭК, 1995. 64 с.
10. Бойко А. Г. Создание системы музейного дистанционного обучения: специфика, анализ практики, рекомендации / А. Г. Бойко. Санкт-Петербург: ГРМ, 2011. 88 с.
11. Брюнингсхаус-Кнубель К. Музейный педагог: защитник интересов посетителей / Корнелия Брюнингсхаус-Кнубель // Museum (Museum International).1994. № 2. С. 14.
12. Бутенко Н. В. Образовательное пространство музея искусств в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста / Н. В. Бутенко. Москва: изд. дом Академия естествознания, 2013. 171 с.
13. Детский центр музейной педагогики и творческого развития детей и юношества [Электронный ресурс]: Режим доступа:http://www.emii.ru/detskii-centr/ (дата обращения 26.05.2019)
14. Дукельский В. Ю. Пространство публичного одиночества / В. Ю. Дукельский // Музей и личность: сб. статей / отв. ред. А. В. Лебедев, сост. М. Ю. Юхневич. Москва: Российский институт культурологии, 2007. С. 6-15.
15. Как организовать и провести урок-экскурсию [Электронный ресурс]: Режим доступа:http://pedsovet.su/metodika/6519_urok_eksursia (дата обращения 06.03.2019)
16. Карпова Т. Е. Общение-диалог как средство воспитания личности в детском возрасте: В 3 ч. / Т. Е. Карпова // Профессиональная педагогика: становление и пути развития: Материалы научно-практической конференции, 11-12 апреля 2006 г. Ч. 2. Екатеринбург: РГППУ, 2006. С. 85-87.
17. Кислов А. Г. «Образ и мысль» в Уральском Регионе / А. Г. Кислов, Н. Б. Мельник // Образование в Уральском регионе в XXI веке: научные основы развития : тезисы докл. науч.-практ. конф., 4-7 апр. 2000 г. Екатеринбург : УГППУ, 2000. С. 117-119.
18. Количество посещений музеев Свердловской области.
Министерство культуры Российской Федерации [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://mkrf.ru/upload/stats-web/index.html#(дата обращения 27.05.2019) 75
19. Колосова Т. В. Технология фасилитированной дискуссии образовательной программы «Образ и мысль», как педагогический инструмент обеспечения индивидуального подхода в условиях массового общего и дополнительного образования [Электронный ресурс]: Режим доступа: https:// м.екатеринбург.рф/111е/6а919950212а4е985а0194с1::5с9ЬааЬГ (дата обращения 03.06.2019)
20. Лепаловская В. А. Как подготовить и провести музейный квест [Электронный ресурс]: Режим доступа:https://www.cultmanager.ru/article/4673-kak-podgotovit-i-provesti-muzeynyy-kvest (дата обращения 05.04.2019)
21. Мезина Л. Н. Развитие образного мышления детей младшего школьного возраста средствами изобразительного искусства в системе дополнительного образования / Л. Н. Мезина // Креативные основы художественного образования: Материалы Международной научно¬практической конференции, 28-30 марта 2011 г. Екатеринбург: РГИПУ, 2011. С. 161-163.
22. Многоуровневая музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!» [Электронный ресурс]: Режим доступа:http://www.emii.ru/detskii-centr/zdravstvui-muzei/ (дата обращения 26.05.2019)
23. Музей // Российская музейная энциклопедия: В 2 т. / сост. М. Е. Каулен, Е. В. Мавлеев. Т. 1. Москва: 1рогресс, Рипол классик, 2001. 416 с.
24. Музей для каждого. Адаптированные экскурсии для детей с ограниченными возможностями [Электронный ресурс]: Режим доступа:http://www.emii.ru/detskii-centr/inklyuzivnye-programmy/ (дата обращения 26.05.2019)
25. Музейная педагогика за рубежом: работа музеев с детской аудиторией: сб. статей / под ред. М. Ю. Юхневич. Москва: Российский институт культурологии, 1997. 73 с.
26. Мурзина И. Я. Технология «образ и мысль» в преподавании гуманитарных дисциплин / И. Я. Мурзина // Науч. журнал Человек в мире культуры. 2015. №4. С. 50-60.
27. Мы входим в мир прекрасного: второе издание: образовательная программа и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов / авт. кол. А. М. Вербенец [и др.]. Санкт-Петербург: ГРМ, 2008. 208 с.
28. Мы входим в мир прекрасного: образовательная программа для детей среднего дошкольного возраста и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов пед. вузов / авт. кол. А. М. Вербенец [и др.]. Санкт-Петербург: Студия НП-Принт, 2012. 188 с.
29. Новости Искусства. The art newspaper Russia [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.theartnewspaper.ru/posts/3042/(дата обращения 01.06.2019)
30. Ночь в музее. Официальный сайт Свердловского областного
телевидения ОТВ [Электронный ресурс]: Режим доступа:
http://www.obltv.ru/news/culture/noch-muzeev-2017-v-ekaterinburge-sobrala-rekordnoe-kolichestvo-posetiteley/ (дата обращения 01.06.2019)
31. Отчет о работе Екатеринбургского музея изобразительных искусств за 2018 год [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.emii.ru/uploads/gallery/doc/Отчет%202018_final.pdf (дата обращения 02.06.2019)
32. Отчет о работе Екатеринбургского музея изобразительных искусств за 2014 год [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.emп.ru/uploads/gallery/doc/Отчет%20о%20работе%20ЕМИИ%20за%202014%20год.pdf (дата обращения 02.06.2019)
33. Поправко Е. А. Музееведение [Электронный ресурс]: Режим доступа:https://abc.vvsu.ru/books/muzeebed/ (дата обращения 26.04.2019)
34. Сапанжа О. С. Основы музейной коммуникации: учеб. пособие / О. С Сапанжа. Санкт-Петербург: ГРМ, 2007. 116 с.
35. Современные тенденции развития музейной коммуникации // Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: сб. научных трудов / отв. ред. М. Б. Гнедовский. Москва: НИИ культуры, 1989. 221 с.
36. Столяров Б. А. Мир музея: образовательная программа: методические рекомендации / Б.А. Столяров [и др.]. 3-е изд., испр. Санкт- Петербург: ГРМ, 2013. 480 с.
37. Столяров Б. А. Музей в пространстве художественной культуры и образования: учеб. пособие / Б. А. Столяров. Санкт-Петербург: ГРМ, 2007. 340 с.
38. Студия «Маленький творец» [Электронный ресурс]: Режим доступа:http://www.emii.ru/detskii-centr/studiya-malenkii-tvorec/ (дата обращения 19.05.2019)
39. Технология «Образ и мысль» [Электронный ресурс]: Режим доступа:http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node27.html (дата обращения 25.03.2019)
40. Фофин А. И. Роль музеев в образовании и воспитании личности / А. И. Фофин // Научный журнал Magister dixit. 2013. № 3. С. 315-321.
41. Художественный музей в образовательном процессе: сб. статей / науч. ред. Б. А. Столяров. Санкт-Петербург: Специальная литература, 1998. 320 с.
42. Щипанова Д. Е. Психология развития: учеб. пособие / Д. Е. Щипанова. Екатеринбург: РГИПУ, 2017. 178 с.
43. Энциклопедия дома и семьи / сост. Ю. Ф. Боданов [и др.]. Москва: Олма-Пресс, 2002. С. 670.
44. Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: учеб. пособие / М. Ю. Юхневич. Москва: Российский институт культурологи, 2001. 153 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ