Проведено анкетирование.
База исследования: МБОУ «Гимназия №44» г. Курска.
Выборка: 24 учащихся 8 «Б» класса.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания патриотизма и уважения к отечеству у подростков 8
1.1. Сущность понятий патриотического воспитания 8
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования патриотических чувств у детей среднего школьного возраста во внеурочной деятельности 14
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию патриотизма у подростков 20
2.1. Результаты исследования проблем патриотического воспитания подростков в условиях внеурочной деятельности 20
2.2. Рекомендации для педагогов по решению проблем патриотического воспитания обучающихся 24
Заключение 28
Список литературы 29
Приложения 32
Актуальность темы. В современном мире вопросы патриотизма и уважения к родному краю и Отечеству играют важную роль в формировании личности подростков. Одной из важнейших задач образовательной организации и педагога является формирование у школьников патриотических чувств и уважения к Отечеству. Формирование жизненных убеждений учащихся включает в себя развитие чувств патриотизма, гражданственности, толерантности и ответственности за свои действия и поступки, а также уважения к правам и свободам других людей. Педагог должен воспитывать учащихся в духе патриотизма и уважения к своей Родине, развивать их представление о патриотизме как о чувстве привязанности, преданности и ответственности по отношению к Родине, а также развивать их нравственное понимание вопросов патриотизма и гражданственности с учетом их возрастных особенностей.
Чувство патриотизма, привитое человеку, становится основой его мировоззрения, формирует моральные принципы уважения, любви и вовлеченности в развитие страны и соответственно влияют на поведение и нравственные установки человека. Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству у подростков во внеурочной деятельности необходимо не только для формирования личности, подрастающего поколения, обеспечения стабильности общества и процветания общества.
В последние годы возникла необходимость в поиске новых подходов и методов для эффективной реализации этой задачи. Современная жизнь изменила понятие патриотизма и его сущность, которая на протяжении многих веков связывалась с необходимостью защиты от внешних врагов. В настоящее время общество сталкивается с различными трудностями и вызовами нравственно характера, больше уделяет внимания материальным ценностям и пренебрегает духовными и моральными ценностями. В этой связи, важным аспектом в образовательной деятельности является повышение внимания к воспитанию подростков, развитию у них уважения к окружающим, любви к труду, ясной гражданской позиции, преданности Отечеству и народу, ответственности за их поведение в обществе и развитие правовой культуры.
В конце 2020 года государством были предприняты первые шаги на пути формирования ценностного отношения подростков и молодежи не только к государству, но и к традиционным ценностям и принципам развития общества, которые провозглашаются государством. Так, в Указе Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [3] президентом Российской Федерации Владимиром Путиным была выделена важность гражданско-патриотического воспитания. В 2020 году внесены изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [1] с целью реализации этих стратегических задач, определенных главой государства. Данные поправки охватывают весь спектр мер, направленных на развитие гражданско-патриотического воспитания. Также был принят Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» [2], который регулирует отношения между субъектами, работающими в сфере молодежной политики, принципы и условия ее формирования и осуществления, а также основные направления и формы такой деятельности.
Более того, государством уже проводятся патриотические мероприятия и различные акции патриотической направленности («Красная гвоздика», «Письмо солдату», «Свеча памяти» и т.д.), создаются музеи боевой славы [10]. Также государством формируются и поддерживаются патриотические движения (например, растущее число участников «Бессмертного полка», «Юнармии», «Волонтеров Победы», «Движения Первых») [13]. С начала реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование» с начала 2021 года отмечается повышенная актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания в школах.
Степень разработанности исследования. Вопросы патриотического воспитания нанесли отражение в научной методологии и официальных нормативных документах.
Множество отечественных мыслителей, таких как В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Ф.М. Достоевский, Н.М. Карамзин, М.В. Ломоносов, В.В. Розанов В.С. Соловьев, Л.Н. Толстой, Ф.И. Тютчев, С.Л. Франк, и многие другие ученые внесли огромный вклад не только в развитие теоретических основ патриотического воспитания, но и определение патриотизма как неотъемлемой и важной черты сознания гражданина России. В настоящее время проблемами патриотического воспитания молодежи занимаются: А.В. Баранников, Е.А. Бароненко, Н.Б. Герасимова, С.В. Иванова, Е.В. Коротаева, А.Ю. Лазебникова, Ю.А. Райсвих и многие другие.
В трудах этих ученых главное место занимают вопросы соотношения общественного и национального в воспитании личности, акцентируется действенное, субъектное ее начало. Так, В.Г. Белинский (1811-1848) полагал,
что любовь к Родине должна быть действенной, патриотизм личности проявляется в ее готовности отдать жизнь во благо народа и Отечества. Н.А. Добролюбов (1836-1861) вводит понятие «гражданский героизм», а патриотизм для него заключается в готовности и способности личности восстать против социальной несправедливости. Опору на национальное, духовное начало в процессе воспитания патриота провозглашали основным
принципом воспитания русские педагоги XIX в. К.Д. Ушинский, И.Ф. Богданович, Н.И. Пирогов. Так, Н.И. Пирогов (1810-1881) видит основной задачей образования и воспитания человека-гражданина развитие в нем чувства патриотизма. К.Д. Ушинский (1824-1871) полагал основой воспитания личности «принцип народности», благодаря которому своеобразие каждого народа сохраняется и передается от поколения к поколению и образует
национальную духовность.
Целью патриотического воспитания выступает задача сформировать у подрастающего поколения осознанного, глубокого отношения к своей стране, выработать чувство социально ответственной личности на основе духовных и нравственных ценностей, присущих российскому народу. При занятиях патриотическим воспитанием педагог должен стремиться помочь учащимся осознать чувство любви и привязанности к своей Родине, ощутить единение с народом, уважать людей, которые прославили Родину своим трудом и подвигами, а также тех, кто защищал и продолжает защищать ее сегодня; ценить их героизм и мужество, стремиться к физической силе, храбрости, дружбе и организованности; уважать людей других национальностей и народностей, проживающих в нашей стране, их искусство и традиции.
Таким образом, развитие способностей каждого ученика и воспитание истинного патриота представляют собой главную цель современной системы образования. Образовательные учреждения страны целенаправленно и систематически должны работать над достижением задачи патриотического воспитания подростков, путем всестороннего развития личности, соответствующей требованиям общества.
Объект данного исследования – процесс патриотического воспитания подростков во внеурочной деятельности.
Предмет исследования – методы и формы воспитания у школьников среднего возраста патриотизма и уважения к Отечеству в процессе внеурочной деятельности.
Целью данной работы является изучение актуальных теоретических подходов и практических методов патриотического воспитания подростков во внеурочной деятельности, а также разработка и предложение практических рекомендаций для педагогов и родителей по развитию патриотических чувств и ценностей у детей среднего школьного возраста.
Задачи исследования:
• изучить специальную литературу по данной проблеме и рассмотреть содержание ключевых понятий: патриотизм, внеурочная деятельность, патриотическое воспитание, гражданская идентичность, гражданская ответственность, историческое наследие, патриотический долг;
• исследовать психолого-педагогические особенности формирования патриотических чувств у подростков во внеурочной деятельности;
• поиск и подборка диагностического материала для исследования проблемы курсовой работы;
• разработка различных методических рекомендаций по теме исследования.
Для достижения поставленной цели применяются следующие методы исследования: метод анализа и синтеза информации, аналитический обзор, оценочный метод, общенаучный диалектический и эмпирический методы, методы индукции и дедукции, методы анализа и информации.
База исследования: МБОУ «Гимназия №44» г. Курска
Структура курсовой работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В результате проведенного исследования было выявлено, что внеурочная деятельность играет значительную роль в формировании патриотизма и уважения к Отечеству у подростков. Разнообразные мероприятия, направленные на знакомство с историей, культурой и традициями своей страны, способствуют не только расширению кругозора подростков, но и формированию глубокого чувства принадлежности к своей Родине.
Однако, для эффективного воспитания патриотизма необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого подростка, создавать условия для активного участия в патриотических мероприятиях и поощрять проявления любви к своей стране.
Дальнейшие исследования и разработка программ внеурочной деятельности, ориентированных на воспитание патриотизма и уважения к Отечеству среди подростков, могут способствовать укреплению гражданской идентичности и формированию гармонично развитого общества, основанного на ценностях любви к родине и уважения к национальному наследию.
Таким образом, внеурочная деятельность является важным инструментом воспитания патриотизма и уважения к Отечеству у подростков, способствует формированию гражданской идентичности и развитию патриотического сознания, что является неотъемлемой частью их социокультурного развития.
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2012. - № 53 (часть I). – ст. 7598.
2. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2021. – № 1 (часть I). – ст. 28.
3. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // СЗ РФ. – 2020. - № 30. – ст. 4884.
4. Авдулова, Т. П. Психология подросткового возраста: учебник и практикум для вузов / Т. П. Авдулова. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 394 с.
5. Адаева, Н.В. К пониманию сущности патриотизма и патриотического воспитания учащейся молодежи / Н.В. Адаева // Человек и образование. – 2022. - № 1. – С. 130-134.
6. Афтонасьев, А.Ф. Мысли о воспитании / А.Ф.Афтонасьев // Антология педагогической мысли в России в первой половине XIX века / сост. П.А. Лебедев. – М.: Педагогика, 1987. – С. 394-402
7. Базуева, О.Г. Психолого-педагогическое сопровождение подростков / О. Г. Базуева, O. G. Bazueva, А. А. Сапаров, A. A. Saparov // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. — 2023. — № 2 (39). — С. 135-139.
8. Береговая, О.А. Философия образования в современной России / О.А. Береговая // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — 2019. — № 3. — С. 31-39.
9. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. — М., — 1994. — 294 c.
10. Галич, Т.Н., Гарапшин, Д.И. Интеграция урочной и внеурочной деятельности в процессе гражданско-патриотического воспитания личности обучающегося / Т.Н. Галич, Д.И. Гарапшин // Вестник науки. – 2022. - № 2. – С. 5-11.
11. Гаязов А. С. Новые реалии современного мира и перспективы образовательной деятельности / А. С. Гаязов // Вестник Курганского государственного университета, 2019. - № 3 (54). - С. 71-78.
12. Заббарова, М.Г. Инновационные воспитательные практики: детский сад, школа, вуз: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, апреля 2021 г.: материалы конференции / под редакцией М. Г. Заббаровой. — Ульяновск: УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2021. — 645 с.
13. Иванова, Е.В. Воспитание патриотических чувств младших школьников посредством факультативных занятий / Е.В. Иванова // Управление образованием: теория и практика. – 2022. - № 4. – С. 10-23.
14. Ильин, И.А. Родина и мы / И.А. Ильин. — Смоленск: Посох. — 1995. — 511 с.
15. Ипполитова, Н.П. Развитие проблемы патриотического воспитания в истории и теории педагогики / Н.П. Ипполитова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2021. – С. 5-25.
16. Куницын, А.П. Наставление воспитанникам / А.П. Куницын // Антология педагогической мысли России первой половины 19 века / сост. П.А. Лебедев. – М.: Педагогика, 1987. – С. 141-145.
17. Лукинова, А.В. Генезис патриотического воспитания учителя в системе педагогического образования / А.В. Лукинова // Проблемы современного образования. — 2024. — № 3. — С. 118-124.
18. Лыкова, Т.Р. Формирование патриотической позиции: Монография / Т.Р. Лыкова. - Уральский государственный лесотехнический университет. – 2018. – 198 с.
19. Магомедова, М.М., Курбанисмаилова, М.Г., Узаймагомедова, З.М., Омаров, О.Н. Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания подростков / М.М. Магомедова, М.Г. Курбанисмаилова, З.М. Узаймагомедова, О.Н. Омаров // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2019. - № 3. – С. 63-68.
20. Миронова, С.А. [и др.]. Воспитание как стратегический национальный приоритет: международный научно-образовательный форум: материалы конференции / под редакцией С. А. Минюровой [и др.]. — Екатеринбург: УрГПУ, 2021 — Часть 3 — 2021. — 494 с.
21. Ушинский, К.Д. О народности в общественном воспитании / К.Д. Ушинский. — Собрание сочинений. В 11 т. Т. 2. — М.: Л. — 1948. — С. 69-166.
22. Чернышевский Н. Г. Избр. пед. произв. — М.: Изд-во АПН РСФСР. — 1953. — 772 с.
23. Ястребцов, И.М. О системе наук, приличных в наше время детям [Текст] / И.М. Ястребцов // Антология педагогической мысли в России первой половины 19 века / сост. П.А. Лебедев. – М.: Педагогика, 1987. – С. 223-246.