Воспитание у подростков патриотизма и уважения к Отечеству во внеурочной деятельности (Курский Государственный Университет)
|
Проведено анкетирование.
База исследования: МБОУ «Гимназия №44» г. Курска.
Выборка: 24 учащихся 8 «Б» класса.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания патриотизма и уважения к отечеству у подростков 8
1.1. Сущность понятий патриотического воспитания 8
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования патриотических чувств у детей среднего школьного возраста во внеурочной деятельности 14
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию патриотизма у подростков 20
2.1. Результаты исследования проблем патриотического воспитания подростков в условиях внеурочной деятельности 20
2.2. Рекомендации для педагогов по решению проблем патриотического воспитания обучающихся 24
Заключение 28
Список литературы 29
Приложения 32
База исследования: МБОУ «Гимназия №44» г. Курска.
Выборка: 24 учащихся 8 «Б» класса.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания патриотизма и уважения к отечеству у подростков 8
1.1. Сущность понятий патриотического воспитания 8
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования патриотических чувств у детей среднего школьного возраста во внеурочной деятельности 14
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию патриотизма у подростков 20
2.1. Результаты исследования проблем патриотического воспитания подростков в условиях внеурочной деятельности 20
2.2. Рекомендации для педагогов по решению проблем патриотического воспитания обучающихся 24
Заключение 28
Список литературы 29
Приложения 32
Актуальность темы. В современном мире вопросы патриотизма и уважения к родному краю и Отечеству играют важную роль в формировании личности подростков. Одной из важнейших задач образовательной организации и педагога является формирование у школьников патриотических чувств и уважения к Отечеству. Формирование жизненных убеждений учащихся включает в себя развитие чувств патриотизма, гражданственности, толерантности и ответственности за свои действия и поступки, а также уважения к правам и свободам других людей. Педагог должен воспитывать учащихся в духе патриотизма и уважения к своей Родине, развивать их представление о патриотизме как о чувстве привязанности, преданности и ответственности по отношению к Родине, а также развивать их нравственное понимание вопросов патриотизма и гражданственности с учетом их возрастных особенностей.
Чувство патриотизма, привитое человеку, становится основой его мировоззрения, формирует моральные принципы уважения, любви и вовлеченности в развитие страны и соответственно влияют на поведение и нравственные установки человека. Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству у подростков во внеурочной деятельности необходимо не только для формирования личности, подрастающего поколения, обеспечения стабильности общества и процветания общества.
В последние годы возникла необходимость в поиске новых подходов и методов для эффективной реализации этой задачи. Современная жизнь изменила понятие патриотизма и его сущность, которая на протяжении многих веков связывалась с необходимостью защиты от внешних врагов. В настоящее время общество сталкивается с различными трудностями и вызовами нравственно характера, больше уделяет внимания материальным ценностям и пренебрегает духовными и моральными ценностями. В этой связи, важным аспектом в образовательной деятельности является повышение внимания к воспитанию подростков, развитию у них уважения к окружающим, любви к труду, ясной гражданской позиции, преданности Отечеству и народу, ответственности за их поведение в обществе и развитие правовой культуры.
В конце 2020 года государством были предприняты первые шаги на пути формирования ценностного отношения подростков и молодежи не только к государству, но и к традиционным ценностям и принципам развития общества, которые провозглашаются государством. Так, в Указе Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [3] президентом Российской Федерации Владимиром Путиным была выделена важность гражданско-патриотического воспитания. В 2020 году внесены изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [1] с целью реализации этих стратегических задач, определенных главой государства. Данные поправки охватывают весь спектр мер, направленных на развитие гражданско-патриотического воспитания. Также был принят Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» [2], который регулирует отношения между субъектами, работающими в сфере молодежной политики, принципы и условия ее формирования и осуществления, а также основные направления и формы такой деятельности.
Более того, государством уже проводятся патриотические мероприятия и различные акции патриотической направленности («Красная гвоздика», «Письмо солдату», «Свеча памяти» и т.д.), создаются музеи боевой славы [10]. Также государством формируются и поддерживаются патриотические движения (например, растущее число участников «Бессмертного полка», «Юнармии», «Волонтеров Победы», «Движения Первых») [13]. С начала реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование» с начала 2021 года отмечается повышенная актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания в школах.
Степень разработанности исследования. Вопросы патриотического воспитания нанесли отражение в научной методологии и официальных нормативных документах.
Множество отечественных мыслителей, таких как В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Ф.М. Достоевский, Н.М. Карамзин, М.В. Ломоносов, В.В. Розанов В.С. Соловьев, Л.Н. Толстой, Ф.И. Тютчев, С.Л. Франк, и многие другие ученые внесли огромный вклад не только в развитие теоретических основ патриотического воспитания, но и определение патриотизма как неотъемлемой и важной черты сознания гражданина России. В настоящее время проблемами патриотического воспитания молодежи занимаются: А.В. Баранников, Е.А. Бароненко, Н.Б. Герасимова, С.В. Иванова, Е.В. Коротаева, А.Ю. Лазебникова, Ю.А. Райсвих и многие другие.
В трудах этих ученых главное место занимают вопросы соотношения общественного и национального в воспитании личности, акцентируется действенное, субъектное ее начало. Так, В.Г. Белинский (1811-1848) полагал,
что любовь к Родине должна быть действенной, патриотизм личности проявляется в ее готовности отдать жизнь во благо народа и Отечества. Н.А. Добролюбов (1836-1861) вводит понятие «гражданский героизм», а патриотизм для него заключается в готовности и способности личности восстать против социальной несправедливости. Опору на национальное, духовное начало в процессе воспитания патриота провозглашали основным
принципом воспитания русские педагоги XIX в. К.Д. Ушинский, И.Ф. Богданович, Н.И. Пирогов. Так, Н.И. Пирогов (1810-1881) видит основной задачей образования и воспитания человека-гражданина развитие в нем чувства патриотизма. К.Д. Ушинский (1824-1871) полагал основой воспитания личности «принцип народности», благодаря которому своеобразие каждого народа сохраняется и передается от поколения к поколению и образует
национальную духовность.
Целью патриотического воспитания выступает задача сформировать у подрастающего поколения осознанного, глубокого отношения к своей стране, выработать чувство социально ответственной личности на основе духовных и нравственных ценностей, присущих российскому народу. При занятиях патриотическим воспитанием педагог должен стремиться помочь учащимся осознать чувство любви и привязанности к своей Родине, ощутить единение с народом, уважать людей, которые прославили Родину своим трудом и подвигами, а также тех, кто защищал и продолжает защищать ее сегодня; ценить их героизм и мужество, стремиться к физической силе, храбрости, дружбе и организованности; уважать людей других национальностей и народностей, проживающих в нашей стране, их искусство и традиции.
Таким образом, развитие способностей каждого ученика и воспитание истинного патриота представляют собой главную цель современной системы образования. Образовательные учреждения страны целенаправленно и систематически должны работать над достижением задачи патриотического воспитания подростков, путем всестороннего развития личности, соответствующей требованиям общества.
Объект данного исследования – процесс патриотического воспитания подростков во внеурочной деятельности.
Предмет исследования – методы и формы воспитания у школьников среднего возраста патриотизма и уважения к Отечеству в процессе внеурочной деятельности.
Целью данной работы является изучение актуальных теоретических подходов и практических методов патриотического воспитания подростков во внеурочной деятельности, а также разработка и предложение практических рекомендаций для педагогов и родителей по развитию патриотических чувств и ценностей у детей среднего школьного возраста.
Задачи исследования:
• изучить специальную литературу по данной проблеме и рассмотреть содержание ключевых понятий: патриотизм, внеурочная деятельность, патриотическое воспитание, гражданская идентичность, гражданская ответственность, историческое наследие, патриотический долг;
• исследовать психолого-педагогические особенности формирования патриотических чувств у подростков во внеурочной деятельности;
• поиск и подборка диагностического материала для исследования проблемы курсовой работы;
• разработка различных методических рекомендаций по теме исследования.
Для достижения поставленной цели применяются следующие методы исследования: метод анализа и синтеза информации, аналитический обзор, оценочный метод, общенаучный диалектический и эмпирический методы, методы индукции и дедукции, методы анализа и информации.
База исследования: МБОУ «Гимназия №44» г. Курска
Структура курсовой работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Чувство патриотизма, привитое человеку, становится основой его мировоззрения, формирует моральные принципы уважения, любви и вовлеченности в развитие страны и соответственно влияют на поведение и нравственные установки человека. Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству у подростков во внеурочной деятельности необходимо не только для формирования личности, подрастающего поколения, обеспечения стабильности общества и процветания общества.
В последние годы возникла необходимость в поиске новых подходов и методов для эффективной реализации этой задачи. Современная жизнь изменила понятие патриотизма и его сущность, которая на протяжении многих веков связывалась с необходимостью защиты от внешних врагов. В настоящее время общество сталкивается с различными трудностями и вызовами нравственно характера, больше уделяет внимания материальным ценностям и пренебрегает духовными и моральными ценностями. В этой связи, важным аспектом в образовательной деятельности является повышение внимания к воспитанию подростков, развитию у них уважения к окружающим, любви к труду, ясной гражданской позиции, преданности Отечеству и народу, ответственности за их поведение в обществе и развитие правовой культуры.
В конце 2020 года государством были предприняты первые шаги на пути формирования ценностного отношения подростков и молодежи не только к государству, но и к традиционным ценностям и принципам развития общества, которые провозглашаются государством. Так, в Указе Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [3] президентом Российской Федерации Владимиром Путиным была выделена важность гражданско-патриотического воспитания. В 2020 году внесены изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [1] с целью реализации этих стратегических задач, определенных главой государства. Данные поправки охватывают весь спектр мер, направленных на развитие гражданско-патриотического воспитания. Также был принят Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» [2], который регулирует отношения между субъектами, работающими в сфере молодежной политики, принципы и условия ее формирования и осуществления, а также основные направления и формы такой деятельности.
Более того, государством уже проводятся патриотические мероприятия и различные акции патриотической направленности («Красная гвоздика», «Письмо солдату», «Свеча памяти» и т.д.), создаются музеи боевой славы [10]. Также государством формируются и поддерживаются патриотические движения (например, растущее число участников «Бессмертного полка», «Юнармии», «Волонтеров Победы», «Движения Первых») [13]. С начала реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование» с начала 2021 года отмечается повышенная актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания в школах.
Степень разработанности исследования. Вопросы патриотического воспитания нанесли отражение в научной методологии и официальных нормативных документах.
Множество отечественных мыслителей, таких как В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Ф.М. Достоевский, Н.М. Карамзин, М.В. Ломоносов, В.В. Розанов В.С. Соловьев, Л.Н. Толстой, Ф.И. Тютчев, С.Л. Франк, и многие другие ученые внесли огромный вклад не только в развитие теоретических основ патриотического воспитания, но и определение патриотизма как неотъемлемой и важной черты сознания гражданина России. В настоящее время проблемами патриотического воспитания молодежи занимаются: А.В. Баранников, Е.А. Бароненко, Н.Б. Герасимова, С.В. Иванова, Е.В. Коротаева, А.Ю. Лазебникова, Ю.А. Райсвих и многие другие.
В трудах этих ученых главное место занимают вопросы соотношения общественного и национального в воспитании личности, акцентируется действенное, субъектное ее начало. Так, В.Г. Белинский (1811-1848) полагал,
что любовь к Родине должна быть действенной, патриотизм личности проявляется в ее готовности отдать жизнь во благо народа и Отечества. Н.А. Добролюбов (1836-1861) вводит понятие «гражданский героизм», а патриотизм для него заключается в готовности и способности личности восстать против социальной несправедливости. Опору на национальное, духовное начало в процессе воспитания патриота провозглашали основным
принципом воспитания русские педагоги XIX в. К.Д. Ушинский, И.Ф. Богданович, Н.И. Пирогов. Так, Н.И. Пирогов (1810-1881) видит основной задачей образования и воспитания человека-гражданина развитие в нем чувства патриотизма. К.Д. Ушинский (1824-1871) полагал основой воспитания личности «принцип народности», благодаря которому своеобразие каждого народа сохраняется и передается от поколения к поколению и образует
национальную духовность.
Целью патриотического воспитания выступает задача сформировать у подрастающего поколения осознанного, глубокого отношения к своей стране, выработать чувство социально ответственной личности на основе духовных и нравственных ценностей, присущих российскому народу. При занятиях патриотическим воспитанием педагог должен стремиться помочь учащимся осознать чувство любви и привязанности к своей Родине, ощутить единение с народом, уважать людей, которые прославили Родину своим трудом и подвигами, а также тех, кто защищал и продолжает защищать ее сегодня; ценить их героизм и мужество, стремиться к физической силе, храбрости, дружбе и организованности; уважать людей других национальностей и народностей, проживающих в нашей стране, их искусство и традиции.
Таким образом, развитие способностей каждого ученика и воспитание истинного патриота представляют собой главную цель современной системы образования. Образовательные учреждения страны целенаправленно и систематически должны работать над достижением задачи патриотического воспитания подростков, путем всестороннего развития личности, соответствующей требованиям общества.
Объект данного исследования – процесс патриотического воспитания подростков во внеурочной деятельности.
Предмет исследования – методы и формы воспитания у школьников среднего возраста патриотизма и уважения к Отечеству в процессе внеурочной деятельности.
Целью данной работы является изучение актуальных теоретических подходов и практических методов патриотического воспитания подростков во внеурочной деятельности, а также разработка и предложение практических рекомендаций для педагогов и родителей по развитию патриотических чувств и ценностей у детей среднего школьного возраста.
Задачи исследования:
• изучить специальную литературу по данной проблеме и рассмотреть содержание ключевых понятий: патриотизм, внеурочная деятельность, патриотическое воспитание, гражданская идентичность, гражданская ответственность, историческое наследие, патриотический долг;
• исследовать психолого-педагогические особенности формирования патриотических чувств у подростков во внеурочной деятельности;
• поиск и подборка диагностического материала для исследования проблемы курсовой работы;
• разработка различных методических рекомендаций по теме исследования.
Для достижения поставленной цели применяются следующие методы исследования: метод анализа и синтеза информации, аналитический обзор, оценочный метод, общенаучный диалектический и эмпирический методы, методы индукции и дедукции, методы анализа и информации.
База исследования: МБОУ «Гимназия №44» г. Курска
Структура курсовой работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В результате проведенного исследования было выявлено, что внеурочная деятельность играет значительную роль в формировании патриотизма и уважения к Отечеству у подростков. Разнообразные мероприятия, направленные на знакомство с историей, культурой и традициями своей страны, способствуют не только расширению кругозора подростков, но и формированию глубокого чувства принадлежности к своей Родине.
Однако, для эффективного воспитания патриотизма необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого подростка, создавать условия для активного участия в патриотических мероприятиях и поощрять проявления любви к своей стране.
Дальнейшие исследования и разработка программ внеурочной деятельности, ориентированных на воспитание патриотизма и уважения к Отечеству среди подростков, могут способствовать укреплению гражданской идентичности и формированию гармонично развитого общества, основанного на ценностях любви к родине и уважения к национальному наследию.
Таким образом, внеурочная деятельность является важным инструментом воспитания патриотизма и уважения к Отечеству у подростков, способствует формированию гражданской идентичности и развитию патриотического сознания, что является неотъемлемой частью их социокультурного развития.
Однако, для эффективного воспитания патриотизма необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого подростка, создавать условия для активного участия в патриотических мероприятиях и поощрять проявления любви к своей стране.
Дальнейшие исследования и разработка программ внеурочной деятельности, ориентированных на воспитание патриотизма и уважения к Отечеству среди подростков, могут способствовать укреплению гражданской идентичности и формированию гармонично развитого общества, основанного на ценностях любви к родине и уважения к национальному наследию.
Таким образом, внеурочная деятельность является важным инструментом воспитания патриотизма и уважения к Отечеству у подростков, способствует формированию гражданской идентичности и развитию патриотического сознания, что является неотъемлемой частью их социокультурного развития.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
УЧАЩИХСЯ 6-7-Х КЛАССОВ КАДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ВО
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Лингвистическое краеведение в школе: содержание и формы работы
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2019



