ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА 6
1.1. Адаптация персонала на предприятии: понятие, виды и методы 6
1.2. Стадии, этапы и цели адаптации персонала 12
1.3. Специфика адаптации персонала в ресторанном сервисе 17
2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ АДАПТАЦИИ НОВЫХ СОТРУДНИКОВ НАПРИМЕРЕ СТЕЙК-БАРА «ЖАДИНА-ГОВЯДИНА» г. Екатеринбурга 24
2.1. Общая характеристика предприятия 24
2.2 Анализ проблем адаптации новых сотрудников в ресторанном сервисе на примере стейк-бара «Жадина-Говядина» г. Екатеринбурга 29
2.3. Анализ оценки адаптации сотрудников и мнения экспертов 38
3. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ
«АДАПТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА» 45
3.1. Анализ и подбор учебного материала, разработка плана лекционного
материала по теме «Адаптация персонала» 45
3.2. Разработка плана практического занятия и методов контроля знаний .... 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
Профессиональная деятельность современного человека. От того, насколько успешно складывается профессиональная карьера, зависит не только удовлетворенность личности своей жизнью, но и ее гармоничное развитие.
В современном времени в условиях активного развития социально-экономического строя, особое внимание требует цель повышения эффективности общественного производства, которая непосредственно напрямую связана с использованием кадровых ресурсов. Главным фундаментом любой современной организации являются люди, потому что именно отличное кадровое обеспечение позволит предприятию эффективно использовать любой вид ресурсов на предприятии, а также определяет ее экономические показатели и конкурентоспособность. Поэтому очень большую роль в эффективности развития предприятия играет обучение молодых специалистов и ускорении их адаптации.
Адаптация сотрудников предполагает процесс приспособления к новой рабочей ситуации, в которой люди и их рабочая среда работают вместе, влияют друг на друга, для создания новой системы взаимодействия и отношений внутри трудового сообщества. На новой работе молодой специалист активно вовлекается в систему профессиональных социальных и психологических отношений. Специалист изучает новые стандарты и ценности внутри организации, координирует свои личные позиции с целями и задачами предприятия. Поэтому для молодых сотрудников важно, чтобы их личностные характеристики были как можно более схожи с новой для него организацией.
Актуальность изучения проблем адаптации заключаются в определяющем влиянии этого процесса на эффективность последующей профессиональной деятельности специалиста, потому что достижение высокого уровня приспособления является фундаментом, базой для перехода к преобразующей деятельности личности.
Сегодня на рынке услуг очень большое внимание уделяется именно ресторанному сервису, как одной из самых востребованных отраслей бизнеса.
Период адаптации для молодых сотрудников ресторана отличается особой сложностью, так как связан с существенным изменением цели, характера, условий деятельности, социального окружения, его статуса и ролей.
Адаптационная способность персонала, а также степень согласия с жизненными планами нового сотрудника, и фактические условия в организации, оказывают большое влияние на его стабильность и на формирование молодого специалиста как будущего профессионала.
Целью данной выпускной квалификационной работы является анализ существующих проблем адаптации новых сотрудников в ресторанном сервисе.
Объект исследования - адаптация персонала.
Предмет исследования - проблемы адаптации новых сотрудников в ресторанном сервисе.
Исходя из главной цели работы были поставлены следующие основные задачи:
1. Раскрыть понятие адаптации персонала, виды и методы;
2. Рассмотреть стадии, этапы и основные цели адаптации;
3. Рассмотреть специфику адаптации сотрудников в ресторанном сервисе;
4. Дать общую характеристику организации;
5. Провести анализ проблем адаптации новых сотрудников на предприятии «Жадина-Говядина» г. Екатеринбург;
6. Проанализировать опрос экспертов организации и оценку адаптации сотрудников;
7. Подобрать и разработать лекционный материал по теме «Адаптация персонала»;
8. Разработать план практического занятия и средства контроля;
При написании выпускной квалификационной работы были использованы научная и учебно-методическая литература, статьи в периодических изданиях, а также электронные ресурсы.
Наиболее полно раскрывают определение и сущность понятия адаптации персонала работы Ганова К.В., Шапиро С.А., Кравченко А.И., Кибанова И.Я., Козловского В.А, Кондратьева К.П.
Выделают несколько программ и групп методов по адаптации. Такие авторы как Виноградова Е.А., Бурносова Н. М., Похабова В.И., Магура М.И., Ганова К.В. и Лукьянова О.И. имеют похожее мнение на основные методы для решения проблемы адаптации персонала на предприятии.
Эмпирической базой исследования послужили материалы анкетирования сотрудников стейк-бара «Жадина-Говядина» и интервью с руководствующим составом организации.
Практическая значимость работы состоит в том, что теоретические выводы, материалы данной работы, выводы по анализу проблем и анализ интервью с экспертами могут быть использованы в рабочем процессе стейк- бара «Жадина-Говядина» .
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех основных глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Адаптация это процесс, предполагающий взаимное приспособление сотрудника и предприятия, имеющее начало и опирающейся на постепенное вхождение сотрудника в новые профессиональные, социальные, организационные и экономические условия труда.
Поступая на работу в организацию человек сталкивается с новой системой внутренних отношений, ценностей, распределения функций, социальных ролей, условий, содержания труда. Его результативность будет зависеть от того, насколько быстро он сумеет адаптироваться к изменениям, произошедшим в его жизни. Чем выше должность, на которую приходит новый работник, тем сложнее идет процесс адаптации.
Для эффективности будущей деятельности имеет значение как профессиональная, так и социальная адаптация персонала. Важность этого аспекта кадровой работы требует разработки системы мер по управлению данным процессом. Знание факторов, влияющих на эффективность процесса адаптации имеет несомненное значение для выбора путей и средств управления процессом адаптации.
Таким образом, в выпускной квалификационной работы были рассмотрены основные стадии, этапы и цели адаптации сотрудников, а также обозначена специфика адаптации непосредственно в ресторанном сервисе. Помимо этого, была рассмотрена общая характеристика предприятия и проведен анализ основных проблем адаптации персонала на примере стейк- бара «Жадина-Говядина», а также проведен анализ опроса экспертов и оценки адаптации сотрудников. По результатам анкетирования и интервью были сделаны следующие выводы:
1. Анализ существующих проблем адаптации сотрудников показал, что наибольшую трудность составляют вопросы, связанные с общением с руководствующим составом и высокий уровень физической нагрузки. Данная тенденция может объясняться тем, что работник, приходя на новое место, только включается в работу, знакомится с коллективом и руководством, и, как правило, не знает на каком уровне взаимоотношений находится руководство с подчиненными, а работа в ресторанном сервисе предполагает большое количество рабочих часов с высокими физическими нагрузками, связанными с большим потоком гостей и количеством выполняемых действия.
2. Результаты исследования показали связь между стажем работы персонала на предприятии и эмоциональной нагрузкой: чем дольше сотрудник работает в заведении, тем чаще встречается, что ему необходима помощь, чтобы справиться с эмоциональным напряжением.
3. Также выявлена тенденция, что время для приспособления стажера к новому месту работы преимущественно составляет 1-2 месяца. Как вывод, можно сказать, что в заведении достаточно быстро проходит процесс адаптации новых сотрудников.
4. Наибольшая часть работников, до прихода на настоящее место работы, имеет стаж и опыт работы, и, как ответили сотрудники, полученный опыт и стаж работы влияет на период адаптации и помогает научиться быстрее справляться с трудностями на новой работе.
5. По результатам интервью, все сотрудники предприятия имеют хорошие показатели оценки адаптации и низкий уровень конфликтности. Также, по мнению экспертов очень большую роль в адаптации играют личные качества сотрудников и его характера. Чем выше уровень организованности и ответственности ,а также присутствие желания работать у человека, тем быстрее и эффективнее проходит адаптация.
6. Было выявлено утверждение, что не все организации ресторанного сервиса осознают всю важность процедур по адаптации новых сотрудников и уделяют данному вопросу достаточного внимания. Исследование такого явления, как адаптация молодых специалистов, а также создание эффективной программы представляют важный аспект управления персоналом и способны оказать положительное влияние на различные направления работы организации.
Проведение целенаправленной адаптации сотрудников - актуальная необходимость для современных организаций. С помощью применения инструментов, средств по адаптации и введения в курс дела новых сотрудников, а также с учетом знания основных закономерностей адаптации можно решить множество управленческих проблем и существенно повысить эффективность труда в организации.
Также был разработан учебный материал по теме «Адаптация персонала», план лекционного и практического занятия и средства контроля. А для решения основных проблем на предприятии, был разработан общий тренинг на командообразование. Участие необходимо как сотрудникам заведения, так и управляющему составу. Помимо этого, разработан примерный план программы адаптации новых сотрудников на предприятии.
Исходя из этого можно сказать, что основная цель исследования - анализ проблемы адаптации новых сотрудников в ресторанном сервисе, а также все поставленные задачи были решены
1. Беляцкий В.П. Техника работы менеджера / В.П. Беляцкий, Н.В. Ройш. Москва: Книжный дом, 2011. 255с.
2. Бурлаков Г.Р. Мотивационный климат организации / Г.Р. Бурлаков // Управление персоналом. Уфа, 2012. С. 89-94.
3. Бурносов Н. М. Управление персоналом на производстве /Н.М. Бурносов. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 124 с.
4. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Учебное пособие / В.Р. Веснин. Москва: Юристъ, 2008. 496 с.
5. Виноградов Е.А. Персонал в фирмах индустриально развитых стран / Е.А. Виноградов, Маусов Н.К. Москва: ЭКО-ПРО, 2007. 386 с.
6. Ганов К.В. Экспресс - адаптация работников на предприятии / К.В. Ганов // Бизнес без проблем. Персонал. Москва, 2011. С. 53-58.
7. Гнездовский Ю.И. Проблемы организации оплаты труда в современных условиях / Ю.И. Гнездовский, И.П. Поварич. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. 348 с.
8. Гончаров В.И. Основы менеджмента: Учебное пособие / В.И. Гончаров. Москва: Современная школа, 2006. 289 с.
9. Горяев И.Г. Для тех кто ищет лучшее / И.Г.Горяев // Вкус. Москва, 2008. С. 56-57.
10. Ерали А.К. Производственный менеджмент: Учебник / А.К. Ерали, А.С. Баймуков. Алматы: Арка, 2005. 454 с.
11. Ефремова Ю.Е. Совершенствование организационно-экономического механизма профессионального развития управленческого персонала предприятий металлургического комплекса / Ю.Е. Ефремова. Москва: Авторес, 2008. 283 с.
12. Иванов В.Н. Основы социального управления / В.Н. Иванов [и др.]. Москва: Юристъ, 2001. 314 с.
13. Кибанов А. Я. Организация управления персоналом на предприятии: Учебное пособие / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров. Москва: ГроссМедиа, 2011.587 с.
14. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации / А.Я. Кибанов. Москва: ИНФРА-М, 2004. 358 с.
15. Кларин М.В. Корпоративный тренинг от А до Я: Научно-практическое пособие / М.В. Кларин. Москва: Дело, 2007. 224 с.
16. Козловский В.А. Производственный менеджмент / В.А.Козловский. Москва: Инфра-М, 2013. 574 с.
17. Кондратьев К.П. Организация обслуживания на предприятиях общественного питания / К.П. Кондратьев. Улан-Удэ: ВСГТУ, 2007. 207 с.
18. Коновалова Л.Н. Управление социальными программами компании /Л.Н. Коновалова, С.Е. Литовченко. Москва: Ассоциация менеджеров, 2007. 152 с.
19. Коротков Э. М. Концепция менеджмента / Э.М. Коротков, М.И. Корсаков ; ред. М.И. Якимец. Москва: ДеКа, 2006. 315 с.
20. Костылева С.Ю. Управление развитием персонала в контексте совершенствования социально-трудовых отношений / С.Ю. Костылева // Экономические науки. Санкт-Петербург, 20018. С. 108-111.
21. Кравченко А.И. Социология управления: фундаментальный курс / А.И. Кравченка, И.О. Тюрина. Москва: Академический Проект, 2004. 345 с.
22. Куроленкина Н.А. Адаптация персонала: ее роль в компании / Н.А. Куроленкина // Управление человеческим потенциалом. Новороссийск, 2007. С. 24-28.
23. Куршакова Н.К. Адаптация персонала в коммерческом банке / Н.К. Куршакова // Управление развитием персонала. Москва, 2008. С. 33-38.
24. Кучер Л.С. Организация обслуживания общественного питания: Учебник/ Л.С. Кучер, Л.М. Шкуратова. Москва: Деловая литература, 2012. 540 с.
25. Лазарева С.Е. Эффективная система адаптации персонала: компоненты и этапы построения / С.Е. Лазарева // Управление человеческим потенциалом. Новороссийск, 2007. С. 60-64.
26. Ламскова О.М. Адаптация персонала в организации / О.М. Ламская // Управление персоналом. Уфа, 2004. С. 53-56.
27. Лисько М.В. Основы менеджмента / М.В. Лиська [и др.]. Москва: Высшая школа, 2002. 374 с.
28. Лифинец А.С. Основы управления персоналом / А.С. Лифинец. Иваново: Дом книги, 2013. 256 с.
29. Лукьянов О.И. Как помочь новичку войти в коллектив и приспособиться к работе / О.И. Лукьянов // Управление человеческим потенциалом.Новороссийск, 2011. С. 168-169.
30. Мартынова М.Э. Методы адаптации: арсенал возможностей компании / М.Э Мартынова // Управление человеческим потенциалом. Новороссийск, 2007. С. 46-47.
31. Мрыхина Е.Б. Организация производства на предприятиях общественного питания: учебное пособие / Е.Б. Мрыхина. Москва:ИНФРА-М, 2009. 176 с.
32. Панова Л.А. Обслуживание на предприятиях общественного питания: Учебное пособие в экзаменационных вопросах и ответах / Л.А. Панова. Москва: Дашков и Ко, 2007. 283 с.
33. Перескоков В.Н. Корпоративные университеты в российской практике: актуальные примеры реализации / В.Н. Перескоков. Новосибирск: Ника, 2006. 275 с.
34. Полева М.В. Управление персоналом в гостиничном сервисе: Учебник / М.В. Полева, А.Н. Третьякова. Москва: Академия, 2014. 209 с.
35. Сульдина Г.А. Управление персоналом в системе государственного и муниципального управления: учебное пособие / Г.А. Сульдина. Казань: Казанский государственный университет имени В.И. Ульянова-Ленина, 2009. 184 с.
36. Травин В.В. Основы кадрового менеджмента / В. В. Травин, В. А. Дятлов. Москва: Дашков и Ко, 2005. 362 с.
37. Шапиро С.А. Управление человеческими ресурсами / С.А. Шапиро. Москва: Гросс Медиа, 2005. 487 с.
38. Виды, методы и формы адаптатции на предприятиях общественного питания [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://mybiblioteka.su/tom3/2- 74361.html(дата обращения 28.04.19)
39. Лист оценки сотрудника после прохождения адаптации[Электронный ресурс]: Режим доступа: https://hr-portal.ru/tool/list-ocenki-sotrudnika-posle- prohozhdeniya-adaptacii. (дата обращения 07.06.19)
40. Методы адаптации сотрудников в современных организациях [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.ozpp.ru/tesaurus/208/75(дата обращения 21.05.19)
41. Потребительское поведение [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://kak-bog.ru/potrebitelskoe-povedenie(дата обращения 04.05.19)
42. Управление процессами обслуживания на предприятиях питания. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://refdb.ru/look/2963640-p8.html(дата обращения 15.05.19)