ВВЕДЕНИЕ 4
1. СУЩНОСТЬ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 7
1.1. Цели, задачи и принципы осуществления прокурорского надзора за
соблюдением прав несовершеннолетних 7
1.2. Правовое регулирование деятельности органов прокуратуры по производству надзора за исполнением законодательства несовершеннолетних 18
2. СОДЕРЖАНИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОКУРОРСКОГО
НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 22
2.1. Объект осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних 23
2.2. Предмет осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних 27
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМИНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 32
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
2017 год по праву можно назвать новой вехой в развитии системы защиты материнства, детства и семьи. На всех уровнях власти, в том числе в регионах, уделяется особое внимание вопросам реализации и защиты прав несовершеннолетних.
Президент РФ Владимир Владимирович Путин 29 мая 2017 года подписал Указ об объявлении 2018 - 2027 годов в Российской Федерации Десятилетием детства. Вряд ли можно найти лучшее подтверждение того, что сегодня семья, дети, их защита и поддержка - является приоритетным, важнейшим направлением политики Российского государства.
Данная тема исследования является актуальной, так как на сегодняшний день нарушения прав несовершеннолетних по-прежнему носят распространенный характер, и несовершеннолетние не могут самостоятельно защитить себя и свои права, а также законные интересы.
В России за четыре месяца 2018 года прокуроры выявили свыше 255 тыс. нарушений законов в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних. Такую цифру приводит Генпрокуратура России.
Для устранения нарушений было внесено 55,8 тыс. представлений, в суды направлено 28 тыс. исков и заявлений.
В 2017 году было выявлено более 640 тыс. аналогичных нарушений. К дисциплинарной ответственности привлекались свыше 142 тыс. чиновников различного уровня.
Вместе с тем более 26 тыс. человек были привлечены к административной ответственности. При этом было возбуждено 2,5 тыс. уголовных дел1. Поэтому проблема прокурорского надзора за соблюдением исполнения прав и законных интересов несовершеннолетних носит глобальный характер.
Целью работы является исследование работы прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних.
Согласно целям данной работы были сформулированы следующие задачи:
• раскрыть цели, задачи и принципы осуществления прокурорского надзора за соблюдением прав и законных интересов несовершеннолетних
• выявить особенности правового регулирования работы органов прокуратуры по производству надзора за исполнением законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних
• выявить проблемы, определить пути совершенствования и повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних.
Объектом исследования являются правоотношения, складывающиеся в процессе осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних.
Предметом исследования выступает деятельность органов прокуратуры в сфере исполнения законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних, нормативные акты, а также правоприменительная практика.
Теоретической основой работы является, научно-юридическая литература, посвященная тематике проводимого исследования, таких авторов как Воеводиной Т. Г., Габдрахмановой Э. Ф., Дегтяренко А.А., и Коваль Н. В. В.Б. Ястребов.
Методологическую основу дипломной работы составили следующие методы: общенаучные (анализ, синтез, аналогия, моделирование); специальные (системный, сравнительный, статистический).
Нормативную основу исследования составляют: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи».
Данная работа состоит из введения, двух глав, анализа правоприменительной практики, методической разработки, а также заключения и списка использованных источников.
В первой главе было изучено сущность и правовое регулирование осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних.
На основании выше изученного можно сделать следующие выводы:
1. Защита прав и законных интересов несовершеннолетних является приоритетным направлением в деятельности органов прокуратуры Российской Федерации, и нацелена на обеспечение исполнение законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних во всех сферах жизни.
2. Органы прокуратуры призваны осуществлять в пределах своей компетенции комплексные проверки исполнения законов и подзаконных нормативных правовых актов в целях обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних.
3. Были определены приоритетные направления прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране прав несовершеннолетних для более эффективной защиты несовершеннолетних.
Во второй главе было рассмотрено содержание осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних. Можно также сделать вывод о том, что предметом прокурорского надзора является: соблюдение прав несовершеннолетних в различных сферах жизни со стороны соответствующих органов, учреждений, организаций и предприятий.
Также были выявлены проблемы и пути совершенствования и повышения эффективности прокурорского надзора.
Преступность несовершеннолетних, постоянно прогрессирующий рост общей численности безнадзорных и беспризорных детей, а также увеличение детей, живущих в неблагополучных семьях, лишившихся родительского попечения, и детей-сирот, находящиеся в образовательных учреждениях; находящихся в конфликте с законом (причем часто не по своей вине), требуют поиска и применения срочных и далеко не ординарных мер, направленных в конечном итоге на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних.
Из всего вышесказанного, были предложены пути совершенствования повышения эффективности прокурорского надзора. Было предложено внести соответствующие дополнения в ФЗ «О прокуратуре».
В раздел III добавить главу: «Прокурорский надзор за исполнением законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних, в», которой будут разъясняться цели и задачи прокурорского надзора, предмет и объект прокурорского надзора, полномочия и механизм реализации прокурора, а также их деятельность по надзору за соблюдением прав и законных интересов несовершеннолетних. Наполнив данную главу функциями надзора за исполнением законов прав несовершеннолетних органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами.
Подобное нормативное регулирование будет направлено на конкретные задачи и цели прокуроров, а также на выполнении функции в осуществлении надзора за исполнением законов об образовании; за исполнением законодательства о трудоустройстве и трудовой занятости несовершеннолетних; за исполнением законодательства об охране здоровья несовершеннолетних; за исполнением законодательства об охране прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; за исполнением законодательства по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; об исполнении законодательства об усыновлении, опеки и попечительстве.
В связи с тем, что наиболее распространенным нарушением являются нарушения в сфере исполнения законодательства в области жилищных прав несовершеннолетних, в целях совершенствования прокурорского надзора за соблюдением жилищных прав несовершеннолетних внести изменений и дополнения в Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и Жилищный кодекс Российской Федерации, дополнив их положениями о прокурорском надзоре в данной сфере....
1. Конвенция о правах ребенка (одобрена 20 ноября 1989 Генеральной Ассамблеей ООН) // Сборник международных договоров СССР. 1993. Ст. 1.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (в ред. от 21.07.2014) // Российская газета. 1993. 25 дек.
3. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. 1995. 05 апр.
4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223- ФЗ (в ред. от 29.12.2017) // Российская газета. 1995.
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 № 197-ФЗ (в ред. от 05.02. 2018) // Собрание законодательства РФ.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 № 63-ФЗ (в ред. от 23.04.2018, с изм. от 25.04.2018) // Собрание законодательства РФ.
7. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 № 188- ФЗ (в ред. от 03.04.2018) // Парламентская газета.
8. Закон Российской Федерации от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 18.04.2018) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992.
9. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ.
10. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. от 18.04.2018) // Собрание законодательства РФ.
11. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 07.06.2017) // Собрание законодательства РФ.
12. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 07.03.2018) // Собрание законодательства РФ. 1996.
13. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 26 ноября 2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» // Законность. 2008. № 2.
14. Судебная практика
15. Решение Черкесского городского суда от 17 ноября 2017 г. по делу № 2-3230/2017 дело по исковому заявлению и.о. Усть-Джегутинского межрайонного прокурора Карачаево-Черкесской Республики, поданному в интересах Садреевой Регины Маратовны, к Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики и Министерству финансов Карачаево-Черкесской Республики об обязании предоставления Садреевой Регине Маратовне по договору специализированного найма за счет бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики....30