Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние социальных сетей на тревожность студентов (Казанский (Приволжский) Федеральный Университет)

Работа №145507

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы32
Год сдачи2024
Стоимость800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 30 студентов в возрасте от 18 до 23 лет, обучающихся на различных факультетах вуза.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРЕВОЖНОСТИ И ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ 7
1.1. Понятие и виды тревожности 7
1.2. Причины возникновения тревожности 8
1.3. Социальные сети как фактор тревожности 9
Выводы по первой главе 12
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА ТРЕВОЖНОСТЬ СТУДЕНТОВ 13
2.1. Организация исследования и методы сбора и обработки информации 13
2.2. Результаты исследования 16
2.3. Рекомендации по снижению негативного влияния социальных сетей 23
Выводы по второй главе 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЯ 32

Проблема исследования заключается в том, что влияние социальных сетей на уровень тревожности пользователей до сих пор изучено недостаточно. Существуют противоречивые данные о характере этого влияния и его масштабах.
Некоторые исследования указывают на связь между чрезмерным использованием социальных сетей и повышением тревожности, другие опровергают эту взаимосвязь. Необходимы дальнейшие исследования для получения более четкого понимания этой проблемы и разработки рекомендаций по профилактике негативных последствий.
Актуальность исследования влияния социальных сетей на тревожность обусловлена несколькими важными факторами.
Во-первых, социальные сети в современном обществе приобрели чрезвычайную популярность и распространенность. Миллионы людей ежедневно проводят значительное время в различных социальных сетях, таких как Вконтакте, Telegram, Facebook, Instagram, TikTok и многих других. Социальные сети стали неотъемлемой частью повседневной жизни, средством коммуникации, источником информации, развлечений и самовыражения. Их влияние на жизнь общества трудно переоценить.
Во-вторых, использование социальных сетей оказывает существенное влияние на психологическое состояние пользователей.
С одной стороны, социальные сети помогают поддерживать социальные связи, обмениваться информацией и эмоциями, что может иметь позитивный эффект.
Однако, с другой стороны, существуют риски негативного воздействия на психику, такие как интернет-зависимость, снижение самооценки, ощущение одиночества и социального отчуждения.
В-третьих, в последние годы наблюдается рост уровня тревожности в обществе, особенно среди молодежи. Тревожность – это эмоциональное состояние, характеризующееся повышенным беспокойством, напряженностью, нервозностью в ситуациях потенциальной опасности или угрозы. Чрезмерная тревожность может негативно влиять на качество жизни, успеваемость, социальное функционирование и психическое здоровье в целом.
Целью исследования является изучение влияния социальных сетей на уровень тревожности их пользователей. Необходимо выяснить, каким образом активное использование социальных сетей отражается на эмоциональном состоянии людей, в частности на их склонности к тревожным переживаниям.
Объектом исследования выступают пользователи социальных сетей, то есть люди, регулярно проводящие время в виртуальных социальных сетях Вконтакте, Telegram, Facebook, Instagram, TikTok и других популярных платформах.
Предметом исследования является тревожность как психологический феномен у пользователей социальных сетей. Будет изучаться уровень ситуативной и личностной тревожности, ее проявления и факторы, влияющие на ее возникновение и развитие в контексте использования социальных медиа.
Гипотезой исследования выступает предположение о том, что чрезмерное, избыточное использование социальных сетей повышает уровень тревожности у пользователей. Длительное пребывание в виртуальной среде, погружение в информационный поток, сравнение себя с другими пользователями может провоцировать тревожные состояния, беспокойство, нервозность.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты тревожности как психологического феномена, ее виды, причины, проявления на основе анализа научной литературы. Также рассмотреть теоретические концепции влияния социальных сетей на психику человека.
2. Провести эмпирическое исследование с использованием валидных психодиагностических методик для измерения уровня тревожности у пользователей социальных сетей с различной интенсивностью их использования.
3. Проанализировать полученные в ходе исследования данные, используя методы математической статистики. Сделать выводы о характере влияния социальных сетей на тревожность, подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу.
Методологической и теоретической основой данного исследования влияния социальных сетей на тревожность являются классические и современные работы по изучению феномена тревожности в психологии.
Среди ключевых авторов можно выделить Ч.Д. Спилбергера, разработавшего концепцию ситуативной и личностной тревожности и создавшего одноименную методику их измерения.
Также важную роль сыграли труды Р. Кочюнаса, изучавшего тревожность в рамках психоаналитического подхода. Значимый вклад в понимание природы и механизмов тревожности внесли А.М. Прихожан, В.Р. Кисловская и другие отечественные психологи.
Что касается изучения влияния социальных сетей, то здесь следует опираться на работы таких исследователей, как Р.С. Вайнер, В.Д. Примак, Е.П. Белинская, А.Е. Жичкина и др., которые рассматривали различные аспекты воздействия социальных медиа на личность, самооценку, эмоциональное состояние, коммуникативные особенности пользователей.
В рамках данного исследования будут использованы как теоретические, так и эмпирические методы. Теоретические методы включают анализ и обобщение научной литературы по проблеме тревожности и влияния социальных сетей.
Эмпирические методы предполагают проведение опросов с использованием стандартизированных психодиагностических методик, направленных на измерение уровня тревожности, таких как опросник Спилбергера, шкала тревоги Бека и др.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и углублении знаний о роли социальных сетей как фактора, влияющего на психоэмоциональное состояние личности, в частности на уровень тревожности. Результаты позволят лучше понять психологические механизмы и последствия активного использования виртуальных социальных сред.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования ее выводов и рекомендаций психологами, педагогами, родителями для профилактики негативного влияния социальных сетей и снижения риска развития тревожных расстройств у подростков и молодежи.
Эмпирическую базу исследования составят данные, полученные в ходе опросов студентов и/или подростков с использованием методик на выявление уровня тревожности. Планируется опросить не менее 30 человек для обеспечения репрезентативности выборки.
Основными положениями (результатами) исследования должны стать выводы о характере взаимосвязи между интенсивностью использования социальных сетей и уровнем тревожности пользователей, а также рекомендации по минимизации негативного влияния виртуальной социальной среды на психоэмоциональное состояние.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной курсовой работе была рассмотрена актуальная проблема влияния социальных сетей на тревожность у студентов. Теоретический анализ показал, что тревожность является распространенным психологическим феноменом, оказывающим негативное воздействие на качество жизни и успешность деятельности. В то же время использование социальных сетей приобрело массовый характер и играет значительную роль в жизни современной молодежи, что ставит вопрос об его психологических последствиях.
Для изучения взаимосвязи между использованием социальных сетей и уровнем тревожности было проведено эмпирическое исследование с участием 30 студентов. Применялись стандартизированные психодиагностические методики: опросник Спилбергера, Госпитальная шкала тревоги и депрессии, опросник Кондаша. Также использовалась анкета для выявления особенностей использования респондентами социальных медиа.
Выводы по эмпирическому исследованию:
1. В исследуемой выборке студентов наблюдался повышенный уровень тревожности. Средние показатели личностной тревожности соответствовали высокому уровню, ситуативной – умеренному.
2. Обнаружена положительная корреляция между временем, проводимым в социальных сетях, и уровнем тревожности по всем использованным методикам (коэффициенты от 0,32 до 0,47).
3. Студенты, использующие социальные сети более 4 часов в день, имели достоверно более высокие показатели тревожности по сравнению с теми, кто проводил в социальных сетях менее 2 часов.
4. Результаты указывают на то, что чрезмерное погружение в виртуальную социальную среду является фактором риска развития повышенной тревожности у студентов.
Подтверждение гипотезы: Полученные эмпирические данные подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что чрезмерное использование социальных сетей повышает уровень тревожности у студентов. Обнаружена прямая взаимосвязь между активностью в социальных сетях и показателями тревожности.
Перспективы дальнейшего изучения:
1. Расширение выборки исследования, включение студентов из разных вузов и регионов.
2. Изучение гендерных различий во влиянии социальных сетей на тревожность.
3. Исследование роли других факторов (самооценки, перфекционизма и др.) в развитии тревожности у активных пользователей социальных сетей.
4. Разработка и апробация программ психологической помощи и профилактики для снижения негативного влияния социальных медиа.
5. Изучение влияния конкретных социальных платформ (Instagram, TikTok и др.) на психологическое состояние молодежи.
Таким образом, проведенное исследование внесло вклад в изучение психологических последствий использования социальных сетей и позволило выявить их негативное влияние на уровень тревожности в студенческой среде. Полученные результаты могут быть использованы в практической работе психологов для профилактики тревожных расстройств и сохранения психического здоровья молодежи.
Вместе с тем, данная работа не исчерпывает всей проблематики влияния социальных сетей на психологическое благополучие личности. Требуется дальнейшее углубленное изучение этого феномена с привлечением больших выборок, качественных методов исследования, а также рассмотрения различных аспектов психического здоровья помимо тревожности.
Перспективным направлением является разработка и апробация специальных программ психологической помощи и профилактики для пользователей, испытывающих негативное влияние социальных медиа.
Кроме того, важно изучать влияние отдельных социальных платформ, таких как Instagram, TikTok, их специфических особенностей на психику молодежи. Различные социальные сети могут по-разному воздействовать на личность в зависимости от контента, форматов взаимодействия и других факторов.
В целом, проблема влияния социальных сетей на психологическое состояние личности приобретает все большую актуальность в условиях цифровизации общества и требует пристального внимания со стороны исследователей и практических психологов. Необходимо разрабатывать эффективные стратегии сохранения психического здоровья и благополучия в виртуальной реальности, способствовать развитию цифровой грамотности и культуры использования социальных медиа.



1. Астапов В.М. Тревожность у детей / В.М. Астапов. – М.: ПЕР СЭ, 2008. – 160 с.
2. Белинская Е.П. Социальные сети как пространство конструирования идентичности / Е.П. Белинская, А.Е. Жичкина // Образование личности. – 2020. – № 2. – С. 24-39.
3. Зубакина О.В. Влияние социальных сетей на психическое здоровье подростков / Зубакина О.В. // Конференция на выставке «Здоровье нации» – 2021. – С. 45-59.
4. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования / Р. Кочюнас. – М.: Академический проект, 2015. – 496 с.
5. Кузнецова Л.Э. Социально-психологические факторы формирования интернет-зависимости у подростков / Л.Э. Кузнецова, Е.С. Романова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – № 18 (256). – С. 7-8.
6. Максимов А.А., Голубева Н.М. Влияние социальных сетей на современного подростка // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2014. №21.
7. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – М.: МПСИ, 2000. – 304 с.
8. Спилбергер, Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги / Ч.Д. Спилбергер // Стресс и тревога в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1983. – С. 12-24.
9. Beck, A.T. An inventory for measuring clinical anxiety: Psychometric properties / A.T. Beck, N. Epstein, G. Brown, R.A. Steer // Journal of Consulting and Clinical Psychology. – 1988. – Vol. 56, No. 6. – P. 893-897.
10. Zigmond, A.S. The hospital anxiety and depression scale / A.S. Zigmond, R.P. Snaith // Acta Psychiatrica Scandinavica. – 1983. – Vol. 67, No. 6. – P. 361-370.
11. Peris M, de la Barrera U, Schoeps K, Montoya-Castilla I. Psychological Risk Factors that Predict Social Networking and Internet Addiction in Adolescents. Int J Environ Res Public Health. 2020 Jun 26;17(12):4598.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ