Введение 3
1. Общая характеристика платы за жилое помещение и коммунальные
услуги 6
1.1. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги 6
1.2. Порядок и основания внесения платы за жилое помещение и
коммунальные услуги 11
2. Правовое регулирование отдельных вопросов, касающихся внесения
платы за жилое помещение и коммунальные услуги 16
2.1. Предоставление субсидий и компенсаций на оплату жилого
помещения и коммунальных услуг 16
2.2. Особенности взыскания задолженности по оплате за жилое
помещение и коммунальные услуги 24
Анализ правоприменительной практики 29
Методическая разработка 39
Заключение 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
Одним из значимых достижений социальной политики государств в ХХ-XXI вв. стало установление права граждан на жилище. В Российской Федерации право на жилище закреплено в Конституции РФ1, и, согласно, конституционным положениям, его закрепление сопряжено с обязанностью государственных и муниципальных органов власти по принятию действенных мер не только в сфере строительства и реконструкции государственного, муниципального и частного жилищных фондов, но и области создания условий комфортного проживания, оказания потребителям максимального спектра жилищно-коммунальных услуг (далее ЖКУ), соответствующих мировым стандартам. Очевидно, что вопросы оплаты гражданами жилищно-коммунальных услуг находятся в центре проблематики по реализации гражданами своего конституционного права на жилище. Справедливое и четкое ценообразование в рассматриваемой сфере - необходимая предпосылка функционирования демократического правового государства.
Проблемы в рассматриваемой сфере общественных отношений обусловлены тем, что основы, ныне действующей отечественной нормативно-правовой базы, связаны с оплатой услуг ЖКХ и с переходом к рыночной экономике, что обусловило необходимость принципиального изменения системы управления жилищным фондом и модернизации правил и принципов оплаты услуг ЖКХ. С этой целью был разработан целый ряд нормативных документов, однако, несмотря на их значительное количество, вопросы размера оплаты ЖКХ и справедливых принципов формирования тарифов ЖКХ все еще остаются дискуссионными в юридической науке. Отмечаются отсутствие прозрачной схемы установления указанных тарифов, отсутствие конкуренции на рынке оказания услуг в сфере ЖКХ, обуславливающее монопольно высокие цены на такие услуги и отсутствие мотивации для их снижения, неразработанность механизмов влияния потребителей на качество оказываемых им услуг. Ввиду перспективы перехода к 100% оплате жилищно-коммунальных услуг вышеперечисленные обстоятельства имеют существенное значение для каждого потребителя.
Таким образом, тема дипломной работы является актуальной как в теоретическом, так и в практическом отношении.
Объектом исследования в дипломной работе являются жилищные отношения, возникающие в связи с оплатой жилья и коммунальных услуг.
Предметом исследования являются действующие в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг нормы права, а также практика их применения и научные труды, обращенные к изучению вопросов оплаты жилищно-коммунальных услуг.
Целью дипломной работы является анализ правоотношений по оплате жилья и коммунальных услуг, выявление отдельных проблемных аспектов, связанных с правовым регулированием указанной сферы общественных отношений, внесение на этой основе предложений по совершенствованию законодательства.
В соответствии с поставленной целью сформулированы исследовательские задачи, которые состоят в следующем:
• исследовать структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги;
• охарактеризовать порядок и основания внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги;
• проанализировать различные аспекты предоставления субсидий и компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
• выявить особенности взыскания задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги;
• разработать урок по рассматриваемой в дипломной работе теме.
Методологическая основа исследования - диалектический метод научного познания действительности как важнейший, основополагающий способ объективного и комплексного изучения окружающего природного и социального мира. Также в дипломной работе использовались такие частно-научные методы, как формально-логический, метод анализа правоприменительной практики и др.....
В дипломной работе проанализированы различные аспекты правоотношений по оплате жилья и коммунальных услуг. В частности, исследована структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги, дана характеристика порядка и оснований внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, раскрыты различные аспекты предоставления субсидий и компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выявлены особенности взыскания задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.
На основании проведенного исследования могут быть сделаны следующие выводы и внесены предложения по совершенствованию действующего законодательства.
Структура платы за жилое помещение и жилищно-коммунальные услуги - сложное многокомпонентное образование.
Предлагается внести в законодательство (Жилищный кодекс Российской Федерации) следующее определение жилищно-коммунальной услуги. Жилищно-коммунальная услуга - это сертифицируемая или лицензируемая деятельность исполнителя, которая осуществляется на одинаковых условиях применительно к каждому потребителю, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами, и направленная на создание нематериального блага - комфортных условий жизни и деятельности потребителя посредством управления многоквартирным домом, содержания и ремонта помещений, поставки надлежащего качества электрической и тепловой энергии, водо- и газоснабжения, а также водоотведения через присоединенные сети в объемах, согласованных исполнителем и потребителем в соответствующих договорах.
Жилищный кодекс РФ детально регулирует размер платы за жилое помещение, определяет условия установления и изменения каждой составной части структуры платы за жилое помещение для всех категорий плательщиков. Критерии установления размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения различаются в зависимости от категорий пользователей жилых помещений, принадлежности жилищного фонда и иных обстоятельств, указанных в ч. 2 - 4 ст. 156 ЖК РФ.
Одним из основных условий для определения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме является то, что ее размер должен обеспечивать содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (ч. 1 ст. 156 ЖК РФ).
Законодатель ставит размер платы за наем, платы за содержание и ремонт жилого помещения (включающей плату за услуги и работы по содержанию и ремонту жилого помещения, по управлению, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме) в зависимость от общей площади жилого помещения в отдельных квартирах и в зависимость от площади комнат в отдельных комнатах в общежитиях.
Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги должно осуществляться в порядке, установленном жилищным законодательством.
Определение порядка расходов на жилое помещение и коммунальные услуги может производиться в добровольном и судебном порядке.
В ЖК РФ не предусмотрены способы перечисления субсидий гражданам. Механизм предоставления субсидий в настоящее время регулируется Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, согласно которым порядок перечисления (выплаты, вручения) субсидий получателям субсидий устанавливается органами местного самоуправления.
Предлагается вывести законодательное регулирование рассматриваемого вопроса на федеральный уровень и закрепить в Жилищном кодексе. Так же предлагается увеличить список граждан, которые имеют право получить субсидий и компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (в ред. от 21.07.2014) // Российская газета.
2. 25 дек.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ.
4. № 32. Ст. 3301.
5. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ (в ред. от 03.04.2018) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 1 (часть 1). Ст. 14.
6. Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 18.04.2018) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 140.
7. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в ред. от 01.07.2017). Собрание законодательства РФ. 1998. № 22. Ст. 2331.
8. Федеральный закон от 21 июля 2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (в ред. от 31.12.2017). // Собрание законодательства РФ. 2014. № 30. Ст. 4210.
9. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2017). Собрание законодательства РФ. 1997. № 43. Ст. 4904.
10. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в ред. от 03.07.2016). Собрание законодательства РФ. 1997. № 30. Ст. 3594.
11. Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (в ред. от 27.03.2018) // Российская газета. 2011. 01 июн.
12. Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (в ред. от 18.04.2018) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 51. Ст. 5547.
13. Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (в ред. от 27.03.2018) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 22. Ст. 3168.
14.
15. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. № 9....50